Тпрр-23. этимология. слово, язык, соловей

Владимир Книгин
     ТПРР – 23. Этимология слова Слово.
     Слово СЛоВо интересно тем, что, обозначая имена  всевозможных объектов, само является именем какого-то процесса. Процесс этот можно назвать говорением, суть говорения – обмен информацией, которая служила древним, главным образом, для исполнения совместных действий. Для этого обмена у человека были и есть специальный орган чувств для слушания – ухо и специальный речевой аппарат для генерации слов. С помощью речевого аппарата говорящий вырабатывает некоторую комбинацию звуков, которую примет слушающий. Комбинация эта будет обозначать некий смысл (идеальная сторона), ухо слушающего примет сгенерированные говорящим звуковые колебания (материальная сторона), мозг проведёт распознавание. В результате слушающий поймёт сказанноет (идеальная сторона).
      Сосредоточим внимание на передаче сгенерированных звуковых  колебаний.  Сегодня известно, что они передаются по воздуху. В слове СЛо-Во Во = (В & Ва) V (^В & ^Ва), что читается (левая скобка) как:  «движение мужчины «В» достигло цели и принято женщиной «Ва».» Правая скобка учитывает такой же исход, но только без  сексуального подтекста и на расстоянии. Действительно, и говорящий, и слушающий могут быть одного пола или разнополые, это неважно, важно, что факт передачи звуковых сообщений состоится, т.е. словесное движение говорящего "В" будет принято слушающим "Ва", поэтому и правая скобка тоже даёт первослово Во.
    
     Расширение, наращивание смыслов первослов на основе семантических аналогий процесс неизбежный, но имеет свои пределы – в жизни  выиграл способ комбинации первослов. Вот пример расширения смысла первослова Ла, известного нам в значении «девушка и её орган». Орган, который производит, рожает. Случайно ли мы сегодня  человеку, с трудом понимающему наше сообщение, разъяснение, требование говорим: «Ну, рожай же, тужься»? У древних тоже могло да и возникало сравнение процесса родов с процессом говорения. Нелегко давались первые шаги в освоении речи. Поскольку говорение возможно для обоих полов, то  обозначение порождающих усилий говорения в соответствии с правилом ТПРР о среднем роде было отдано первослову Ло. Так был расширен круг понятий, называемых "Ло". Ло это любовь, романтическая её фаза, ухаживания, подготовка к соитию, Для человека главной составляющей в этих ухаживаниях выступает СЛоВо.
     Связка первослова "С" и "Ло" показывает, что это слово исходит от мужчины-вождя "С". "Сам что сказал"?, так величаем мы первого мужчину и в наше время. Са = Р.п.(С). Род. падеж, отвечает на вопрос "Нет кого", поэтому и спрашивают у третьих лиц. Вес СЛоВа тех времён был столь велик, что и сегодня мы это ощущаем, например, когда слышим выражение "Слово и Дело" или, когда подсудимому предоставляют "Последнее Слово", или "Честное Слово". СЛоВо устанавливало ПоРяДоК и было  непререкаемым. Оно исходит от одного - "С", а предназначено всем - "Во",поэтому впереди мужское С-, а не Са или Со. С = мужчина-вождь, Ло = говорение, Во = уши слушателей.
     В слове СоЛоВеЙ, означающем также процесс говорения но в песенном варианте. Это слово называет и самого носителя песенного варианта обмена  брачной информацией. Здесь впереди стоит первослово Со. Понимаем это Со, как песню для двоих, ибо оно предполагает Со-ЮЗ, по крайней мере, двоих. Следующее за ним первослово Ло означает то же, что и в рассмотренном СЛоВе. Концевая составляющая ВеЙ представлена глаголом повелительного наклонения от: первое, - ВеЯТь; второе,- ВиТь. Оба варианта подходят по смыслу. В первом случае он (СоЛоВеЙ) издаёт свои трели, пуская их по воздуху, ВеТРу - ВеЕТ. Во втором – ВьЁТ, вьёт замысловатые трели, утверждая своё превосходство. По устоявшимся формам падежных окончаний слова  СоЛоВеЙ (Викисловарь) видим, что предпочтение отдано варианту с глаголом ВиТь. Так творительный падеж: СоЛо-ВьЁм, хотя вполне возможен и вариант СоЛо-ВеЕМ. Логично высвечивается смысл современного слова  СоЛо, в значении единственного исполнителя, лидера, но уверен, что оно по мнению учёных заимствовано. Так и есть! Викисловарь не очень уверенно утверждает, что произошло от итальянского solo «один, одинокий». Завершая, скажу, что Со-Ло здесь означает тоже самое, что и СЛо в СЛоВе, отличие только в адресатах и наклонениях. СоЛоВеЙ просит, Вождь "С" устанавливает, повелевает. СоЛоВеЙ адресует свою песню только СаМКаМ, вождь обращается к членам племени обоих полов.

     В речевом аппарате человека основную роль, по мнению древних, играл ЯЗыК (анатомич.). Однако, в словах, означающих говорение, в их словообразовании слово ЯЗыК никак не представлено. Почему? Надо дать этимологию по ТПРР этому слову. Первослово «Я», мы проходили, означает, что "Я" это всё, что вижу перед собой, а также, что чувствую. Первослово Зы = Р.п.(З), а род. падеж это ответ на вопрос: нет кого? Означает, что человек что-то не видит, поэтому призывает к себе соплеменника первословом «К!». Поясню. Первослово З порождает первослова За и Зо. Их смысловые различия: З = вижу, Зь = смотри; За = вижу, если посмотрю с-За-ди; Зо = знаю, что ты здесь, но пока не вижу. Примеры дам в следующих публикациях, но по Зы сейчас. Примером будет слово ИЗыДь! ИЗыДь с глаз долой, что бы я тебя не видел. Значит, первослово «Зы» в слове Я-Зы-К  говорит, что не вижу этот предмет в своём рту. Действительно, увидеть собственный язык очень трудно, невозможно. Для того, что бы осмотреть свой язык надо зеркало или просить кого-то. Зеркала появились позже, значит, надо звать –К!  Вот он Я-Зы-К.
     Ещё одно, касающееся нашей темы слово СЛоГ. Известно второе употребление слова СЛоВо в значении ПоРяДоК.  Ясно, что СЛоВо адресовано более широкому кругу лиц, чем слово СЛоГ. СЛоГ исторически развился раньше. В ТПРР-1 в числе основ теории я объявил о принципе развития речи, как о развитии  от простого к сложному. Отличающее СЛоГ от СЛоВа конечное -Г определено ранее, это движение в твёрдой, жидкой или воздушной средах. Таковы: ГЛуМ, ГВаЗДаТь, ГВоЗДь, ГРоМ, ГРеТь. Таким образом слово СЛоГ понимаем, как исторгнутое из уст старшего первослово. Ещё не РеЧь, а всего лишь первослово.