Карьера неуловимого аса - 3

Андрей Грачев 2
В 45 году Йостен, как мы уже сказали, выдвинулся в число ведущих асов. Действовать ему приходилось в Померании и Восточной Пруссии. JG51 в тот момент испытывала острую нехватку опытных асов и исправных самолётов, и на Йостена ложилась особая ответственность. И осторожный охотник на одиночек в 45 году снова превратился в опасного аса-пожарного.

Конечно, сверка побед несколько затруднена, поскольку нет полных данных о победах JG51 в этот период. И, тем не менее, кое-что сверить можно.

11 февраля в районе Хайлигенбайль ас открыл счёт своим победам. Он заявил три победы, но ему записали на счёт две - Ил и Ла-5. В тот день отмечен один Ил сбитым в указанном районе, видимо Йостеном. Потерь Ла-5 непосредственно в боях не зафиксировано, однако в ходе боя был подбит Ла-7, который пилотировал, ни много ни мало, командир 9 гиап Лавриненков Владимир Дмитриевич, Дважды Герой Советского Союза. Йостен, улучив момент, всё же провел эту атаку, хотя оберегали командира очень тщательно. При вынужденной посадке самолёт окончательно разбился, но сам ас, к счастью, не пострадал. Йостен, конечно, добился колоритного успеха.

16 февраля уже в районе Грудзендз, в Померании, ас заявил разом пять Илов за бой, одна из побед стала 150-й. Это были Илы из состава 199-й шад. Пока подчинённые Йостена связали боем истребители сопровождения, он атаковал две четверки 569-го шап. Как отмечено в ЖБД, атаки были резкие и внезапные, причём происходили прямо над целью. В итоге этих последовательных атак было сбито как раз пять штурмовиков. И качество атак, и то, что они происходили не одновременно, а последовательно, позволяет думать, что все эти пять побед действительно одержал Йостен. В свою очередь, истребители сопровождения сбили одного из подчинённых аса, который погиб, вероятно в бою были и другие потери немецкой стороны.

Как бы то ни было, мы видим уже другого Йостена, чем в 44 году - гораздо более агрессивного и искусного аса, который занимается отражением налёта, используя всё свое мастерство.

На следующий день ас уже одержал победу над Илом в районе Браунсберга. Ему постоянно приходилось менять место своего действия, если накануне он бился в небе Померании, то теперь - в небе Южной Пруссии. Он заявил два Ила, но ему подтвердили только один. Ил был из состава 1-й гшад, он смог прорваться и сбил один из штурмовиков этой дивизии. Ещё одну победу ему не засчитали, так как атакованный им штурмовик совершил вынужденную посадку на брюхо. В том бою Йостен потерял ещё одного своего подчинённого. Потери немцев были велики, поскольку лётчики не имели уже ни опыта, ни должной подготовки.

19 числа ас сбил ещё два Ила в районе Нойенбурга. Это был явно бой против 256 шап. Попросту больше в тот день не было никаких боев с участием советских штурмовиков и немецких истребителей. У немцев было так мало сил, что штурмовики работали почти беспрепятственно. Йостен в том вылете атаковал советскую группу при возвращении с задания, в итоге один Ил он сбил, второй, уже повреждённый ЗА, вторично подбил, и тот в итоге разбился на вынужденной, и третий Ил получил повреждения, но сел успешно на аэродроме.

