Музыка из моего детства - советский поп-рок

Макс Трапицин
В Международный День Музыки 1 Октября вспомним и послушаем мои первые советские песни в стилях #pop_rock / #new_wave

В Советском Союзе до перестройки существовали два направления отечественной Музыки, официально разрешённая и типа андеграунда в плане не разрешённой властью для прослушивания, но популярной среди меломанов.

Одним из первых таких официально не разрешённых, но горячо любимых народом стал Владимир Высоцкий. Первыми моими записями на кассетах были именно песни Владимира Высоцкого. Отец принёс однажды стопку кассет с записями Высоцкого. И мы с папой вечерами переписывали с одного Грюндига на другой. Эти кассеты принадлежали одному большому поклоннику творчества Высоцкого, который лично знал его и некоторые записи являлись с квартирников, где Высоцкий исполнял под гитару песни, неугодные тогда власти и с ненормативной лексикой. А ещё у моего друга-одноклассника папа был ярым фанатом Высоцкого. Так мы с другом после уроков шли к нему в гости слушать на бобине Высоцкого, пока отец его на работе. А параллельно мы играли в карты, в дурака. В целом, Высоцкий стал для меня одним из первых музыкальных увлечений. В начале 1980-х мне подарили диск-гигант с песнями Высоцкого студийного качества. Мы с сестрой эту пластинку постоянно гоняли и все песни выучили наизусть. Подпевали Высоцкому в унисон.

В классе шестом-седьмом мой одноклассник как-то притащил в школу кассетник и крутил на уроках типа блатные песни Вилли Токарева.
Лично для меня такой стиль был неприемлем, но тогда для шестиклассника, не "оперившегося" и не "определившегося" до конца в своих музыкальных вкусах, весёлые песни в исполнении Токарева пошли на-ура. Тексты порой были на грани фола, но это не нынешние исполнители, не знающие границ и цензуры, а вполне в рамках цензуры.
Мой одноклассник приносил в школу кассетник и развлекал девчонок и мальчишек песнями Вилли Токарева. Тот ещё был хулиган, но пользовался успехом у слабого пола. Жаль, что рано ушёл... Теперь слушая "В шумном балагане" вспоминаю Юрку...

Один из первых советских ВИА, который "плавно перетек" в формат группы и даже с приставкой рок, стали Земляне. Их и одних из первых показали ещё далеко до перестройки по телевизору. В "Утренней Почте" они были частыми гостями. Конечно, их главный хит "Трава у дома" стал в 1983 году настоящим открытием и прорывом в плане отечественной музыки. Но мне больше нравились песни Землян гражданского направления за мир и песни, которые оправдывали название группы. А самая любимая а резвом танцевальном рок направлении с элементами new wave "Каскадёры".

В классе восьмом все мои одноклассники увлеклись творчеством группы Машина Времени. Тогда группа была не то что запрещена, но вызывала критику в СМИ. Песни группы были на слуху и звучали из каждого неофициального утюга, в телевизоре тогда Андрей Макаревич с Машиной Времени не светились. "Поворот", "Флюгер", "Скворец" звучали из кассетников гуляющей молодёжи.

Из официально разрешённых групп, которые перепрофилировались из ВИА стали и Весёлые Ребята. Но до поры, до времени их не показывали во всяких Утренних Почтах. Был период времени до 1984 года, Весёлые Ребята были очень популярны в среде "писателей" магнитоальбомов. Тогда группа взяла в оборот модную новую волну и музыканты в группе были музыкально подкованы и "шарили" в модной европейской музыке.

Как раз в 1984 году меня "подсадили" друзья-меломаны на отечественную новую волну (new wave). Прогресс пошёл, и до нас добралась новая волна. Я тогда слушал только западную, европейскую новую волну. Первая запись в этом стиле стала группа Новая Волна. Именно так было написано на вкладке кассеты. У группы не было названия. Это был проект "Банановые острова" и одновременно название альбома. Проект замутили Юрий Чернавский и Владимир Матецкий при непосредственном участии группы Весёлые Ребята. Песня про Робота с альбома - одна из первых советских композиций в стиле synthpop.

На обратной стороне кассеты Банановых Островов был записан дебютный альбом группы Альфа. Эта команда стала на время моим большим открытием и любимой русской группой. Творчество Сергея Сарычева меня покорило. Это яркий микс драйва и мелодизма. Альфа это даже не русский рок, это скорее русская гитарно - клавишная новая волна. Именно благодаря фирменному звучанию клавишных Сергея Сарычева, Альфа и выделялась тогда, да так и осталась неповторимой группой.

Еше одни представители русской новой волны в начале 1980-х - группа Карнавал. Первый их магнитоальбом попал ко мне почти в одно время с Альфой. "Внезапный тупик" и "Супермен" тогда заиграл у меня на кассете в режиме рандома. Мелодичный саунд. В Карнавале вместе с Александром Барыкиным играл и Владимир Кузьмин.

А вот группу Динамик с Владимиром Кузьминым я записал отдельно. Это был альбом с концерта в Кирове 1982 года. Живой альбом, но звучал интересней студийного. Кассету дала моей маме переписать соседка, такие магнитоальбомы тогда ходили по рукам, переписывали друг у друга. Кузьмин, конечно, яркий гитарист и методист. В Карнавале ему было тесно вместе с Барыкиным. И так с годами, особенно в 1980-х я Карнавал записывал вместе с Динамиком синхронно. Порой, на одну кассету. Барыкин с Кузьминым в одной связке.

Михаил Боярский – ещё один певец, которого я полюбил в детстве. Его трудно назвать просто музыкантом, он скорее поющий актёр, но заигрывал с поп-роком, новой волной и синти-поп. Первые записи на кассете стали именно эти романтичные песни от Максима Дунаевского. Фильм «Куда он денется!», музыку к которой написал Максим Дунаевский, где звучали эти песни, до сих пор не смотрел, а песни звучат всегда у меня вне времени. «Всё пройдёт», «Городские цветы». А песня «Листья жгут» на стихи Наума Олева была записана для фильма «Куда он денется!», но не вошла в него, так как не совпадала по смыслу. В ней пелось об осени, а в фильме по сюжету была зима. И тогда Марк Айзикович и Людмила Ларина записали эту песню для виниловой пластинки. А когда на съёмки картины приехал Михаил Боярский, песня ему понравилась.