Штурман авиации дальнего действия

Андрей Андреевич Хорошилов
Как-то, очень давно, жительница нашего посёлка Вергулёвки Ольга Кузьминична Завгородняя, в канун Дня Победы, рассказала мне о своём брате-лётчике, что он, якобы, Герой Советского Союза и о нём написано в книгах.

Подтверждая свой рассказ, на следующий день, Ольга Кузьминична принесла бережно завёрнутую в газету книгу «Герои отечества» автора С.П. Булкина и вложенную в неё фотографию, с которой на меня смотрел подполковник в лётной форме с множеством боевых наград. А над всеми наградами – Звезда Героя Советского Союза.

«Это мой братик» - с гордостью сказала Ольга Кузьминична, она же в девичестве Алгазина.

Родился Александр Кузьмич Алгазин 14 марта 1914 года в селе Комиссаровке Еленовской волости  Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, в семье крестьянина.
Окончил неполную среднюю школу, затем учился в Дебальцевском ФЗУ . Работал на железнодорожном транспорте помощником машиниста паровоза на станции Дебальцево.
 27 декабря 1936 года поступил на службу в ряды Красной Армии.

С декабря 1939 по март 1940 года Александр Алгазин, в составе полка авиации дальнего действия, летал на бомбардировки линии Маннергейма, военных объектов, техники и живой силы противника на территории Финляндии.
7 апреля 1940 года стрелок-бомбардир, лейтенант Александр Алгазин был награждён орденом Красной Звезды за участие в советско-финской войне и проявленные при этом личное мужество и отвагу в боях с белофиннами.

На начало Великой Отечественной войны, а именно, с 26 июня 1941 года, находясь в действующей армии, в составе 51-го дальне-бомбардировочного авиационного полка, лейтенант Алгазин  летал в качестве штурмана звена в составе экипажа: командир-лётчик, капитан Консулаки Б.А. и стрелок-радист, старшина Озёрный И.М.

В обязанности штурмана в лётном экипаже входило прокладывание курса, исчисление перемещения и отметка передвижения на топографической карте воздушного судна, слежение за исправной работой навигационных приборов. А также расчёт необходимого количество топлива на полет, минимальную безопасную высоту полета по отдельным участкам маршрута. В военной авиации штурман, как лётчик-наблюдатель, помимо навигации, вёл фотосъемку, выполнял прицеливание и сброс бомб.

24 марта 1942 года полк был переформирован в 749-й авиационный полк дальнего действия.
Летом 1942 года командование приняло решение о нанесении силами авиации дальнего действия ударов по глубоким тылам противника. Для выполнения этой задачи 9 наиболее подготовленных экипажей, в том числе и экипаж Алгазина, откомандировали на подмосковный аэродром Монино.
Отсюда они приняли участие в рейде на столицу Германии, а в ночь на 30 августа - на военно-промышленные объекты Берлина, Кенигсберга, Данцига и Штеттина.
Всего с 15 июля по 20 сентября летчики 749-го АПДД выполнили 90 боевых вылетов на дальние цели, сбросив 90 т бомб.

Экипажи полка с аэродрома Платоновка (Тамбовская обл.) наносили удары по скоплениям войск врага на Сталинградском направлении. В дни разгрома 6-й армии фельдмаршала Паулюса приоритетной задачей 749-го АПДД стало уничтожение аэродромов, с которых велось снабжение окруженной группировки.


12 боевых вылетов совершил Александр Алгазин на разгром живой силы и танков противника в район Сталинграда. Всегда точно выводил свой самолёт на цель и с нескольких заходов поражал её.
Во время боевых вылетов уничтожил 20 танков противника, 15 автомашин с пехотой и боеприпасами. Летал на укреплённый район Ржева, где совершал прямые попадания в цель.
За участие в Сталинградской битве награждён медалью «За оборону Сталинграда».
По завершении Сталинградской битвы часть, в которой служил Александр Алгазин, продолжала "специализироваться" по вражеским аэродромам и железнодорожным узлам.
Бомбовым ударам 749-го АПДД подверглись аэродромы: Сталино, Полтава, Мокрое, Харьков, Красноград; станции: Ростов, Брянск, Полтава, Курск, Харьков, Запорожье, Днепропетровск.

Экипаж лейтенанта Тесакова, в который входил на тот момент штурман Алгазин, поднимался в небо при любой погоде, будь это день или ночь. Николай Тесаков точно выводил бомбардировщик на цель, а дальше в дело вступали стрелки-радисты Шулецкий и Качан со своими пулемётами, штурман Александр Алгазин, в свою очередь, прицельно бомбардировал технику противника, уверенно держа руку на бомбосбрасывателе. 

