Право на взаимную любовь

Анатолий Апостолов
               
                ПРАВО  НА  ВЗАИМНУЮ  ЛЮБОВЬ
           Выбранные места из авторских примечаний 
   
     Нет такого права в этом мире. Нет и не может быть никакого права на взаимную любовь  и ненависть, на  взаимное уважение и презрение. Взаимные чувства между людьми  на любом социальном уровне  возникают сами по себе в результате   тесных межличностных отношений и  вне всяких прав и правил.  Ведь изначально, ещё со времён пещерных, право  как таковое   возникало  в результате  насилия хищного меньшинства  над   бесправным  большинством смиренных  суггесторов. (Борис Поршнев)
     С   настороженно  пытливой  фразы "ТЫ  МЕНЯ  ЛЮБИШЬ?" начинались все любовные истории, ссоры любовников и супругов, семейные скандалы и разводы, трагедии и трагикомедии. В одной фразе "Ты меня любишь?" вложено несколько психологических оттенков: ты меня любишь? жалеешь? ценишь? уважаешь? Ими наполнена вся мировая  любовная лирика и они, эти вопросы,  проходят рефреном во всей русской  поэзии XIX-  XX вв.  Есенинские стихотворные строчки "Ты меня не любишь, не жалеешь", а также и его итоговое: "Не жалею, не зову, не плачу..." — всё это  и многое другое посвящено мучительным поискам и утратам взаимной любви на крыльях стремительно летящей    молодости. Вы не можете заставить любить себя,   но любить имеет право каждый — "Заповедь новую даю вам. Да любите друг друга!" —  призывает нас Великий Учитель Нравственности.   
       Ни у кого из смертных нет права  на любовь и уважение к себе со стороны других людей.
       На самом деле, любовь и уважение других людей  — это не  право  любого  индивида, а ПРИВИЛЕГИЯ  только  тех, для кого любить есть обязанность, моральный долг и содействие добру. Любовь —  это самая  созидающая  и  самая долговечная  сила  в мире, наиболее действенное противодействие злу, ненависти и насилию. История полна примеров погибших цивилизаций, давших волю ненависти и насилию, а поля истории белеют костьми народов, отказавшихся  от любви. На взаимной любви и взаимном уважении (почтении) возникает и держится   единение и  сплочение народа.(Борис Бим-Бад). Ненависть,  насилие  и жестокость только умножают ненависть, насилие и жесткость и в итоге ведут нас к гибели.
        Страх и любовь — противоречащие понятия. Правда и ненасилие — стороны одной медали,  сила любви и ненасилия не менее загадочна, волшебна и чудесна,  чем материальные силы природы, как, например, электричество и гравитация. 
     Ненасилие —это  оружие сильных, а не удел слабых и трусливых, как утверждал философ Фридрих Ницше, создатель Легенды о Сверхчеловеке. Ненасилие у людей  слабых с легкостью может быть лицемерием,  конформизмом, лже-пацифизмом  и социальной мимикрией. Но не они творят добро. Закон любви и ненасилия более высокий, чем закон разрушения. Сегодня такая огромная страна как Индия   сделала феноменальный шаг вперед под  защитой ИДЕИ НЕНАСИЛИЯ. 
       Именно идеи ненасилия и неприсоединения (к военным  блокам) способствовали   Индии добиться в своё время   независимости, и  наравне с ведущими державами планеты укрепить  свои позиции  сегодня  в деле  гуманистического контроля над обезумевшим миром.
    Всё, что приобретается через насилие и обман, всё, что отнимается у других народов силой оружия или подлым обманом,  в конечном итоге превращается в прах и пыль, окончательное обесценивается  и обнуляется. Напрасными оказались усилия немецкого народа в деле построения Тысячелетнего рейха через страдания и смерть миллионов людей иной национальности. Напрасными оказались  все усилия русско-советского народа в деле построения  всемирного коммунизма за счёт  перманентных  собственных  страданий и лишений  —   вожди-компрадоры и ренегаты в конце XX века  предали  национальные интересы своей  страны в свою пользу и в пользу  Большого Запада.
