Владимир Красное Солнышко

Равиль Байбурин
…Я вижу древни чудеса:
Вот наше солнышко – краса
Владимир-князь с богатырями…
В. Жуковский.
            
         При рождении он получил имя Владимир, при крещении — Василий.
Народные предания называют его «Красным Солнышком».
В историю правитель Руси вошёл как равноапостольный князь Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель.
Этот князь - одна из самых ярких и крупнейших фигур истории Отечества:
• Выдающийся государственный деятель.
• Реформатор.
• Полководец.
• Дипломат.
 Владимир Святославович предстаёт перед нами как личность исключительно сложная и противоречивая. Как человек, который прошёл  путь от насильника и убийцы до «Равноапостольного Святого»…


***

         Жизненный путь великого князя Киевского Владимира не был усыпан розами, он был тернист и труден.
Да и судьба не всегда была к нему благосклонна.
Многое, в том числе и великокняжеский стол, ему пришлось добывать своей головой и своим мечом. Поскольку его рождение не давало на это прав.
Он ведь был младшим сыном князя Святослава, рождённым от его наложницы, ключницы княгини Ольги Малуши. Поэтому не раз, особенно в детстве и юности, Владимира корили рабским происхождением и называли «робичичем» (т.е. сыном рабыни).

Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине, возможно, под Псковом (д. Будник), куда княгиня Ольга отослала беременную Малушу.
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают.
 А малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром своей бабки -  княгини Ольги.
         Воспитателем, наставником будущего князя был его дядька Добрыня (сын князя Мала Древлянского -  прототип былинного богатыря Добрыни Никитича).
 Многим был обязан Владимир своему дяде.
Это он, Добрыня, выпестовал его. В отрочестве подсаживал на коня, учил держать в руках саблю и натягивать тетиву лука. Но не только этому учил своего питомца мудрый наставник.
Учил любви к Родине и ненависти к врагу, храбрости и лукавству, львиному риску и кошачьей осторожности и ещё многим повадкам, которыми славится политика – древняя наука управлять людьми и царствами…

***

         Вырос Владимир настоящим богатырём: высокого роста, стройный, с широкими плечами, но с тонкой талией, сильный.
У него были голубые глаза, над которыми нависали дуги густых рыжеватых бровей и несколько плоский нос.
Как и его отец, он брил подбородок, оставлял длинные усы. Они были у него такие же светлые, как и у Святослава.
 И  волосы русые, только голову он не брил и оселедца не оставлял.

        Это был весьма незаурядный, умный и решительный человек.
 Его ум и ясность мысли были необычайны.
Порой он был отчаянно храбр.
 А порой - излишне осторожен.
 А, бывало, что и терялся перед лицом опасности.
К примеру, в одной из схваток с печенегами под Васильевом, в которой победили степняки, бежавший Владимир спрятался под мостом и там отсиделся.
Но всегда доступен для всех.
 Щедр и гостеприимен.
 Равнодушен к золоту и серебру.
 Справедлив.
 Умел ценить острое слово и сам умел быть острым и насмешливым.
Владимир, по преданию летописцев, отличался особой жестокостью, вспыльчивым нравом и властностью.

• Андрей Дикий:
        «Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племён и из самых отдалённых частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных государственных событий, служили предлогами для таких встреч, на которых происходил обмен мнениями о нуждах и задачах государства, о способах его укрепления и усиления. Участники этих встреч, говоря на одном языке, присутствуя на богослужениях по обрядам одной, общей для всех православной веры, убеждались и укреплялись в сознании народного единства всей Руси. Общительный характер князя, его участие в торжественных пирах, на которых сидели рядом и новгородцы, и жители далёкого Мурома, и люди из Прикарпатья, и тмутараканцы с побережья Азовского моря, много содействовали сближению самых отдалённых племён народов Руси и необычайной популярности князя Владимира, которого народ называл «Красное Солнышко».
Народ создал богатейший былинный эпос, который воспевал князя Владимира, описывал его пиры, рассказывал о его доброте, справедливости, заботе о народе».
(Из книги  «Пропавшая грамота. Неизвращённая история Украины-Руси».)

Вместе с тем, Владимир Святославич бывал в молодости развратным и жестоким, женолюбом и неутомимым пьяницей.

• Лаврентьевская летопись:
«Был же Владимир побеждён похотью женскою, и вот какие были у него супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди, от неё имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери; от гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава; от другой - Святослава и Мстислава; а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове.
И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб.
Этот же Владимир был невежда…»

Если верить Несторовой летописи, у Владимира было свыше 800 (!) наложниц в гареме.
 А в Никоновской летописи сказано о 1 100 наложницах.

• Н. М. Карамзин писал:
«Всякая прелестная жена или девица, страшилась его любострастного взора; он презирал святость брачных союзов и невинности».

• Антоний Ладинский:
         «Но зачем Владимиру нужна красота Анны? – спрашивал я себя. Разве мало было ему красивых рабынь и пленниц? Ходили рассказы, что у него в Киеве был гарем и что в этом гареме вздыхают сотни наложниц и само место поэтому называется Вздыхательницей. Но, видно, ему захотелось теперь озарить свою страну славой ромеев, породниться с наследницей Рима, возвысить в глазах народов темноту своего происхождения. Этого варвара вдруг обуяла ревность к христианской вере! Или у него возникли в мозгу какие-то гениальные планы? Мне передавали о его любопытстве к тому, что происходит в мире. Его интересовали Рим, Багдад, Константинополь. Он расспрашивал путешественников о нравах и обычаях чужих стран. Якобы огромное впечатление производит на него рассказы о великолепии наших зданий, о пышности ромейской литургии и ипподромных ристаниях.
         Его ум и ясность мысли необычайны. Как орёл, он окидывает умственным взглядом огромные пространства и морские побережья, не имея перед собою никаких путеводителей. Он взвешивает все обстоятельства и с необыкновенной быстротой разбирается в хаосе современного политического положения. Владимир прекрасно понимает важность водных и караванных дорог, по которым товары и золото совершают мировой оборот. Он отлично знает о всех затруднениях, которые испытывало в данный момент ромейское государство, и всегда искусно пользовался этими обстоятельствами».
         «…Владимир обладает великим умом. Это мудрый правитель. А всякий мудрый правитель побеждает врагов, но предпочитает мир войне, объединяет народы, а не разделяет их, собирает в житницы, а не расхищает, любит мирную торговлю, обо всём помышляет и заботится о том, чтобы поселянин получил пользу от своих трудов. Если бы вы знали, какие замыслы у него! Он хочет строить школы и академии. Перекинуть мосты через реки и устроить дороги, чтобы укрепить наше обширное государство. Он хочет знать, как живут люди в других странах, отправляет посланцев в Рим, Иерусалим, Багдад, Ани, Александрию, и путешествующие рассказывают ему обо всём, что они видели и слышали в этих городах. Чего вы хотите от него? С греками он живёт в дружбе, с болгарами заключил вечный мир. Мы не нарушим его. Пока не будет камень плавать, а хмель – в воде тонуть. А когда это будет? Никогда. Он не гордец, хотя породнился с ромейскими василевсами. Самых простых людей он делает участниками своего совета. Так поступил он, например, с Яном Кожемякой, сыном бедного человека. Церкви он отдаёт десятую часть от своих имений. Нет ему надо помогать по мере сил, ибо он доброе творит для народа…»
(Из книги «Когда пал Херсонес…»)

   
1. Первая усобица на Руси.

