Ярослав Мудрый

Равиль Байбурин
И в Европе за честь считали
Короли,  князья, цари
Породниться с Ярославом,
Побывать в его  дворе.
О. Олесь


Время правления этого князя по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси.
 Выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за Киевский престол, он смог:
• объединить страну,
• ввести общие для всего государства законы и
• создать условия для подъёма культуры и искусства.
 Прозванный московскими летописцами 16-го века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.
Именно при нём Русь пережила свой «золотой век».

1. Детство Ярослава Мудрого.

Точная дата рождения будущего киевского князя неизвестна.
Историки называют разные годы его появления на свет.
 Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.
Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды.
Ярослав не был первенцем в этом браке. Его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше него, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.
В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство - его крестят под именем Юрий.
С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя.
 А воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины.
 Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.

2. Ростовское княжество и Ярослав Мудрый.

         Надо сказать, что Ярослав очень рано начал политическую карьеру.
Ещё подростком (10-ти лет от роду) был оторван от матери и поставлен отцом наместником в Ростово-Суздальской земле.
Он  занял княжеский стол в Ростове, то есть, где-то максимально далеко и от отца, и от матери, буквально на отшибе.
Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.
Летописцы говорили:
• о мудрости князя,
• о его деятельности по распространению христианства на своей земле и
• об обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников.
 Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте.
Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он помогал Ярославу княжить в Ростове.
Когда он, будучи ростовским князем, крестил Волгу, жители урочища Медвежий угол выпустили против него Святую Медведицу. Победил князь. Правда, у него была секира (теперь она у медведя - на гербе города Ярославля).
 Но всё равно такой бой - не для слабых...

3. Ярослав Мудрый против Владимира Святого.

Когда в Новгороде Великом умер старший сын князя Владимира - Вышеслав, неожиданно для всех Владимир Святославич перевёл в Новгород не следующего по возрасту сына, а Ярослава.
Очевидно, в ребёнке отец уже увидел черты будущего правителя.
Четверть столетия просидел Ярослав на новгородском престоле.
Там он вырос, возмужал.
И со временем,  Ярослав стал вести себя подозрительно. Он отказался селиться в Городище, где традиционно жили Рюриковичи. И поселился непосредственно в городе, уйдя из-под пригляда верных Владимиру людей.
Он стал активно общаться с варяжскими купцами.
И, наконец, он взял в жёны знатную норвежку по имени Анна, при которой была собственная дружина во главе с неким Эймундом (возможно, её родственником).
Всё это начало походить на подготовку переворота с опорой на норвежскую диаспору русских земель.

В 1014 году произошёл разрыв Ярослава и Владимира.
Новгород во главе с Ярославом восстал против киевского князя - его отца.
Город был богатым, земля огромная, и платил он в общую казну большой урок (дань) в 3 000 гривен серебра в год. Треть шла на содержание новгородского князя и его дружины, две трети отправляли в Киев.
Новгородцам это не нравилось.
Зачем «кормить Киев»?
Столица и так благоденствует, купается в роскоши.
 Разве не Новгород объединили Русь, и возвёл на престол самого Владимира?
Почему другие города платят меньше или вообще не дают дани?
Князь Ярослав новгородцам нравился – хоть и хромой, но решительный и умный. Новгородские «золотые пояса» подзуживали князя.
Кроме того, из Киева шли неутешительные новости. Владимир приблизил к себе сына Бориса, передал ему под начало старшую дружину, то есть фактически делал его наследником.
 Против отца восстал Святополк. И был брошен в заточение за неповиновение воле отца.
В итоге Ярослав отказался посылать дань в Киев, что фактически было объявлением самостоятельности княжества Новгородского. Он нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался.

Владимир рассердился на сына, начал собирать войско, чтобы отправить на завоевание Новгорода. Поход возглавил Борис. Но тут армия была отвлечена на отражение набега печенегов — Борису пришлось дать им бой.
Тем временем Владимир, возможно, от всех этих переживаний из-за неблагодарных детей, внезапно заболел и скончался. Об этом немедленно написала Ярославу его сестра - дочь Рогнеды Предслава.

4. Междоусобная борьба после смерти Владимира.

         Смерть Владимира Святославовича в  1015 году (а  было тогда ему  всего немногим более 50-ти лет) была неожиданной для всех.
Она привела к неслыханной ранее на Руси вспышке кровавой борьбы между его сыновьями за обладание киевским престолом.
 В этих братоубийственных разборках погибли:
• Борис Ростовский,
• Глеб Муромский,
• Святослав Древлянский.
В убийстве трёх братьев летописцы (времён Ярослава) обвинили Святополка, прозванного «Окаянным».
Так и пошло в исторической литературе.
 Но последние исследования говорят о том, что Святополк к этому не причастен. Точнее, он – «козёл отпущения», которому приписали все возможные и невозможные грехи.
На самом же деле всё это было делом рук Ярослава Владимировича и его сторонников.
 Об этом, к примеру,  рассказывается в «Эймундовой саге».
 Эймунд – норвежский конунг, служивший в то время в варяжской дружине Ярослава.

         Как же развивались на самом деле события?

         Едва Владимир Святославич умер, как власть в Киеве взял Святополк – его выпустило из тюрьмы Киевское боярство, которое тяготилось властью великого князя. Святополка  объявили великим киевским князем. Потому как, он, как старший из сыновей, имел законное право занять место покойного отца. Его поддержало духовенство, ориентировавшееся на Константинополь, общины греков и евреев. Святополк Владимирович открыл двери и кладовые в отцовском дворе и щедро одаривал киевлян. Обещал быть добрым князем и во всём блюсти отцовский обычай.
Борис, хотя дружинники и предлагали ему взять власть, не решился на такой шаг. Сказал, что готов подчиниться старшему брату.

