Карьера неуловимого аса - 2

Андрей Грачев 2
Йостен уже зимой 44 года снова вернулся на фронт и продолжил пополнять свой счёт. Впрочем, в 44 году дело у него шло не так быстро. Боев было мало, и Йостен как-то потерялся в общей массе пилотов.

5 февраля он поучаствовал в печальном эпизоде - уничтожении шестёрки Бостонов из 57 бап, ведущим был Никонов. 1 отряд атаковал синхронно шестёрку Бостонов и четвёрку истребителей сопровождения 517-го иап. Напарник Йостена, Оскар Ромм, почти сразу сбил её ведущего, Стишкова Алексея Фёдоровича, имевшего 6 побед на счету. После этого четверка рассыпалась, и немцы, проводя последовательные атаки, уничтожили всю шестерку Бостонов. К счастью, четыре из них смогли сесть на вынужденные, самолёты сгорели, но экипажи спаслись. В том бою Ромм оформил 6 побед, две оформил Йостен, и ещё одну - унтерофицер Ханс Штроинниг. Истребитель был заявлен всего один и, собственно, он же и сбит, а Бостонов заявили восемь штук. То есть, очевидно, две победы были коллективные.

Затем Йостену удалось только 26 марта пополнить счёт на два Пе-2. В тот день 3 БАК совершал налёты несколькими группами, все они подверглись атакам немецких истребителей, но успешной была лишь атака Йостена. Пострадал 34 бап, он потерял сбитыми три Пе-2. Отличились Герхард Май и Гюнтер Йостен дважды.

5 апреля уже в районе Ковеля ас заявил два Яка. 336 шад в серии боев потерял восемь истребителей и именно столько заявили пилоты JG51. Так что и эти заявки подтверждаются.

Затем ас заявил 27 числа под Ковелем же "МиГ", хотя никаких МиГов, конечно, давно на фронте не было. Это был Як из состава 163 иап, пилот Романов погиб.

30 числа ас заявил Ла-5. Этот бой весьма интересен. Пострадал 165 иап. При атаках немцев строй группы был сломан, и немцы начали охоту на одиночные самолёты. В итоге два самолёта были подбиты, один из них разбился на вынужденной, другой сгорел, лётчики, к счастью, выжили. Лётчики Селиваненко и Земляков из боя не вернулись. Вдобавок ещё и пятый самолёт получил тяжёлые повреждения, совершив вынужденную посадку по причине израсходования горючего. Немцы, уничтожив четыре самолёта, заявили всего один, и сделал это Йостен. Довольно любопытный случай. Не исключено, что Йостен на деле сбил и больше, чем заявил.

После этого Йостен отличился только 22 июня, сбил Пе-2 недалеко от Рудни. Это был разведчик из состава 10 орап. Затем началась операция "Багратион". В ходе боев Йостен одержал несколько побед, но нельзя сказать, чтобы уж очень блеснул. Некоторые из них, однако, были достаточно серьёзными.

Так, 23 числа ас сбил утром два Яка. Это был день начала операции. Рано утром в воздух поднялись две шестёрки 65-го гиап. Задачей была разведка аэродромов противника с их последующей блокировкой, чтобы обеспечить работу Илов без помех. Возможно, план бы сработал, но помешала погода. В то утро была столь густая облачность, что найти аэродромы было просто невозможно. В итоге обе группы попросту растеряли друг друга в тумане, часть самолётов заблудилась, пилоты посадили самолеты где попало.

Из шестёрки Хитрова ещё на подходе к цели пара Попов Лебедев, уйдя влево, потеряла строй. Лебедев, ведомый Попова, потерял ведущего из виду и вернулся обратно самостоятельно. В это время Попов Андрей Иванович спустился на максимально низкую высоту, дабы не блуждать в облаках и на малой высоте вернуться. Увы, дальше было трагическое стечение обстоятельств. Йостен тем утром в одиночку совершал вылет на разведку погоды, и наткнулся именно на Попова. Он атаковал его, вывалившись из облачности, и сбил. Шансов на спасение у Советского аса не было, высота была мала. На момент гибели Попов имел 19 побед на счету. С пунктов наблюдения бой этот успели увидеть, и в спешном порядке была поднята ещё одна группа того же полка, ведущим был Кулиев. Увы, бой получился абсолютно неудачным, в условиях сплошной облачности экипажи не смогли скорректировать действия, и в итоге был потерян ещё один пилот погибшим - Костыня Михаил Авраамович, а третий самолет получил многочисленные повреждения.

