О духовном, часть 1

Иван Владимирович
Проблема с большинством людей - в том, что они слишком умные.

Слишком умному человеку трудно созерцать реальность как она есть, ему скучно и неинтересно. Поэтому, чтобы развлечь себя, он начинает рассказывать себе сказки. Например он может рассказать себе сказку о том, что дерево за окном - это не просто дерево, а это особенное дерево с особенной формой листьев, это дерево - клён, из него можно делать виолончели и сладкий сироп, а кроме того кленовый лист изображён на канадском флаге, в Канаде хорошо играют в хоккей, а ещё оттуда Аврил Лавин, у неё последний альбом офигенский, надо переслушать, и... Тем временем дерево можно срубить и распилить на табуретки, он и не заметит, ведь фантазии куда интереснее какого-то статичного клёна.

Как правило, к восьмому дню рождения человек обучен большую часть времени и внимания уделять макраме из своих мыслей об ожиданиях, предрассудков о планах, фантазий о страхах, воспоминаний о мечтах, оценочных суждениях об оценочных суждениях, и других компонентах внутреннего мира, а реальность вокруг считать чем-то третьестепенным и, по большей части, неприятным. Например он обучен тому, как испытывать тугую горькую обиду от того, что хочется, чтобы вокруг были горы и снежная метель, а там море и позднее лето, или наоборот.

И, что важно проговорить, разговор здесь не о галлюцинациях, когда человек смотрит на котёнка, а видит африканского слона с хоботом, бивнями, и большими ушами, нет. Разговор о таких состояниях сознания, когда человек смотрит на котёнка и видит котёнка, но при этом фокус внимания сосредоточен на поголовьи слонов в восточной Гане, я надеюсь, что читателю понятен этот момент.

Функционируя таким образом, во-первых, человек лишает себя значительной части красоты окружающего мира, добровольно-принудительно ограничивая себя теми крохами, которые проскальзывают, когда через калейдоскоп смотришь в кривое зеркало, направленное на чёрно-белый телевизор, по которому крутят затёртую видеокассету. Но эта беда - не самая большая из его бед.

Во-вторых, человеку трудно видеть истинную сущность других людей, что чаще всего усугублено тем, что другим людям трудно показывать свою истинную сущность. Поэтому, чтобы как-то найти некоторое подобие общего языка, люди пересказывают другим те сказки, которые обычно рассказывают себе. Тех, у кого сборники сказок более-менее похожи на твой собственный, принято записывать в друзья, единомышенники, или соотечественники. Остальных - во враги или в безумцы. Это большая беда, но она технически не решается в лоб.

В-третьих, ум (он же рациональность, он же логика, он же тональ) человека настолько загружен беспрерывным внутренним диалогом с самим собой по поводу всего того, что поступает через органы чувств, равно как и по поводу всего того, что он думает внутри себя сам с собой, что ум совершенно теряет связь с душой (она же тело, она же интуиция, она же подсознание, она же нагваль). Эта беда относительно несложно решается технически, реально всё сводится к формуле "не надо думать умные темы, надо не думать вообще", но тут важен правильный подход.

В-четвёртых, и это - логическое развитие двух предыдущих бед, таким человеком значительно проще манипулировать извне. Например, его значительно проще запугать. Чтобы запугать глупого человека, ему нужно показать не только ножик, но и бандита, готового пустить его в ход, тогда ему станет страшно. Тогда как чтобы запугать очень умного человека, достаточно рассказать ему сказку о ножике, дальше он сам себя доведёт до панических атак, при этом ножика и бандита может вообще не существовать. Также, слишком умному уму крайне страшно и неуютно продемонстрировать своё невежество. Таким образом, используя формулу "если не понимаешь - значит дурак" ему можно навязать практически любую бессмысленную абракадабру.

Научить ум слушать душу - это довольно просто для одних, и совершенно невозможно для других, тут дело в фундаментальных установках человека, которые можно условно классифицировать в четыре парадигмы.