 Тем временем Ярослав Новгородский собрал свою рать для борьбы за независимость Новгорода от Киева. Он призвал на помощь дружественных варягов, набрал наёмников.
Армия стояла в городе. От её бездействия начались бесчинства, насилие.
Новгородцы устали от пришельцев, подняли восстание и перебили варягов.
 В ответ Ярослав перебил вождей восстания.
Получив известие о киевских событиях от сестры Предславы, князь покаялся, замирился с новгородцами, выплатил виру (штраф) за убитых горожан. Новгородцы же пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.
В дальнейшем Новгород неизменно стоял за своего князя.
Новгородцы снарядили рать (40 000 новгородцев и воинов подвластных городов), наняли новую варяжскую дружину (1 000 варягов).
Войско пошло на юг, по пути обрастая союзниками.
Навстречу ему направился Святополк с киевской дружиной и нанятой печенежской конницей.
В декабре 1016 года рати Святополка и Ярослава сошлись на реке Днепр у Любеча.
Противники встали на противоположных берегах Днепра.
Ярослав атаковал первым.  Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Ярослав обратился к своему войску с пламенной речью. Затем его воины оттолкнули от берега ладьи, как бы показав, что назад им хода нет, и ударили на киевлян. 
Зажатые между двумя уже замёрзшими озёрами воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лёд. Тот стал ломаться под их тяжестью…
 Разгром Святополковой рати был полный.
Новгородские «плотники», как их обзывал киевский воевода Волчий Хвост, разгромили кичливых киевлян и печенегов.
Новгородский князь вступил в Киев победителем и занял отцовский трон.
Надо сказать, что русская столица не сопротивлялась.
Ярослав щедро наградил новгородцев, даровал привилегии. Сократил дань, город получил самоуправление в своих внутренних делах, и избирал теперь не только тысяцкого, но и посадника.

В следующем году варяги, посланные Ярославом, убили Бориса Владимировича.
Приблизительно в это же время были убиты Глеб и Святослав Владимировичи.

Ну а Святополк и не думал сдаваться.
В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги.
 Город выдержал осаду, хотя победа и далась дорогой ценой.
Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами.
Захват столицы силами восточных соседей не удался.
 И тогда  Святополк обратился к западным соседям.
 Он бежал в Польшу - к своему тестю Болеславу Храброму.

***

Точка зрения.

• Олесь Бузина:
         «…Ярослав никогда не был послушным мальчиком. Свою политическую карьеру он начал с репутации отъявленного сепаратиста, ещё при жизни отца отказавшегося платить дань Киеву. Не умри Владимир так быстро, Ярослава ждала бы хорошенькая «взбучка». А точнее, карательная экспедиция…
         К тому же Ярослав охотно воевал не только «за правду», но и за обычное семейное имущество. Именно в духе этих идеологических ценностей он после победы над Святополком принялся делить Русскую землю с ещё одним братом – Мстиславом. И делил, пока окончательно не залил кровью в гражданской войне…
         …моду на заказные убийства ввёл на Руси Ярослав Мудрый, так любивший книжное учение.
         … Ярослав… покровитель наёмных киллеров».
(Из книги «Тайная история Украины-Руси».)

Точка зрения.

• Лин фон Паль:
         «Святополк… сидел, но сидел в тюрьме вместе со своей несчастной женой, дочерью польского короля Болеслава Первого…
         Как раз на время, когда Святополк пребывает в заточении, и приходятся все кровавые события с убиением молодых князей, детей болгарской царевны Анны. Тогда кто же убил Глеба, Бориса, Святослава? Сделать это мог лишь один человек… Имя ему Ярослав.
         Он находился в Новгороде и был в проблемных отношениях с отцом, но к великому облегчению Ярослава Владимир не успел пойти на отказавшийся платить Новгород, главный претендент на престол находился в темнице, и теперь можно было легко устранить всех конкурентов. Именно это сын Рогнеды и предпринял…»
(Из книги «Тайны Киевской Руси».)

Точка зрения.

• Александр Широкорад:
         «…Владимир умер. Естественным возможным преемником Владимира был Святополк – старший из его сыновей, то есть законный наследник престола.
         И тут, согласно русским летописям и «Сказанию о Борисе и Глебе», начались абсолютно необъяснимые события. Полоцкое и Новгородское княжества отделились от Киева и стали готовиться к войне с ним. Значительная часть князей Владимировичей (Мстислав – князь Тмутараканский, Святослав – князь Древлянский и Судислав – князь Псковский) держат нейтралитет и не собираются подчиняться центральной власти. Лишь два младших по возрасту князя – Борис Ростовский и Глеб Муромский – заявили, что готовы чтить Святополка «как отца своего».
         А Святополк начал своё правление с убийства… двух самых верных и единственных вассалов – Бориса и Глеба. При этом оба князя вели себя более чем нелепо. Оба знали, что Святополк послал к ним убийц, и попросту ждали их, распевая псалмы, то есть фактически стали самоубийцами…
         Тайна была раскрыта норманнским скальдом в «Саге об Эймунде». Эймунд был командиром наёмной варяжской дружины, служившей у Ярослава Владимировича… Согласно саге, Борис (Бурислейф) верно служил своему сюзерену киевскому князю Святополку и водил рати печенегов на Ярослава. Летом 1017 г. печенеги под командованием князя Бориса ворвались в Киев, но увлеклись грабежами, и варяги Эймунда выбили их из города. Следующим летом Борис опять идёт с печенегами к Киеву. Тогда Эймунд обратился к Ярославу (Ярислейфу): «Никогда не будет конца раздорам, пока вы оба живы». Ярослав оказался действительно «мудрым» и хитро ответил: «Я никого не буду винить, если он (Борис) будет убит». Эймунд выполнил приказ своего князя и убил Бориса…»
(Из книги  «Давний спор славян: Россия, Польша, Литва».)