         Когда на Днепровских порогах погиб Святослав, Русью стали править его сыновья.
Править, сидя каждый в своем городе:
• Ярополк сидел в Киеве,
• Олег – в стране древлян,
• Владимир – в богатом и торговом Новгороде.
    
    Отсутствие единовластия породило междоусобицу – братоубийственную войну между сыновьями Святослава за овладение киевским престолом.
 Олег, обделённый великокняжеским престолом, таил обиду на старшего брата. Древляне, издавна настроенные против Киева, поддерживали его в этих чувствах.
Ярополк не умел твёрдо держать власть и полагался на совет приближённых.
 Однажды Олег встретил в древлянских лесах Люта – сына Свенельда, Ярополкова воеводы. Того самого Свенельда, который ещё во времена  Игоря собирал там дань… Разгневанный нарушением границ своего удела, Олег убил Люта. Суровое право того времени позволяло это удельному князю на своей земле.
         Отец убитого, знаменитый Свенельд, сподвижник Игоря, воспитатель Святослава, настроил Ярополка:
         -   Пойди на брата и захвати волость его.
         Киевская рать во главе с Ярополком отправилась в поход против древлян.
Олег вышел навстречу Ярополку с дружиной. Но был разбит и бежал с остатками своего войска в город Овруч. Переходя мост, ведший в крепость, в страшней толкотне и давке он свалился в ров, окружавший город. И там нашёл смерть свою под телами людей и лошадей.
Ярополк, движимый раскаянием, приказал отыскать Олега. Когда ему на ковре принесли окровавленный труп брата, он заплакал и сказал Свенельду:
         - Смотри, ты этого хотел!
         Древляне снова были подчинены Киеву.

         Узнав об этих событиях, и опасаясь за свою участь, Владимир бежал.
 Да, да, именно так. Он бросил Новгород и бежал за море – в Швецию («убояся, бежа за море»).
Его за это позже часто обвиняли в трусости. Но,  всё же, это был скорее расчёт. Он ведь потом вернулся, но уже не один. В Скандинавии он нанял достаточно большое войско. Благо викинги за деньги готовы были драться где угодно и с кем угодно.
А Ярополк тем временем «без брани» овладел Новгородом.
Русская земля вновь была объединена…

         Но Владимир не смирился с положением князя-изгоя.
При королевском дворе он прожил около двух лет.
Тут он женился на знатной варяжке Аллогии (Олаве).
В 978 году вместе с Добрыней Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов. И, возвратившись, снова захватил Новгород, где уже обосновались посадники Ярополка.
Новгород был возвращён, наместник Ярополка ликвидирован. Вроде всё в порядке. Но Владимир видимо понимал, что Ярополк этого так не оставит. И потому  пошёл дальше.
Понимая, что мир все равно не восстановится, он послал сказать Ярополку:
         - Владимир идёт на тебя, готовься с ним биться.

• Лин фон Паль:
         «Ярополк, честно говоря, стремился, судя по всему, продолжить политику Святослава – объединить то, что можно объединить. Он присоединил западные земли и собирался проделать ту же операцию с северными. Вот почему Владимир и бежал за море собирать варягов. Тут сразу летописный образ Ярополка рисуется в чёрных красках, а Владимира – в белых. Но подумайте: Ярополк старший сын, и ему отдан киевский стол, после смерти отца именно он имеет право распоряжаться судьбой младших братьев (это закон неписаный, младший брат не мог диктовать свои условия). Следовательно, если Ярополк вынужден был идти в древлянскую землю на Олега, это могло быть связано с тем, что Олег стал княжить «не по заветам отца». Именно восстановление «отчеческих правил» и могло стать причиной похода на Олега. Суть конфликта очень темна, и каким-то образом эта история вращается вокруг неудачного сватовства младшего Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, дочери князя Рогволода. Вполне возможно, что Рогнеду и земли Полоцка никак не могли разделить трое Святославичей. Полоцк находился тогда не в сфере влияния Киева, но в сфере влияния Овруча, где княжил Олег. Вполне вероятно, что Олег собирался «мудрой женитьбой» усилить свою власть, но Ярополк мечтал о том же. Когда князь погиб, то право на Рогнеду и Полоцк как бы переходило к Ярополку, но этого хотел и младший, Владимир, которого старшие братья и за равного себе не считали (сын рабыни, сосланный в Новгород, над которым он не мог властвовать так, как старшие над южными городами). И наши летописи, и западные хронисты сходятся в своём мнении об этом «сыне рабыни» - он был женат, но вёл жизнь совершенно непотребную, насильничая и не имея никаких моральных принципов. Он был хитёр, коварен, подозрителен, развратен и лицемерен. В отличие от прямодушного Ярополка Владимир умел ловчить и не гнушался подкупом и предательством. И самое важное: князь был невероятно мстителен и завистлив… И младший сын мог ощущать свою обделённость, по сравнению со старшими он был «худшим». Обида и ненависть – вот что толкнуло нашего героя провести пересмотр ценностей».
(Из книги «Тайны Киевской Руси»).

         Перед походом на Киев Владимир отправил послов в Полоцк, где княжил князь Рогволод. Желая обрести союзника, он попросил руку его дочери – красавицы Рогнеды, просватанной уже за Ярополка:
-   Хочу дочь твою взять себе в жёны.
Тот же спросил у дочери своей:
-   Хочешь ли за Владимира?
Гордая дочь Рогвальда бросила свату Владимира Добрыне обидные, как пощечина, слова:
         -   Не хочу розувати робичича. Но хочу за  Ярополка.
По старинному свадебному обряду у руссов жена перед брачной ночью разувала своего мужа, чтобы показать свою покорность его воле.
         Оскорблённые таким отказом, и распаляясь яростью, Владимир и Добрыня собрали воинов, и двинулись на Полоцк, который полностью поддерживал Ярополка.
Владимир сумел внезапным ударом взять Полоцк, не успевший приготовиться к обороне. Малая дружина Рогволода пала в бою.
 А Владимир обесчестил Рогнеду на глазах отца и матери (то есть изнасиловал).
После этого на её глазах лично перебил всю её семью - Рогволод и два его сына были убиты. Такой вот способ сделать предложение.
Конечно, с политической точки зрения всё было точно рассчитано - Владимир становился единственным наследником Полоцкого княжества.
Только вот каково было девушке... впрочем, его это совершенно не интересовало.
Ну а гордая Рогнеда, встав на колени, разула своего господина.
Стала его женой, покорной, как и все прочие. Родила ему четырех сыновей и двух дочерей.
Но она, кстати, так и не простила ему. И хотя прожила с Владимиром долго и родила ему детишек, но в одну прекрасную ночь решила его убить.
Владимиру повезло, он успел вовремя проснуться.
После этого он естественно решил её казнить, причём лично. Но на защиту матери бросился их сын Изяслав и князь передумал.
Он сослал Рогнеду вместе с Изяславом в Полоцк. С этого началась линия полоцких Рюриковичей…

