Хлеб - имя существительное!

Виталий Голышев
   То, что военные в нашей стране исторически, помимо чисто оборонительных, решали множество иных функций, напрямую не связанных с защитой Отечества, известно давно. Были времена, когда наши Вооруженные силы были сокращены до минимума и военные призывались на сборы только периодически и только на короткий промежуток времени, по окончании которого опять возвращались в народное хозяйство. Так было, к примеру, в первые годы после Революции и Гражданской войны. Наверно тогда это было оправданно в том числе тем, что молодая Республика Советов из-за известных финансовых трудностей не могла себе позволить содержать регулярную армию. Но, учитывая постоянную напряженность на границах, нагнетание военной истерии извне, попытки врагов проверить страну на прочность, она вскоре вынуждена была вновь вернуться к созданию мощной регулярной Армии, оснащенной передовыми техникой и вооружением. И со временем она набрала огромную численность, во многом не вязанную непосредственно с нуждами обороны.

   Политическое руководство страны вернулось к старому, проверенному способу, изобретенному ещё в старые гулаговские времена: только использовать в качестве дармовой рабочей силы не пресловутых ЗЭКов, а привлечь людей в погонах к решению некоторых хозяйственных, транспортных и технологических задач.

   Об этом мною ранее было подробно рассказано в своей военно-аналитической работе под названием «Несокрушимая и легендарная…», в разделе 8. «Плюс милитаризация всей страны»:

   http://proza.ru/2014/07/12/511

   Позволю себе привести здесь некоторые выкладки из неё.

     «Численность Вооруженных Сил СССР за 30 лет с момента окончания Хрущевской реформы начала 60-х годов до распада СССР выросла в два раза… и её численность составляла 3,8 млн. человек… Какие процессы могли вызвать столь значительный рост численности? Здесь, пожалуй, можно выделить три основных фактора. Первые два из них связаны с резким ухудшением внешнеполитической обстановки на Дальнем Востоке в конце 60-х годов, потребовавшим… увеличения группировки войск в Дальневосточном и Забайкальском военных округах..., а также десятилетняя Афганская кампания, потребовавшая ввода на территорию приграничного государства войск 40 армии. Но… основным фактором в росте численности Армии в эти годы… явилось создание при Министерстве обороны значительного числа вспомогательных структур и резкое увеличение числа призыва на срочную службу в эти… подразделения Вооруженных Сил и, прежде всего, в военно-строительные органы…

   …Указанная проблема стояла остро в МО СССР ещё в послевоенный период… Так, 18 января 1956 года Министр  обороны Г.К. Жуков и Начальник Генерального штаба ВС СССР В.Д. Соколовский в своей «Докладной записке»  докладывали в ЦК КПСС о нецелесообразности дальнейшего содержания военно-строительных частей, обслуживающих стройки гражданских министерств. Численность этих формирований, сосредоточенных в семи гражданских министерствах СССР, укомплектование которых производится путём ежегодного призыва по линии Минобороны, составляло 732,5 тыс. солдат, генералов и офицеров, числящихся в кадрах Советской армии…

   Ими было предложено сократить 698,1 тыс. человек. Эти предложения были приняты на заседании Президиума ЦК КПСС 30 января 1956 года. Таким образом, из сокращенных в первый этап Хрущёвской реформы 2,1 млн. человек, одну треть составили именно военные строители.

   Однако дальнейшая практика развития экономики страны в послевоенный период, как и развитие самих Вооруженных Сил, показала, что для политического и экономического руководства СССР указанный способ решения трудных хозяйственных задач оказался весьма заразителен и заманчив. Вот только вместо пресловутых ЗЭКов сталинских лет, граждан, подлежащих призыву в армию до 1970 года, но работавших в военно-строительных организациях на правах гражданских рабочих, стали именовать в войсках как «строитель военного призыва», за что они получали заработную плату, а с 1970 года эти молодые люди, призванные на срочную службу и направленные в те же военно-строительные части, получили статус военнослужащего, стали именоваться новым воинским званием «Военный строитель-рядовой». Они были одеты в военную форму, с погонами, знаками различия, и получали на руки денежное довольствие как обычные солдаты срочной службы (3 руб. 80 коп.), а их заработная плата зачислялась на вклады и выдавалась на руки только по увольнении в запас…