***

Польский король Болеслав Храбрый решил помочь Святополку.
Он заключил союз с германцами, венграми, навербовал наёмников.
 Был организован целый крестовый поход на Русь.

Ярослав вывел полки навстречу врагу на реку Буг, где в 1018 году и произошла новая битва.
Болеслав начал неожиданную атаку и разгромил рать Ярослава.
Великий князь едва спасся.
Не рассчитывая по помощь враждебного ему Киева, Ярослав бежал в Новгород, бросив в Киеве  мать и 8 своих сестёр.
Князь был морально раздавлен. Он был без дружины, казны. К тому же  оставил в Киеве жену, сестёр (Предславу Болеслав сделал своей наложницей).
Он хотел бежать дальше, в Швецию.
Но решительно настроенные новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем его не отпустили. Даже изрубили ладьи, чтобы князь не отчалил.
• Сказали, что будут за него биться:
«Мы хотим и можем ещё противиться Болеславу. У тебя нет казны – возьми всё, что имеем».

А тем временем польский король Болеслав Храбрый  вступил в Киев, отдав город Святополку.
Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе.
Потому как воины Болеслава распоясались, вели себя как завоеватели. Грабили и насильничали.
 В ответ на это участились случаи убийств солдат Болеслава.

Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.
Святополк, конечно же,  восстановил свою власть. Но только вот его военные возможности были значительно ослаблены.
И когда Ярослав снова повёл дружины на Киев, Святополк сдал город без боя и бежал.
Однако он не собирался сдаваться - позвал своих печенежских союзников.
 
Соперники вновь встретились в жесточайшей битве в 1019 году.
На этот раз местом сражения стал берег реки Альты.
Трижды полки враждующих сторон сходились в рукопашных схватках.
 К концу дня Ярослав одолел соперника и тот бежал.

• Как говорит летопись:
«Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою».

 Следы Святополка и на самом деле совершенно исчезли.
 Можно предположить, что он был убит Ярославом, как и все другие братья. За исключением младших - Мстислава и Судислава. Они для него были не столь опасны. Ведь прав на стол у них было ещё меньше, чем у самого Ярослава.

         В итоге, победителем из этой ожесточённой схватки вышел Ярослав, который и занял в 1019 году отцовский престол.
 
Кстати. При нём был заведён такой обряд: нового князя сажали на стол в главной соборной церкви, что знаменовало признание его власти. С этих пор о вступающем на княжение князе в летописях говорилось, что он «сел на стол»: отсюда произошли другие слова: престол, столица, стольный град.

***

        В 1020 году племянник Ярослава - полоцкий князь Брячислав Изяславич - решил позаимствовать у дяди часть новгородских земель. Ему удалось взять Новгород, ограбить его и увести в плен часть жителей.
Узнав, что Ярослав приближается к городу, нападавший покинул его, был настигнут грозным дядей на реке Судоме.
Ярослав разбил войска племянника и освободил пленных, после чего с родственником замирился, отдав ему в удел Витебск.

 Через некоторое время на Ярослава пошёл брат Мстислав Удалой (Храбрый), который княжил в далёкой Тмутаракани.
В 1024 году у города  Листвена, что на Черниговщине,  произошло решающее сражение.
Победителем остался Мстислав.
Но он не воспользовался плодами своей победы. Не присвоил себе всех владений брата.
• А просто  предложил ему помириться и разделить Русь на две части:
 «Садись в своём Киеве, ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона».
Ярославу, как старшему брату, он отдал Правобережье, включая Киев.
 А себе взял Левобережье с Черниговом.
Днепр был границей между владениями их...
 
Летописец торжественно сообщает, что Ярослав:
 «Заключил мир с братом своим… И начал жить мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране».

Уже в 1029 году Ярослав помог Мстиславу, совершил поход против племени ясов и выгнал их из Тмутаракани.
Всё кончилось замирением.

После смерти Мстислава в 1036 году (не оставившего наследников), Ярослав сделался полновластным правителем всей Киевской Руси.

5. Личность Ярослава.

       Ярослав Мудрый вошёл в историю не только как крупнейший государственный деятель Киевской Руси, законодатель, полководец, просветитель.
Он, к тому же, показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя:

; Не обладая физической силой и будучи с детства хромым, Ярослав был смелым воином и бесстрашно водил войско в бой.
Правда, было 2 случая, когда он позорно бежал с поля боя.
• Случилось это в 1018 году, когда он проиграл, из-за нерасторопности и беспечности, во время сражения у реки Западный Буг со Святополком.
• А также в 1024 году, когда потерпел поражение у города  Листвена в битве с Мстиславом.

; Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином, богобоязненным, очень набожным человеком.

; Отодвинутый было историей на задворки, являясь всего лишь 4-м сыном Владимира, он сумел пробиться к великокняжескому престолу. И сохранить его в течение почти 35 лет.

; Имея полуграмотного отца и мать – Рогнеду, которую Владимир вместе с детьми отослал из Киева и заставил жить в глуши, он стал одним из образованнейших людей своего времени.
       