 После этого Владимир повёл своё многочисленное войско на Киев.
Северяне, древляне и поляне без боя пропустили его войско дальше к Киеву.
Ярополк побоялся дать бой и затворился в городе. Город был хорошо укреплён, и Владимир прямым штурмом взять Киев не сумел.
И тогда на помощь ему пришли хитрость и предательство.
 Он посулами («честь большую получишь от меня») склонил на свою сторону воеводу Ярополка Блуда. Тот поняв, что песенка князя спета, решил перейти на сторону сильного. Блуд предал своего князя и, сославшись на якобы готовившуюся измену горожан, уговорил Ярополка бежать из Киева.
А потом, на новом месте - в городе Родне (в устье реки Роси), Блуд снова предал Ярополка. Он уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, и на то, что победить нельзя.
 Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира:
«Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка: приготовься убить его».
         Верный дружинник Варяжко предупреждал князя:
         -   Не ходи, убьют тебя.
         Но слабовольный Ярополк не послушался и явился к брату с повинной. Когда он вошёл в терем Владимира, Блуд, пропустив его, затворил двери перед его свитой, и два варяга пронзили князя мечами.
В данном случае Владимир поступил подло - пригласил брата на переговоры гарантировав безопасность, но как только Ярополк вошёл в переговорную, то сразу был убит ударом сзади.
Так свершилось братоубийство.
Беременная вдова Ярополка Юлия - гречанка родом, очень красивая, стала 3-й женой Владимира.

         Вот так, через насилия и убийства, водворился внебрачный сын Святослава от рабыни-ключницы его матери – Малуши – Владимир Святославович в Киев.
И случилось это в 980 году.
 Владимир, как когда-то Олег Вещий, объединил Новгород и Киев и стал единовластным князем.

Заняв великокняжеский стол, Владимир первым делом казнил Блуда.
• При этом произнёс знаменитые слова:
«Я тебе по обесчанию моему честь воздал, яко приятелю, а теперь сужу, яко изменника и убийцу государя своего».

2. Внутренняя политика  Владимира.

Став великим князем Киевским, Владимир Святославич продолжил политику собирания восточнославянских земель вокруг Киева:

; На северо-востоке к Руси были присоединены вятичи (981-982 годы) и радимичи (984 год), отколовшиеся было после смерти Святослава - во время княжеской усобицы - от Древнерусского государства.
Князь Владимир начал войну с мятежными племенами и вскоре добился победы, что было очень важно для сохранения единства государства.
 
; На западе и юго-западе были возвращены захваченные польским королем города Перемышль, Белз, Волынь, Холм.

; И были присоединены к Киеву земли, заселённые  дулебами, белыми хорватами и, отчасти, уличами и тиверцами (981 год).

         Таким образом, под властью Владимира были окончательно объединены все восточнославянские племена.
 Так что именно при нём сложилось единое русское государство, фактически завершился длительный процесс формирования территории Киевской Руси.

А) Реформы Владимира Великого.

Владимир провёл ряд реформ:

• Административную.

         Суть её состояла в том, что в каждое удельное княжество великий князь Киевский посадил вместо племенных вождей своих сыновей (их у него было 12), либо близких ему посадников. Это был удар по племенной знати, резкое ослабление её власти.
Вследствие слома сепаратизма племенной верхушки на смену родоплеменному делению древнерусского общества пришло территориальное деление, что является одним из основных признаков сформированной государственности. Существенно укрепилась система власти на местах.
С этого времени в основных городах государства от имени киевского князя собирали дань, укрепляли и осуществляли суд его наместники. Они в свою очередь, имели подчинённый им штат управленцев низшего уровня.
Всё это привело к централизации государства, более чёткому определению его границ. Границы эти на востоке достигали междуречья Оки и Волги, на западе Карпат, на севере – Онежского и Чудского озер, на юге – Дона и Южного Буга.

• Военную.

Она была направлена как на усиление обороноспособности страны, так и на укрепление личной власти великого князя.
Её суть состояла в ликвидации «племенных» военных объединений, и слиянии военной системы с системой феодального землевладения.
Владимир активно раздавал «мужам лучшим» земельные владения в пограничных районах Руси, обязав их к военной службе.
Было создано свое постоянное войско, формировавшееся на национальной русской основе (князь изгнал варягов наёмников).

•    Судебную.

Владимир разделил светский (городской) и церковный (епископский) суд.
Ввёл новый свод законов устного обычного права – «Устава земляного», который позже был взят за основу для первого писаного сборника правовых норм – «Правды Ярослава».

• Финансовую.

Начата была чеканка первых на Руси монет:
-   из серебра – серебреники, и
-   из золота – златник.

• Налоговую.

         Обложил вятичей и радимичей данью «от рала»

Б)  Крещение Руси (988 год).

Чтобы удерживать земли, князю Владимиру недостаточно было только военной силы.
Важным объединяющим фактором могла стать единая вера.
В 980 году Владимир предпринял попытку использовать религию в государственных интересах.

***

 Старая, языческая религия восточных славян отражала различные религиозные представления.  А,  следовательно, и идеологию разных ступеней в развитии первобытного общества:
-    фетишизм,
-    тотемизм,
-    культ предков: «Рода», «Рожаниц», «Чура».
 Род - древнейшее славянское божество, покровитель плодородия. Это верховное божество неба, повелитель туч, творец жизни на земле.
Рожаницы – это две богини: мать Лада и дочь Леля. Лада – покровительница любви, свадеб и брачной жизни; Леля – олицетворение весны. Они покровительствуют женщинам, помогают при родах, заботятся о новорождённых, являются вершительницами судеб людей, их доли.
 Чур (Щур) – родовой предок, родовой покровитель дома.
Когда  род стал отмирать, то на смену «Роду» и «Рожаницам» пришёл покровитель семьи – домовой.
Славяне поклонялись огню - сварожичу, деревьям, камням, молились в священных рощах, у овинов, родников.
Большую роль играли различного рода верования и праздники, связанные с земледельческими работами. За Корочуном, самым коротким днём года, наступала коляда, затем масленица, веснянки, «зелёный праздник» (будущий Троица), русалья неделя, Купала – день летнего поворота солнца, гремяцкая неделя, день Ярилы, день Лады.
 Были у славян и главные божества.
Это, прежде всего:
       -  Сварог – бог огня небесного.
-  Сын Сварога – Дажьдбог – бог солнца. В нём воплощались вечные и добрые свойства солнца – его тепло, свет. С ним связывали незыблемость постоянного круговорота природы и обеспечение жизненного благополучия людей. Сварожичем был и огонь земной. Бог солнца носил и другие названия – Хорс, Ярило.
-  Перун был богом молнии и грома (грозы). Он считался покровителем князя-воина и его боевой дружины. Его славили в дни победы. И ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. В священных местах сооружались его изображения. Днём Перуна считался день 20 июля. Перуновым деревом почитали дуб – символ могучей силы. Перуновым животным – быка, или тура, как самого сильного из близких к человеку животных.
-  Стрибог – бог ветра.
-  Волос (Велес) – бог-покровитель скота и торговли, бог богатства, материального благополучия.
-  Мокошь – женское божество. Была покровительницей овцеводства, шерсти, пряжи. Она же покровительствовала бракам, была защитницей прочных семейных устоев.
Известны культовые сооружения славян: требища, капища и храмы.
Существовали также у славян идолы («кумиры») и волхвы – жрецы языческой религии.

