3. 16. 2 Мудрость ангельской речи

Лариса Болотова
                В чём мудрость ангельской речи?

«239. Речь ангельская полна также мудрости, потому что она истекает от внутреннего мышления ангелов, а их внутреннее мышление  есть мудрость, как и внутреннее чувство их есть любовь; в речи их любовь и мудрость соединяются, вследствие чего речь их до того исполнена мудрости, что они могут в одном слове выразить то, чего человек не может в тысяче; не говоря уже о том, что мысль их обнимает такие предметы, которых человек не может ни понять, ни тем более выразить в словах; вот почему всё виденное и слышанное на небесах называется неизречённым, чего никогда ухо не слыхало и глаз не видел. …»

                Как может передаваться такая ангельская речь?

«… тут были тысячи вещей, не подходящих к понятиям природного мышления и, следовательно, невыразимых: их было бы можно  передать только посредством разноцветных переливов небесного света, но нисколько не словами человеческой речи».

                Светомузыка? Каждый цвет излучает своё чувство?

«Понятия ангельского мышления (ideae cogitationis), из коих рождаются слова их, действительно являются видоизменениями небесного света, а чувства их, от коих происходят звуки слов, - видоизменениями небесного тепла; ибо небесный свет есть небесная истина или мудрость, а небесное тепло есть небесное благо или любовь … Ангелы получают свои чувства от Божественной любви, а мышление своё от Божественной мудрости.

240. Если речь ангельская истекает непосредственно из их чувств – так как понятия мышления суть разные образы, в коих проявляется общее чувство …, то ангелы могут в одно мгновение выразить то, чего человек не может передать в полчаса; и в нескольких словах могут изложить то, что едва впишется на многих страницах …»

                В чём причина этого?

«Понятия ангельского мышления и слова речи их составляют одно целое, как действующая причина и последствие; что в понятиях мышления (in ideis cogitationis) составляют причину, то в словах является как последствие: вот почему в каждом слове их заключается так много смысла. Все частности ангельского мышления, а затем и все частности ангельской речи, когда представляются зрению, кажутся иногда как бы тонкими, вокруг растекающимися струйками или волнами воздуха, заключающими в себе, по порядку, безчисленное множество предметов, которые, исходят от мудрости ангелов, поражают мысли другого и проникают их. Понятие мышления каждого, будь он ангел или человек, становятся видимыми в свете небесном, когда это угодно Господу».

                Является ли каждое слово программой образа или действия?

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 110).