***

 Хотя внешне Ярослав, темноволосый, носатый, скорее всего, походил на отца, но он был хром и угрюм нравом.
Это был князь умный, храбрый, решительный, справедливый, суровый.
Бывал он также  жестоким, коварным и злобным человеком.
К примеру:
• Когда новгородцы собрались и порубили наёмных варягов за то, что они бесчинствовали, притесняли горожан и отнимали их жён, Ярослав призвал к себе новгородцев с предложением мириться. А когда те поверили и пришли к нему, ночью со своими воинами вероломно убил их всех.
• В 1024 году, когда на Владимиро-Суздальской земле вспыхнуло народное восстание, он лично возглавил карательную экспедицию и жестоко подавил его.
• Да и с родственниками повёл себя очень некрасиво.
Во-первых, он начал мятеж против родного отца, перестав уплачивать в Киев положенную дань.
Во-вторых, по ложному навету бросил в «поруб» (тюрьму) родного брата Судислава – псковского князя, где тот просидел 24 года.
 В-третьих, лишил власти другого брата – новгородского посадника Константина.

***

         Ярослав, став великим князем Киевским, столицу не любил, предпочитал Новгород.
 На юге было опасно, шли постоянные войны, конфликты. Местное боярство, как и влиятельные, богатые общины греков и евреев, было враждебно великому князю. Плелись интриги, заговоры.
Ярослав держал при себе верную стражу из новгородцев.
 В сам стольный град первое время приезжал только на время. А жил в новгородской резиденции (вплоть до 1036 года, когда умер воинственный его брат – князь Тмутараканский и Черниговский Мстислав Храбрый, который контролировал левобережье Днепра).

Ярослав став великим князем Киевским, удивительным образом повторил правление своего отца:
• То же внимание к западным границам государства.
• Та же борьба с кочевниками.
• И та же усиленная забота о развитии культурных начинаний, выдвинутых его отцом.

6. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Правление Ярослава Владимировича в Киеве было исполнено военных тревог и угроз. Приходилось постоянно отражать нападения. Причём, как иноземных захватчиков, так и собственных родственников из дома Рюриковичей.
Победа доставалась мудрому правителю не только военным путём, но и хитростью, дипломатией, ловким умением использовать ошибки противника.
Ярослав активно укреплял древнерусскую государственность и продолжал внешнюю политику своего отца Владимира и деда Святослава.

А)  Народное движение в Суздальской земле (1024 год).
         
В этом году тут был сильный неурожай, приведший к голоду. А местная знать спрятала большие запасы хлеба. Народ поднялся против знати, требуя хлеба. Дело закончилось избиением «старой чади» - местной верхушки, среди которых, по сообщению летописи, имелись «бабы» - жёны суздальских деревенских богачей.
Народным недовольством воспользовались старые языческие жрецы – волхвы.
Они призывали народ протестовать против христианской церкви – нового угнетателя-феодала.
         «Мятеж велик» вызвал беспокойство властей. Великий  князь Киевский Ярослав Владимирович пришёл в Суздаль со своей дружиной, подавил народное движение.
Одних казнил,  других - заточил в тюрьму.

Б)   Продолжая дело своего отца, Ярослав стремился создать прочную защиту Руси от  страшных врагов – печенегов.

Для этого он начал строительство новой линии оборонительных сооружений по реке Рось, призванных исключить внезапные набеги кочевников на русские земли.
В степи, на южных рубежах Киевской земли, появился ряд городов-крепостей – Родня, Корсунь, Богуслав, Юрьев (современная Белая Церковь) и земляных укреплений.

В)  Ярослав завершил усилия Владимира по борьбе с печенегами.

Именно ему принадлежит честь разгрома этих кочевников, более ста лет терзавших русские земли.
Случилось это в 1036 году, когда скончался его брат - гроза степей Мстислав Таманский («иже зареза Редедю пред плкы касожскими»).
 На Киев тогда навалилось «многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей», как рекомендовал их византийский историк, - печенеги.
Они прослышали, что у руссов правит какой-то калека и книжник.
Огромнейшая орда степняков прорвала защитную линию и дошла до Киева, и под его стенами сразилась с русичами.
И, как пишет, летописец:
 «Бысть сеча жестока».
Целый день длился бой.
И к вечеру печенеги побежали.
 Многие из них были убиты.
 Многие потонули в окрестных речках, когда пытались спастись вплавь от преследователей и уйти в степь.

 Ярослав нанёс печенегам такое сокрушительное поражение, и оно настолько потрясло вековечных разорителей земли Русской, что после этого их набеги на Русь практически прекратились.
Остатки орды печенегов разбрелись по разным землям и рассеялись между другими народами.

Г)  Когда Ярослав Мудрый «утёр пот с дружиной своею, показав победу и труд великий», то занялся мирным устроением Русской земли.
Став «самовластцем» он шёл по пути отца и послал в крупные города и земли своих сыновей, требуя их беспрекословного повиновения.

Д)  Стремясь установить порядок и законность на Руси, Ярослав в начале своего правления ввёл в действие 1-й на Киевской Руси писаный свод законов - кодекс под названием «Русская Правда» («Правда Ярослава»).