Первая - это когда ум и душа, логика и интуиция, рациональность и подсознание, тональ и нагваль находятся в гармонии и открытом диалоге, и взаимно дополняют недостатки и слабости друг друга. Эту парадигму мы назовём "магией." Она предполагает широкий спектр техник и состояний сознания, необходимых для эффективного взаимодействия частей личности.

Вторая - это когда ум утверждает, что никакой души вообще не существует, а есть только электрохимические процессы в комке аминокислот и липидов, и их все можно померять осциллографом. Это умное суждение, конечно же, не отменяет существования души, и иногда ведёт к трагическим курьёзам, как, например, когда душа настойчиво говорит уму, что ей нравятся худые женщины среднего роста, а потом ум придумывает замысловатые оправдания педофилии и кидается соблазнять школьниц. Эту парадигму мы условно назовём "наукой."

Третья - это когда ум признаёт наличие души как сущности, но при этом требует над ней жёсткого контроля. Скажем, когда человек должен ежедневно молиться, чтобы после года регулярной молитвы душа осознала, что трахаться до свадьбы - это большой грех, в особенности женщинам, дважды в особенности - красивым женщинам. Эту парадигму мы назовём "религией."

Четвёртая - это когда, по тем или иным причинам, ум совершает самоубийство и отдаёт душе полный контроль над человеком. Эту парадигму, хотя это и грустный каламбур, следует назвать "безумием."

Здесь важно заметить, что за свою жизнь автор текста неоднократно заходил в гости в "науку" и в "религию". Ни разу не прижился, но каждый раз открывал для себя приёмы "магии", и в конечном итоге убеждался в том, что именно она ему ближе всего. Также, у автора есть некоторый опыт взаимодействия с "безумием", но нет квалификации, либо желания говорить об этом. Таким образом, у автора этого мемуара нет никаких практических советов, как перескочить из одной парадигму в другую, для этого читателю придётся искать другого проводника. Поэтому, если читатель не согласен с тезисами, что функционирующая вне логического рационального мышления душа-интуиция-чутье-подсознание, во-первых, существует, и, во-вторых, равнозначна логическому рациональному мышлению, то дальше можно не читать.

Итак. Научить ум слушать душу - это довольно просто для одних, и совершенно невозможно для других, но входное упражнение одно на всех. Нужно убедить ум перестать болтать, для начала хотя бы минут на пять-десять. Для этого следует практиковать дзадзен-медитацию, которая наиболее прямолинейным и хрустально ясным образом предписывает уму перестать болтать самому с собой и думать всякую чепуху.

Собственно, длительный пассаж про фундаментальные установки нужен вот для чего: когда практикант научиться останавливать внутренний диалог настолько, что пропадает даже эхо от ума, то в его сознании будут появляться разные, возможно странноватые, мысли, и их надо не отбрасывать как "всякая фигня в голову лезет", а внимательно запоминать и изучать, потому что это голос души-интуиции. Мы все очень разные люди, поэтому здесь практически невозможно давать какие-либо общие советы. Тем не менее, важно помнить: когда ум-логика-тональ и душа-интуиция-нагваль противоречат друг другу - это крайне ценное знание. Обе части личности, как ум, так и душа, могут ошибаться, но при этом они крайне редко ошибаются синхронно, поэтому разночтения между ними следует тщательно обдумывать.

Конечно, сидячая медитация - это не единственная, и, для многих, не первая в жизни техника. Для этого также можно практиковать шавасану после часа аштанги или фитнесса, заминку после интенсивного бега или фитнесса, а также любую форму искреннего творчества, включая прозу, поэзию, живопись и программирование. Однако, примерно как стакан водки со шматом сала и миской каши для любителей изысканных коктейлей, автор рекомендует практиковать дзадзен-медитацию до тех пор, пока практикант не наловчится затыкать кляп в горло своему уму, и не научится клеить разбитый кувшин из осколков чувств души, а после этого можно интегрировать свои умения в повседневную жизнь. Также, есть великие мастера, способные помочь практикантам в вышеозначенных искусствах, но автору о них известно недостаточно, чтобы давать какие-либо практические рекомендации.