    Взаимные чувства любви, ненависти и уважения не покупаются и не продаются, их   надо "заслужить" обеим сторонам  конфликта (или сотрудничества)   своими  благими  делами и поступками. Прежде всего, правитель Имярек должен  сам  научиться уважать себя и своих окружающих, только так и можно добиться взаимной любви и почитания. Как сегодня  знаковому правителю страны добиться  доброй репутации и международного признания? Только через  неустанный труд своего ума и сердца. (Михаил Сперанский). Только через  проведение своей  мудрой, благотворной, доброжелательной  и гуманной  внутренней и внешней политики, где нет места  высокомерию,  мании величия, чувству превосходства и политической шизофрении. И тогда  в отношениях между людьми, народами и правителями не будут  лишний раз возникать  банальные и всегда  насущные вопросы: ты меня любишь? ты меня уважаешь? Ты мне доверяешь?
      "ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?"   —  вопрос довольно  древний и сегодня ставший чуть-ли ни ритуальным, "гвоздевым" —   с него  начинались  все  военные  конфликты и  переговоры о мире и согласии.  С  него начинались пьяные драки у пивного ларька и рюмочной. С этого косного, навязчивого  и провокационного вопроса  начинали прекращаться  дипломатические сношения, начинались войны между  странами и народами,   и с ним  же  — (только уже с примирительными интонациями)   заключались мирные договоры и  соглашения между воюющими сторонами. 
      Во все времена так называемые   "владыки мира"  требовали друг от друга  взаимного уважения и любви —это отражалось   в их переписке и грамотах-посланиях, с обязательным перечисление всех титулов  правителя до единого. Титул  русского царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно значительную (евразийскую)  позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.  Пропуск хотя бы одного из титулов государя   в  ответной грамоте являлось признаком неуважения к нему со стороны  иноземного правителя. Этот пункт являлся самым главным во всех статейных списках всех посольств Московского государства.
        В  дипломатической переписке,  в  знак уважения и взаимной добросердечности,  принято было   называть  высокого  адресата (правителя или правительницу) братом  или сестрой и давать друг другу клятву в вечной  дружбе и добрососедстве. Какие чувства на самом деле скрывались под  этой ширмой средневековой политкорректности — тайна за   семью печатями. Ещё одним  мерилом  проявления "личного  уважения и братской любви" были  и являются подарки правителей, которые  отчасти  определяли уровень и состояние  добрососедских отношений.
       "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог" — всего лишь  ирония  великого поэта, который знал, что заставить уважать себя практически невозможно,  что  заставить уважать себя (точнее, бояться) можно только силой, принуждением через страх и насилие, через угрозу отнять жизнь.  Но только не за счёт собственной жизни.  Мертвые не нуждаются в нашем уважении или неуважении, в славе и богатстве —"в гробу карманов нет" (Сергей Галицкий), как нет  там  чувств и воздыханий, скрежета зубовного и плача,  времени и места обитания, — никто из всех мёртвых никогда не  чувствовал, что  он УЖЕ УМЕР.   Именно этот простой смысл и вкладывал в  уста  своего героя Пушкин. Все просто — «уважать себя заставил» означает: «умер»! Ибо это — гарантированный способ убедить  логически мыслящих читателей в том, что  заставить весь мир уважать, признать   и любить  тебя, такого белого, такого  хорошего и непогрешимого  — глупая и напрасная затея кандидатов в мертвецы, комплексующих подростков и болезненно тщеславных актёров, ставящих между уважением и признанием знак равенства.   Далёкая от романтичных социальных грёз  актриса       Фаина Раневская, рассуждая  в  артистическом  кругу   о факторе всенародного  признания,  любви  и уважении,  говорила: «Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть».
     И что значит само слово «уважать»? Согласно "Словарю  живого великорусского языка"  Владимира  Даля, — «почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко…».
   Почти каждый деятельный и энергичный человек рад всеобщему признанию его заслуг  и уважению окружающих. Никто из нас не желает признавать   свою жизнь  никчемной и ничтожной и тем более напрасной. Но посмертное уважение людей к усопшему — вещь, увы, преходящая и  хрупкая под  ветрами времени. Однако многим из нас совсем не безразлично, как будут относиться к нам люди после нашей смерти — будут   нас  помнить и уважать, или сразу же сотрут  из своей  памяти?  Но как известно, мертвым от живых  ничего не надо — ни зёрнышка, ни росинки, мертвые   сраму не имут и не ведают обид. Иное дело, когда  гиперактивный индивид  крайне  озабочен вхождением в мировую историю с любого входа и в любой роли — в образе культурного героя, демиурга-созидателя или  разрушителя империй и цивилизаций, в образе Ирода Великого или Герострата.