Добавим, что в тот день из-за плохой погоды Илы понесли огромные потери в боях с немецкими истребителями, так как было невозможно организовать эффективное сопровождение. Йостен, правда, больше в тот день не отличался.

24 числа Йостен сбил ещё один Як. На сей раз пострадал от действий аса 86-й гиап. А 25 числа в боях с 240 иад ас пополнил счёт ещё на два самолёта. Сначала он сбил самолёт из состава 86 гиап, который потерял два своих самолёта, второй сбил Вольфганг Оль, напарник Йостена. Затем он сбил Климова Ивана Евсеевича, командира звена 900 иап, имевшего 3 победы на счету, пилот погиб. Обращает внимание тот факт, что Йостен, в 43 году сбивавший Илы в больших количествах, в 44 практически не одерживал подобных побед. Это, конечно, объясняется нежеланием рисковать. Поскольку культура воздушного боя и в частности сопровождения штурмовиков в СССР крайне выросла, атаки эти стали весьма непросты, Йостен предпочитал более безопасный бой с истребителями в режиме одиночных атак по тем, кто подставился.

26 июня ас одержал последнюю победу в ходе июньских боев. Внезапной атакой он совместно с пилотом 3 отряда Хербертом Баройтером сбил две Кобры 68 гиап, погибли пилоты Колесников и Зуев.

14 июля в районе Волковыск ас заявил Як. Это была уже 97 победа аса. Видимо, ас начал немного страдать шейной часоткой, поскольку никаких потерь в районе Волковыска в тот день советские истребители не имели. Но, отметим, что это первый случай за 44 год, когда победа аса не подтверждается. 19 июля Йостен одержал первые победы в ранге командира 3 отряда, куда он перешёл. Сбил в районе Любомль два Ила. В тот день 6 шак действовал в условиях повышенной облачности, что привело к большим потерям - 11 Илов было сбито. Немцы оформили 15 заявок, и сказать, одержал ли Йостен эти победы, мы не можем. Более определённо мы можем сказать про сотую победу аса. Она одержана в бою против 8 ШАК. Кроме Йостена, заявку оформил пилот Курт Леффлер из его же отряда. Советские документы подтверждают обе потери и атаки немецких истребителей, но считают, что потери понесены от огня ЗА.

В августе ас одержал 12 побед. Первую из них он одержал 12 августа. Группа Мамонова на "Кобрах", 30-й гиап, атаковала фв-190 и бомбардировщики. В разгар боя Йостен выбрал цель и атаковал, сбив в своём стиле лётчика Вапилкина. Пилот этот спасся с парашютом. Затем 16 числа он сбил два Ила из состава 783 шап, потерявших над целью строй. 18 числа ас внезапной атакой сбил разведчика Як-9 из состава 16 орап, лётчик Власов. А 20 числа он заявил три победы - Ил и два истребителя, все в разных боях. В одном из боев он сбил пилота Шейкина из 248 иап, в другом - Серкова из 165 иап. Оба боя были похожи, пары советских истребителей в ходе вылета оторвались от основных сил, чем Йостен и воспользовался. Йостен спутал в одном случае тип сбитого, Серков летал на Ла-5, а не на Яке. Интересно, что в оперсводке 16-й ВА отмечена потеря только одного самолёта, лётчик "Сыркин": очевидно, из фамилий двух сбитых штабники сделали одну. Что до Илов, то их в том бою сбито было три штуки, кроме Йостена, отличились Брендель, командир 1 отряда, и ведомый Йостена Заалман. Пострадал 6 Шак, потерявший 3 самолета в том вылете от действий истребителей.

А вот 21 числа Йостен заявил Як, в том же бою заявил Як его напарник Ханс Цахер, однако, по советским данным, никаких потерь истребители 16 ВА не несли. 22 числа слегка вошедший во вкус ас заявил два Яка за бой. Реальные же потери составили всего один Як из состава 269-го иап. Наконец, 28 августа ас заявил Як и Ла-5, которые стали его последними успехами в то лето. Ла-5фн был из состава 168 гиап, Йостен атаковал пару разведчиков полка и сбил ведомого, лётчика Прокофьева. Як был из состава 149 иап.

