Философия жизни против философии смерти

Борис Кондаков 2
                Философия жизни против философии смерти.

               Видит Бог, не собирался писать очередную «нетленку», но вчера попалось мне сообщение в ТГ-канале очень уважаемого мною как одного из лучших российских аналитиков Анатолия Евгеньевича Несмияна вот такого содержания:
«Эти люди могут строить только цивилизацию смерти. Смерть, как единственный смысл жизни.

               Отсюда и идеология тотальной ненависти к живым. Чистой воды зомби из любого голливудского ужастика, единственной целью которых является превращение всех живых в мертвецов.

               Вопрос только в одном - если они призывают всех умереть, почему они не хотят подать пример?».
                (конец цитаты)
               В сообщении приводилась ссылка на ТГ-канал известного российского философа доктора социологических и политических наук, профессора МГУ Александра Гельевича Дугина.
               Цитирую: «AGDchan (телеграмм-канал А.Г. Дугина)
               Точку опоры надо искать только в смерти. Только так можно основать религию, культуру, искусство и политику. Жизнь слишком изменчива для того, чтобы быть точкой опоры для чего бы то ни было.
44.0Kviews 15:05»
                (конец цитаты)
                Я, честно говоря, не слишком удивился подобному настроению, всё же Александр Гельевич потерял дочь Дашу, которая, скорее всего, была бы жива, если бы не увлеклась теми же теориями, что и её отец. Но родителей, как известно, не выбирают, тем более, если члены семьи вращались в одной и той же консервативной тусовке, будь то в России или во Франции, где в течение года по обмену училась Дарья Александровна, установившая достаточно тесные связи с Марин Ле Пен и её консервативным окружением. Как бы то ни было, всегда жаль, когда погибает молодая симпатичная женщина, так и не успевшая стать матерью.
                Не буду касаться вопроса о том, при каких обстоятельствах она погибла. Есть официальное следствие, есть вроде бы доказанный украинский след, а на слухи о том, кем и в связи с чем была организована диверсия, можно было бы и не реагировать, хотя в любом случае взгляды отца сыграли в этом трагическом происшествии очень значительную роль.
                Я не раз обращался к этому персонажу, которого считаю одним из главных идеологов нынешней специальной военной операции. Одолеть всё его многотомное творчество без стимуляции нервной системы запрещёнными психоактивными веществами вряд ли возможно.
                Но этот бородатый почти что старец 61 года от роду производит на слушателей впечатление некоего славянского гуру, вещающего неразумным потомкам от имени сырой Матери-земли о «народе-бурундуке» и прочих «истинах», которые, видимо, были познаны им во времена бурной молодости в кружке московских мистиков под руководством известного писателя Юрия Витальевича Мамлеева.
                Если бы Александр Гельевич оставался бы непризнанным гуру российских мистиков и представителей правых взглядов, к нему относились бы как к очередному «интересному юродивому» в Москве, не столь интеллектуальному, как объявленный сумасшедшим отставной ротмистр Пётр Яковлевич Чаадаев, написавший «Философические письма», но и не таким отталкивающим, какими были достаточно известные обитатели церковных папертей.
                К российскому несчастью, он опубликовал в 1997 году компилятивную работу «Основы геополитики», разом поднявшую его на пьедестал одного из наиболее патриотичных философов России. В ней он указал на предопределённость противостояния нашей страны США не в силу идеологии, но в силу сущностного противопоставления англосаксонской «атлантической» цивилизации русской, и, шире, «евразийской», которая является особым синтезом западной и восточной культур и в силу этого не способна воспринять западную демократию как основу политической и социальной жизни.
                Как известно, на безрыбье и рак рыба, и Александр Гельевич стал интеллектуальным гуру русских консерваторов, в том числе в военной и спецслужбистской среде, поскольку создал некий симулякр понятной для них идеологии. Не случайно этот труд вышел при поддержке руководства Военной академии Генерального Штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Тот факт, что Александр Гельевич в своё время уклонился от исполнения священного долга перед советской Родиной под предлогом психического заболевания, а его высшее образование вызывало серьёзные сомнения, генералитет не смущало.
                С 1998 по 2003 год Александр Гельевич был советником Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с сентября 2008 года стал профессором МГУ, директором Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ. Правда, из университета его выжили, ну да где же истинный философ был почитаем должным образом.
                Теперь перейдём к серьёзным вещам. В своё время французский учёный Андре-Мари Ампер не включил в свою классификацию наук философию. И действительно, объяснить непротиворечивым образом, что изучает и чем занимается философия, весьма затруднительно. Мне повезло дважды сдавать экзамен по философии, один по историческому и диалектическому материализму в советские годы, другой в годы учёбы на юридическом факультете уже в современной России, и третий раз в качестве «Истории и философии науки» во время обучения в заочной адъюнктуре.
                По-моему, наиболее понятно предмет философии изложен в старом анекдоте о том, как Василий Иванович объяснял Петьке, что такое логика, диалектика и философия. Кому интересно, без труда найдёт этот образец ставшего народным творчества.
                Разумеется, изучение наиболее общих законов развития никому не вредит, и знание истории философии необходимо каждому, считающему себя образованным, человеку. Но придавать слишком большое значение философии ни как науке, ни как учебной дисциплине, я бы не стал.
                В советское время внимание философии уделяли в первую очередь потому, что она должна была дать научное обоснование идеологии КПСС, которая имела свойство вилять, как заячий хвост, в зависимости от того, кто нынче управлял партией, и главной задачей философов было найти подходящую цитату в трудах классиков марксизма-ленинизма и наукообразно разъяснить линию партии для изумлённых советских граждан.
                И по наследству от советской эпохи преподаватели истории КПСС стали первыми российскими политологами, преподаватели научного коммунизма стали пытаться обосновать идеологию молодого российского государства, а преподаватели философии и политической экономии остались преподавать те же дисциплины, но уже с иным содержанием.
                По большому счёту, Дугин не философ и не аналитик, а мистик, пытающийся выдать свои «откровения» как некие научные истины. И если в области геополитики он просто занимался компиляцией трудов классиков этого направления западной мысли, то в остальном его откровения носят характер откровенного бреда, но наукообразного. Вроде «народа-бурундука».
                И если бы его идеи не пытались поднять на щит, как обоснование актуальной российской политики, на него не стоило бы обращать внимания. Но провозглашение смерти в качестве точки опоры вредно само по себе.
Приведу ещё несколько цитат из ТГ-канала Алекасндра Гельевича, где он пытается развить эту мысль:
                «AGDchan
                Z это плохой символ. Он ничего не значит. Это пиаровская подделка. Мы воюем под стягом Спаса Нерукотворного. Под знаменем Владлена Татарского: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. За Z не умирают. Умирают за Русь, за Христа, за наш народ. Так и надо всем говорить. Пора отбросить шелуху «корпорации Россия». В историю возвращается Святая Русь, великая Империя.
54.7Kviews                19:09


