Ферма 140

Василий Овчинников
29.07.23.  Суббота.   12-00.   В пять утра выбежали с Чаком. С северо-запада небо заволокло чёрным.   Кажется, дождик начинается.   Однако, бежится. Не возвращаться же.   Добром помянув Юдашкина, перегрузил свой кнопочный стариковский  телефон во внутренний непромокаемый нагрудный карман хэбэшки.

                ***

25.09.23. Понедельник.   Витя перезагрузил операционку в новом компе. Меня новейшие версии с навязчивым сервисом раздражают.

                ***

28.09.23.   Четверг.    Заехал на очередную трёхдневную безъинтернетную вахту.  Старый нотбук отдал сыну Вите на лечение.  Привёз на ферму новый, подаренный мне детьми и внуками на день рождения. Он теперь не капризничает и ничего не требует.
Интернет на ферме специально не подключаю, чтобы рекламой не отвлекал, и думать не мешал. Хватает и ТВ.  Его можно просто слушать, не глядя на экран.

На палубе всё по штатному расписанию.   

19-47.   До обеда провалялся,  недосып ночной компенсировал.

Хакерская атака на отечественную систему бронирования авиабилетов «Леонардо», успешно до этого работающую после ухода забугорных, привела к сбоям в работе крупнейших аэропортов России. Анализ показал, «откуда ноги растут». Украина и их пособники на западе.  Война – есть война.  В том числе и в киберпространстве. Разработчики принимают меры по усилению защиты системы.

Чищу телефон.  Попался номер Олега Тищенко, ровесники,  когда-то, ещё в «старой жизни», давние товарищи по работе. Жизнь сводит, жизнь и разводит. В «новой» от многих старых товарищей осталась только память.  Рассчитывал на встречу с Ольгой Черноусовой, давним другом наших семей,  в их коттедже в Корытове.  Давно приглашают. Однако, не состоялось.  Какая-то массовая инфекция, типа странной ангины, их прихватила.  Встречу пришлось отменить.  Позвонил. Поговорили. Оправляются с супругой Светланой после затяжной болезни. Что-то долго. Возраст, однако.

Как раз в эти же дни дочь Оля с внучкой Еленой неделю с подобным диагнозом отвалялись в блоке новой инфекционной больницы. Выписали, вроде бы без осложнений.  Да и у меня с супругой горло побаливало. Вовремя спохватились. Обошлось.

Позвонил и Ольге в Петербург.  Её вояж закончился благополучно.  Ни с кем, кроме Гали Гусевой она во время своей поездки в Псков (14.09.)  так и не встретилась.   Анонсировал «протокол о намерениях» на встречу в Питерском ЦДЛ – Пушкинском доме на Васильевском острове во время юбилейных Григорьевских чтений, на которых я собираюсь присутствовать и, даст Бог, выступить с сообщением 10 ноября.   

Вчера утром дочь Оля, приехав в деревню, пополнила мой кошелёк наличными. Пользуясь случаем, как раз надо отдохнуть после ранних «работ и занятий»,  решил добежать до Степаныча.  Давно не был.  Богоданная благословила, обещал принести заявленную, очередную, уже пятую банку мёда.
Стандартным путём через чернолесье вышел к даче Таисии, услышал голоса. Свернул. Копаются в земле Таисия и подруга. Впёртые тётки. В начале девяностых впервые стали раздавать по пятнадцать соток.   Нахапали.  Многие и по два участка: на себя, на детей оформили. В смутное время, лихие девяностые, проекты благоустройства и электрификации накрылись валенком. Да и мужики стали вымирать пачками.  Большинство участков оказалось заброшено. За тридцать лет всё заброшенное заросло непроходимым чернолесьем.  Остались самые стойкие.  Дождались. По путинской программе к дачам электроэнергию подвели. Теперь и жить можно.
Дальше мой путь по дачной дорожке. Метров через триста ещё один живой участок.  Поприветствовал прапора Толика с женой, поблагодарил за луковки лилий, которые они мне подарили в прошлом году. Летом цвели они уже у нас. От дачи Толика до гравийки  всего триста метров.  Скинул куртку, оставшийся километр пробежал бегом.
Дверь у Степаныча закрыта. Собрался было в обратный путь.  Однако, достав дрючок, дотянулся, постучал по высокому подоконнику. Борис Степаныч в окне сразу нарисовался.  Пока я дом обходил, дверь уже открыта была.  Не выходили они на улицу ещё.
Посидели, «покричали».  Мы со Степанычем как два старых пня, сидящих пусть и в одном лесу, но на разных кочках.   Как известно, точка зрения зависит от кочки сидения.   Так что, к «общему знаменателю» мы никогда не придём. Быть может, этим и интересны друг другу.  Банку мёда в итоге я принёс.  Поддерживаю отечественного производителя. Благо есть, куда ценный продукт девать. 

