Об американских пароходах

Андрей Бухаров
Посмотрите на этих красавцев у себя на родине:

Правда, на Волге они выглядели попроще и старые волгари называли их "козами" из-за пары этих труб, напоминавших козьи рога.

Вообще, как услышишь - "пароход на Миссисипи", так сразу вспоминается этот образ, хотя на самом деле в Америке было полно речных судов и с обычным расположением колёс по бортам:

Как и у любого технического решения, у этих компоновок были свои плюсы и свои минусы.

Имея на вооружении бортовые гребные колёса с независимым приводом, можно развернуть судно на месте, что очень удобно в условиях ограниченного пространства. Кормовые гребные колёса позволяют строить пароходы с невероятно малой осадкой (от 50 см).

При выходе из строя одного из бортовых колёс (или машины), пароход становился неуправляемым, проблемой кормовых было то, что перед ними корпус судна создавал гидродинамическое затенение. Получалось, что колесо "откачивало" воду между собой и корпусом судна.

Другой проблемой было то, что в целях наиболее рационального размещения нагрузки на корпус и упрощения привода на заднее колесо, паровые машины располагались в корме, а котлы в носу побортно, поэтому и трубы торчали, как рога у козы. Однако на тот момент корпуса со столь малой осадкой не обладали достаточной жёсткостью в продольном измерении и поэтому, та-дам! оконечности пароходов стягивались стальными тросами, расположенными в диаметральной плоскости. Натяжение регулировалось талрепами.

Американская схема нашла последователей и в Европе. Например по ней строила речные суда бельгийская компания "Коккериль".

И как тут не вспомнить задорную песенку: "Америка России подарила пароход..." в которой раздаются жалобы на "ужасно тихий ход". На самом деле, пароходы, построенные в России по этой схеме, например, "Амазонка", развивали скорость, имея на борту полный груз (400 пассажиров и 393 т груза), по течению 20 км/ч, а против течения, в зависимости от его силы, 12-15.

Дарила ли Америка России пароход? Это вряд ли, лучше посмотрим, как они появились у нас. И тут сразу начинаются разночтения.

В одном варианте, газета "Корабельная сторона" за 2004 год в номере от 4 октября пишет, что первыми владельцами таких пароходов была судоходная компания "Самолёт". И заказала первые два из них, "Вера" и "Великая княгиня Мария Павловна" именно у бельгийцев. Но уже третий был построен на коломенском заводе этой компании под названием "Надежда". Только построили с таким качеством, что компания отказалась его принимать. Первый блин комом, но в дальнейшем много таких судов служило на Волге, в том числе и та самая "Севрюга" из фильма "Волга-Волга", только неизвестно, настоящее ли это имя.

В другом варианте Альфонс Александрович Зевеке – известный волжский судопромышленник, специально отправил сына в Южную Америку – посмотреть на тамошние заднеколесные пароходы, что ходили по реке Амазонке, а строились по образцу пароходов, бороздивших Миссисипи и Миссури. Уже зимой 1881 – 1882 г. в Нижнем Новгороде была закончена постройка первого в России того самого парохода «Амазонка», имевшего заднеколесный привод.

В 1887 году пароходная компания Зенеке имела целый флот из 13 грузопассажирских заднеколесных пароходов, которые были заняты на трассах от Рыбинска до Нижнего Новгорода и от Нижнего Новгорода до Астрахани. Так выглядели некоторые из них:


Посмотрите на этих красавцев у себя на родине:

Правда, на Волге они выглядели попроще и старые волгари называли их "козами" из-за пары этих труб, напоминавших козьи рога.

Вообще, как услышишь - "пароход на Миссисипи", так сразу вспоминается этот образ, хотя на самом деле в Америке было полно речных судов и с обычным расположением колёс по бортам:

Как и у любого технического решения, у этих компоновок были свои плюсы и свои минусы.

Имея на вооружении бортовые гребные колёса с независимым приводом, можно развернуть судно на месте, что очень удобно в условиях ограниченного пространства. Кормовые гребные колёса позволяют строить пароходы с невероятно малой осадкой (от 50 см).

При выходе из строя одного из бортовых колёс (или машины), пароход становился неуправляемым, проблемой кормовых было то, что перед ними корпус судна создавал гидродинамическое затенение. Получалось, что колесо "откачивало" воду между собой и корпусом судна.

Другой проблемой было то, что в целях наиболее рационального размещения нагрузки на корпус и упрощения привода на заднее колесо, паровые машины располагались в корме, а котлы в носу побортно, поэтому и трубы торчали, как рога у козы. Однако на тот момент корпуса со столь малой осадкой не обладали достаточной жёсткостью в продольном измерении и поэтому, та-дам! оконечности пароходов стягивались стальными тросами, расположенными в диаметральной плоскости. Натяжение регулировалось талрепами.

Американская схема нашла последователей и в Европе. Например по ней строила речные суда бельгийская компания "Коккериль".

И как тут не вспомнить задорную песенку: "Америка России подарила пароход..." в которой раздаются жалобы на "ужасно тихий ход". На самом деле, пароходы, построенные в России по этой схеме, например, "Амазонка", развивали скорость, имея на борту полный груз (400 пассажиров и 393 т груза), по течению 20 км/ч, а против течения, в зависимости от его силы, 12-15.

Дарила ли Америка России пароход? Это вряд ли, лучше посмотрим, как они появились у нас. И тут сразу начинаются разночтения.

В одном варианте, газета "Корабельная сторона" за 2004 год в номере от 4 октября пишет, что первыми владельцами таких пароходов была судоходная компания "Самолёт". И заказала первые два из них, "Вера" и "Великая княгиня Мария Павловна" именно у бельгийцев. Но уже третий был построен на коломенском заводе этой компании под названием "Надежда". Только построили с таким качеством, что компания отказалась его принимать. Первый блин комом, но в дальнейшем много таких судов служило на Волге, в том числе и та самая "Севрюга" из фильма "Волга-Волга", только неизвестно, настоящее ли это имя.

В другом варианте Альфонс Александрович Зевеке – известный волжский судопромышленник, специально отправил сына в Южную Америку – посмотреть на тамошние заднеколесные пароходы, что ходили по реке Амазонке, а строились по образцу пароходов, бороздивших Миссисипи и Миссури. Уже зимой 1881 – 1882 г. в Нижнем Новгороде была закончена постройка первого в России того самого парохода «Амазонка», имевшего заднеколесный привод.

В 1887 году пароходная компания Зенеке имела целый флот из 13 грузопассажирских заднеколесных пароходов, которые были заняты на трассах от Рыбинска до Нижнего Новгорода и от Нижнего Новгорода до Астрахани. Так выглядели некоторые из них:

Пишут, что пароход такого типа "Яхонт" дожил до 1955 года и только тогда был отправлен на слом.

На фото: американский прототип российских "речных тружеников".