    В своём «Открытом письме» журналу «Огонёк» Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев так охарактеризовал необходимость создания военно-строительных частей:

    «…Для вооружённых сил капиталистических стран всю инфраструктуру создают частные строительные фирмы, услуги которых соответственно оплачиваются. У нас государство это сделать не может. Войска и силы флота дислоцируются по понятным причинам в основном на границах, в удалённых районах страны, где рабочей силы крайне мало. Поэтому решением правительства у нас созданы военно-строительные части, которые строят для Вооруженных Сил как чисто военные объекты, так и социально-культурные: военные городки для жилья срочнослужащих, дома для жилья офицеров и прапорщиков… Мало того, сотни тысяч военных строителей строят заводы, фабрики, жильё и другие объекты для народного хозяйства…».

    Министр обороны СССР (1987-1991гг.) Маршал Советского Союза Д.Т. Язов, который в течение двух с половиной лет (с 1984 по 1986 гг.) командовал войсками Дальневосточного военного округа, в интервью «Независимой газете» в апреле 2010 года, отвечая на вопрос корреспондента о том, занимался ли М. Горбачёв экономикой, ответил следующее:

    «…Когда меня назначили министром, Горбачёв вызывает меня и говорит: надо сокращать армию. Пять армейских управлений сократили. Сократили два управления военных округов – Приволжского и Среднеазиатского. Сократили несколько дивизий. И вместо всего этого создали военно-строительные соединения и объединения.
Горбачёв предложил: давайте создадим корпус (дорожный) для строительства в Нечерноземье. Создали корпус. Плюс к этому четыре железнодорожных корпуса работали тогда на народное хозяйство. Два корпуса БАМ строили, а ещё два корпуса в Тюменской области к нефтяным вышкам железные дороги проводили. Одна железнодорожная бригада в Монголии трудилась, ещё одна – в Азербайджане.

    Но этого ему показалось мало. Предлагает: давайте создадим рисовые дивизии. Рисовую дивизию мы имели в Куйбышеве, два рисовых батальона в Крыму и шесть – в Краснодарском крае. Мы специально организовали два военных совхоза, которые для космонавтов, жителей Ленинска (Байконура) выращивали рис. А 500 военных отрядов работали на заводах промышленности, особенно на химических предприятиях».

   В эти годы при Минобороны стали вновь разворачиваться управления, выполнявшие строительные работы для нужд народного хозяйства, в том числе строительства объектов ВПК. Так, в 1988 году было создано Центральное дорожно-строительное управление МО СССР, предназначенное для строительства дорог общего пользования в рамках программы «Дороги Нечерноземья». Это же управление с 1989 года продолжило строительство известной федеральной автомобильной дороги «Амур» (Чита-Хабаровск), начатое ещё с декабря 1977 года силами двух отдельных дорожно-строительных бригад ГВСУ МО – 146-й и 160-й. А в целом это «эпохальное» строительство, завершившееся 24 сентября 2010 года, после проезда по ней Премьера Правительства РФ В.В. Путина за рулём желтой «Калины», только военными дорожниками велось в течение тридцати лет (1977-2007гг.).

    Всего в 80-е годы только в 11 различных гражданских министерствах работало около 500 военно-строительных отрядов. По оценкам некоторых специалистов до 1,5 млн. человек, числящихся в штате Минобороны СССР к концу 80-х годов, были заняты во вспомогательных войсках, занятых тем или иным образом в гражданской экономике.

    Наши новоявленные «просвещенные демократы», выливая ушаты грязи на Армию, на генералов, якобы раздувших её численность до запредельных размеров, как-то стыдливо умалчивают о том, что на плечах этой самой «неподъемной» численности держалась весьма значительная часть экономики страны: от строительства железных и шоссейных дорог до возведения новых предприятий в труднодоступных районах страны (от Мурманска и Северодвинска до Комсомольска-на-Амуре, от Байконура и Семипалатинска до Владивостока и Вилючинска); от выращивания риса и обслуживания правительственной связи в заполярных широтах до ежегодной помощи стране в уборке урожая хлеба с помощью так называемых «целинных батальонов» (автор этих строк в 1978 году в составе одного из таких батальонов на полгода отвлекался от исполнения своих прямых обязанностей, помогая стране собрать небывалый урожай на Алтае, о чём мною будет рассказано ниже).