Князь Владимир решил использовать языческую религию в государственных целях.
Сначала он повелел собрать воедино шесть языческих богов – Перуна, Стрибога, Даждьбога, Макошь, Семаргла, Хорса и создал общий языческий пантеон – своего рода «русский Олимп».

• Лаврентьевская летопись:
«6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь... Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Князь поставил на холме в Киеве за теремным двором Капище.
 Это от древнеславянского слова «капь», что значит «изображение». То есть нечто вроде храма под открытым небом.
Там установили шесть истуканов (кумиров, идолов) шести богов, которым и ходили поклоняться киевляне.

     Этой реформой князь попытался укрепить власть своей династии над всеми племенами восточных славян.
 Но к тому времени в сугубо религиозных делах волхвы-славяне (языческие священнослужители) пользовались у славянского народа намного большим авторитетом, чем властвовавшие над народом князья норманнского происхождения.

***

         Поэтому позже Владимир ввёл христианство на Руси (988 год).

         Но прежде был «выбор веры», история которого изложена Нестором – Летописцем в «Повести временных лет».

Надо сказать, что в определённой степени Русь была знакома с другими религиями за счёт торговых и дипломатических связей.
Хазары были последователями иудаизма, булгары ; ислама, Византия и европейские государства исповедовали христианство восточной и западной традиций. Окончательное разделение на католическую и православную церкви случилось позже, но значительные различия в обрядах и учении уже были.

         Для начала решил князь пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать. И уже после этого решить, что для Руси милее всего будет.

• Пришли к нему вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду (то есть мусульмане).

Ислам прельщает поначалу сластолюбивого князя возможностью многоженства и обещанием сомнительного «рая», в котором правоверные якобы услаждаются в обществе гурий (прелестных красавиц).
Но узнав, что Коран запрещает употребление вина, Владимир произносит:
 «Руси есть веселие питии, не можем без того жити».
Ведь вино – неотъемлемый атрибут ритуала трапезы князя с дружиной. Хмельные пиво и мёд при этом, как ничто другое, укрепляли микроклимат данной «корпоративной вечеринки». Отказ же от традиции совместных пиров сулил потерю дружины, которая усмотрела бы в этом пренебрежение.

• Затем обратились к князю те, кого называли на Руси немцами за то, что языка их не понимали, то есть католики.

Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе.
Выслушал их князь и отвечал:
«Идите домой; отцы наши вашей веры не принимали».
Владимир прекрасно понимал, что в случае принятия латинского обряда наместником Бога на земле для Руси стал бы Папа Иоанн XII.
Он взошёл на престол 16 лет от роду. И за время своего правления успел превратить папский дворец в знаменитейший на всю Европу лупанарий с непременными пирами в честь сатаны,  и чёрными мессами.
 К тому же Рим, формально оставаясь единоверным Константинополю, в 983 году поддержал берберов в их войне с Византией. Приняв идеологическую доктрину далёкого Рима, Киев получил бы ещё одного противника в сфере своих стратегических интересов.
Кроме этого князю было известно, что греки перевели Священное Писание на доступный им язык, и что Папа в 967 году запретил богослужение на этом языке. В этом запрете трудно было усмотреть благожелательность к русским.

• После явились к Владимиру хазарские евреи и стали выхвалять ему свою веру.

Спросил их киевский князь:
«А где земля ваша?»
 Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них бог и расселил их народ по всему свету.
Сказал на это князь:
«Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».
Очевидно, что Владимир уразумел стремление совершить на Руси очередной иудейский переворот, как это ранее происходило в Иране и Хазарии. Но, сам не промах в плетении интриг, русский князь оказался проницательным и в этом вопросе.

• В конце концов, пришёл к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал.

Особенно привлекло князя то, что последователи христианства должны воскреснуть после смерти и жить вечно.
Но не сразу решился на эту веру Владимир.
         На другой день собрал он дружину верную, бояр и старцев обсудить, какую выбрать веру.
         «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит» - сказали они и посоветовали отправить послов в разные страны. И не со слов, а воочию, убедиться, какая вера лучше.
         Отправились десять лучших мужей по свету и ровно через год воротились обратно.
О мусульманах сказали:
 «Не добр закон их. Нет в них веселья».
О католиках –
«Красоты не видели мы никакой».
Лишь православие понравилось им: и веселье в нем есть, и радость, и красота. И сказали они князю, что самая лучшая вера – греческое православное христианство.
 Свои впечатления от патриаршей службы в Константинополе «мужи» описали так:
«Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той».

         Поразмыслив, Владимир решил принять православие. И надумал обратить своих подданных в христианство.
То ли он решил, во что бы то ни стало, жениться на греческой принцессе Анне, которую ни за что не отпустили бы в языческую страну, и таким образом породниться с византийскими басилевсами (императорами).
То ли искал политического сближения с Константинополем.
То ли ему понадобилось внедрить благолепное вероисповедание, во всём цивилизованном мире способствовавшее упрочению монархического устройства.
То ли его привлекало положение избранника божия.
Как бы там не было, но выбор князя пал на христианство восточного (греческого) образца:
• на Руси уже были знакомы с христианской религией,
• а ещё Византия служила примером сочетания религии с прочной государственностью.
• На Руси эта вера могла объединить различные племена и усилить княжескую власть.
• Международный авторитет в случае принятия христианства тоже должен был укрепиться: европейские страны воспринимали язычество как варварство. А это отражалось на экономических и политических отношениях: например, купцы-язычники подвергались притеснениям, а дочери правителей-христиан не могли вступать в брак с язычниками.

