Притчи о скрытом сокровище и жемчужине

Игорь Устичев
                Продолжая цикл статей на тему «Толкование Нового Завета», мы намерены разобрать две притчи Спасителя: о сокровище, скрытом на поле и драгоценной жемчужине. Онтологически они неразрывно связаны между собой. Начнем с первой. В Евангелие от Матфея мы читаем: «Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф.13:44), В предыдущих работах мы показали, что Царствие Небесное – это событие, которое относится к эсхатологическому богословию, т.е. к учению о конце мира. Мы также выяснили разницу между Царством Небесным и Царством Божиим, которое совершается здесь и сейчас, в сердце верующего и относится к сотериологии, т.е. к учению о спасении. Исходя из эсхатологического смысла, эту притчу можно истолковать следующим образом. Под сокровищем следует понимать то, что представляет несомненную ценность для души, а именно – спасение и жизнь будущего века или Царствие Небесное. Они, как зарытые в землю на этом поле жизни, покрыты непроницаемой пеленой будущего. Земли вокруг много, но не на каждом поле есть сокровище, и далеко не каждое становится достоянием искателей. Драгоценная находка может быть итогом целенаправленного поиска, когда ищущий знает что ищет и где искать, а может быть делом случая, открыться внезапно. Искал этот человек сокровище, зная где оно должно быть, или нашел случайно притча нам не говорит. Главное результат – сокровище найдено. Как всякий здравомыслящий, он не разглашает о найденном кладе, чтобы враг не отнял у него сокровище, как это было с зерном, брошенном на каменистую почву в притче о сеятеле. Не разглашает именно потому, чтобы его духовное обретение не стало достоянием мира с его страстьми и похотьми. Тогда оно будет мгновенно расхищено заботами и повседневной суетой или подвергнуто осмеянию людьми. Возникает некоторая сложность в толковании притчи, связанная с тем, что как мы уже выяснили, Царство Небесное – это событие будущего, а здесь человек его находит сейчас. Это противоречие устраняется тем, что сокровище не берется из земли, а оставляется в ней до тех пор, пока человек не купит ее. Другими словами, кладоискатель знает, что оно есть и где лежит, но хранит эту тайну до времени. Применительно к делу спасения это означает следующее. Сокровище, зарытое в землю – это знания о спасении и Вечной Жизни, постигнув которые всякий верующий уже точно знает, что ему нужно делать, чтобы обрести Царство Небесное. Эта уверенность, основаннае на вере, побуждают его «продать все, что имеет», т.е. отказать от прежнего образа жизней и мирских привязанностей, посвятить себя уклонению от зла, чтобы творить дела веры. Это именно тот капитал, который позволит ему купить поле, на котором зарыто сокровище. «Купить поле» –  значит сделать его своим, своей собственностью. Если до покупки поля оно было вне власти человека, то после приобретения он становится полноправным хозяином. В духовном смысле это означает, что поборовший себя и мир становится властелином мира и господином себе, когда он управляет своими желаниями, а не они им. Человек становится хозяином своей судьбы и владельцем Царствия Небесного еще при жизни, а его фактическое обретение наступит в день Всеобщего суда над миром. Сокровище, зарытое на поле или Царство Небесное, можно обнаружить внезапно, а можно обрести путем долгих поисков и трудов. Первое – дело неисповедимого Промысла Божьего, когда Святой Дух посещает боголюбивое сердце, приятное Богу, и просвещает его светом истины, как это было, например, с Апостолом Павлом. Но это редкие случаи богоизбранности, которые носят строго индивидуальный характер; а второе, - что  чаще всего бывает,  это когда сокровище обнаруживается долгими годами упорной работы над собой и своими страстями, когда очищенное благочестивой жизнью сердце открывает в себе знание о Царствии Небесном через посещение Духа истины.  Резюмируя все вышесказанное, эту притчу можно интерпретировать следующим образом: Царствие Небесное, как потенциальная возможность стяжания Вечной Жизни, невидимо сокрыто на поле жизни каждого человека. Но открывается оно далеко не каждому, а только стремящемуся ко спасению или тому, кого избрал для этого Бог. Чтобы обрести его, нужно приложить все усилия и пожертвовать всем, что ранее представляло ценность. Оставить все привязанности и материальные блага этого мира, чтобы приобрести невидимые духовные богатства, посредством которых можно это Царство приобрести. А если кратко, то нельзя получить Царство Небесное, если сердце будет привязано к миру и его благам, потому что не будет средств, чтобы купить поле, т.е. взять власть на своей жизнью, а значит Царство Небесное останется недосягаемым.
                Вернемся к притче о драгоценной жемчужине: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф.13:45-46). Ее смысл такой же, как и притчи о сокровище, но имеет свою особенность. Христос не стал бы повторять одно и тоже, пусть и разными словами, а значит в нашей притче есть нечто такое, что не содержится в предыдущем повествовании. Нам надлежит найти это отличие, как зарытое в землю сокровище. Если в первом повествовании мы имеем дело с человеком, который то ли случайно, то ли в результате долгих поисков нашел Царство Небесное, то во втором – с купцом, который точно знал, что ему нужно. Купец – это тот самый слуга из притчи о негодном управителе, который приобрел: «себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9). Об этом свидетельствуют слова «Ищущему хороших жемчужин». Ищущему – значит пребывающем в постоянном целенаправленном поиске на профессиональной основе. В данном контексте «друзья» и «хорошие жемчужины» – синонимы, т.е. речь идет о человеке, который заботится о своем спасении и прикладывает для этого максимум усилий, полагая его целью всей жизни. Это значит, что время и средства, которые ему отпущены здесь, ищущий спасения употребляет на собрание духовного капитала, на который покупается Вечная Жизнь или обретается Царство Небесное. Обе притчи, по своему содержанию, хотя и рассказывают об одном и том же, но отличаются путями достижения цели. В первом случае речь идет о всяком христианине, которому не чуждо спасение, а во втором о тех, кто посвятил этому свою жизнь заранее и осознанно, т.е как основному виду деятельности, как это делал купец, ищущий хороших жемчужин. Не будет ошибкой предположить, что под "купцом" понимаются богословы, отцы и учителя Церкви, клирики, в общем все те, кто посвятил свою жизнь Церкви и ее учению. В нравственном смысле эти притчи для нас важны тем, что, во-первых, – учат не жалеть ничего ради будущего спасения и целенаправленно посвятить этому жизнь, а во-вторых, – призывают посвятивших себя церкви и изучению Писания, не думать, что в силу своего положения, сана или рода богословских занятий, они приобрели спасение. Им также как и человеку в поле, надлежит отдать все, что есть, включая самого себя ради обретения Жизни будущего века.