Важно всегда иметь ввиду формулу "не надо думать умно, надо не думать вообще", поэтому, например, грубой ошибкой будет собрать библиотеку трудов о различных духовных практиках и выискивать в них сходства и противоречия. Вместо этого следует выбрать одну практику, которая больше нравится, и практиковать её. Интеллектуальные размышления могут в отдельных случаях быть подспорьем медитации - но никогда - альтернативой.

Кроме того здесь стоить заметить, что автор текста не осуждает и не рекомендует использование разного рода психоактивных препаратов. Не осуждает - потому, что уважает право совершеннолетних дееспособных людей пихать себе в организм всё, что им заблагорассудится. Не рекомендует примерно по тем же причинам, почему не рекомендует автобусные турпоездки: глубокая шавасана (или пешая прогулка по Парижу) допускает возможность в любой момент дважды хлопнуть в ладоши, сказать "ну всё, хватит" и пойти в ближайшее кафе пить зелёный чай с малиновым вареньем, есть пироги, и разбирать приобретённый опыт, тогда как автобусная экскурсия (или использование препаратов) зачастую заканчивается тем, что надо часами тупить в окно и ждать, пока эта тягомотина закончится.

С методиками установления равновесия между умом и душой, равно как и любыми другими практиками духовного поиска, полезно заранее иметь в виду, что у так называемых нормальных людей принято всё сводить к двум координатам линейной алгебры, а именно к борщу и телевизору. Например, сегодня я буду есть борщ и смотреть сериалы. Или, я хочу сделать карьеру, чтобы заработать много денег, чтобы купить большой дом с большой кухней и большим телевизором. Или, я хочу путешествовать, чтобы дегустировать иноземные борщи, и убедиться, что достопримечательности - такие же, как в телевизоре. Или, я хочу завести семью, чтобы моя жена варила вкусный борщ, а дети были, как в известной телепередаче, два мальчика и девочка. Или, надо заниматься творчеством, чтобы тебя показали в телевизоре и дали денег на борщ. Или любое другое из бесконечного числа сочетаний, допустимых линейной алгеброй, включая вариант "хлебать безглютеновый авокадовый смузи и читать новости через мастодонт."

В свете вышеозначенного и его применении к духовным практикам, у так называемых нормальных людей есть непреодолимое желание сводить дзадзен и аналоги к, либо "медитировать, чтобы лучше работать, чтобы большой дом и большая кухня", либо "медитировать, чтобы нахлобучило, и были спецэффекты как в телевизоре, но без телевизора".

Вообще, стараниями колдунов с Западного Берега у так называемых нормальных людей есть нездоровая тяга к кинематографии. Например, если сказать, что ты сидел на берегу, и к вечеру постиг суть духа реки, то это не привлечёт и десятой доли внимания, как если бы ты сказал, что сидел на берегу, и к вечеру на берег вынырнула русалка и доставила тебе оральное удовольствие.

В ситуациях такого рода, практиканту важно проявить смирение, и радостными кивками и улыбками подтвердить, что, да, всё так и есть, да, всё так и было.

Кроме того, так называемые нормальные люди очень любят болтать о так называемых "правде" и "справедливости", особенно в периоды глобальных потрясений и притеснений. Практикующему магу, после того, как он выскажет вслух такую ерунду, даже если этого требовала ситуация, следует прополаскать рот двадцатилетним арманьяком, а потом в полдень полной луны на подземном алтаре лично отрезать головы трём цаплям и одному коршуну.

Практикующие маги оперируют категориями "силы" и "красоты", но об этом - в другой раз.