В сентябре ас одержал 11 побед, в которые вошли ещё и два Б-17. Мы рассмотрим, конечно же, только победы над советскими пилотами. Так, 1 сентября он в одном вылете заявил два Яка. Всё было вполне в стиле этого аса. В ходе боя пара Яков 127 иап отделилась от основной группы, и тут же Йостен атаковал ведущего. Самолет Жигунова Ивана Акимовича, опытного аса с 7 победами, получил серьёзные повреждения, совершил вынужденную посадку, к счастью наш лётчик остался невредим, но самолёт был потерян. Чуть позже Йостен атаковал другую группу, был подбит лётчик Соколин и также сел на фюзеляж. 2 сентября ас снова заявил Як. Кстати, эта победа была единственной в тот день на данном участке фронта. Снова пострадала 282 иад. И снова в ходе боя четвёрки Яков с бф-109 лётчик Корж потерял строй и был сбит Йостеном. 3 числа снова только Йостен сбил истребитель на этом участке. Вообще он начало сентября проводил очень успешно. Сбит был пилот Житков из той же дивизии. А 4 числа он подбил пилота Анисимова всё из той же дивизии, проведя, как всегда, всего одну атаку за бой. Анисимов посадил свой Як на брюхо. 5 числа ас сбил Як и Ил. Впрочем, по данным 282 иад, в данный период бой зафиксирован, но вот только ни потерь, ни повреждений в нем советские самолёты не имели. Что до Ила, то он был из состава 2-й гшад, однако на этот же самолёт претендует командир I группы, майор Эрих Лайе. Видимо, победа эта коллективная. 6 сентября ас сбил ещё один Як, после чего взял некоторую паузу. Снова пострадала 282 иад, сбит был пилот Григоренко.

12 сентября ас одержал сбил знаменитого Советского аса и командира 67 гиап, Гвардии Полковника Панова Алексея Борисовича. Этот пилот имел 17 побед, одержанных лично и в группе. Будучи командиром полка, он продолжал активно ходить на задания. В то утро он отправился на свободную охоту ведущим четверки. Однако их самих атаковали немецкие истребители. Немцам удалось увести пару Кужелева, и тут же Йостен, только этого и ждавший, атаковал внезапно Панова, поджёг его самолет и ушёл на вертикаль. Панов дотянул на "Кобре" до своей территории, посадил её на брюхо, но, будучи тяжело раненым, не смог её покинуть и сгорел вместе с самолетом. Не исключено, что, когда разбирали, кто был виноват в гибели командира (а в 44 году гибель командира гвардейского полка была делом очень редким), то виновным признали Кужелева, ведь вскоре он был осуждён и отбыл из полка. Вряд ли его осудили за этот случай, но он мог сыграть важную роль в выборе наказания. Ведь лётчиков-асов редко наказывали столь серьёзно даже за тяжкие преступления. Напомним, именно Кужелев в свое время сбил известного немецкого аса Герхарда Хомута. Ну, а Йостен был верен себе: атаковал лётчика маленькой советской группы, и то дождавшись, пока группа распадется, провел всего одну атаку. Таким был его стиль, пожалуй иногда слишком уж осторожный.

Собственно, на этом его победы в сентябре над советскими пилотами завершились, он, правда, сбил ещё два американских бомбардировщика.

Октябрь ас провел ударно. Он заявил 16 побед. Начал он 9 октября, сбив три истребителя. Два из них - в одном вылете в районе Таураге, а ещё один - недалеко от Тильзита. Причём один из сбитых он опознал как МиГ. Конечно, такая идентификация весьма забавна.

В первом случае он сбил два Яка из состава 133 гиап, совершавшие вылет на сопровождение Илов. Пилоты Балюн и Зевалов были ранены. Что до МиГа, то это был на самом деле разведчик Ла-5 из состава 523 иап, пилот Овчинников. Йостен очень любил охотиться за одиночными советскими разведчиками, тем более такая охота была для него практически безопасна, а риск он не любил.

10 октября ас заявил Як в районе Таураге. По имеющимся данным, потерь там не было понесено, однако, вероятно, в прицел аса попал Як из состава 336 иад, который был сбит по сводке 3-й ВА в бою при сопровождении Илов. Другой информации найти не удалось. Впрочем, более вероятно, что это был бой против пары 523 иап, благо такие бои Йостен очень любил. Немецкие бф-109 пытались атаковать, но советские пилоты успешно отбились.

16 сентября ас заявил Ил и Ла-5. Ил был из состава 182 шад, которая потеряла в указанное время от огня истребителей три своих самолёта. Также был сбит Ла-5 из состава 805 иап, который занимался сопровождением штурмовиков, пилот Николенко попал в плен.

