\\хххххххх* 17-ф частЪ *хххххххххх//
ДАЛЬше вспоМИНАл Вениамин-священник.
В Киеве все казалось благополучно, мирно и сыто.
Я привез с собой какие-то письма от патриарха Тихона
и передал их по назначению духовным лицам.
Опускаю другие города...
- Из Херсона по Черному морю сначала в Одессу,
потом уже в Крым. Где-то тут повстречался со мной
случайный американец. Хотя был лишь май, он уже ел яблоки,
прошлогодние, платя за них огромную цену,
но у него долларов было много. Говорит:
"Я имею привычку всегда утром есть настоящие яблоки.
Это полезно ! Всем полезно !"
17-в
Ну, еще бы не полезно!
А нам не до яблок, а хоть бы хлеба да...
чтобы жизнь сохранить.
Он с улыбочками из простого любопытства
расспрашивал меня о революции.
Конечно, не любил большевиков и был, в общем,
совершенно равнодушен к тому,
что делается в чужой ему России.
Она ему нужна была, вероятно, лишь с точки
зрения его деляческих предприятий.
"А там хоть трава не расти!" -
говорит умная пословица,
то есть пусть хоть одни обожженные
корни останутся без признаков жизни!
Да и одни ли американцы?
А мы? Разве интересовались,
что делается у соседей?
17-г
Разве мы в те же самые дни много думали
о Белой армии и вообще о междоусобной братской борьбе?
Где-то там кто-то дерется, далеко, нас это не задевает,
ну и ладно... "Моя хата с краю, ничего не знаю..."
Да, в нашей общей человеческой натуре у всех лежит
эта равнодушная холодность к братьям людям.
Оттого и войны. Нет, далеко еще нам до братской жизни!
Слишком глубоко грех гордости и себялюбия вкоренился
в сердце падшего человека и, увы,
не исправить никакими такими путями,
как политико-социальные реформы
да умственное просвещение, но при перегибах
и зло-употреБЛЕЯНИЯХ худой власти,-
приобретаетя умственные искажения,
особенно по Истории РОДины и полит-событий !!
17-д
Немного подлечить и подправить еще можно и должно,
но корни греха останутся
и опять будут давать новые ростки,
приспособительно к новым условиям жизни.
И лишь одно будет преображение человечества,
но оно не в порядке естественных форм и условий...
17-е
Однако, безусловно, необходимо искать способов улучшения
в этой жизни, насколько возможно для человеческих сил.
Искать энергично, добросовестно. Это и является постоянной
задачей государства и государственной власти.
И христианство не только не относится к земному строительству
равнодушно, а, наоборот, чтит власть
и благословляет её на это строительство.
Оно возвело власть до божественного основания:
"Сущие власти от Бога учинены суть",
"Мною цари царствуют и владетели владеют".
17-ёЁё
Государство и власть благословены Богом,
так как они своими путями тоже борются
против разрушительного зла.
Занялась с поразительной энергией
этим строительством и советская власть.
Пусть было много ошибок, жестокостей,
несправедливости, гонений, но все же и они по-своему
стали созидать не Россию, а лишь свою власть,-
красную, кровавую и разрушительную !!!
17-ж
Вениамин от весны 1918-го
уже не был там и потому,
к сожалению, не мог писать
своих собственных воспоминаний
о России и советской власти.
Да и его задача более скромная:
говорить лишь о рубеже двух эпох,-
былой царской России и ново красной,- СССР !!
17-зЄ
Однако кое-что пришлось Вениамину еще слышать,
узнать от других о дальнейшем движении
социалистического строительства СССР.
Вопрос о Брестском мире советского правительства
с великими уступками немцам начался в 1917-м,
но тщательней и наглей в 1918-м.
17-и
Его некоторые называли очень гадким именем: "похабный".
Это слово в просторечье означает прелюбодейный.
Этот мир казался недругам Советов изменой России,
родине, национализму. Насколько помню, и патриарх Тихон*
осуждал этот мир, и даже было особо выпущено послание
по поводу его. Но личное мнение Вениамина и тогда,
и особенно теперь, было иное. Случайно - сколько бывает
таких случайностей и совпадений! - Вениамину пришлось
от Москвы ехать в одном купе с генералом*,
отправлявшимся в качестве военного эксперта
для заключения этого мира.
Видно было, что ему нелегко далось такое поручение,
он беседовал с Вениамином, точно виноватый,
с неловкой и странной улыбкой...
17-й
Понять легко (?) генерала-перегоВОРщика..:
отдавать немцам куски собственной РОДины своими руками ?!
Но внутренне он не смутился ничуть, наоборот,
Вениамину приятно было одобрить его в такой миссии
и успокоить его совесть. Он делал необходимое тогда дело.
И подобный совет и обрадовал его, но и удивил...
Он думал, что сейчас будет Вениамин поносить его,
как предателя, а генерал-же, в сущности, благословил его.
И не раскАивался никогда Вениамин в этом.
\\хххххххх* 18-ф частЪ *хххххххххх//
Как легко писать всякие обличения не глубИнные...
Но нужно быть самому у кормИла правления
да еще обстоятельно знать положение вещей,
чтобы принимать то или иное решение.
И особенно осторожными в этих вопросах нужно быть
духовным. Конечно, как гражданам страны, и нам важны
и близки интересы РОДины, но всё-же специалисты
в других областях, а не в гражданской и военной.