20 февраля ас уже действовал в районе Данцига и заявил четыре очередных победы за бой, отражая налет Бостонов и Кобр, но ему ни одну не засчитали. Это был бой против шестёрки 101-го гиап, которая сопровождала Бостоны. Ведущим был Морозов Иван Тимофеевич, имевший 8 побед на счету. В группе был также Камозин Павел Михайлович, знаменитый ас. Немцы атаковали группу, причём в советских документах отмечено высочайшее качество атак, чего давно не наблюдалось. Советское командование решило, что в бою участвовала некая спецгруппа асов, которая, по слухам, недавно появилась на фронте. Как кажется, вся эта спецгруппа состояла из одного человека, то есть Йостена. Если раньше были "пожарные группы", то теперь фактически пожарные-одиночки. Советская группа состояла из опытных асов, тем не менее, немцам удалось расчленить наш строй слаженными атаки. Одной из таких атак был подбит Морозов и вынужден был выйти из боя. После этого немцы крепко взяли в оборот Камозина, который заявил двух агрессоров сбитыми (трудно сказать, подтверждаются ли эти победы), однако и самого его зажал один из асов, наиболее искусный (нет сомнения, что это и был Йостен), самолёт Камозина был буквально изрешечен, но всё же ему удалось выйти из боя и довести его до аэродрома, хотя вряд ли этот самолёт можно было починить. В общем, как кажется, хотя заявки на Кобры Йостену и не подтвердили, но они, особенно в случае с Камозиным, имеют явное основание. Чего не сказать про заявки на Бостоны. Йостен после атак по Кобрам к Бостонам хоть и прорвался, но ощутимого вреда им не нанёс, отмечены лишь лёгкие повреждения одного из бомбовозов. А мы всё же отметим, что Йостен за это время чуть не сбил сразу двух Дважды Героев Советского Союза.

После этого ас смог отличиться лишь 5 марта. Он сбил "Ил-2". Хотя штурмовики целый день совершали налёты на вражеские позиции, вражеские истребители практически не появлялись. В воздушном бою был сбит внезапной атакой истребителя только один Ил-2 из состава 332-й шад. Очевидно, это был успех Йостена.

9 марта асу засчитали три победы. Бостон, Ла-5 и Ил. В первом случае он заявил Бостон. Это было отражение налёта по аэродрому Олива. Совершали налет "Бостоны" под прикрытием "Кобр" 66-го иап. Удар был неожиданный и успешный, однако затем вражеские истребители атаковали "Бостоны". Часть из них отвлекла на себя "Кобры", которые заявили 12 побед в бою, не понеся потерь, однако при этом не смогли защитить Бостоны. Немцы их атаковали, сбили один, второй сильно повредили и он разбился на вынужденной. Ла-5 в тот день было сбито две штуки, оба около 14 часов дня, 229-я иад, лётчики Слюсарев и Ширшов. А вот потерь Илов в тот день не отмечено, и эта заявка аса уж точно не подтверждается.

15 марта ас заявил Ла-5. Это был Ла-7 из состава 163 гиап, внезапной атакой Йостен сбил лётчика Денисова.

18 марта в небе Пруссии ас заявил Як-3. Бой этот был крайне характерен для Йостена. На задание по сопровождению Илов ушла восьмёрка Яков-3 86-го гиап. Ведущим был комэск Лобас Пётр Калиникович. Немцы проводили по группе одиночные атаки, надеясь на ошибку. Наконец им удалось её дождаться. Пара истребителей атаковали Илы, ведомый Лобаса Тепин Николай Иванович, опытный ас, имевший 7 побед на счету, попытался отразить эту атаку, причём заявил один фв-190 сбитым. Однако тыл Лобаса оказался оголен, чем тут же Йостен и воспользовался, сбив с одной атаки советского аса. Лобас спасся с парашютом, но был ранен в ходе боя и больше уже не воевал. На счету аса было 16 побед. Так Йостену удалось сбить в своей манере ещё одного очень сильного советского аса.

19 марта Йостен снова действует в районе Данцига, заявив Бостон и Ил. Это снова был удар по аэродрому Олива. Немцы смогли нанести тяжелые потери 640-му бап, в ходе их атак сбит один Бостон, а два сильно повреждены и позже разбились. Понесли потери и Илы.

22 марта ас одержал две победы в небе Балтийска, однако неизвестен даже тип заявленных им самолетов. Вероятно, это были Ту-2 из 334 бад, которые в тот день совершали налет на Балтийск (он тогда назывался Пиллау), были атакованы немецкими истребителями и понесли потери в три экипажа.

