Дом Святого семейства и Черная Мадонна в Лорето

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

 «Вхожу. Со стен святые смотрят тени.
  Вот жертвенник: над ним –
  пещерный    свод».
                (Вячеслав Иванов)

    Самый короткий путь от собора Святого Петра  к прославленной пьяцца Навона  идет по древней улочке Коронари с рядами антикварных лавочек. Некогда здесь селились торговцы, продававшие  короны, то есть «венчики из роз» и других цветов, которые паломники возлагали на могилу Святого Апостола. В конце первого квартала неширокой улицы слева неожиданно  распахивается просторная площадь Сан Сальваторе ин Лауро. Название свое церковь унаследовал   от древней часовни  Христа-Спасителя, некогда построенной среди лавровой рощи. Изображение Христа в лавровом венце и поныне можно видеть на стене дома слева от храма.
    Над порталом стоящей здесь одноименной церкви Сан Сальваторе ин Лауро закреплен большой мраморный барельеф работы Райнальди.  На нем изображена Богоматерь  с Младенцем, восседающая на крыше дома Святого Семейства. Парящие в небесах ангелы небесные переносят Дом из  Назарета в итальянский город Лорето. Кстати, название этого города также происходит от лавровых деревьев (по латыни laurentum значит  лавр),  которые в изобилии росли по  окрестным холмам и долинам.
    Как повествует  предание, Святая Елена, мать императора Константина, во время поездки по святым местам отыскала не только Крест Господень, но и Святой дом в Назарете, где выросла Дева Мария, и куда явился Ангел Благовещенья. В этом доме после возвращения из Египта поселилось Святое семейство. Здесь  Иисус провёл детство и юность, освоил профессию плотника, которой обучил его Иосиф-Обручник. Отсюда, из Назарета, в 30 лет Иисус отправился проповедовать свое учение. Потому Иисуса нередко именуют "Назореем" или "Назарянином".
    После крестной казни Спасителя  апостолы с учениками освятили скромное жилище и обратили его в молельню, где они совершали богослужения. В средневековых записках о путешествиях по Святой земле  сохранились сведения об этом достопамятном месте. К слову сказать, упоминание о доме Святого семейства можно найти и в «Хождениях» игумена Даниила, первого русского паломника, оставившего свои заметки о Святой Земле (начало XII века). «В этой келийце и жила Богородица со Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана».    Подобные заметки и повествования сохранились и в других  хрониках.
    В  XIII веке, когда сарацины  изгнали крестоносцев из Святой Земли, город Назарет попал в их  руки. Как рассказывается в   известной легенде,  ангелы небесные чудесным образом перенесли дом Святого Семейства сначала на восточное побережье   Адриатического моря, а некоторое время спустя - на противоположный берег Адриатики, в укрытый холмами и лесами город  Лорето.  В ту пору торговые и религиозные связи жителей, населяющих  противоположные берега  Адриатики, были весьма интенсивными. Венецианские и другие корабли перевозили не только товары, но и паломников к святым местам Палестины.
   Согласно древним преданиям, камни Святого Дома по суше и по морю перевезли из Назарета в Лорето представители известной греческой фамилии -  Анджелис. Со временем в разносимых по миру сказаниях и слухах  они обратились  в Ангелов небесных. Впрочём,  во времена крестовых походов  этому благородному деянию  могли способствовать и тамплиеры, которые носили широкие белые плащи, Невежественные и суеверные люди вполне могли принять их за  ангелов с белыми крылами.
   В местных лоретанских  записях 1465 года сохранилось сказание об удивительном событии, случившимся в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года. «Тогда все жители пришли посмотреть на упомянутую церковь, которая стояла над землей безо всякого фундамента. По этой причине люди, думая о столь великом чуде и опасаясь, чтобы упомянутая церковь не разрушилась, окружили ее большой стеной и укрепили на очень хорошем фундаменте, как это ясно видно и сегодня».
    Святой дом из Назарета   являет собой  небольшое каменное сооружение  длиной в 9,52 м, шириной 4,1 м и высотой 4,3 м., с цилиндрическим сводом и стенами грубой кладки.  Сторонники достоверности легендарных событий  ссылаются на археологические исследования и результаты современного  радиографического  анализа, которые доказали палестинское происхождение древних камней. Дальнейшие изыскания подтвердили, что камни и даже  скрепляющий их раствор датируются  I веком, и идентичны материалам, которые употреблялись для строительства в те  времена  в Назарете. К тому же, подобные материалы не встречаются в окрестностях Лорето.  А вот фундамент строения выполнен из местных материалов. Причем исследователи установили, что исходно дом не стоял на фундаменте.  Он был добавлен позднее, и потому  не составляет единого целого с остальной постройкой.     Интересно, что на потемневших от времени камнях Дома, сохранились надписи, которые, судя по результатам филологических и иконографических изысканий, восходят к эпохе первых иудейских христиан II-V веков н. э. и схожи с подобными надписями в самой Палестине.