И потому брать на себя ответственность за эти вопросы,
да еще когда нас не спрашивают о них, весьма рискованно.
Преподобный Сергий благословил Димитрия Донского,
но уже тогда, когда тот решил вопрос о войне против Мамая,
преподобный же лишь укрепил его, и то по прямой просьбе
князя дать ему свой совет.
Нельзя забывать и то, что Сергий был исключительный
избранник Божий, святой человек, поцелОванный БОГом !
Иереям в подобных случаях лучше стоять в стороне.
И во всяком случае, не выступать публично,
потому что такими выступлениями можно внести немало
расстройства в дела гражданские и военные.
Ведь не выступали же иереи
при княжеском и царском правительстве,
а лишь послушно объявляли по церквям манифесты властей,
никогда не входя в критику их. Советская власть делает,
она же берет на себя ответственность перед Богом,
историей и народом.
Правда, были примеры активного вмешательства
некоторых иерархов в жизнь государства:
патриарха Гермогена, келаря Авраама Палинына,
а особенно впоследствии патриарха Никона,
сделавшегося вторым царем при Алексее Михайловиче
Тишайшем,- отце Петра Певрого !
Но первые случаи были в Смутное время,
когда царило почти безначалие,
а второй принёс немало осложнений в жизнь.
Православная Церковь осудила этого патриарха.
Православие, в противоположность католицизму,
не принимает клерикализма или папоцезаризма,
то есть управления лицами духовными делами мирскими.
И эта линия правильная, евангельская, апостольская.
\\хххххххх* 18-ф частЪ *хххххххххх//
Уже не говоря о Господе, а кто из апостолов вмешивался
в светские дела? Ни один! А в церковных наших канонах
есть прямое запрещение духовенству
занимать мирские должности.
У иереев есть своё, особое религиозное дело,
дай Бог с ним справиться как следует!
Этим больше принесут пользы гражданским условиям жизни.
"- Иное дело помогать правительству.
Это наш долг и как рядовых граждан,
и как церковного общества."
"- Однако почему-же-? патриарх Тихон
выступил с подобным осуждением..
И почему-? он потом написал и другое,
еще более важное по своим последствиям,
известное послание с анафемой большевикам!
Вениамин лично тут был уж совсем
ни при чём, но пришлось высказывать
в своих записках своё мнение по вопросам,
которые происходили именно на рубеже двух эпох !!
Думал Вениамин:
"Да простит мне Бог, что патриарх Тихон*
тогда ошибался, и не однажды, а дважды,
в обоих указанных случаях.
Мы, православные, не признАем
и не признаём папской непогрешимости
ни в догматических, ни тем более
в общественных выступлениях
(хотя бы и ex cathedra* католиков
и кого бы то нИ было...
И сам патриарх осознал свои ошибки,
потому что после заявил
о своей лояльности к советской власти.
И даже объяснил причину своих ошибок:
привычка и воспитание
в прошлых, неизжитых ещё воззрениях...
Кроме того, пришлось Вениамину слышать от некоторых
осведомленных лиц, что патриарх* тогда находился
под влиянием некоторого окружения из лиц политических.
Если это верно, то называли между другими имя князя,-
Е.Н. Трубецкого, бывшего члена Государственного совета,
а затем и одного из товарищей председателя собора,
того же владыки Тихона. Ему приписывается и составление
самого текста послания, тогда важного !!
Это ведь было мнение и для всего священства России !!
направлялось оно письмами персонально в руки !!
Конечно, это не освобождает от ответственности лицо,
подкрепившее документы своей подписью,
но отчасти извиняет и объясняет позицию патриарха,-
сперва к признанию большевиков, а после,-к анафеме !!
А как-?! ему реагировать на аресты и убийства священников
красными убийцами иудейской крови по всей России !!!
На подобные вопросы мог бы дать проливающие свет
сведения митрополит Сергий*.
Можно еще указать в извинение на одно обстоятельство,
подсказанное Вениамину советским человеком:
"Еще можно было Церкви держаться уклончивой нейтральности
и даже бороться против новой власти,
пока шел ещё процесс её установления,
но когда она была уже принята и признана народом и укрепилась,
тогда борьба против нее Церкви была делом незаконным..."
Вениамину понравилась такая широкая
и правильная точка зрения по его душЕ и разумЕнию,
но и стало понятно,- что простые люди это не поймут...
И в рассматриваемое время 1920-х советская власть
уже установилась и была принята всей Россией.
Что касается лично Вениамина, то он и 25 лет спустя,
никак не мог бы взять на себя открытой, публичной
ответственности по вопросу о том:
нужен ли был Брестский мир с немцами..?!
Но ведь русские белые офицеры стрелялись в себя
из-за такоего Ленино-Троцкого решения..!!
Простое обывательское мнение подсказало простой ответ
как Вениамину, так и многим иереям Православия:
раз у немцев оказалась сила, то выбора не было..;
следовательно, нужно было принимать то, что навязывали,
хотя-бы это было и болезненно, и печально.
Последствия, впрочем, подтвердили справедливость советской линии:
немцы были разбиты союзниками, и все их мирные трактаты лопнули,
как мыльный пузырь со временем !! Терпение лишь ждать?!
Но грабёж Украины, аресты и убийства красных партизан !!
Как тогда с этими мерИлами ??!!!