                AGDchan
                Смерть это слишком серьезно, чтобы продолжать врать.
174.5Kviews                19:16


                AGDchan
                А США, похоже, уже не до Киева.
23.4Kviewsedited                20:32


                AGDchan
                И дальше будет все меньше и меньше до Киева. Самое время нам собрать миллионную армию и начать воевать по-настоящему. Им не до Киева, зато нам до Киева. Рукой подать, если возьмемся как следует.
24.0Kviews                20:34

                AGDchan
                Ни грамма русского урана врагу. И Нигер - наш.
                40.8Kviews                20:36

                AGDchan
                Есть план мирного урегулирования. Запад побеждает, оставляя Россию под санкициями навечно и с 40 000 000 безумного малороссийского населения внутри России. У России все развалено, огромные территории в руинах (да, это мы все разрушили, но нам и отстраивать), образ демона. Но и мы берем свое - Украины (вне нас) нет. А внутри нас пожалуйста. Границы с ЕС по Галицко- Волынскому княжеству, и ладно. Но зато никто не нажал на красную кнопку. Радуйся, человечество, тебе еще жить и жить (а могло быть иначе). Побеждают все. Кроме нацистов и милитаристов. Ну кто-то же должен оплатить мир и гармонию. Западу не существенно. Нам существенно. Вот и заживем. Мирно. Вот как-то так ситуацию видят в Кремле. Мирный план.
60.1Kviews                20:48