• Б. Н. Путилов:
         «Каковы же были действительные причины, по которым Владимир отказался от своей привычной веры, которую сам же недавно укреплял? Отчего он стал искать религию с единым Богом?
         Мировая история показывает, что рано или поздно такая смена религий происходит повсюду, где разрозненные племена, говорящие на одном или разных языках, верящие каждое в своих богов, исполняющие свои обряды, в конце концов объединяются – добровольно или силой – в один народ и начинают жить в едином государстве, под одной властью. Здесь перекрещиваются многие причины и многие интересы.
         Интерес власти: дробность веры и обрядов, многобожие и отсутствие стройной церковной организации мешают успешно управлять страной; единая религия и сильная церковь такому управлению способствуют.
         Интерес государственный:  единая религия и церковь помогают разрушить племенную замкнутость и разъединённость, способствуют установлению тесных связей с другими странами, вводят молодое государство в международное сообщество.
         Интерес новой культуры: с приходом новой религии развивается просвещение – появляются новые книги, школы, литература, новое искусство.
         Наконец, интерес самой религии: вера в единого Бога, творящего мир и господствующего над миром, вера, которая основана на разработанной и записанной в книгах системе, со стройной историей, с целым комплексом нравственных понятий и норм поведения людей, вера с продуманной и разработанной системой церковной службы и церковной организации, - такая форма религии приходит на смену языческому многобожию как более высокий этап духовного развития человечества, его переход на новую ступень цивилизации.
         Для дальнейшего развития страны, государства, общества, культуры смена религии имеет огромное значение. Но понимание его приходит постепенно, со временем. Для народной массы, живущей настоящим и привыкшей к своей вере, к своим богам, к обычаям и обрядам, такая перемена, однако, может привести к трагедии».
(Из книги «Славянский мир в лицах: боги, герои, люди».)

 Как бы там не было, но Владимир задумал взять с бою новую веру: он хотел показать грекам, что, приняв их веру, останется по-прежнему вольным русским князем и не будет подручником греческих царей.

         Для этого он пошёл на Корсунь – крымскую колонию Византии и осадил его.
И после многих трудов взял его.
И послал к басилевсам гонцов с таким воинственным заявлением:
«Либо Василий и Константин отдают за него принцессу Анну, чего ради, он и христианство готов принять со всем своим русским племенем, либо он сотрёт Корсунь с лица земли и сделает то же самое с Царьградом – Константинополем».
Византийские императоры предпочли первое.
И Владимир Святославович получил гречанку, а Русь – Христа.

         Крещение князя состоялось в Корсуни.
Говорили, что у Владимира перед тем разболелись глаза.
И что, как только князь окунулся в купель, то боль в глазах, мучившая его, вмиг прошла. И стал видеть он лучше прежнего.
 Выздоровев, прославил бога и сказал:
 «Теперь я узнал истинного Бога!»
Увидевши это, многие из дружины его тоже крестились.
 После крестин пошёл Владимир с Анной к венцу.

• Вернувшись в Киев, Владимир как повествует Нестор:
«Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить. А других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, господи, и чудны дела твои!» Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг».

         Наступило солнечное утро. Весь берег был заполнен народом. Окружённый  знатными воинами и священниками, Владимир вместе с Анной стояли на разостланном на лужайке ковре.
 Народу собралось видимо-невидимо:
«Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, а попы же совершали молитвы, стоя на месте».
Многие руссы не понимали, что происходит с ними. Но они не осмеливались нарушить волю князя, за спиной которого стояли вооружённые мечами воины.

• Владимир, радуясь, что сам он и его люди познали Бога, произнёс такую молитву:
 «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу».

         После знаменательного события на площади перед дворцом был устроен всенародный пир. Всякий желающий мог прийти сюда и есть мясо, хлеб, овощи и пить хмельное питьё. На соседнем пустыре княжеские кухари жарили на кострах целых баранов и даже быков, варили в котлах похлебку из рыб. А отроки едва успевали приносить из погребов мед и пиво. Сам князь стоял на высоком крыльце и улыбался народу.
         Для тех, кто не мог явиться на пир по болезни, яства развозили по городу на повозках, и возницы громко приглашали желающих отведать княжеского угощенья.

• Антоний Ладинский:
         «А между тем бирючи, как здесь называют городских глашатаев, звали народ явиться на речку Почайну, которой суждено было сделаться северным Иорданом. Я видел, что толпы людей спускались к реке. Мы тоже присутствовали на торжестве, и я наблюдал всё собственными глазами.
         Наступило солнечное утро. Весь берег был заполнен народом. Окружённый знатными воинами и старейшинами, Владимир вместе с Анной стояли на разостланном на лужайке ковре…
         Анастас, епископ херсонесский Иаков и священники стояли в сияющих облачениях у самой воды и читали положенные молитвы. Руссы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Хотя многие делали это явно с недовольным видом, особенно женщины, которые не удерживались от ругательств, держа на руках плачущих младенцев. Их плач мешался с женскими воплями. Но фимиамный дым тихо поднимался из бряцающих кадил к небесам, и всюду я видел любопытствующие, широко раскрытые глаза. Видно было также, что руссы не понимали, что происходит с ними, но они не осмеливались нарушить волю князя, за спиной которого стояли вооружённые мечами воины.
         После знаменательного события на площади перед дворцом был устроен всенародный пир. Всякий желающий мог прийти сюда и есть мясо, хлеб, овощи и пить хмельное питьё. На соседнем пустыре княжеские кухари жарили на кострах целых баранов и даже быков, варили в котлах похлёбку из рыб, а отроки едва успевали приносить из погребов мёд и пиво. Никогда в жизни я не видел подобного! Сам князь, всё в том же одеянии, но уже без диадемы на челе, которая, очевидно, с непривычки стесняла его, стоял на высоком крыльце и улыбался народу.
         Для тех, кто не мог явиться на пир по болезни, яства развозили по городу на повозках, и возницы громко приглашали желающих отведать княжеского угощения…
         Когда настроение на пиру поднялось, приверженцы новой веры бросились к холму, где стояли истуканы, и повергли их на землю. Анастас кричал в исступлении:
         - Смотрите, вот идолы лежат во прахе и ничего не могут сделать в свою защиту, ибо они дерево и металл, а не истинные боги!
         Но женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун.
         Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по повелению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней, и они далеко умчали его в поля. Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр. Кумир покачивался на воде и упрямо приплывал к берегу, и женщины кричали, простирая к нему руки:
         - Выплывай, выплывай, светлый бог!
         Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхваченный течением, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расстаться со своим ложным божеством, плакали, и им казалось, что вот-вот загремит гром и молния поразит нечестивцев, поднявших руку на бога…»
(Из книги «Когда пал Херсонес…»)

Так была крещена Русь.
 И произошло это в 988 году.

• Давая оценку этому событию, митрополит Илларион писал:
 «Тогда начал мрак  язычества от нас отходить, и заря Православия началась».