Говорят, наш северный мёд –  это живое лекарство, самая полезная БАД, он намного богаче и полезнее  привозного южного.

21-30.   Спать! Утро вечера мудренее.


29.09.23.   Пятница .   05-30.   Темно.   Полная луна на западе собирается заходить, утренняя заря на востоке ещё и не брезжит.


Сегодня в Порхове открывается очередная краеведческая конференция. Неделю назад художник Юлия Степанова, она же управляющая отеля «Шелонь», с рабочего телефона гостиницы позвонила, бронировать номер для меня собралась.  Но, не получив в августе обычного приглашения, прозевал я с заявкой, не запланировал сдвиг вахты.  «Чудный Порхов посетить»  в этом году мне уже не придётся. 

Вышел в «контакте»  на Наталью Исакову.   Посетовал, что с её уходом из музея в редакцию  «Порховского вестника» и сменой руководства музея  как-то  ушла для меня теплота и сердечность общения с порховскими музейщиками.   

В прошлом году совместили Порховскую конференцию с областной. Казалось бы, хорошо.  Но, чтение многочисленных докладов, чтобы не утруждать слушателей, устроили по фракциям.  Это совсем неинтересно, когда тебя слушает не большой зал, а всего лишь полтора десятка человек. (Ссылка.)

Вернувшись домой, доклад для публикации своевременно представил в «ВК» председателю областного общества краеведов Тамаре Вересовой.  Получил замечания по редактированию.  Понимаю, некогда ей, да и возраст…   Вспомнил как Наталья Александровна Исакова в своё время и вычитывала моё, и бережно редактировала. И как-то не захотелось мне быть «краеведом» областного масштаба. Быть опубликованным в толстом сборнике, который мало кто прочитает – невелика честь.    Да и чувствую, что не ко двору я в компании «диванных» престарелых.  Оставил я эту затею.

Наш крест и в этом году мы проведали. (Ссылка.)  Стоит.   Табличку, заказанную невесткой Ирой, прикрепили.  Не один я.  Моя семейная команда понимает меня и пополняется всё новыми членами.

И даже тропа от Веретеней до урочища Ситовичи намята.  Не людьми, бычками, овцами и козами.  Собираясь от Змиёвой горки в обратный путь, попросил я ребят дать мне несколько минут, чтобы навестить Бабушкину липу со скворечником. (Ссылка.)
Ребята отъехали и остановились перед съездом с поляны в низину.  Слышу, сигналят.  Оказывается, стадо быков вышло из кустарника и в мою сторону направляется.   Испугались за старого,  вдруг быкам что-то не понравится.

Сели, поехали.  На тропу вышло неслабое стадо. Бычки, телята, овцы, козы.  Не спешат освобождать дорогу нашему вездеходу.   
Развернулись, однако, в Веретенях фермеры - выходцы из Азербайджана…

Всё у меня есть. Времени не хватает. «Ещё так многое надо успеть». Приходится выбирать главное.

Бежим. Автобус зелёный нас обгоняет. Разворачивается у отворота на улицу Садовую. Двое школьников садятся.  Глянул время, семь утра.  В Новосельскую школу автобус ребят повезёт.
По пути задержались у Памятника не вернувшимся с войны жителям волости. Пять стел,  десяток  деревень, некоторых уже и не существует,  полтысячи мужиков…
Тарасов И.А., Тарасов Н.А.  -   И более тридцати человек только из деревни Углы не вернулись с войны.  Сейчас в Углах столько и не живёт.
Благодаря Питерским родственникам – дачникам и я запомнил фамилию двух братьев.  Кстати, фамилия Тарасов в волости была нередкой. На стелах, не вернувшихся из других деревень, тоже встречается.

Оля отзвонилась. Доставив Елену «на работу» в садик, собирается посетить меня, картошку покопать.