Он касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защиты людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много в это смутное время на Руси. Вместо кровной мести вводилась денежная компенсация.      
        В «Русской Правде» устанавливалось право феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество.
         Разработано право обязательства по купле-продаже, займу, уплате процентов – деньгами, мёдом или рожью.
         Преступление в «Русской Правде» квалифицировалось как оскорбление личности в физической, моральной или материальной форме.
Все преступления разделялись на такие виды:
         -    против князя (государства),
         -    против личности и
         -    имущественные.
         Преступления обозначались как «обида». Субъектом преступления мог быть любой человек, кроме холопа. За действия холопа отвечал его господин.
         Система наказания была довольно простой и мягкой.
Наиболее серьёзным видом наказания были так называемые:
• «поток» и
• «разграбление».
Это когда имущество преступника подлежало конфискации, а осуждённый изгонялся из общины, либо превращался в холопа.
Наиболее распространёнными были денежные наказания:
• «вира» и
• «продажа».
1-я взыскивалась в пользу князя за убийство в размере от 5-ти до 80-ти гривен.
А 2-я – за другие преступления в размере от 3-х до 12-ти гривен.

         В этом документе ярко отражалось социальное неравенство населения Киевской Руси.
Так, за убийство «княжеского мужа» налагался штраф 80 гривен, за простолюдина – 40 гривен, а за смерда или рядовича – 5 гривен. В 16 раз дешевле ценилась жизнь крестьянина по сравнению с жизнью знатного человека. Больше того, клок бороды или зуб дружинника «стоил» значительно дороже (12 гривен) жизни простого человека.

         Закрепляя в официальном документе нормы обычного права и таким образом существенно ограничивая феодальное своеволие, «Русская Правда»:
        -  увековечивала феодальное неравенство;
        -  всесторонне защищала интересы и собственность феодалов;
        -  создавала условия для закабаления феодально-зависимого населения.

         В то же время законодатель:
         в какой-то степени заботился и о правах «низов», в частности, защищал от хозяйственного произвола закупов, не допускал противоправного обращения их в холопов и т. д.

         В отличие от многих аналогичных европейских юридических памятников (так называемых варварских правд),  «Русская Правда» не предусматривала применения смертной казни, отсечения рук, ног или других аналогичных членовредительских наказаний.
Кровная месть допускалась ещё во времена Ярослава Мудрого, но уже при его сыновьях была категорически запрещена.
И хотя законы были направлены, прежде всего, на защиту верхушки общества, но и рядовые его члены чувствовали себя более защищенными от произвола.
         «Русская Правда» сохранила юридическую силу на протяжении нескольких столетий. Она  намного пережила Киевскую Русь, в которой она родилась. И стала одним из источников права при создании русских и литовских кодифицированных актов XVI-XVII веков.

Е)   Киев при Ярославе Мудром превратился в величественный город с прекрасными строениями – пышными княжескими дворцами, просторными боярскими теремами и хоромами, чистыми домами горожан.

Над всем этим возвышались роскошные храмы.
В городе были построены:
-    грандиозный Софийский собор, украшенный великолепными фресками и мозаикой;
-    каменные Золотые Ворота, поражавшие иностранцев своим великолепием;
-     монастыри Святого Георгия и Святой Ирины.
-     Под Киевом возник прославившийся впоследствии Печерский Монастырь.

• Символом расцвета Киевской Руси стал Софийский собор – жемчужина древнего Киева.
София в переводе с греческого языка означает – Премудрость Божья.
 А воздвигнут был  храм Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами в 1036 году.
 Хотя существуют и другие версии:
-  В «Новгородской первой летописи» начало строительства Святой Софии князем Ярославом датируется 1017 годом.
               -  По другой версии, Софийский Собор заложил ещё князь Владимир Святославович, а строительство завершил его сын Ярослав не позднее 1020-х годов.

         Стены собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича – плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести.
         Если бы мы посмотрели на собор сверху, с высоты птичьего полёта, то увидели бы 13 сверкающих позолотой куполов. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Храм увенчивали так называемые закомары – полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.
         Храм поражал роскошью внутреннего убранства. 12 мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под главным куполом, в залитом светом пространстве, произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Наверху, на хорах, появлялись перед народом князь и его приближённые.
         Народ видел на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелёными, пурпурными переливами. Мозаики, как бы расплывающиеся по стенам, словно маревом  всё обволакивая кругом своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.. Над головою молящихся в главном куполе – изображение Христа Вседержителя. В простенках – вереницы святых, словно парящих в воздухе. А в центральной абсиде (полукруглый выступ здания) – Богоматерь с воздетыми к небу руками – Оранта. Под лучами света, падающими на её золотой фон, сверкает и пламенеет каждый кубик смальты. Она производит подлинно неизгладимое впечатление, торжественно выступая над нами со своими широко раскрытыми глазами, вся обрамленная жарким сиянием.
Сверкали золотом и драгоценными каменьями храмовая утварь и роскошные облачения клира. Дымились благовониями паникадила. Как пожар, горели несчётные свечи, озаряя иконописные лики подвижников веры и жаром своим воспламеняя искрящуюся отовсюду мозаику. Мастера использовали при отделке собора более 130 её оттенков. Камешки вдавливались в сырую штукатуру под различным углом друг к другу. И когда сквозь проёмы окон на них падал свет, всё изображение искрилось, переливалось разными цветами.
         Кроме мозаики храм украшали фресками. В тематику фресок входили не только религиозные сцены. На фресках Святой Софии можно было увидеть музыкантов, скоморохов, ряженых, травлю медведей, охоту на волков и кабанов.
         С мозаикой и фресками гармонировал сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных и прямоугольных кусочков разноцветной смальты (зелёной, жёлтой, красной).
    Софийский собор прославился не только своей прекрасной архитектурой и богатым убранством внутренних помещений.
Здесь хранилась библиотека Ярослава Мудрого.
И тут же размещалась школа.
 А также было специальное помещение – скрипторий, где переводили произведения с иностранных языков, переписывали и создавали оригинальные произведения древнерусской литературы, в частности, вели летопись.