         После введения христианства на Руси появились противоречия между теми, кто был предан старой языческой вере, и носителями идей христианства. Особенно сильно было язычество на новгородском севере и вятичском северо-востоке страны. Именно там и вспыхнули первые пожары неповиновения.
Яркий пример – движение новгородцев 989 года против насильственного их обращения в христианскую веру. Восставшие тогда разграбили дом Добрыни, дяди великого князя киевского Владимира Святославича, пославшего его в Новгород для сокрушения языческих идолов и крещения. Восставшие избили жену и родственников Добрыни.
Затем выступили против полутысячного отряда Путяты, княжеского тысяцкого, который арестовал нескольких «мужей», не захотевших креститься. Около 5 тысяч жителей Софийской стороны окружили отряд Путяты, «и бысть междо ими сеча зла».
Но подоспевший с торговой стороны Добрыня поджёг дома у реки, и новгородцы бросились тушить пожар. Сражение прекратилось, и предводители восставших новгородцев обратились к Добрыне с просьбой о мире. Тот согласился, и по его приказу начался обряд крещения.

• Т. Лихоталь:
         «А ещё прочитал он сказанное с укором: крестил, мол, Путята народ мечом, а Добрыня огнём. И это верно. Непросто всё было. В Киеве и то не все крестились с охотой. Да оно и понятно. Ведь сам Владимир, став киевским князем, велел вынести старых богов из своего теремного двора на площадь, чтобы весь народ молился им. Там и стояли они – Перун с серебряной головой и золотыми усами и другие боги, высеченные из вековых дерев с драгоценными каменьями в глазах. Свои, знакомые, доставшиеся от отцов и дедов. А когда крестили народ и покидали идолов в днепровские воды, киевляне толпой бежали по берегу за плывущими по бурливой воде богами, крича: «Выдыбай, боже!» Не выдыбали вчерашние боги. Набухнув водой, напитав ею деревянное чрево, шли на дно, как утопленника, тараща глубокие глазницы, из которых были вынуты глаза-каменья.
         А в Новгороде, когда узнали, что из Киева идёт Добрыня крестить народ,  разметали мост через Волхов. Вышли к берегу с оружием, выставили две камнемётные машины. И жрецы старых богов – волхвы мутили народ, и тысяцкий Угоняй кричал: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поруганье». И гневливая толпа тоже кричала и разорила дом Добрыни, в котором жил он раньше в Новгороде, где и теперь ещё улица зовётся Добрыниной. А когда Путята с дружинниками всё же переправился через Волхов на лодках и стал хватать крикунов, началась свара. Пришлось дружинникам пустить в ход мечи. Ещё больше пролилось бы, наверное, крови, но Добрыня догадался тогда поджечь дома на берегу. Новгородцы испугались, что выгорит весь город, побежали тушить. После этого и покидал Добрыня идолов в реку, а людей погнал креститься. Вот и припомнили теперь и про меч и про огонь. Верно. Нужно было – молился Добрыня идолам. Нужно было – сам покидал их в воду. Понимал: новый бог сейчас нужнее. Он поможет объединить в единое земли, укрепит Русь».
(Из книги «Повесть о славных богатырях, златом граде Киеве и великой напасти на землю Русскую».)

Крещение Руси и брак князя Владимира с царевной Анной сделали Русь равноправным участником международных отношений в христианской Европе.
 Это подтверждают дальнейшие родственные связи русских князей:
• Святополк - сын князя Владимира - женился на дочери польского короля Болеслава I Храброго;
• Мария Доброне;га - дочь князя Владимира - стала женой польского князя Казимира I;
• Анна - внучка князя Владимира - после смерти своего мужа Генриха I стала королевой Франции, а две её сестры были замужем за венгерским и норвежским королями.
 Эти и другие браки с европейскими правителями говорят о высоком положении Руси среди других народов Европы.
Укрепление Руси на международной арене вело к активному расширению торговых связей и экономическому подъёму.
Принятие христианства способствовало внутреннему укреплению государственности. Церковь учила людей быть покорными власти.
 Государство, в свою очередь, обеспечивало процветание и защиту церкви. Для строительства церквей и содержания духовенства собирали специальный налог в пользу церкви ; десятину.
Немаловажным было влияние христианской религии на нравы и обычаи славян. В основе христианского учения лежали нравственные идеалы: милосердие, взаимопомощь, любовь к ближнему. Загробная участь человека напрямую зависела от проявленных в жизни добродетелей.
 Языческие обычаи постепенно искоренялись, были запрещены кровавые обряды и многожёнство, народные традиции наполнялись новым христианским смыслом.
Крещение Руси стало стимулом для развития культуры и образования. Ключевые культурные традиции были заимствованы из Византии.
Первыми проповедниками и носителями новой для Руси культуры были иностранцы ; византийцы и болгары, которые приняли христианство немного раньше. Они принесли на Русь первые азбуки ; кириллицу и глаголицу, что послужило началу развития русской письменности.
Для укрепления веры и новых культурных традиций были необходимы грамотные и образованные люди. По свидетельству летописей, после крещения Владимир приказал выбрать детей из знатных семей для «научения книжного».
Вместе с письменностью на Русь пришла достаточно сложная по содержанию литература, которая затрагивала религиозные, философские вопросы, излагающая всемирную историю и нравственные законы.
При храмах и монастырях, ставших центрами грамотности, появлялись библиотеки, в которых находились не только переводные книги, но и творения местных авторов.
Летописцы начали записывать происходящие события.
Вместе с новой культурой на Руси появилось церковное искусство: зодчество, иконопись, пение. Заимствованное первоначально из других христианских стран, искусство быстро ушло от простого копирования, попало под влияние славянских традиций и начало развиваться своим особым путём.

Каменные ворота древнего Херсонеса, в которые вошёл князь Владимир, разделили его жизнь на две части.
• В языческой остались жертвоприношения, убийства и гарем с сотнями наложниц.
• а в христианской – он творил милостыню, вёл благочестивую семейную жизнь с единственной законной женой Анной, не брезговал разделять трапезу с нищими.
Тем, кто не мог прийти к княжескому двору по болезни, на телегах развозили угощение.
В какой-то момент беспощадный в прошлом язычник даже отказался от смертной казни со словами «греха боюсь».
За такие разительные перемены народ стал именовать его «ласковым князем» и «Красным Солнышком».

***

• В правлении Владимира быстро развивались ремесла и торговли. Велось широкое градостроительство.
Были построены новые города: Владимир-Волынский, Владимир-Залесский, Белгород-Киевский, Васильев на Киевщине и другие.
• Были построены многие христианские храмы (в частности, в Киеве – каменная церковь Богородицы. Её ещё называли Десятинной. Потому что князь отдал десятую часть своих доходов на его строительство.
Первый каменный храм  строился с 989 по 996 г. Большая, блещущая мрамором, порфиром, драгоценными мозаиками, церковь имела прямоугольный план крестово-купольного храма, полукруглые абсиды. Русскому вкусу и традициям народного зодчества соответствовало многоглавие – устремлённая ввысь масса 25 куполов.
• Появились первые школы на Руси.      

3. Внешняя политика князя.