Экипаж с этой задачей всегда справлялся отлично, что подтверждают остальные экипажи.
Экипаж безукоризненно выполняет боевые задачи как в дневное время, так и ночью, несмотря на плохие метеорологические условия.

2 октября 1942 года экипаж трижды бомбардировал аэродром противника Обливская, где бомбами и огнем пулеметов было уничтожено 8 самолетов.
16 октября 1942 года бомбардировали ж/д узел Морозовский.
Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и пулеметов, с низкой высоты штурман Алгазин бомбил скопление эшелонов противника, чем было вызвано несколько очагов пожаров, сопровождавшиеся взрывами.

28 октября 1942 года при бомбардировании аэродрома Сталино ( Донецк) было вызвано 4 очага пожаров.

30 июня 1943 года гвардейский полк Алгазина перебазировался в Мигалово под Калининым, откуда наносил удары по дальнобойным батареям противника в Пулково, снабжал белорусских партизан, вёл разведку в интересах командования Ленинградского фронта.
Неоднократно экипаж выполнял задания по разбрасыванию листовок в глубоком тылу противника.
Стрелок-радист экипажа старшина Шулецкий лично разбросал в немецком тылу около 800 тысяч листовок на русском и немецком языках.

При полёте на аэродром противника «Северская» бомбардировщик попал в плотный огонь зенитной артиллерии, действующей совместно с прожекторами, которые мешали лётчику выйти на цель, а штурману Алгазину сбросить бомбы.
Проявив инициативу стрелки экипажа Шулецкий и Качан открыли пулемётный огонь по прожекторам, тем самым прекратив их работу. Было выполнено прицельное бомбометание на цели. Задание командования экипаж успешно выполнил.

За успешные бомбардировки и фотографирование позиций немецкой осадной артиллерии экипажи были награждены орденами и медалями «За оборону Ленинграда».
К награде был представлен и капитан Алгазин А.К.

15 августа 1943 года полк перебазировался на Украину в Чугуев.

В сентябре в части произошло два знаменательных события:

19-го сентября летчику гвардии капитану П.А. Юрченко и штурману, гвардии капитану Александру Кузьмичу Алгазину указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1727). 

24-го сентября 1943 года, в связи с освобождением Полтавы, полк получил почетное наименование "Полтавский".

В одном лётном экипаже тогда уже летали два Героя Советского Союза: гвардии старший лейтенант Тесаков Н.Ф. и гвардии капитан Алгазин А.К. Экипаж считался одним из лучших и опытных .

Но любые звания и почет на фронте достигались потом и кровью. 9-й гвардейский АПДД не был исключением. В боях за освобождение Украины он понес большие потери, особенно тяжёлые, когда гибли наиболее опытные экипажи.

5 ноября 1943 года при бомбежке кировоградского вражеского аэродрома дальнего действия , недалеко от Знаменки, звено "мессершмиттов" атаковало Ил-4 лидера группы Героя Советского Союза капитана Н.Ф. Тесакова. Это был 74-й боевой вылет капитана Алгазина.

В неравном бою фашистские истребители «МЕ-19» буквально расстреляли бомбардировщик. Погиб командир звена капитан Тесаков и стрелки-радисты Качан А.Н. и Шулецкий В.И.
В горящем, быстро теряющем высоту самолёте, оставался в живых лишь штурман Александр Алгазин, хотя получил ранения в руку и голову.
С трудом передвигаясь по горящему самолёту и убедившись в том, что все члены экипажа мертвы, капитан Алгазин покинул бомбардировщик через свой люк.
Самолёт упал на оккупированной немцам территории.

С земли гитлеровцы заметили одиночный парашют в небе, поэтому сразу начали поиски приземлившегося парашютиста. Местный житель Гавриил Иванович Пасечный помог укрыться капитану от фашистской облавы.

Когда всё улеглось и прекратились поиски, Пасечный помог Алгазину перейти линию фронта. Александр Алгазин вернулся в свою часть и продолжил летать.
В донесении о безвозвратных потерях с 1-го по 20-е ноября 1943 года указано, что командир звена, Герой Советского Союза гвардии лейтенант Тесаков со своим экипажем 5 ноября не вернулся с боевого задания. Числится пропавшим без вести.

Александру Кузьмичу Алгазину довелось летать с прославленным экипажем Героя Советского Союза, лётчика, гвардии майора А.И. Репина, в состав которого входил и гвардии стрелок-радист Грабчак А.А.

