Крах Инженера Гарина

Домский
1

Недавно посетили мы красивый обновляющийся город Набережные Челны. Где, в прекрасном новом здании театра «Мастеровые», посмотрели сверкающий (порой убийственными) огнями и костюмами актёров премьерный спектакль «Гиперболоид инженера Гарина».

Для посещения города на Каме нашлось несколько причин. Поход в театр – одна из главных.

Интерес к «Мастеровым» возник у нас не вчера. Со времён их первых гастролей, прошедших несколько лет назад в нашей родной Казани. Тогда о них заговорили в театральных кругах. Потом известность стала шире.  Мы, хотя и не театралы, пошли взглянуть из любопытства. Увиденное нас приятно удивило. Актёры играли замечательно! Просто короли малой сцены! Спектакли органично подходили труппе. С той поры, во время гастролей «Мастеровых» в нашем городе, мы старались посетить хотя бы один-два спектакля.

Наконец представилась возможность посмотреть игру «Мастеровых» так сказать «на их поле», которое стало много больше предыдущего. Театр перешёл с малой сцены на большую.

Новое здание театра «Мастеровые» - это просто роскошь! В большой Казани нет таких! Удобное для зрителей. Удачный баланс архитектурной классики и современности.  Тут нечего расписывать увиденное. Скажу и городу, и миру: иди и смотри!

Дабы быть в курсе сюжета мы обратились к первоисточнику – роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Здесь не стоит задача пересказать его содержание. Скажем лишь, что роман, на наш взгляд, безнадёжно устарел во всех смыслах. У Ал. Толстого читали мы романы и получше! А это даже не роман, а стенограмма какая-то с плоскими образами. По нашему мнению, опять же!
То, что могло быть интересно, сидящему на литературной диете, советскому любителю фантастики, сейчас смешно и для подростка.

Тем более нам стало интересно, почему именно «Гиперболоид» выбран для постановки на сцене «Мастеровых»?

Заметим, всё же, правды ради, что «вечная идея» о человеке, пытающемся захватить мир во все времена привлекательна для искусства. 

Итак, к спектаклю! Мы пришли на самый первый. Погрузившись в мягкие кресла уютного зрительного зала, мы приготовились внимать действу!

2

И началось!

 Стало ясно, что спектакль музыкальный. С песнями, танцами, с претензией на кабаре. С первых минут спектакля сделалось понятно, что от романа останется лишь некая канва, да отрывки из диалогов. Более того, порхающие словно ночные бабочки, мысли автора сценария уносили сюжет в такие пике, что «красный граф» Толстой узнав про них, наверняка, бы побелел!

Начинается спектакль с группового изнасилования главной героини. Слава Богу, не на сцене, а в соседнем помещении!

 Но это были ещё цветочки!

Именно Зоя Монроз ставиться авторами в центр сценического действия, отодвинув на вторые планы и Гарина, и Роллинга, и даже сам гиперболоид!

 Зоя и есть гиперболоид, сжигающий сердца и души окружающих людей!

 Она связывает собой всех персонажей, все на неё зациклены. Поэтому, такой важный герой романа, как чекист Шульга, совершивший в Соединённых Штатах социалистическую революцию, но не подпавший под влияние Зои, просто убран из спектакля.

Зато введены новые персонажи, отсутствующие в романе. Это странная парочка: однорукий ветеран войны с медалью на кителе, и его подруга, отказывающаяся разговаривать, после потрясения от смерти погибшего на войне мужа. Они дают нищей Зое деньги, она ставит их в рулетку, и после череды выигрышей становится богачкой! Зоя в знак благодарности таскает повсюду этих двоих. Берёт с собою даже туда, куда они не хотят – на остров в Тихом океане, где они с утра до вечера «бухают» от безделья.
 
Толстый и старый Роллинг, в спектакле преображается в секс – звезду! В вечно полуголого молодого человека со внешностью Аполлона.

 Вообще главные герои в спектакле почти всегда полуголые, или раздевающиеся. Или готовящиеся к соитию друг со другом. Соответствующую атмосферу создают постоянно присутствующие на сцене девицы в нарядах портовых шлюх, совершающие движения, соответствующие их профессии.