Из апрельских побед аса в ряде случаев над неизвестно ни время, ни место, иногда неизвестен также тип, поэтому сверка уже почти невозможна.

25 апреля ас в последний раз ярко проявил себя, сбил 9 самолетов, видимо, в основном в районе Штеттина. Поскольку в основном истребители люфтваффе вели бои в районе Бранденбурга, то в районе Штеттина советские силы действовали практически без помех. Немцы не ввязывались в бои, ограничиваясь редкими, но достаточно успешными внезапными атаками, вполне в стиле Йостена.

Так, в первом случае он заявил Як, и, очевидно, это был Як-9 323-го иап, сбитый внезапной атакой, лётчик Васильев. Из штурмовиков явно подтверждается сбитый внезапной атакой ил-2 260-й шад. Кроме того, 43-й гшап, работавший небольшими группами, в одном случае подвергся внезапным атакам, в ходе которых был сбит один штурмовик, а второй подбит и сел на брюхо.

Также ас заявил два Бостона и Кобру. Это явно был бой против 327-й бад. Внезапной атакой был подбит Бостон Шимонова, пилот с трудом посадил его на брюхо, но самолет, конечно же, был сломан. Ещё один Бостон был подбит над целью ЗА, отстал от своих и, очевидно, стал лёгкой целью для аса. Кроме того, он сбил Кобру 101-го гиап, погиб пилот Нестеров Сергей Степанович, имевший 4 победы на счету.

Таким образом, не менее семи заявок аса подтверждаются, причём в каждом случае мы видим типовой почерк аса. Остальные две, не исключено, одержаны в районе Бранденбурга.

26 апреля ас одержал последнюю победу в карьере, он сбил в районе Берлина Як-3. Она стала 178-й в его карьере. А в JG51 больше сбили только Хафнер и Брендель.

Йостен дослужился только до лейтенанта. Но это в ходе Войны. Его везение продолжалось и далее. Ни разу не сбитый в её ходе, он избежал плена, затаился, устроившись работать простым плотником. Вскоре он и на этом поприще он добился серьёзного карьерного взлета. В 56 году он вернулся в люфтваффе, причём сменил на посту командира легиона Кондор знаменитого Хартманна. Последний рассорился с командиром люфтваффе Гюнтером Раллем из-за американских истребителей Старфайтер, которые получили прозвище "летающий гроб". Это была очень аварийная машина. Америкосы, как всегда, нашли, кому бы из своих "союзничков" сбагрить это барахло, и Ралль заглотил наживку. Ралль, знавший про поршневую авиацию абсолютно всё, в реактивной был профан, но, в силу своей гордыни, не хотел в этом сознаться, чем и испортил свое реноме. Итогом его самомнения стали смерти многих немецких пилотов. Хартманн пошёл на принцип, но Ралль не захотел слушать своего бывшего подчинённого. Вместо этого нашли Йостена, человека покладистого и, очевидно, совершенно не любившего конфликты. В итоге он служил в люфтваффе, дослужился до оберста, вышел в отставку, стал примерным семьянином и умер в возрасте 82 лет. В общем, ни плена, ни ранений, вполне успешная карьера аса и командира.

Завершая рассказ об этом асе, мы должны сказать, что в 45 году он стал, пожалуй, действительно фигурой знаковой. Он выполнял огромный объем работы, отражая налёты, атакуя советские группы, причём зачастую и опытных советских асов. Йостен, как и Брендель, одерживали не просто победы, как тот же Липферт, в поисках того, кто послабее: оба в этот период времени решали серьёзные задачи в небе. При этом Йостен был себе верен, бой на виражах игнорировал, всё у него сводилось к прекрасно отработанным внезапным атакам, для которых он тщательно выбирал момент. Что до объективности, то она была на хорошем уровне, почти стопроцентной, да и начальство, когда ас увлекался и пытался себе записать сомнительную победу, обычно эти заявки заворачивало, однако в некоторых случаях, очевидно, и эти заявки аса имели серьёзное основание.