    Особенно озабочены проблемой всенародной ПРИЗНАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ  и  УВАЖЕНИЯ   власть имущие, которые под  настоящим   уважением  понимают всеобщее ПРИЗНАНИЕ их величия и всемогущества в этом мире, готовность граждан жертвовать собой ради их величия и всемирной славы.  Поскольку государственным  служением добиться всенародного уважения весьма трудно,  авторитарные правители  прибегают  в  этом случае к насилию и подкупу. В социальной психологии, в педагогической  и политической антропологии есть  такие понятия как  авторитет  подкупа и  уважение (любовь)  по принуждению.
     Авторитет подкупа — самый безнравственный вид авторитета, когда послушание, доверие и уважение   покупается подарками и обещаниями. В постсоветской России этот вид дурного  школьного   авторитета  легко  воцарился в мире взрослых и расцвел в  политической  жизни   нового демократического  общества.  Прямой и скрытный подкуп избирателей,  бесплатная раздача накануне выборов продуктовых наборов и спиртного, средств гигиены и нижнего белья, зимней обуви и одежд   для нуждающихся  —  одна из  самых гнусных форм приобретения  необходимого  числа  голосов  для  вхождения кандидата  в кабинеты    власти.  Сегодня   из тех политиков, кто приходил во власть в Смуту 90-х и нулевых годов путем подкупа избирателей и подтасовки голосов, никто  не вспоминается  добрым словом, никто  до сих пор  не  удостоился  благодарного   уважения в  народных массах.
    Нельзя  властителю  добиваться уважения   граждан  через  массовое   насилие и принуждение  в условиях  застенка под созвездием Топора и Плахи. Страх — это не уважение.   Страх исключает и уважение, и любовь  —  нельзя совмещать взаимную любовь и почитание   с воспитанием кнутом. Когда это происходит, то люди имеют дело с садомазохизмом и клиникой, политической   шизофренией. Уважение к  властителю,  смешанное с постоянным страхом смерти за себя, за  своих родных  и близких, часто завершается ненавистью и изменой. Вспомним знаменитую переписку Ивана Грозного с  беглым боярином Андреем Курбским, где  отражена трагедия всех тех, кто требует уважения к своей персоне, и тех, кто вынужден уважать и угождать, любить и пресмыкаться:
             
              Я убивал, чтобы  меня любили,
              Любили   больше   брата и  отца,
              И в той любви самих себя гноили
              И преданы мне были до конца.

      Между  признательным  уважением и "уважительным страхом"  пролегает огромная эмоциональная и смысловая  пропасть.
      В основном, всенародного  уважения ("любви")  требуют к себе  властительные тираны, амбизиозные криминальные авторитеты, входящие во власть  или  социально неблагополучные   индивиды, утратившие свой  прежний высокий социальный статус. Слепая вера  отдельных политиков и правителей в беззаветную любовь и уважение  народа  к ним, порой   оказывалась для них трагическим  заблуждением и приводила  к  непоправимым ошибкам. Жертвой  слепой веры в любовь народную  стали и современные политики — Михаил Саакашвили и Алексей  Навальный.
Как правило, люди, заслужившие доверие и уважение людей и  всего общества, особого уважения к себе ни от кого не требуют. Здесь огромное значение имеет  природная скромность, хорошее воспитание и  девиз деятельного человека-созидателя : "Не нам, не  нам, но имени Твоему, Господи!" (Пс. 113:9). — "Не   для кесаря трудимся мы, а для Бога". 
    В любви по принуждению как и в уважении по принуждению проигрывают все, ибо нельзя жить благотворно и гармоничное, если жить по лжи, лицемерию и обману.   
    Сегодня  для  многих политических животных, обретающихся на постсоветском пространстве на Кавказе и в Средней  Азии,  всенародная любовь и уважение  перестали быть актуальными и жизненно необходимыми.