С круглого возвышения, на задней части сцены, актёры периодически поют «в живую». Но, с учётом их вокальных данных, лучше бы играла «фанера». Слова песен неразборчивы.

Всюду перед названием Театр «Мастеровые» стоит слово «Русский».  Однако по просмотру «Гарина» в этом можно засомневаться. Порой же, так и просится приставка: - анти!

Например, в спектакль введена не существующая в романе сцена, в которой Зоя встречается с Гариным и его двойником на русском балете. Вроде бы, творцы – постановщики сам себе хозяева: пусть встречаются хоть на русском хоккее! Но, зрителям предлагается не что иное, как пародия на русский балет! Под чарующую музыку совершаются грязные танцы на барной стойке. Для усиления эффекта на сцене установлен шест для стриптиза, на котором непристойно извивающуюся мадам пытается ещё и петь.

Нет, мы, конечно, не ханжи! Совсем наоборот. Те, кто нас знают, подтвердят! Но, надо ж знать и меру! А тут на протяжении всего спектакля изливается на зрителя какое-то блудливое действо.

Мы исходим из того, что у любого произведения искусства должна быть цель. И эта цель была нам непонятна.

Однако посетив буфет в антракте протёрли, наконец, мы затуманенные линзы.

- Вижу цель! - воскликнули мы, присмотревшись. От взгляда нашего пытливого ничто не утаится!

Зоя и прочее ****ство – это лишь отвлекающая завеса из мишуры. Суть в другом!

Вглядевшись в Гарина внимательней, мы увидели образ человека, рвущегося править миром, обладая непревзойдённым гиперзвуковым, - ой нет! – гиперболоидным оружием. Его не смущает тот факт, что «весь мир» идёт на него войной. Он собирается воевать с американским флотом, да и с самой Америкой без страха. Используя легкодоступное для него (чёрное) золото он собирается обрушить мировые рынки, и нагнуть его под себя. У него «в друзьях» насильно удерживаемый на острове олигарх.  Руководит им в поступках банальное желание жить в роскоши и удовольствиях. Для удовлетворения своих страстей он строит тщательно распланированный дворец у моря.

 Ещё бы Зою сделать бывшею гимнасткой, тогда бы вообще сошёлся пазл!

Тем, кто подобным совпадением удивлён, предлагаю взглянуть на парочку выдуманных персонажей.

Безрукий ветеран с медалью, не просыхающий от пьянства нервический персонаж. В конце концов он назначается Диктатором губернатором острова, возглавляет восстание шахтёров и свергает власть ненавистного правителя. Его подруга обретает голос только для того, чтобы обвинить Гарина в присвоении чужих идей. А так молчит всё в знак протеста! Дура, протестующая!

Такая вот сокрытая идея, предстала пред нами в неприглядном свете!

Спектакль плох во всем, кроме игры актёров!

Вот уж заложники искусства!

Актриса в главной роли бесподобна! Талантлива, красива, молода! Что ещё надо, чтобы стать примой? Гарин – хорош! Роллинг – сверкает, как алмаз! Глухонемая без лишних слов сказала больше остальных! Понравился также актёр играющий на гитаре и поющий, и ещё в нескольких эпизодах появляющейся. Он был так убедителен, что нам кажется, он создан для главных ролей!

В общем же такое неприятное послевкусие оставил спектакль.

Сейчас, когда идёт сражение за русский мир, русским театром заправляют враги русской культуры. Они выдают пустые спектакли с двойным смыслом, рисуясь перед друг другом, перемигиваясь и хихикая над дураками-зрителями, схватывающими их яркую блестящую наживку.

Не знаю, кто в «Мастеровых» отвечает за репертуар, но нам кажется, этот человек не на своём месте.

Почему бы не поставить: «А зори здесь тихие», «Живые и мёртвые», «Проверку на дорогах». Спектакли, востребованные временем, с благодарностью будут приняты зрителем.

Тем зрителем, который был обманут пустышкой «Гиперболоидом».

 Спектакль потерпел в наших глазах настоящий крах!

 Надеюсь не наступит крах «Мастеровым», любимым нашим. Внутренний кризис театра будет преодолён, и мы снова насладимся игрой замечательных актёров!