Об именах. Николай Иванович Пирогов

Александр Ерошкин
170 лет назад, в октябре 1853 года, началась Крымская война. Я хочу рассказать только об одном участнике этой войны, но прежде должен сказать, что предшествовало этой войне.

Нашествие Наполеона на Россию закончилось его крахом. Русские войска вошли в Париж, но русская дипломатия тут же проиграла, и лавры победы над Францией оказались в руках англичан.

Английская империя имела свои колонии во всех частях света, но  жутко боялась усиления России, особенно на кавказском направлении. Если в 1801 году южные границы России заканчивались на Кубани, то в 1825 году ее владения находились глубоко в Закавказье. Сейчас это географическое название заменено понятием Южный Кавказ.  А вдруг  русские выйдут к северо-восточному побережью Средиземного моря, например, туда, где сейчас проходит граница между Турцией и Сирией, где сейчас находится мощная российская военная база?

Как сдержать? Запад умеет распространять откровенное враньё, вот и заговорили громко  о возможном российском вторжении в Британскую Индию через Персию и Афганистан,   а ещё   о её выходе  к  Средиземному  морю через Балканы, черноморские проливы,  через Армению и Курдистан. Тогда бы и Тартус, и Константинополь отошли бы к России. Похоже, что колониальные империи Франции и Великобритании спровоцировали мятежного египетского пашу Мухаммеда Али на захват Константинополя,  они создавались видимость, что борются за интересы Османской империи, но Россия  фактически спасла Константинополь и Османскую империю от разгрома, это сделала Босфорская  экспедиция  Черноморского флота в 1833 году.

Европа реально опасалась усиления  России. Есть свидетельства, что в январе 1853 года Николай I в беседе с британским послом Джоржем Сеймуром откровенно предложил Лондону полюбовно разделить владения Османской империи. Этот шаг укрепил бы Россию, но  в тот момент Турция была  одним из основных торговых партнеров Великобритании, а Россию в Лондоне рассматривали как своего главного геополитического соперника в Азии. На такой раздел англичане никогда бы не пошли.

31 июля 1853 года в Вене собрались представители четырёх держав (англичане, французы, австрийцы, пруссаки) и турки, и была принята так называемая Венская нота, она  подтверждала права Николая I покровительствовать христианам, но не на территории Турции и  Османской империи. Венская нота требовала немедленно вывести русские войска из Дунайских княжеств. Отказ русского императора Николая I вывести войска привёл к тому, что  4 (16) октября  1853 года   Турция, через полгода,   5 (27) марта  1854 года,   Великобритания  и Франция  начали Крымскую войну.

В октябре 1853 года Османская империя объявила России войну, а  18 ноября в турецком порту Синоп отличилась эскадра Черноморского Флота вице-адмирала Павла Степановича Нахимова (1802—1855),  на голову разбив турецкий флот.

Самый известный в то время русский хирург Николай Иванович Пирогов потребовал направить его во главе  группы  врачей и медсестёр на театр военных действий. Среди врачей были Э. В. Каде, П. А. Хлебников,  А. Л. Обермиллер, Л. А. Беккерс, доктор медицины В. И. Тарасов и верный помощник Пирогова — фельдшер И. Калашников. Медсёстры, в обучении которых принял участие Пирогов, представляли Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия, только что учреждённую по инициативе великой княгини Елены Павловны. Пирогов был главным хирургом осаждённого  англо-французскими войсками города Севастополя.

О том, какая атмосфера царила в столице, в Санкт-Петербурге даёт представление фильм «Пирогов». Этот  советский чёрно-белый кинофильм Григория Козинцева по сценарию Юрия Германа вышел на экраны в 1947 году и с позиций классовой борьбы рассказывает о жизни и деятельности выдающегося русского анатома и хирурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук (1846) Николая Ивановича Пирогова. Он  участник нескольких войн, он основоположник военно-полевой хирургии, а  в 1847 году впервые  произвёл операцию в полевых условиях под наркозом, ввёл  в практику неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Научные труды Пирогова получили мировую известность. Роль Пирогова блестяще сыграл Константин Скоробогатов. Алексей Дикий сыграл роль Павла Нахимова, а Татьяна Пилецкая — Дашу Севастопольскую. Музыку к фильму  написал Дмитрий Шостакович. В 1948 году съёмочной группе фильма была присуждена Государственная премия СССР.

Словом, хирург с немалым боевым опытом вновь добровольно едет в действующую армию в условиях тяжёлой войны.

В 1847 году Пирогов уехал в действующую армию на Кавказ, так как хотел проверить в полевых условиях разработанные им операционные методы. Работал хирургом при Владикавказской крепости. На Кавказе он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом; крахмальная перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки, то есть шины из молодых деревьев, которые  вставляли под бинты.

 Пирогов впервые в истории медицины провёл операцию с открытым  Уильямом Мортоном в 1846 году эфирным наркозом в полевых условиях (при осаде аула Салты), выполнив впоследствии около десяти тысяч таких операций. В октябре 1847 года Пирогов получил чин действительного статского советника.

Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории русской медицины применил и  гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации.

Во время осады Севастополя Пирогов руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Он распределил их на четыре группы: перевязочные, аптекарши, хозяйки, а также транспортные сёстры, которые сопровождали раненых до госпиталя. Это было нововведением по тем временам. Кроме того, сёстры занимались уборкой, готовили еду и контролировали интендантов. Из 250 сестёр милосердия, работавших в Севастополе, 17 погибли от ранений и болезней.

О беспримерной деятельности сестёр Крестовоздвиженской общины и в память об их подвиге Пирогов написал «Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о раненых и больных в военных госпиталях в Крыму и Херсонской губернии с 1 декабря 1854 по 1 декабря 1856 года».

Пирогов впервые в России предложил распределять раненых по степени тяжести на пять категорий:
1) безнадёжные и смертельно раненные;
2) тяжело и опасно раненные, требующие безотлагательной помощи;
 3) тяжёлые, способные пережить после оказания первичной помощи доставку в госпиталь;
4) подлежащие отправке в госпиталь;
5) легкораненые, которым помощь оказывается на месте (наложение лёгкой повязки или извлечение поверхностно сидящей пули).

Из такой сортировки впоследствии выросла вся лечебно-эвакуационная служба Российской армии. С большим трудом Пирогову удалось организовать работу военно-транспортных команд с лошадьми и удобными повозками, что позволяло довольно быстро доставлять раненых в госпиталь. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.

За заслуги в оказании помощи раненым и больным во время этой войны Пирогов был награждён орденом Святого Станислава 1-й степени.
В 1855 году Пирогов был избран почётным членом Императорского Московского университета.

В этом же году по просьбе петербургского врача Н. Ф. Здекауэра был принят и осмотрен Н. И. Пироговым бывший в то время старшим учителем Симферопольской гимназии Д. И. Менделеев, с юности испытывавший проблемы со здоровьем (подозревали даже у него чахотку). Констатируя удовлетворительное состояние пациента, Пирогов заявил: «Вы нас обоих переживёте». Предначертание это вселило в будущего великого учёного уверенность в благосклонности к нему судьбы, к тому же оно сбылось.

Несмотря на героическую оборону, Севастополь был частично взят осаждающими, и Крымская война была проиграна Российской империей. Правда, в условиях Крымской войны Россия прирастила свои территории,  благодаря деятельности русских во главе с  адмиралом Геннадием Невельским,   на Дальнем Востоке.

Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости Русской императорской армии и её вооружения. После этой встречи предмет деятельности Пирогова изменился — он был направлен в Одессу исправляющим должность попечителя Одесского учебного округа. Такое решение императора можно рассматривать как проявление его немилости, но при этом Пирогову ранее уже была назначена пожизненная пенсия по 1849 рублей и 32 копейки в год. Похоже, его отправили в почётную ссылку, чтобы не мешал вельможам и проходимцам от медицины плести интриги возле царского трона.

1 января 1858 года Пирогов был повышен в чине до тайного советника, затем переведён на должность попечителя Киевского учебного округа, а в 1860 году удостоен ордена Святой Анны 1-й степени.

Пирогов пытался реформировать сложившуюся систему образования. Однако действия и независимость  Пирогова привели к конфликту с властями, и ему пришлось оставить должность попечителя Киевского учебного округа.

13 марта 1861 года Пирогов был назначен членом Главного правления училищ, а после его ликвидации в 1863 году, пожизненно состоял при Министерстве народного просвещения Российской империи.

Пирогова направили руководить обучающимися за границей русскими кандидатами в профессора. «За труды в бытность членом Главного правления училищ» Пирогову было сохранено содержание по 5 тысяч рублей в год.

Своей резиденцией Пирогов выбрал Гейдельберг,  красивый университетский городок в Германии, куда прибыл в мае 1862 года. Кандидаты с благодарностью вспоминали своего руководителя. Так, например, нобелевский лауреат И. И. Мечников подчёркивал, что Пирогов не только выполнял свои обязанности, часто выезжая в другие города, где учились кандидаты, но и оказывал им и членам их семей и друзьям любую, в том числе медицинскую, помощь.

Из данных архива Гейдельбергского университета известно, что знаменитая Русская читальня была основана 20 декабря  1862 года русскими студентами, обучавшимися в Гейдельберге, а  руководил ею  Н.И. Пирогов. Возможно, что идея её создания принадлежит тоже Пирогову.

В начале 60-х годов XIX века по России прокатились студенческие волнения. Стремясь их подавить, осенью 1861 года царское правительство попыталось закрыть университеты. Это вызвало усиленный отток русской передовой молодежи в зарубежные университеты. Большая часть этих молодых людей еще в России успела проникнуться «враждебными для правительства идеями и приезжала на запад с более или менее сложившимися миросозерцанием».

Русская читальня стала центром, где собиралась вся молодежь, приехавшая из России в Гейдельберг. Это был  своего рода клуб, где  устраивались собрания. На них, по сведениям агента III отделения, «произносились демагогические и коммунистические речи».