        Национальный заповедник «София Киевская» удостоен золотой медали ЮНЕСКО и вместе с Киево-Печерской лаврой в декабре 1990 года вошёл в «Список мирового наследия» ЮНЕСКО.

        Площадь Киева при Ярославе Мудром возросла в 7 раз!
Было создано новое кольцо оборонительных сооружений вокруг города.
Кроме земляных валов (длина – 3,5 километров, высота – 14 метров, толщина в основании около 30 метров), оборонительных стен, глубоких рвов, заполненных водой (шириной 13-18 метров), они включали башни и несколько поражающих воображение ворот: Золотые, Софийские, Печерские, Лядские.

• Золотые ворота.

         По сравнению с хижинами предместья воротная башня казалась огромной.
И чтобы ещё более усилить впечатление величественности и в то же время лёгкости, хитроумный строитель несколько сузил её кверху.
Причём так, что построенная на высоком забрале церковь уже как бы висела в воздухе, витала в облаках, медленно проплывала по небу.
Башня была из розового кирпича, а церковь сияла на солнце белизной своих стен.
Приводили в восхищение дубовые створки ворот, обитые листами позолоченной меди.

         Летописцы называют Киев времён Ярослава Мудрого «украшением Востока».
 А хронист 2-й половины XI века Адам Бременский называл Киев «соперником Константинополя и славнейшим украшением православного Востока».

         Немало прекрасных сооружений появилось и в других местах русской земли, где целыми десятилетиями царили мир и покой.
 
Были основаны города:
• Юрьев (Дерпт) на Прибалтике,
• Ярославль на берегу Волги,
• Ярослав над рекой Саном.

Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — «стране городов».

7. Международное положение Киевского государства.

      С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца:

; В 1031 году он вместе с Мстиславом выступил в поход против Польши. 

В результате этого под власть Киева была возвращена Червенская Русь с городами Перемышль, Холм, Червень, Белз, захваченные Болеславом  Храбрым в 1018 году.

; Ярослав стремился к упрочению позиций Руси в Прибалтике.

В 1030 году он победил чудские племена (предки эстонцев) и основал на их земле город-крепость Юрьев (современный Тарту).
За этим последовал ряд удачных походов великого князя на:
• Ятвягов,
• Литву,
• Мазовшан,
• Ямь,
• финно-угорские племена за Невой и Ладогой.

; Русские воины при Ярославе служили византийскому императору, который платил Руси за это дань. Отборные русские дружины воевали вместе с византийскими легионами за тысячи вёрст от родины.

Например, в 1038-1041 годах Византия должна была защищать Сицилию от арабов. И смогла оставить остров за собой только благодаря помощи русского союзного корпуса.
После долгого периода мирных отношений с Византией, Русь при Ярославе начала новую войну с империей (1043 год).
Поводом послужила расправа с русскими купцами в Царьграде.
Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава – Владимира двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Чёрного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу. Другие морем двинулись обратно. Узнав об этом, император Константин IX Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить сухопутное войско.
Но в морском сражении руссы нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину.
Судьба сухопутной рати была трагичной. Греки окружили и взяли в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.
Лишь в 1046 году Русь заключила мирный договор с Византией.

; Киевская Русь имела крепкие дипломатические отношения с Германской империей.

Германский хронист 11 века Ламберт рассказывает о посольстве короля Руси Ярослава к императору Генриху III (1043 год).
Древнерусская держава взирала на Германию как на лучшего из всех возможных союзников в противоборстве с Византией.
 Ну а Генрих III хотел использовать войска Руси в своих внешнеполитических акциях.

; При Ярославе русские дружины помогли Польше в борьбе против объединённых сил Мазовии, Поморья, Пруссии и ятвягов.

; Во времена Ярослава на улицах Киева появляются послы «заморских» держав. А дипломатических представителей киевского князя уважительно приветствовали во дворцах Константинополя и Рима, Лондона и Парижа, Буды и Кракова.

***

  Годы княжения Ярослава Мудрого отмечены значительным ростом международного авторитета Киевской Руси.
Слава его имени была так велика, что и отдалённые государи уважали знаменитого князя русского и считали за честь быть его союзником и родственником. Ярослав Мудрый породнился, чуть ли, не со всеми европейскими августейшими домами, поставив своего рода мировой рекорд по количеству семейных династических связей. Не случайно самого его называли «тестем и свёкром Европы», «сватом всей Европы».

; Сам князь был женат на дочери шведского короля Олафа III – Ингигерде (Ирине).
Ирина стала настоящим благом для страны. Она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах.
В частности, именно она основала 1-й в Киеве женский монастырь.
 Приближённый Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга».
Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингигерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – 1-й христианский король Норвегии.
Он потребовал её в обмен на подписание мирного договора со Швецией.
Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что её вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал.
В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.

; Сестра Ярослава Доброгнева была отдана замуж за польского князя Казимира I.

; Один из сыновей князя киевского – Изяслав был женат на дочери польского короля Мешко II – Гертруде – Олиславе (Елизавете).

; Другой – Святослав на Оде – дочери влиятельного графа Нижней Саксонии  Липпольда Штаденского, гегемона Северной Германии.

; Третий – Всеволод на дочери Византийского императора Константина IX Мономаха – Анастасии (Марии).
       