Владимир проводил активную внешнюю политику:

; В 981 году он ходил с войском на ляхов и успешно воевал с ними за приграничные территории ; Червенскую Русь.
Одержал крупную победу над польским королём  Мешко I.
И наложил на ляхов дань.
В результате войны к Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль.
В 992 году князь Владимир воевал с Мешко, как пишет летописец: «за многие противности его» и в бою за Вислой одержал полную победу.
Примерно в 1008-1009 годах между Владимиром Красное Солнышко и польским королём Болеславом 1 Храбрым был заключён мир.
Его скрепили родственным союзом: дочь Болеслава вышла замуж за сына Владимира Святополка.

• Семён Скляренко:
         «На заре своей жизни… молодой, сильный Владимир идёт на запад, чтобы вызволить и защитить червенские города и русские земли, захваченные польским князем Мешко…
         Освободив Червенскую землю, князь Владимир… движется далее на запад; проходит по землям, где испокон веку сидят русские люди; переваливает через высокие Карпаты, спускается в долину, где над быстрою рекой раскинулся Ужгород; идёт вдоль Тиссы, по правому берегу которой живут угры, обходит гору Говерлу и замыкает круг в Карпатах».
(Из книги «Владимир».)

; В 983 году последовал успешный поход на ятвягов (древнелитовские племена).
Они  жили между Неманом и Западным Бугом.
И в итоге были присоединены их земли.
Это открывало путь к Балтике.

; В 985 году был предпринят победоносный поход против волжских булгар.
Тогда на востоке возник конфликт с волжскими булгарами: они создавали препятствия для торговли русских купцов по реке Волге.
Князь Владимир собрал войско, заключил союз с торками ; кочевниками, которые жили к югу от Руси, ; и двинулся в поход против Волжской Булгарии.
Русские полки одержали победу.

• Вот что рассказывает об этом походе летописец:
«В лето 6493 (985) пошёл Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а тороков (союзных степняков) привёл берегом на конях и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать, пойдём, поищем себе лапотников».
И заключил Владимир мир с болгарами, и клятвы дали друг другу.
И сказали болгары:
«Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть».
Так был заключён «вечный мир».
 Мирный договор обеспечил Руси выгодные условия торговли по Волге и укрепил международный авторитет государства на восточном направлении.
Мир этот скреплён был новым династическим браком Владимира с булгарской принцессой (которая стала 4-й его женой).

; Были заключены союзы:

• со Швецией.

 Целых два века (!) после этого между Русью и Швецией не было военных столкновений.
• С  Чехией.
Этот союз обеспечил мир на всей западной границе Руси и был скреплён династическим браком – Владимира с Малфредой Чешской.

         Таким образом, была установлена зона мира на западе, севере и востоке.

; В 988 году Владимир покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава Храброго на княжение в Тмутаракани.

; В 988 году совершён был военный поход в Крым.
Об этом походе, и о том, что за ним последовало, подробно рассказывает русская летопись. Греки затворились в Корсуни и крепко оборонялись. Русские войска стали на той стороне города, что против пристани и начали осаду. Горожане защищались отважно, и осаде не было видно конца. Но тут один из корсунян, по имени Анастас, пустил в лагерь Владимира стрелу с письмом.
• В письме говорилось:
«Перекопайте и переймите воду, она идёт в город по трубам из колодцев, которые за вашим лагерем с востока».
Владимир тотчас велел перекрыть воду. Люди в Корсуни стали изнемогать от жажды и вскоре сдались.
• Владимир вошёл в город и послал сказать византийскому императору Василию и его брату Константину:
«Вот, взял уже ваш город славный. Если не отдадите за меня сестру, то сделаю столице то же, что и этому городу».
Так, захватив город Херсонес Таврический (Корсунь, современный Севастополь) принадлежащий Византии, Владимир принудил византийских императоров Василия II и Константина VIII выдать за него замуж их сестру Анну.

4. Борьба с печенегами.

         В конце X – начале XI веков великий князь вёл упорную борьбу с печенегами, которые угрожали Руси с юга.
Они совершали постоянные набеги:

         -  в 990 году и в 992 году -  на Переяславль,
         -   в 993 году и в 996 году состоялась битва у Василево,
         -  в 997 году - нападение на Киев,
         -  в 1001 году и в 1013 году состоялось польско-печенежское вторжение на Русь.

          В этой борьбе наши предки проявляли силу, мужество, отвагу, а также рыцарство и патриотизм.

• В 992 году битва русской дружины с печенегами под Переяславом была заменена поединком Кожемяки с печенежским богатырём.

• Вот как описан подвиг этого героя в «Повести временных лет».
         Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего – пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись.
         Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришёл к князю один старый муж и сказал ему: « Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь всё. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, - испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?»
         И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскалённое железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».
         На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Есть ли муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже…»

• Когда во время осады Белгорода в 997 году печенегами его жители изнемогали от голода и жажды, старейшины создали видимость полного достатка в городе еды и питья, чем вынудили врагов отступить.
• Для того, чтобы успешно отражать набеги печенегов, Владимир организовал оборону страны:

; Для защиты южных рубежей Киевской земли была сооружена могучая защитная система огромной по тем временам протяжённости вдоль рек Десна, Остёр, Трубеж, Сулла, Стугна.

Все эти реки – притоки Днепра, плотным кольцом окружавшие Киев с юга, востока и запада.
По их берегам вырастают укреплённые города и крепости. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми резонаторами – специальными устройствами для того, чтобы услышать подкоп под стены.
 В устье Суллы был основан Воинь, на Трубеже – Переяславская крепость. На Стугне были построены Васильев, Тумащ и Треполь. За Стугной, у брода через Днепр – Вятичев. Базой этих крепостей стал Белгород.

; Созданы «богатырские заставы» (т.е. пограничная служба).

В пограничные со степью городки-крепости по указу Владимира стали привлекаться наиболее сильные, смелые, мужественные воины. Прежде всего, удальцы с русского севера – новгородские словены, кривичи, выходцы из чудских земель. А также вятичи.
Именно об этих могучих богатырях, прославившихся при Владимире, сложено столько легенд и былин. Былины, которые распевали гусляры, рассказывали об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, храбром Рогдае, в одиночку ходившем против трёхсот воинов, и о богатыре богатырей, непобедимом Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. 
Бились они храбро «за землю Русскую», да «за вдов, за сирот, за бедных людей».
В былинах воспеты и пограничные крепости, «заставы богатырские», и войны со степняками, и борьба с разбойниками и морскими пиратами, и сбор дани с окрестных племён, и приглашение крестьянских богатырей в княжескую дружину.
 
         А) Самый любимый, родной и близкий к сердцу каждого русского человека былинный образ – это Илья Муромец:

         Как одно-то на небе красно солнышко,
         А один-то на Руси Илья Муромец.