09-00. Солнышко уже высоко. Пора мне в борозду.

13-00.  Покопали в четыре руки.  Вывезли четыре тачки – мою дневную норму.  Оля отъехала. Мешок отборной картошки от внучки Лены дочь в детский садик повезла. Я, отобедав, отдыхаю, сил набираюсь.

19-00.   «Вечерний прозвон».  Оля отзвонилась. Забирая сестрёнку из садика, двадцатилетний внук Миша благополучно «обменял» двухлетнюю сестрёнку на мешок картошки.   Я тоже похвастался, что, отдохнув после обеда, вышел на поле и вывез ещё одну, пятую тачку картошки.

Производительность своего труда измеряю тачками. В тачке примерно пятьдесят килограммов картошки.

Между делом на «Звезде» посмотрел кусочками весьма интересную нашу версию «Узника замка Иф». 

30.09.23.   Суббота.   02-30.  Высоко на чистом небе полная яркая большая луна.  Оказывается, вчера было суперлуние.

Последний день на ферме.  Ещё одна ночь, и меня вывезут в деревню.                Даст Бог, сегодня днём я докопаю картошку. А пока - досыпать! 


07-40.   Оля отзвонилась.  Готовит завтрак своим «бормоглотам».   Доложил, что я с Чаком уже побегал и позавтракал.  А сейчас ровняю спину и готовлюсь к выходу на поле.

Бежим. Сквозь деревья видны огни освещения на станции. Какие-то ненормальные звуки слышны ещё с дороги.  Сворачиваем, поднимаемся на перрон.  На остановке в сторону Пскова сидят двое, похоже, бабушка и внук.  – Народ! Вас за километр слышно! – Это мы кричим! -    Бежим с Чаком дальше.  Вот так мы и со Степанычем при редких встречах «кричим».

09-40.    Первую тачку вывез.  Валяюсь, спину ровняю.  Пасмурно. Дождик обещают. Пока сухо.

Сегодня День воссоединения с Россией ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.  Первый год прошёл.

11-50.   «Легенды музыки». Про Алексея Глызина.  Сейчас ему сколько лет?   «Влюбиться просто. Любить всю жизнь – нелёгкая порой работа».

14-30.    Всё! Закончил копать картошку.  Вся вывезена с поля в тёмный и сухой хлев.   Осталась переборка.  В этом году картошка уродилась,  радует.

15-30.    Валяюсь.   Позвонил Ивану Васильевичу.   В  Порхов он тоже не поехал. Говорит,  никто его и не приглашал.   А жаль.  Очерк Ивана, написанный на столетие Игоря Григорьева, его старшего товарища, учителя и редактора,  опубликованный на сайте памяти Поэта и Воина, считай, готовый интересный доклад.

Позвонил и Коле Матросу.   Они с Верой как раз в пути, едут на осенний слёт туристов.    Сын Коли,  Николай Николаевич – Коля Матрос Младший уже там, как организатор водной части, старшие будут в роли Бабушки и Дедушки.   За внуками в лесу глаз да глаз нужен. Передал благодарность за два часа удовольствия, которое мы получили девятого сентября, участвуя семейной командой – я, невестка Ира, внук Егор и сын Витя в псковском городском рогейне.

Коля напомнил, что сегодня День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Поздравил Верочку.

Хотелось бы и мне на слёт? Хотелось бы.   Но, каждому – своё!   Остаётся, вспоминая молодость, выбирать главное.

19-00.   Всё!   Конец «работ и занятий».  На «Звезде» смотрю первую часть фильма «Битва за Москву».   Поневоле думается о наших днях.  Радоваться особо нечему.


30.09.23.  Суббота.   19-50.  Звонок из Порхова от Юлии:  -  Дядечка Володечка! Ну почему Вы не приехали?...    =   Ни меня, ни Ивана Васильевича никто не приглашал.  Мы же не молодые напористые активисты.  Состоявшиеся, самодостаточные. Да и время дорого. Всё-таки возраст. А ещё так много надо успеть. Нас зовут, откликаемся всей душой. Нет - никуда сами не лезем,  не навязываемся.   

20-15.   Спать!

01.10.23.    Воскресенье. Давно проснулся,  позавтракал, зверей проведал.  07-30.   Оля отзвонилась.  Смена вахты планируется по плану.   Готовлюсь к сдаче объекта.