Как солдат в Афгане уснул на капоте и спас отряд

Мельченко Евгений Александрович
Случай этот произошел недалеко от Джелалабада. Там базировалась наша 66-я отдельная мотострелковая бригада. Служил в ней такой замечательный рядовой с фамилией Байдадаев. Человек был просто уникальный. Он мог спать лёжа, сидя, стоя, вися на турнике, вниз и вверх головой, в полёте, на табуретке и тумбочке, на дереве и бочке из-под мазута. И это – только замеченные варианты. Спал он везде и всегда. Иногда просыпался, чтобы перекусить, а дальше опять зевал, и жаловался на недосып.

На выходы мы его с собой старались не брать. В любой момент подведёт, потеряется или ещё что-нибудь случится. Мёл он наши импровизированные казармы, мыл полы, драил окна и так далее. В целом, выполнял функции технички. И его, и нас это устраивало. Но сменился у нас «батя». Ротный уехал в родной Саратов. А нам прислали нового. Он должность Байдадаева не одобрил, и приказал ему быть, как все. Служить, как настоящий солдат советской армии. Честно говоря, когда ему вернули его автомат, мы немного заволновались. Существо это было непредсказуемое. Добродушное, но ужасно непредсказуемое. Ткнёт не туда, направит не в ту сторону. Мало ли что. А тут – колонна у нас. Надо выдвигаться. Приказ пришёл от самого генерала Генералова. Такая вот фамилия у него была интересная.

Сопровождали колонну спецназовцы из 154 отряда. В принципе, не страшно с ними, парни толковые и смелые. А главное – опытные, чего нам очень не хватало. Утро, вы выдвинулись в составе 23 автомобилей и бронетехники. Идти по горам часа четыре, если поторопиться. Сидишь на броне, считаешь каждую минуту. Нам рассказали, месяца три назад к югу от Саланга сожгли колонну. Время тянется, как вечность. Привал через полтора часа, а кажется, что уже полдня едем. И тут нам наш ротный сообщает: 6 машин остаются тут, ждут группу разведчиков. Остальные – двигают дальше. И я попал в состав тех, кто остался. Вместе с моим товарищем Сашкой Щегловым и этим самым Байдадаевым.

Выставили охранение, обложились камушками насколько это было возможно. Ждать, ориентировочно – часа два. С нами остался старший лейтенант из соседнего взвода и прапорщик. Точнее, это нас к его взводу прицепили. Всего – 23 человека. Кто-то прилёг и глаза закрыл, кто-то от напряжения всматривается в гору. А что на неё смотреть? Всё равно, там щелей и топ куча, ничего не видно. И вот, проходит примерно часа полтора…

У задней машины выстрелы и крик на нерусском. Естественно, команда «к бою». Мы похватали БК, и разбежались по камням да под колёса залегли. Кто-то даже очередь дал. Опять крик, и от машины душманы бегут в сторону горы, то есть – от нас. Мы в след стрелять, они по нам. Завязался небольшой бой. Их было человек 6-7. Минут 10 всё происходило, и утихло.

Подходим к машине последней, а там лежит наш Байдадаев. Готов, судя по всему. Перевернули его на спину, закряхтел что-то. Говорит, бок болит. Осмотрели, ранений нет. А он глаза заспанные протирает. Болит, говорит, идти не могу. Затянули его в ЗиЛ на ящики с боекомплектом. Тут и разведчики подоспели. Мы им рассказали о нападении душманов.

Как оказалось, духи вычислили, куда примерно наши возвращаются, и хотели их в засаду поймать. А тут мы стоим. В общем немного смешали их планы. Но это ещё не всё. Наш боец Байдадаев устроился на капот ЗиЛа. Там тепло, постелил бушлат и дыхнет. Как там дозорный проспал или они ловчей оказались, но. Сбоку автомобиля подкрались душманы, хотели подорвать машину, и открыть по нам огонь. Уже свинтили с бака крышку. В это время боец свалился с капота на землю, очнулся и начал орать и палить по духам. Это он по-нерусски орал, когда мы услышали. Те испугались, и драпанули к горе. А там мы их уже увидели.

В общем, пальба и небольшой бой. В итоге, у них три человека потерь. Двоих мы на месте положили. А одного раненного в плен взяли. А у нас «потеря» лежала на ящиках в ЗиЛе. При падении с капота во сне, оно сломало три ребра и получило несколько ушибов. Существо это. А знаете, как это правильно называется? «Получив ранения при отражении атаки противника, не дал воспользоваться эффектом неожиданности, и сорвал замысел врага». Вот оно как.

Да-да, Байдадаева наградили, через месяц награда пришла. На плацу вручили. Хорошо, хоть не заснул он при этом. А вы спрашиваете, откуда столько героев среди народов Средней Азии. На самом деле, многие воевали хорошо и доблестно. Но были и такие персонажи. С одной стороны – случайность. С другой – кто скажет, что он не заслужил? Реально спас жизни.