СВО на Украине взгляд со стороны

Иракли Годзиашвили
   Относительно, осуществляемой Россией на Украине, специальной военной операции,  хочется отметить следующее.  С точки зрения России, её действия выглядят вполне справедливыми, хотя и не все её граждане согласны с таким взглядом на военный конфликт на Украине. Что же касается других, прямых или косвенных участников конфликта, то у них, естественно, имеется на этот счёт противоположное мнение.

   Объективно же, т.е. непредвзято оценить данное противостояние, на мой взгляд, вообще не представляется возможным, слишком уж серьёзные аргументы имеются у обеих сторон. Конечно, с формальной точки зрения, виноватым всегда считается тот, кто первым незаконно, с оружием в руках, а значит насильственным путём пересёк границу чужого суверенного государства. Но такой подход является в данной ситуации слишком поверхностным, т.к. не учитывает всей сложной предыстории развития конфликта. Поэтому, чтобы более или менее правильно оценить данное противостояние нужно вспомнить историю развития противостояния России с остальным Западным миром. Именно там лежат истоки этого конфликта, который длится уже не одно десятилетие и возможно продлиться и дальше, слишком уж разные мировозрения присутствуют по обе стороны, примирение которых возможно лишь периодически, после чего фаза относительного затишья вновь может поменяться на противоположную.

   На мой взгляд, безоговорочная победа какой-либо стороны в этом конфликте просто невозможна по определению. Исходя из этого, противоборствующим сторонам рано или поздно, всё же придётся сесть за стол переговоров и там постараться разрешить наболевшую проблему. Думается, что это понимают все участники конфликта, но пока медлят, видимо, желая выиграть время и получше приглядеться к возможностям друг друга. К сожалению, как обычно и бывает к таких случаях, моральная сторона вопроса здесь мало кого интересует, а если и интересует то в последнюю очередь, и то, что каждый день с обоих сторон погибают в общем-то совершенно невинные люди это, в общем-то очень прискорбно, но вряд ли является достаточным аргументом для прекращения военного противостояния; на войне, как на войне и здесь разговоры о нравственности, особенно в призме прекращения военных действий, слишком неуместны.

   Такова суровая реальность нынешнего противостояния конфликтующих сторон, где по-прежнему, их главным аргументом является сила, боевая готовность и экономический потенциал участников конфликта, а не их нравственность.

   С другой стороны, думается, напрасно Россия надеется на то, что Западу может эта война в какой-то момент просто надоесть и он перестанет помогать Украине. Однако этого, видимо, не произойдёт и не произойдёт это по причине экзистенциальной боязни Запада продвижения России к его границам.

    В целом же, гадание по поводу того чья возьмёт, является довольно неблагодарным занятием, во всяком случае в краткосрочной перспективе. Что же касается более длительной перспективы, то рано или поздно убедившись в том, что выиграть в этом противостоянии не сможет никто, стороны начнут со скрипом, но всё же договариваться о мире, памятуя о том, что худой мир всё же лучше доброй ссоры, хотя это противостояние что-то уж совсем не похоже на добрую ссору.

    Тот факт,  что Украина оказалась в самой центре данного цивилизационного конфликта, это выглядит весьма логично, т.к. другой географии борьбы России с Западом трудно было бы себе представить. Конечно же, по человечески жаль Украину, которая вряд ли после завершения конфликта сохранит свою былую целостность, но усилиями всего международного сообщества, видимо, необходимо будет сделать всё, чтобы минимизировать последствия этой большой для неё трагедии.

    Возможно когда-нибудь, когда пройдут года, сменятся лидеры противоборствующих стран и новым политическим элитам, пришедшим к власти, удастся как-то договориться между собой и найти более или менее приемлемое для всех решение, но этого ждать теперь конечно же нельзя, хотя возможно, что только время сможет окончательно решить эту проблему. А пока что думается, перетягивание канатов будет продолжаться и впредь; по-прежнему с обеих сторон будут гибнуть люди и всё это будет происходить по одной простой причине – уж слишком разные по своим взглядам на мир противодействующие стороны, чтобы периодически не ссориться. Однако же они, в то же самое время, не являются безумными до такой степени, чтобы ради собственных амбиций и несогласующихся между собой ценностных ориентаций войти в фазу своего самоуничтожения. И это последнее обстоятельство всё же позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, которое всецело должно зависеть не от амбиций, а, прежде всего, от умения оставаясь разными и не теряя при этом собственную идентичность, научиться жить рядом, без войн и противостояний на основе взаимоуважения и понимания того, что иного пути сохранения мира на земле просто не существует. А то, что мир нужен всем в этом, я думаю не у кого нет никаких сомнений.
 
   Тем не менее, всё же непонятным остаётся одно обстоятельство: разве нельзя было всё это драматическое развитие событий заранее предвидеть и постараться избежать кровопролития. И вся ответственность за игнорирование такой перспективы, а она, конечно же была, лежит на обеих сторонах конфликта, так, по-видимому, и не понявших до конца того, в какую кровавую пропасть могут завести их упрямство и несговорчивость. Вот если бы их дети были бы на передовой, тогда, возможно, они «запели» бы совсем по-другому, но ведь их-то как раз и запрятали далеко-далеко от конфликта их слишком влиятельные родители, а, как обычно бывает в таких случаях, проливать кровь опять придётся весьма далёким от политики обычным людям. Поэтому я не осуждаю тех, кто бежит от войны и не хочет проливать собственную кровь за то, что кому-то там наверху не хватило ума и терпения не доводить всё до вооруженного противостояния.