         Родиной богатыря было село Карачарово под Муромом. Сам он был крестьянский сын.
Главные черты в образе Ильи: самоотверженная любовь и преданность своей Родине, своему народу, чувство справедливости и сознание своего долга – стоять за правду,  лютая ненависть к угнетателям народа, бескорыстная готовность всегда встать на защиту всех бесправных и обездоленных, честность и умение постоять за своё человеческое достоинство.
Богатырю присущи прекрасные нравственные качества. Он прост, сдержан, спокоен, смел, уверен в себе, независим в суждениях, бескорыстен, добродушен, скромен.
 Умеет пахать, воевать и от души веселиться.
Его сила разумна и целиком направлена на благие дела: он начисто лишён бахвальства, корысти, зависти или каких-либо проявлений эгоизма.
Путь Ильи Муромца – это путь преодоления опасностей, вызова силам зла и борьбы с ними.
         Киевский князь за содеянные подвиги, силу и храбрость назначил Илью Муромца старшим воеводой над дружиной древнерусских витязей, которые стерегли южные рубежи родной земли от разбойных и опустошительных набегов степных народов, прежде всего, печенегов. Под его начало поступили знаменитые былинные богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай Иванович, Самсон Сильный, Чурило Пленкович, Ванька Заолешанин и Пересмяка. Эти витязи и стали богатырской заставой на границе Дикой Степи (Дикого Поля), защищая южнорусские земли от нападения печенегов и других «ворогов».

         До наших времён в Киево-Печерской лавре сохранилась гробница знаменитого героя с его останками (мощами)… Русская православная церковь, канонизировавшая Илью Муромца как святого воителя, отмечает день его памяти 19 декабря.

        Б) Добрыня Никитич – второй по значению и известности русский богатырь.
 
Он сподвижник, правая рука, верный товарищ, «крестовый брат» Ильи Муромца.
         Своих успехов он добивается не столько благодаря необыкновенной силе, сколько за счёт своей многосторонней одарённости. Он лучше всех стреляет из лука. Легко обыгрывает в шахматы всех своих противников. Поражает всех чудесной игрой на гуслях.
Добрыня честный и добрый, бесстрашный и мужественный богатырь, ненавистник лжи, притворства и хитростей.
Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: богатыря посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание.

         Прообразом былинного богатыря явился исторический дядя князя Владимира, брат его матери Малуши. Он был воспитателем и воеводой князя Владимира, а впоследствии – посадником Новгорода Великого. В качестве воеводы Владимира Добрыня участвовал во всех войнах и походах князя.

         В) Алёша Попович – третий по значению русский богатырь, «меньший брат» Ильи Муромца и Добрыни Никитича.

Хотя он  и не так силён, как они, зато беспредельно, иногда даже до безрассудства храбр, беззаботен и жизнерадостен.
Весельчак Алёша любил подшучивать над людьми, высмеивая их пороки. Клеветников и льстецов он терпеть не мог.
 Врагов Руси он побеждает не столько силою, сколько хитростью, отвагой.
Прообразом Алёши явился исторический Александр-хоробр (Храбрый), сын ростовского священника. О его воинских подвигах повествует Никоновская летопись.
• К примеру, под 1001 годом она сообщает:
«Александр Попович и Ян Усмошвец, убивший печенежского богатыря, избили множество печенегов и князя их Родмана с тремя сыновьями его в Киев к Владимиру привезли».

; Кроме того, на границах со степью Владимир поселил племена берендеев, торков, чёрных клобуков, создав фактически пограничную стражу.

; Введена система светового оповещения.

На высоких холмах или специально посыпанных курганах были построены сигнальные башни. Оттуда был хороший обзор на многие километры. Как только вдали степь начинала «дымиться», это означало, что конные массы печенегов идут походом на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые были видны на большие расстояния. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой. И через несколько минут в Киеве уже знали о приближающейся опасности.

; Созданы были так называемые «змиевы валы» - земляные укрепления из длинных,
извилистых валов (которые имели протяженность около 1000 км.) с довольно широкими и глубокими рвами.

• Вот что гласит легенда по этому поводу:
         Как-то Змей, пожиравший местных жителей, погнался за кузнецами Кузьмой и Демьяном, чтобы их съесть. Они успели спрятаться в кузне.  Однако Змей пролизал железные двери кузни и просунул туда язык. Змей начал просить, чтобы его отпустили. Тогда кузнецы решили пропахать границу, за которую он не смел переступать. Кузьма и Демьян запрягли Змея в плуг, а сами пошли за ним и перепахали так мир дважды – от моря до моря. Почва, вывернутая из-под лемеха, образовала валы, которые несколькими полукружьями охватывают Киев и прилегающие к нему территории. Достигнув синего моря, Змей очень устал, его мучила жажда. Он выпил слишком много воды и лопнул…

         В итоге: князь Владимир Святославович оградил, наконец, Русь надёжным щитом крепостей от печенегов. И тысячи древнерусских сёл, десятки городов были избавлены от ужасов печенежских набегов.

***

         Скончался Владимир Святославович 15 июля 1015 года. Причём умер он от неожиданной болезни, которая свела его в могилу за считанные дни. Хотя, можно предположить, что источником болезни стал душившая его ярость. Сын Ярослав, которому было положено по условию давать в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавать в Новгороде дружине, перестал выплачивать дань с Новгорода.

• Вот что говорится об этом коротко в летописи:
«И сказал Владимир: «Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся. Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привёл варягов…»

         Узнав о смерти князя, сошлось огромное количество людей.
         «И плакали по нём. Бояре как по заступнику земли, бедные как по кормильцу».

         Тело Владимира положили в мраморный гроб и похоронили в построенной им первой на Руси каменой церкви Святой богородицы.
 «Удивления достойно, сколько добра сотворил он Русской земле» - сказал о нем летописец.
         
***

         В результате княжения Владимира Святославича Киевская Русь достигла своего расцвета. Она стала наибольшим европейским государством, ощутимо влиявшим на международные отношения. Превратилась в раннефеодальную империю, наподобие ранее существовавшей в Западной Европе Франкской империи Карла Великого.
         Годы правления этого князя были, как пишет Н. Ф. Котляр «поистине богатырской эпохой в истории древнерусской народности, когда завершилось объединение восточнославянских земель в общем государстве, а русское оружие вновь прославило себя на весь мир. То были годы бурного развития земледелия, промыслов, ремёсел, торговли на Русской земле, яркого самобытного расцвета её культуры, интенсивного строительства городов. Укрепления границ и возведения на них крепостей – «богатырских застав».

         Не случайно крепко засел Владимир – князь в памяти народной. Своё отношение к этому князю народ выразил в уважительном былинном прозвище – Владимир Красное Солнышко.
Он был настоящий князь, старинный русский князь: на поле ратном грозный, на весёлом пиру приветливый, милостивый, до нищей братии щедрый.
Им просветилась земля Русская.
С него начала она прозываться Святою и Православною.
И церковь причислила его к лику своих Святых, назвав Равноапостольным.
 В историю нашего отечества он вошёл под именем Великого…