В этой читальне наряду с легальными русскими книгами и журналами встречались издания А. И. Герцена, а также малодоступные в России социалистические сочинения и книги немецких материалистов.

Один из кандидатов, Лев Модзалевский, глава русского землячества Гейдельберга, провёл сбор средств на лечение Джузеппе Гарибальди, который  в то время находился под арестом в форте Вариньяно близ Специи и страдал от длительно не заживавшего пулевого ранения в ногу. Модзалевский уговорил Пирогова осмотреть раненого Гарибальди. От денег Пирогов отказался, но к Гарибальди поехал и при осмотре пациента обнаружил не замеченную другими врачами пулю. Пирогов настаивал, чтобы Гарибальди покинул вредный для его раны климат. По сути Гарибальди получил амнистию в октябре 1862 году.  По всеобщему мнению, именно Н. И. Пирогов тогда спас ногу, а, скорее всего, и жизнь «осуждённому» другими врачами Гарибальди.

В своих «Мемуарах» Гарибальди вспоминает: «Выдающиеся профессора Петридж, Нелатон и Пирогов, проявившие ко мне великодушное внимание, когда я был в опасном состоянии, доказали, что для добрых дел, для подлинной науки нет границ в семье человечества…».

А потом в Петербурге было  покушение на Александра II, покушались  нигилисты, восхищавшиеся позицией Гарибальди. Активное участие Гарибальди в Австро-прусско-итальянской войне 1866 года вызвало резкое неудовольствие австрийского правительства. «Красный» Пирогов был освобождён от исполнения служебных обязанностей, но при этом сохранил статус чиновника и ранее назначенную пенсию.

В расцвете творческих сил Пирогов был отстранён и от государственной службы и от академической деятельности, он уединился в своём небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Императорского Санкт-Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.

 Есть сведения, что  Пирогов лишь дважды покидал имение: первый раз — в 1870 году во время франко-прусской войны, когда его пригласили   на фронт от имени Международного Красного Креста, и второй раз  в 1877—1878 годах, когда он уже в пожилом возрасте несколько месяцев работал на фронте во время русско-турецкой войны. В 1873 году Пирогов был удостоен ордена Святого Владимира 2-й степени.

Я ничего не сказал о раннем периоде жизни Пирогова, о его учёбе и становлении. Родился он в конце ноября 1810 года в Москве, в семье казначея Ивана Ивановича Пирогова. Он был  четырнадцатым ребенком.

В 1958 году во время Пионерской республики вожатая рассказывала нам о флотоводце Павле Нахимове, который вырос в семье, где было 11 детей. Все пять братьев Нахимовых стали  профессиональными моряками. К тому времени старшие мои сестра с братом определились, и мы остались вдвоём с матерью. Я просто мечтал о большой семье и о морской карьере. Вернувшись из Пионерской республики я предпринял попытку поступить в Нахимовское училище, но это не удалось, я оказался незаконнорожденным. А если бы вожатая также интересно рассказала о большой семье Пироговых, я бы, наверное, предпринял  попытку  заняться медициной. Склонность такая была. Но это так, лирическое отступление.

Но для семьи Пироговых много детей оказалось обузой. Не хватало средств на питание и одежду. Об образовании и думать не приходилось . Но помог случай. Иван Пирогов дружил с  профессором медицины Е.Мухиным, а тот заметил особенные способности  самого младшего и  стал заниматься с Николаем, приносил ему книги по медицине. В четырнадцать лет Николай Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета, прибавив себе два года. Стал одним из лучших учеников, учился легко, но мог бы еще легче, но пришлось  подрабатывать ради денег.

В фильме «Пирогов» есть эпизод, когда во время борьбы с эпидемией он увидел студента-малолетку и пытался  отправить его домой. Но тот произнёс такие пламенные слова, что ему разрешили заниматься с больными.

Работа в анатомическом театре дала студенту Пирогову не только возможность заработать, но и бесценный опыт, он понял, что его признание - стать именно хирургом. Лучший студент был направлен на стажировку  в аспирантуру университета в города Дерпт, сейчас Тарту.

В клинике он проработал 5 лет, защитил диссертацию. Получил назначение на стажировку в Берлин, куда отправился учиться у прославленных хирургов того времени. Он по сути  учился всю жизнь, а потому  достиг в медицине невероятных высот. Число  спасенных им жизней перевалило за  десятки тысяч. Его имя по праву вписано золотыми буквами в историю российской медицины. Плохого хирурга и вредного человека пациенты и коллеги «Первым после Бога» не назовут.

Имя Пирогова носят медицинские институты и больницы. Раз в год присуждается премия и медаль его имени за достижения в области хирургии. Памятники Николаю Ивановичу есть в Москве, Севастополе, Виннице, а в Болгарии открыт «парк-музей Пирогова».

Когда писал этот материал, из  моего родного города сообщили, что в  зону специальной военной операции в Донбасс отправился врач-нейрохирург Игорь Р.  На протяжении года он будет спасать жизни российских военных. В Донбасс медик отправился по собственному желанию, дома его будут ждать жена  и две дочери.