     Управлять страной, как  показала жизнь, вполне можно и без поддержки народных масс и без народного доверия.     Заслужить себе  всемирное общественное признание (известность)  сегодня  легче через разрушение страны, чем через её обустройство и социально-экономические  реформы. Наследники тоталитарной системы, став  царьками и баями в своих  странах-республиках  и  азиатско-монгольских  "станах",  круто пересмотрели  прежнюю национальную политику большевиков и вынудили пастись  свои мирные народы (трудовые массы) на просторах Российской Федерации, в основном в центральной Московии.  Кавказские и среднеазиатские правители после развала СССР перестали делать ставку на свой народ в своём стремлении стать вассалами мировой закулисы, чтобы на равных войти в  состав "золотого  миллиарда" и как  можно дольше наслаждаться  властью.    Они считают, что вверенный им мир людей крайне  несовершенен, и не заслуживает с их стороны  ни жалости, ни уважения.  Чтобы направить  энергетику своего народа себе во благо,  надо победить в себе желание различать  в народной массе  отдельных личностей,  научиться  видеть  эту гомогенную  массу как единую личность, которую можно под себя прогнуть  и принять истину, что люди —   это только живая гомогенная  масса, с которой можно вовсе не считаться и не торговаться.   
    Сегодня у правящих элит иной, более широкий кругозор, иные  политические грёзы о мировом господстве, о всемирной признании, почтении и уважении. Ради этих властительных грёз  некоторые особенно тщеславные  правители-компрадоры  и геростраты  готовы пожертвовать  своим народом и своей страной, только бы  превратиться из ничтожества в Его Величество, стать полновесной  и равноправной   частью мировой закулисы, глобальной либеральной  элиты с её  пресловутым  "золотым миллиардом", искусственным интеллектом и постгуманизмом.
       Однако, как показывает мировая история не так просто заслужить международное уважение и добрую репутацию  мудрого  и рачительного правителя. Известно, что  каждый   народ мира не завидует белой завистью  правителю  народу чужой страны, во главе которой добрый и гуманный правитель, но и особо  не сочувствует  тому народу, у которого правителем является узурпатор  и тиран, политический шулер и "сукин сын". Жалость к таким несчастным народам со стороны  других благополучных  народов   носит чисто умозрительный характер, который выражен весьма банальной фразой: "Каждый народ достоин того правителя, которого он сам  выбирает".
    Фраза эта, скажем прямо, весьма затаскана  лукавыми политологами и сегодня не соответствует истине, ибо во власть сегодня приходят  всякие субъекты из силовых структур  и воровской среды, готовые на всё  бандиты и каратели.    Кроме того, у таких "земных божеств на час" как Гитлер, Мао и Пол Пот в  двадцать первом столетии объявилось множество  горе-эпигонов  и политических геростратов, готовых ради  своих больных амбиций  погубить свою страну и весь мир.               
       Откуда пошла  фраза "Ты меня уважаешь?",  столь употребительная сегодня в  самой гуще социума и на вершинах власти?  Из русского кабака и каторги, из   советской  тюрьмы и  рабочего барака, из   мира криминала и  антисоциальной среды. 
     Из чего именно возникла  вопросительно-угрожающая  фраза "Ты меня уважаешь?". Из
страха потерять последние остатки уважения, от навязчивого желания заставить всех уважать себя и главное  — принудить всех бояться тебя, "уважать" и трепетать от страха.  Увы,  нет права на взаимное уважение, как нет и права на взаимную  любовь, особенно у тех, кто изначально имел дурную репутацию.
       Основу нашего   уважения   к человеку составляет отношение к человеку как к цели самой по себе. На этом базируется первый тип уважения: уважать человека за человеческое достоинство, которое уравнивает людей, за потенциальную возможность развития. Второй тип уважения является оценкой заслуг и достижений человека в разных областях.   Когда имярека любого ранга уважают  за  его человеческие достоинства, за его славные дела и  огромные заслуги перед обществом, тогда  у него   не возникают  банальные как мир вопросы: "Ты меня любишь? Ты меня уважаешь? Ты меня  почитаешь?  Ты мне доверяешь?"    
      Каким образом и когда именно фраза "Ты меня уважаешь?" перекочевала из социальных низов, из простонародья,  на вершину власти, в правящие элиты   — вопрос  далеко не праздный, ибо он сегодня стал  основным запалом информационной пси-войны  в противостоянии России и Большого Запада, США и Китая, КНДР и Японии.