Экипаж вылетал в глубокий тыл врага на Варшаву, Хельсинки, Берлин, Будапешт, Инстербург, Брест-Литовск как днём, так и в ночное время.
После мастерского захода на цель майора Репина за дело брался штурман Алгазин:
«Внимание! Под нами Берлин! Открываю створки бомбоотсека…»
В самолет врывалась леденящая струя воздуха. Штурман привычно сливался с прицелом, докладывая: «Курс нормальный! Так держать! Сейчас будет сброс… Первая пошла!»
После нескольких заходов намеченный объект или цель уничтожались.

За всю войну трижды штурман Алгазин А.К. вынужден был покидать с парашютом горящие бомбардировщики. Ночами идти на восток, а днём скрываться в скирдах соломы, в лесу.
Оказывали помощь местные жители: давали еду, одежду, помогали связаться с партизанами, если таковые имелись на оккупированной территории.
А те, в свою очередь, переправляли штурмана через линию фронта.

Находясь, однажды, в госпитале, Алгазин узнал, что его хотят отправить на лечение в глубокий тыл. Ночью Александр Кузьмич ушёл, оставив врачам записку:
«Вы вернули мне здоровье. Спасибо. Теперь сил достаточно, чтобы бить врага. Простите - времени лечиться больше нет. Сами знаете - война!!».

Вернувшись в родной полк, через два дня вылетел на боевое задание.

Невыносимо и больно было хоронить своих погибших товарищей. Многие просто сгорали заживо в пылающих крылатых машинах.
Поэтому подымался снова и снова штурман в небо, чтобы беспощадно бомбить врага за себя и за своих товарищей.

С 20 сентября 1941 года старший лейтенант Алгазин числился погибшим в бою.
С 21 ноября 1942 года по 14 декабря 1943 года числился не вернувшимся с боевого задания.
С 5 ноября 1943 года капитан Алгазин числился пропавшим без вести.

В апреле 1945 года полк, в котором служил штурман Алгазин, перебазировался на польский аэродром Лабуне под городом Замостье, откуда принял участие в Берлинской операции.
28 апреля состоялся последний боевой вылет экипажей полка - бомбили порт Свинемюн-де.
За всю войну экипажи 9-го гвардейского Полтавского Краснознамённого полка авиации дальнего действия выполнили 8540 боевых вылетов, сбросили 8883950 кг бомб и налетали 32484 часа.
С заданий не вернулись 360 человек - фактически троекратный состав части. Звания Героев Советского Союза непосредственно в период службы в полку получили 13 летчиков и штурманов, в том числе и Александр Кузьмич Алгазин.
За время службы в полку А.К. Алгазин подготовил и обучил 12 молодых штурманов, передав им своё мастерство и опыт.

11 июня 1945 г. приказом ВГК №0111 полк удостоен почетного наименования "Берлинский".

В мае 1946 года полк перебазировался на новый аэродром, как постоянное место дислокации в город Прилуки Черниговской области, где 15-ти женатым лётчикам и штурманам были выделены квартиры в городе, в число которых вошёл и Александр Кузьмич.

8 февраля 1954 года Александр Кузьмич Алгазин закончил свою службу в военной авиации в звании подполковника.

Частым гостем Александр Кузьмич был в родной Комиссаровке, рассказывал о своём боевом прошлом и в школе посёлка Вергулёвки.

Умер Александр Кузьмич 24 апреля 1985 года и похоронен на кладбище «Новый Побуд» в городе Прилуки Черниговской области.

В 1983 году на улице Юрченко в городе Полтаве был установлен памятный знак Героям авиации дальнего действия, среди которых навечно вписано имя штурмана Алгазина.
На Аллее Героев в городе Прилуки Черниговской области установлен памятный бюст Героя Советского Союза Алгазина А.К.

Мемориал Вечной Славы по улице Киевской в Прилуках был открыт в 1985 году, на территории которого 9 мая 2010 года были установлены плиты с портретами Героев Советского Союза.
Среди героев, на чёрном мраморе изображение прославленного штурмана Алгазина.

К сожалению, в честь героя до сих пор так ничего и не названо в его родной Комиссаровке, где Александр Кузьмич родился, вырос, учился. Нет бюста на родине героя, как положено.
Жители посёлка пытались ходатайствовать о переименовании переулка Подлесного и школы в честь геройского земляка, но всё так и осталось без изменений.

Боевые награды :

Орден Красного Знамени (дважды)
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За оборону Москвы»
Орден Красной Звезды (дважды)
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За взятие Будапешта»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Орден Ленина и медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За взятие Будапешта»