                AGDchan
                Недавно говорили со священниками о смерти на фронте. Прекрасные батюшки, всей душой с нашими солдатами. Но… что-то пошло не так. В разговоре. Война же это прямое доказательство бессмертия души. А то пошли бы люди умирать. Не пошли бы, если бы не чувствовали, что это прямой путь в бессмертие. И так оно и есть. Война - уникальный шанс для проповеди живой христианской веры. Именно наш Бог и никто иной раздавил своей собственной смертью смерть. И вслед за Ним так поступает каждый русский воин. Каждый русский воин - воин Христов. А прекрасные добрые русские батюшки что-то упускают. То слишком высоко берут, то слишком приземленно. Но все не точно. Я очень расстроился. Война - прямое доказательство бессмертия души. Это чувствует любой солдат. Вот бы и начать на этом живом чувстве настоящую проповедь нашего Бога. Ведь он обращался не к телам, к душам. Современный мир сказал, что души нет. Война опровергла это: душа есть. И это момент Православия. Не упустим его. Смерть на войне это просто смерть как таковая - в чистом виде. В других случаях мы смерть не замечаем, прячем ее. И душу не замечаем. А на войне замечаем. Церковь стоит на душах, на смерти и бессмертии. В мирной жизни все это как из-под пухового одеяла, смутно, глухо - если только, конечно, горе и боль не затронут нас по-настоящему. А на войне горе и боль повсюду. Значит и душа повсюду. Отец Андрей Ткачев, который и есть дух, глас нашей Церкви, нашего народа, говорит о том, что СВО рождает новое богословие. Вот о нем и надо говорить. И отчаянная онтология смерти «Вагнера» имеет к этому некоторое отношение. Какое? Это еще предстоит выяснить. Но думать надо в этом направлении. В этой войне должно ожить русское богословие. Это цель. Если раз, два не получилось, не беда. Надо мыслить в эту сторону снова и снова. Смерть на войне. Тема не раскрыта. Давайте сделаем вторую попытку.
                65.9Kviews                21:31
2 октября
                AGDchan
                Государству для Победы в трудной войне нужна настоящая искренняя (не нарисованная) поддержка народа, общества. Для этого Государство должно повернуться к народу лицом. Народ не объект, он субъект. Да, с тихим голосом. Народ, скорее, шепчет, чем орёт. Как раз те, кто орёт, часто совсем не народ. Этот тихий шепот русского народа власть должна услышать. И вступить с народом в диалог. Искренний, тонкий, понимающий.
                Вот на что жестокой была система при Сталине — приказ/исполнение. И все равно, когда началась война, Сталин находит особые необычные для классовой теории слова: “Братья и сестры!” Так говорят в семье. Это не окрик, это шепот.
                Правящие круги не могут не понимать, что отсутствие Победы будет значить для них конец. Без продолжения. Но своими — чисто техническими, государственными — силами они Победы добиться не смогут. Необходим исторический пакт с народом. А это значит честность, искренность, душевность.
39.9Kviewsedited                09:37


                AGDchan
                Искусством и культурой должны заниматься люди талантливые. Либо в творчестве, либо в интерпретации творчества. Чиновничий подход к этому совершенно не уместен. В обществе патологически испорчен вкус. Пошлость громоздится на пошлость. И идет это сверху. То есть вкус народу брутально испортили. Необходимо срочное возрождение классического образования: первое, что должен слышать ребенок, это Псалтырь и Евангелие, а также Гомера и Софокла, Пушкина и Гоголя, Мусорского и Рахманинова.
10.8Kviews                11:33»


                (конец цитаты)

                Несомненно, среди высказываний Дугина есть такие, с которыми невозможно не согласиться. Но всё же для того, чтобы представлять себе, что такое смерть, я бы посоветовал бы нашим властям предержащим отправить Александра Гельевича, его спонсора Константина Валерьевича Малофеева и всплывшего из небытия нового «певца Великого Севера» Владислава Юрьевича Суркова на линию боестолкновения, чтобы там в течение хотя бы одних-двух суток в окопах под обстрелами они имели возможность увидеть, как их идеи воплощаются на практике и чем они пахнут.
                Не смерть, но жизнь лежит в основе всего. Да, существование бренных тел как носителя жизни конечно, но не зря все религии мира говорят о непрерывности жизни души. Можно соглашаться с теорией о реинкарнации или отрицать её, считая, что жизнь на Земле даётся душе разово, в основе всего лежит вечность этой жизни.
                Можно не верить в существование души, но иначе слишком многие явления вокруг нас не будут иметь понятного объяснения. Да и атеизм, по сути, является формой религиозного сознания, отрицающего существование Бога и души и верящего во всесилие науки.
                Но каждая мать, рожающая ребёнка, мечтает о долгой и счастливой жизни для него. Для рождения этого ребёнка существует любовь как способ преодоления отчуждения между людьми. И на любви строится жизнь.
                А смерть является всего лишь болезненным моментом перехода от существования души в одной ипостаси к другой, хотя при этом отпадает оболочка тела, как бабочка появляется на свет из кокона.
                И именно любовь позволяет преодолевать нам смерть, как физическую, без чего не было бы возможности совершенствования человечества как биологического вида, так и духовную. Наша память выше смерти, сохраняя память о наших предках. Наши мечты выше смерти, позволяя создавать новое, будь то духовные или материальные произведения искусства и технологий. В основе христианства лежит положение о вечной жизни и взаимной любви как проявления в нас Божественной сущности.
                Если бы А.Г. Дугин говорил бы о жизни, он не пытался бы найти обоснования для специальной военной операции. Её цели не прояснены, и значит, отсутствует главный мотив для войны, потому что война как социальное явление является способом разрешения таких противоречий, которые не могут быть разрешены иным способом. Для всего остального существуют торговля и дипломатия.
                Я верю, что и у Александра Гельевича не всё в сознании сводится к смерти как к точке опоры. Но я считаю его виновным в том, что таким ментальным вывертом он пытается обосновать необходимость гибели десятков тысяч людей, которые могли бы жить и созидать, растить детей и радоваться жизни.
                Поэтому будет очень жаль, если ему не доведётся ответить перед судом истории за свои идеологические изыскания, пытающиеся обосновать полезность чужой гибели ради больших тараканов в головах некоторых политиков и псевдоидеологов.