   Так что вполне возможно, что камни Святого дома действительно перевезли в Лорето, и здесь воссоздали жилище  по  сохранившимся чертежам и запискам.
     Внутри обители Святого семейства на алтаре стоит статуя Мадонны Лоретской с Младенцем на руках. Статуя вырезана из ливанского кедра, который почернел со временем от постоянно горевших и коптивших  свечей и лампад. Потому статуэтку нередко именуют «Чёрной Мадонной». Согласно многовековой традиции  фигура Богоматери  облачена в богато изукрашенную тунику - далматик.
    Со временем над древней святыней возвели внушительную  базилику.  После того, как Лорето с окрестными землями вошли в Папскую область,  папа Юлий II, стремясь обеспечить дополнительную  безопасность и сохранность уникального памятника,  в 1507 году поручил архитектору    Браманте соорудить  над жилищем специальное укрытие.  Так был построен  своеобразный ковчег, который иногда называют  «храмом во храме».  Наружные стены кубического сооружения облицованы мрамором, украшены колоннами, статуями и барельефами с изображением сцен из земной жизни Богоматери.
     Потолок и стены самой базилики украшены  ценнейшими фресками  Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли, а также мозаиками Доменикино и Гвидо Рени.
     До объединения Италии население каждого из регионов   полуострова считалось  «нацией» со своей, тщательно  хранимой  историей, со своим диалектом, отличным от римского, со своими традициями и даже со своей кухней. У каждой такой «нации» было  представительство в Вечном городе и своя национальная церковь. Латинская надпись на фризе церкви Сан Сальваторе ин Лауро  гласит, что церковь посвящена Марии Лоретанской и является национальной церковью города Лорето и всего региона.   
    Внутри светлой и просторной церкви внимание привлекают два великолепных распятия. Слева на стене Спаситель изображен «во славе»,  то есть в  царском  облачении и не распятый, но словно прислоненный к кресту. Заметим, что на заре христианства Иисус, в отличие от разбойников, которых, как и христиан распинали на кресте,  никогда не изображался обнаженным.   В те поры Иисуса Христа представляли  облачённым в пурпурную тунику и с  короной мученика  над головой.
   На деревянном  распятии  в алтарной части (XV век) Христос представлен в натуральную величину. Кропотливый мастер   вырезал его так, что терновый венец можно снимать с головы Спасителя, а язык может шевелиться во рту, будто произнося последние семь слов на кресте.
    В церкви хранится копия Черной Мадонны из Лорето. Это одно из многочисленных изображений Богородицы, встречающихся по всей Европе. К слову сказать, необычный цвет  скульптур иногда объясняют не только накапливающейся с годами копоти от светильников, но и давней  связью культов  Марии и Изиды. Зародилась она во время пребывания Святого семейства в Египте, где многие фигурки выполнялись из черного эбенового дерева. Впоследствии этот культ закрепился в коптской церкви, а по возвращении крестоносцев из Святой земли распространился по всей Европе. 
      Интересно припомнить, что в 1797 году Наполеон забрал и перевез в Лувр  черную статуэтку Мадонны из Лорето, которая, как было написано, «выполнена египетско-иудейскими мастерами». После смерти Наполеона статую возвратили в Лорето.
     С  четырнадцатого века небольшой итальянский город Лорето со своей святыней остается местом паломничества. Сюда шли не только простые пилигримы, но  короли и королевы, принцы, кардиналы и понтифики. Со временем здесь побывали многие  правители, поэты и писатели, философы и художники, будущие святые и блаженные.  Нередко  Лорето называют  итальянским Лурдом. Сюда  постоянно устремляются жаждущие исцеления больные.  По распространенному поверью,  изображения Черной Богоматери обладают чудодейственной силой и одинаково почитаются православными, католиками и мусульманами. Изображения Богоматери с темным ликом  можно встретить в испанском Монсеррате, в мексиканской Гваделупе, во французском Рокамадуре, в польском Ченстохове. Лоретанскую Божью Матерь почитают и в России. Иконы с изображением  Богородицы из Лорето можно встретить в  храмах Сочи, Туапсе и Оренбурга.
    В просторной базилике Святого Дома в Лорето есть многочисленные капеллы, где проводятся службы на французском, испанском и славянских языках. Славянская капелла  украшена русской иконой «Богоматерь Лоретская, Прибавление ума».
    С давних пор и поныне  10 декабря - день переноса Святого Дома из  Назарета в Лорето  отмечается как Праздник Мадонны из  Лорето, или Мадонны Лоретанской.
    Добавлю, что в Риме есть ещё одна церковь, посвященная Святой Деве Марии из Лорето. Она стоит в центре Рима, напротив колонны Траяна у форума Траяна. Здесь с XV века хранится  высокочтимая икона  с изображением Девы Марии Лоретанской. Но это уже другая история.