Кабинет

Виктор Постников
Сегодня, когда я ностальгирую по прошлой жизни и перебираю в памяти многие моменты, они захлестывают меня, радостные или грустные,  они кажутся реальнее, чем настоящая жизнь, бесконечно далекие, бесконечно дорогие, но есть одно место, где я был по-настоящему счастлив – папин кабинет.
 
Это был целый мир.  Там витал дух моего отца, его огромный стол, зеленый абажур лампы, его кожаный диван (привезенный  из Ленинграда), цейсовские шкафы с книгами.  Эркер, возле которого я стоял часами... и мечтал, глядя на Паньковскую улицу.  Кабинет, в котором собирались мои друзья,  где мы танцевали, рассматривали книги, целовались.

Кабинет нельзя оторвать от дома,  который мне представлялся крепостью, и улицы, которая теперь кажется самой уютной в мире.

Дом был построен в начале 50-х, по слухам, пленными немцами.  Ходили слухи также, что он должен был прикрыть дом, в котором жил украинский националист Грушевский, и, действительно, он оказался у нас в глухом дворе, зажатый со всех сторон.

Дом предназначался в основном для профессуры и украинской интеллигенции, хотя некоторую часть квартир  занимали преподаватели политехнического института. Куда попали и мы.  В  квартире, куда мы переселились в 1954 г,  четыре комнаты принадлежали нам, три – нашим соседям, семье Вишневских.
 
Наши комнаты огромные, папин кабинет, столовая,  спальня родителей, и наша комната (детская), в которой жили мы,  я с сестрой и бабушкой.  Наши комнаты располагались по одну сторону длинного коридора, по другую сторону -  комнаты соседей. Естественно, общая ванная и кухня.

После войны, коммунальные квартиры  были в порядке вещей, и не вызывали ни у кого  возражений.  Люди находили общий язык друг с другом, учились жить вместе, у многих были маленькие дети и во дворе всегда стоял веселый шум.  Мы играли в разные игры, катались на велосипедах вокруг дома (у кого они были), соседи помогали друг другу, в общем,  дом по настоящему был Домом для всех.  Мне кажется, что люди после войны так соскучились по мирной  и безопасной жизни, что взаимопомощь была естественной вещью. Не было деления на бедных и богатых, на русских и украинцев и т.п. По крайней мере, мне так казалось. Но этот период, к сожалению, быстро закончился.

 Возникшее расслоение и растущие проблемы способствовали разделению людей.
Соседи наши, семья Вишневских,  тихие, скромные люди. Однако ситуация начала ухудшаться, после того, как  глава семьи  Адольф Никитович, заведующий кафедрой электронных ламп,  получил  назначение преподавать в Индии и уехал туда с семьей на два года.  В квартире остался его приемный сын. Сын, оставшись без присмотра, связался с дурной компанией, попал в тюрьму за мелкое воровство, и  на работе у Адольфа Никитовича  начались неприятности, он рано умер.   Сын вернулся из тюрьмы с женой, у них пошли дети, и наша квартира  оказалась не такой большой.  Идилия общежития закончилась.
 
 Иногда жизнь преподносит  сюрпризы,  и планы, вынашиваемые людьми, рушатся.  Период 50-х – 60-х, наиболее радужный в нашей жизни,  закончился.

Об этом периоде многое написано (см, например Фритьоф Капра, Куда ушли цветы? http://proza.ru/2008/01/13/388 ) и будет еще написано, я уверен. Этот период совпал с моим детством и юностью, а детство предопределяет всю последующую жизнь. Всему этому я обязан моему отцу. И его кабинету.



Фото: Вид на ул. Паньковскую из кабинета