      В России эта провокационная вопросительно-угрожающая  фраза  получила широкое распространение  после развала СССР в эпоху криминально-сексуальной революции и тотального разграбления страны, когда  в коридоры высшей власти  хлынул мутным потоком  криминал,   а коррупция и юстиция стали  родными сёстрами, когда  в СМИ,   на  политических теледебатах и  радиопередачах стала звучать  воровская  ненормативная  лексика, язык подворотни и улицы. (Александр Минкин)      
      Уважение  народонаселения к правителю  —   основа  доверия  населения  к  правящему режиму вообще.  В политике неприемлемы такие понятия как дружба между народами и  дружба и любовь  правителями стран — династические браки ушли  давно в прошлое, но и они, как известно, не решали   тесной  и  "вечной" дружбы между народами.  Даже просто добрые отношения между лидерами двух стран  не делали  "братьями навек" русских и китайцев, русских и корейцев, русских и индийцев. "Хинди-руси бхай бхай!" — это  одна из квазиисторических советских легенд и  мифов.  Порой эта  показная "дружба" между правителями  и видными политиками  наносила  вред  имиджу  одной из стран  и доброй репутации главы государства.  Например, "дружба"  стареющего  генсека Никиты Хрущёва с молодым команданте  Фиделем Кастро, "застольная дружба"  царя Бориса (Ельцина) с "другом Билом" и с "другом Колем"...
      Почтительное уважение  подданных к   земным властям  по принуждению (по закону "О непочтении  и  оскорблении Его Величества"), как и любовь по принуждению,  лишена искренности, полна фальши, притворства и лицемерия, двойной лояльности и показного ложного патриотизма, переходящего порой в  компрадорство и  государственную измену. Уважение по принуждению —  составная часть тотального насилия над  личностью.  Есть уважение как признание права на достоинство личности. И есть уважение, навязанное  массам  тотальной пропагандой в отношении правителя политически и  исторически нерентабельного, чрезмерно затратного,  с низким КПД   в сфере государственного управления и международных отношений.
      Без   должного  уважения граждан к  правящему режиму невозможно  и  всенародное доверие к нему,  без которого правителю   в экстремальной ситуации приходится прибегать  к помощи извне, к услугам интервентов,   иностранных  советников  и финансистов. И тогда вместе с вопросами "Ты меня любишь, ты меня уважаешь?" отпадает сам по себе и  самый главный вопрос человеческого мирного  сосуществования: "ТЫ МНЕ  ДОВЕРЯЕШЬ?"
     Сегодня никто из политических, национальных  лидеров  между избирательными  игрищами, во время проведения своих (в основном сомнительных) социально-экономических реформ  не задаёт своему народу необходимый в таком случае вопрос: "Народ! Ты мне доверяешь?" Так многие реформы в постсоветской России, в том числе  и вопросы мира и войны, решались правящей элитой без ведома  народа, кулуарно, без  всенародного обсуждения, без референдумов. Сегодня это  ярко выраженное пренебрежение  народным (и общественным) мнением можно объяснить   больной  гордыней (чванством)   политических ничтожеств, острой формой мании величия "земных божеств",   типа Туркменбаши  Ниязова, Елбасы  Назарбаева и им подобных  красным  царькам и баям. 
     Без уважения межличностные отношения будут наполнены конфликтами и неудовлетворённостью. Если мы не будем уважать других, то и они не будут нас уважать, а если мы не уважаем себя, то другие тем более не станут уважать нас.
      Зачастую путаница с эмоциями у нас начинается из-за неправильного использования слов. В любом сообществе и коллективе (в армии и  на заводе)  всегда найдется  человек, который  хочет, чтобы его  все боялись, но называли это уважением. Он  требует  от окружающих уважения к себе, но провоцирует только страх. Мы, дети войны и беды, начинали  путать страх и уважение с самого раннего возраста. (см. "Мы как стадное мычание" — Анатолий  Апостолов —  ПРОЗА. РУ)
      Именно на страхе наших родителей и на нашем страхе  было основано  наше уважение  к монстру  авторитарной власти, которой мы  слепо ДОВЕРЯЛИ СВОИ ЖИЗНИ.  Даже главы государств иногда говорят, что мы должны уважать другие государства, в то время (на самом деле) они хотят, чтобы мы их боялись. Если мы чего-то или кого-то  по традиции  боимся, значит, мы себя не уважаем (значит,  все мы —   "твари дрожащие") , а уважение к другому начинается с самоуважения.  Когда на нас  одет  бронежилет   самоуважения,  только тогда мы  не боимся    окружающих нас суровых  лидеров и начальников всех мастей и рангов, а значит, способны их искренне уважать,  верить им,  и  даже доверять им свои жизни и жизнь своего потомства.
            
    27.09.2023. Всемирное Воздвижение животворящего Креста Господня.