Целых три победы ас заявил 18 числа, все - над истребителями. В тот день были сложные погодные условия, летали в основном разведчики. В такую погоду Йостен себя чувствовал, как рыба в воде. В первом случае он сбил Ла-5 из состава 863 иап, лётчик Куликов. В том же бою был сильно поврежден Бренделем ещё один самолёт того же полка, на обратном пути он разбился. Полк сопровождал свои штурмовики, и немцы атаковали его уже при возвращении с задания, когда в условиях плохой видимости строй растянулся. Чем Йостен и воспользовался. Кроме того, в районе Науместиса Йостен одержал ещё две победы. Туда в тот день на разведку летали советские самолёты, и Йостен подловил двух разведчиков из состава 117 окрап на Яках-9. Оба пилота погибли.

20 числа ас заявил три Ила за один бой. Как вы, наверное, заметили, в 44 году подобные результативные бои были для аса редкостью. Просто обстоятельства сложились для аса очень удачно. При атаке истребителей четверка Илов 182 шад потеряла строй. Этим ас и воспользовался, поскольку и истребители сопровождения эту четверку потеряли. Йостен атаковал, штурмовики отчаянно отбивались, совершая сложные маневры. Йостен, наконец, израсходовав боеприпасы и посчитав трех из них сбитыми, оставил их в покое. На самом деле он сбил двух, два других, несмотря на серьёзные повреждения, дошли до своей территории, однако горючее закончилось, и пришлось сажать их на брюхо.

22 числа ас сбил разведчик Пе-2 из состава 58 бап, лётчик Марков смог посадить его на брюхо, экипаж вернулся, но самолет был потерян.

После этого ас перебрался в район Пултуска. 25 числа он здесь заявил очередной Як. Отличился также его ведомый Гоземанн. Удалось сбить два Яка-3 из состава 172 иап, пилоты Жучков и Полутин попали в плен. 26 числа ас завершил месяц двумя сбитыми Яками. На самом же деле, в том бою он подбил лишь один самолёт, Як-1 из 774 иап, который сел на брюхо и был списан. Эти победы стали для аса заключительными в 44 году.

Итак, можно подвести итоги этого года. Мы видим несколько другого Йостена, чем в 43 году. В 43 году ас был агрессивнее и максималистичнее, охотно атаковал Илы и иногда сбивал много самолетов за бой. В 44 году ас Илы атаковал редко, и, как кажется, только тогда, когда был уверен в том, что его после атаки не подловят истребители сопровождения. Как, например, 20 октября 44 года. И вообще, ас выискивал цели полегче. Охотился за разведчиками, за одиночными самолетами, за потерявшими строй в ходе боя, поэтому он и любил облачные дни. Проводил не более одной атаки, совершенно игнорируя бой на виражах. Самые яркие победы 44 года, над асами Поповым и Пановым, он одержал именно так. Само собой, много таким способом сбить было затруднительно, поскольку культура боя советской стороны сильно выросла, и лёгких целей было мало. Счёт Йостена рос потихоньку. Пожалуй, его стиль в тот период можно с полной уверенностью назвать стилем стервятника. С другой стороны, аса понять тоже можно. В его эскадре служили, к примеру, Хафнер и Шак. Карьере этих асов, вероятно, мы тоже посвятим статьи. Хафнер и Шак были не из тех, кто ищет лёгкие победы, они ничего не боялись. В итоге их обоих не раз сбивали, карьера Хафнера закончилась гибелью, а Шак был не раз тяжело ранен. Что до ещё одного яркого аса, Бренделя, то в целом его стиль был ближе к стилю Йостена, но и особо ярких свершений в тот год у него тоже не было. Отметим ещё, что, вероятно, сказалась смена техники. Йостен воевал в 43 году на фв-190, на котором сбивать Илы было не очень сложно, но в 44 году он воевал на бф-109. На нем подобная охота была опасной.

Теперь коснемся подтверждаемости побед аса в 44 году. Всю первую половину подтверждаемость побед была очень высокой, но во второй половине ас начал приписывать себе очень сомнительные победы. Правда, до серьёзных накруток дело не доходило, возможно ас в силу специфики своей тактики вообще обычно не видел судьбу атакованного им самолёта. Заявлено им было 58 побед. Из оных 49 подтверждаются, остальные - либо нет, либо под вопросом. В принципе, это очень даже неплохие показатели. Но всё же ниже, чем у Бренделя, Хафнера или Шака, у которых вообще практически нет лишних заявок.

Резюмируя, мы можем сказать, что в 44 году это был не тот ас, который способен серьёзно повлиять на положение в небе. Таким, каким были Хафнер, Вольфрум, Киттель, к примеру. И, конечно, вряд ли кто думал, что в 45 году именно этот незаметный ас станет лучшим в люфтваффе. Об этом - в следующей части.