 За иностранных правителей Ярослав отдал замуж 3-х своих дочерей:

; Анастасию - за венгерского короля Андрея I (Андраша).
; Елизавету - за норвежского короля Гаральда Смелого. После его смерти она вторично вышла замуж за короля Дании Свена II.
; Анну - за французского короля Генриха I. О ней в 1970-е годы был снят увлекательный советский фильм «Ярославна, королева Франции».
Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу:
«В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

***

• Валентин Иванов:
         «Шведский король Улав, или Олоф, отдал Ярославу свою дочь Ингигерду. Королевна принесла в приданое Корелию, и родственники её верно служили Ярославу посадниками в северных городах. Другого короля, норвежского, тоже Улава-Олофа, Ярослав кормил в Киеве, когда норвежцу пришлось бежать от своих… Сын его, будущий норвежский король Магнус, воспитывался добрым правилам на дворе князя Ярослава.
         От ляхов князь Ярослав вернул сторицей потерянное ранее Русью. В Польше был беспорядок, на благо соседям. Успокоилась Польша. Новый король породнился с Ярославом, отдав свою сестру в жёны Ярославову сыну Изяславу, а сам просил себе в жёны сестру Ярослава Доброгневу – Марию и отдал за неё последних русских пленников, уведённых королём Болеславом по попущенью Окаянного Святополка. Гаральд, дядя норвежского королевича Магнуса, долго жаловался стихами на холодность русской красавицы Елизаветы, дочери Ярослава, пока не склонил её сердце рассказами об удивительных своих похожденьях. Скрыв своё звание, Гаральд служил базилевсам, водил полки по Европе и  Азии, воевал с арабами и турками на тёплых морях. Звенели мечи и ломались копья в его рассказах. Через много лет, став норвежским королём, старый уже, Гаральд был убит в попытке захватить Англию.
         Король венгров Андрей добился руки Анастасии, дочери Ярослава. Генрих Первый, французский, - Анны. Этот брак делал честь французу, королю только по имени, зажатому между вассалами более сильными, чем король.
         За обиды, причинённые русским купцам, князь Ярослав послал морем сына наказать Восточную империю. Бури помогли грекам: русские разбили их на море, но на обратном пути много русских кораблей было выброшено на греческий берег. В залог мира базилевс Константин Девятый Мономах предложил Ярославу породниться. Сыну Всеволоду была дана дочь Мономаха, светловолосая, сероглазая, белокожая…
         Так жила Русь при князе Ярославе с севером, западом, югом, со странами, хорошо известными».
(Из книги «Русь Великая».)

***

         Русь поистине стала европейской державой.
 С  её политикой считались такие государства, как:
• Германская империя,
• Византийская империя,
• Швеция,
• Польша,
• Норвегия,
• Франция,
• Чехия,
• Венгрия,
• Дания.

На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников.
Её границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Чёрного моря.

8.  Культурно-просветительская деятельность Ярослава Мудрого.

         С именем Ярослава Владимировича связан и невиданный дотоле расцвет древнерусской культуры.

; Большое внимание уделял Великий князь Киевский книжному делу и
просвещению.

-   Ярослав Мудрый расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав попам церквей «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного».
Он учредил школу при Софии Киевской, где изучали богословие, риторику, философию, грамматику, географию и иностранные языки.
 Открыл школу для подготовки духовенства в Новгороде.

          -  Летописец не без гордости писал, что князь:
«К книгам выявлял интерес, часто читая их и ночью, и днём. И собрал книгописцев силу, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей».
«Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой засеял, а иные стали бы пожинать - так и князь Владимир распахал и умягчил сердца, сын его Ярослав засеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем. Велика польза от учения книжного - это реки, напояющие Вселенную, истоки мудрости, утешающие нас в печали, неизмеримая глубина...»

• Сыновьям своим Ярослав говорил:
«Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную».

Книжные мастерские были созданы кроме Киева в Новгороде, Чернигове, Полоцке.
 Наряду с церковными книгами на Руси распространялись трактаты по истории, философии, праву, естественным наукам.

        -   Будучи ревностным поборником образования, Ярослав при Софии Киевской организовал образовательный центр. При нём была создана 1-я на Руси библиотека.
Слава о ней как об уникальном собрании древних книг и надписей на пергаменте вышла далеко за пределы русской земли.

         -  Здесь в 1037-1039 годах при участии князя был составлен 1-й на Руси летописный свод, заложивший основу последующего древнерусского летописания.

         -  Была открыта  1-я больница на Руси при монастыре.

• Описывая дела Ярослава Мудрого, летописец поучал:
«Велика ведь бывает польза от учения книжного, книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание».

; Князь строил и украшал церкви не только в Киеве, но и других городах.

Были возведены:
• величественные храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке,
• а также Спасо - Преображенский собор в Чернигове.

; В годы правления Ярослава в Киеве жил и действовал известный врач-целитель тяжелых заболеваний Агапит Печерский (XI век).
 Он умел делать хирургические операции.
Получил у народа прозвище «Бессребреник», так как за лечение он не брал платы.
Слава о нём шла по всей Руси.

; Мастером иконописи в это время был Алимпий Печерский.
Это был первый русский живописец, упоминаемый в наших летописях.
Он создал 7 чудотворных икон, среди них «Богоматерь Большая Панагия» («Знамение»).

; В эти годы была создана одна из первых русских летописей в Киеве при дворе митрополита в 1037-1039 годах – это «Древнейший Киевский свод».
Этот свод, как предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала.

; Следующая летопись возникла в Новгороде в 1036 году. На её основе и на основе «Древнейшего Киевского свода» в 1050 году возникает «Древний Новгородский свод».

; Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси действительно широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе.

Князь дал церкви специальный церковный Устав, где определялись её права.
Церковь имела право суда над верующими за нарушение христианских норм морали.
Стремясь к независимости своей церковной иерархии, Ярослав решил выдвинуть на митрополичью кафедру (главный церковный пост на Руси) русского священнослужителя. До этого все митрополиты на Руси назначались с Византии и были греками.
В 1051 году на общем собрании русских епископов митрополитом Киевским и всея Руси был избран «русский родом», скромный и богомольный монах Илларион Берестов (автор знаменитого «Слова о Закони и Благодати»).
Илларион был одним из первых русских философов, обладавшим незаурядным умом, публицистом, писателем редкой образованности. Первый русский человек, занявший киевскую митрополичью кафедру (с чем был вынужден примириться константинопольский патриарх), он выступил как выразитель русского национального сознания. Причём он авторитетно боролся с греческим засильем в делах русской церкви, как оратор подымаясь до высот классического античного красноречия.
Ему принадлежат замечательные слова, сказанные о князьях предшественниках Ярослава:
         «Не в плохой стране, и не в неведомой земле были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

«Слово» - это 1-е патриотическое произведение в русской литературе, исполненное раздумий о героическом прошлом русского народа.
Первая тема произведения – великое значение принятия Русью христианства.
Вторая тема – «похвала» князю Владимиру, «нашему учителю и наставнику», «сотворившему великое и дивное дело» - крещение Руси.
И здесь же Илларион воздаёт славу земле Русской, «которая ведома и слышима в четырёх концах вселенной».

***

         Подводя итог деятельности Ярослава Мудрого, можно сказать, что при нём:
• Киевская Русь вышла прочной поступью на международную арену.
• Одержала ряд побед над своими соперниками.
• Отличалась в течение долгих лет внутренним единством.
• Достигла наивысшей точки своего экономического роста и политического могущества, невиданного взлёта культуры.

***

         Умер Ярослав в ореоле русской и европейской славы, в зените могущества в 1054 году (в возрасте 76 лет). Умер, почитаемый тогдашним русским обществом, любимый своими многочисленными сыновьями и дочерьми.
• Перед смертью он посадил на киевский стол старшего сына, остальных наделил землями и городами и оставил наказ:
«Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья родные, от одного отца и одной матери.  И если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире.  Если же станете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они  добыли трудом своим великим».

         Стоило бы прислушаться к этим словам сегодняшним нашим политикам и власть имущим… 

• Внук Ярослава - Владимир Мономах - родившийся за год до кончины деда, в старости начал свое автобиографическое сочинение признанием, что он горд «дедом своим Ярославом, благословенным, славным».

• Обращаясь к покойному отцу Ярослава - Владимиру Святославичу, Крестителю Руси - митрополит Иларион так говорил о Ярославе:
Его ж сотвори Господь наместника по тебе,
твоему владычьству, —
не рушаша твоих устав,
но утвержающа,
не умаляюща твоему благоверию положениа,
но паче прилагаюша,
и не казяша,
но учиняюща,
иже недоконьчаная твоя,
наконьча…
Вдумываясь в эти древнерусские речения (они на полтора столетия старше «Слова о полку Игореве»), понимаешь, что деятельность Ярослава имела в глазах его великого и прозорливого современника завершающий, упорядочивающий, гармонизирующий смысл.
Между тем русская история, увы, не богата правителями и вообще деятелями, о которых уместно с полным основанием сказать нечто подобное…

• Иларион «сообщал» также Владимиру о его преемнике Ярославе, что тот:
…славный град твой Кыев
величеством, яко венцем, обложил.

Но Ярослав Мудрый оставил после себя не только величественный и могучий Киев, превосходивший все тогдашние города Западной Евразии, кроме Константинополя и ещё, может быть, Кордовы (в принадлежавшей в то время арабам части Испании).
Именно Ярослав окончательно утвердил государственное пространство Руси.
Основанные им города — Ярославль на северной Волге и другой, «галицкий», Ярославль (позднее — Ярослав) на притоке верхней Вислы реке Сан, вблизи Карпат (ныне принадлежащий Польше), а также Юрьев, нареченный во имя небесного покровителя Ярослава святого Георгия-Юрия, в северной Прибалтике (ныне — эстонский Тарту), и еще один Юрьев на южном притоке Днепра, реке Рось, — выразительно обрамляют громадное пространство Ярославовой Руси.
Впрочем, эти города, за исключением галицкого Ярославля, не очерчивали действительных тогдашних границ: Русь к концу правления Ярослава простиралась от Белого до Черного моря и — с запада на восток — от Балтики и бассейна Вислы до Печоры и Камы.
При этом необходимо подчеркнуть, что, устанавливая власть Киева над этим пространством, Ярослав отнюдь не сокрушал и не подавлял какие-либо другие, чужие государственные образования.
Напротив, к концу его правления были утверждены вполне благоприятные отношения со всеми имевшимися к началу Ярославовой эпохи соседними государствами — Булгарией (Волжской), Швецией, Польшей, Чехией, Венгрией, Византией.
Наладились и прочные дипломатические связи с более дальним «зарубежьем» — Норвегией, Англией, Данией, Германией.
Что же касается тех многочисленных, но не имевших даже зачатков собственной государственности финно-угорских и тюркских племен, которые жили в границах Ярославовой Руси, они были всецело равноправными участниками государственного строительства Руси (так, финские и тюркские имена очень широко представлены, наряду со славянскими, в высшем слое носителей власти при Ярославе и позже).