Мужики, посмотрите!

Владимир Витлиф
Конец лета. Провинциальная гостиница. Уральский городок Миньяр. Все три этажа, вполне пригодных для проживания номеров, распахнутыми стеклянными глазами окон, смотрят на лесистые склоны покатых гор. Третий этаж заселен полностью.  Мы — художники, приехавшие на этюды, занимали не больше трети всех комнат. Остальную площадь освоили здоровенные командированные мужики — водилы большущих карьерных самосвалов, возивших огромные каменюги, добытые в карьере, на камнедробилку, где их превращают в щебень.

Ежедневно мы, обвешенные папками с бумагой, холстами и этюдниками, утром, выйдя из гостиницы, разбредались кто куда, на все четыре стороны. В одно время с нами водилы отправлялись на работу. Загорелые, обветренные широкие лица. Рубахи с засученными рукавами на крепких руках.  Кирзовые сапоги, измазанные карьерной грязью. Тяжелая поступь!

Честно говоря, в их присутствии я испытывал некоторое неудобство. Было как-то неловко. Они — брутальные мужики, занятые тяжелым серьезным, нужным делом. А мы? Хотя среди нас — художников были разные по калибру особи, в том числе и крупные, но, всё равно видна другая основа — интеллигентская. Не чувствовалось той основательности, прочности, надежности, что была в них. Да и занятие наше, — не пойми какое! Красим какие-то картинки… Неловко.

Но меня удивляло вот что. Всякий раз, когда мы встречались, они с выражением почтения здоровались с нами!

Сегодня был жаркий день. Мы хорошо поработали. Сделали по несколько этюдов. Но к вечеру жара и  усталость сделали своё дело. После ужина мы попрятались по своим номерам, наслаждаясь легкой прохладой, проникавшей в комнаты сквозь распахнутые настежь балконные двери. Солнце вечером светило с другой стороны дома, давая возможность обитателям этой стороны наслаждаться благодатью вечера. Всё скромное пространство комнаты купалось в какой-то неге. На стенах, потолке  клоками повисли отсветы заката. У стен стояли, под кроватями лежали разлохмаченные папки с рисунками, треноги, этюдники. На двух тумбочках, составленных вместе вроде стола, расположились чайник и пара кружек. Через край одной свисал на тонкой ниточке бумажный ярлычок чайного пакетика, давно расквасившегося в холодном остатке напитка. Рядом на столе лежала чайная ложка и несколько, грубо изуродованных пальцами, тюбиков краски. На одном из них виднелась этикетка — «кадмий оранжевый». 

Через открытые двери был слышен негромкий разговор, иногда прерываемый дружным приглушенным смехом, из которого стало ясно, что в соседней комнатке коллеги баловались домашним самогоном, привезенным с собой.
Я лежал, не раздевшись, на кровати, подложив руки под голову, смотрел через собственные ступни, как через прицел, сквозь раскрытую дверь балкона, мимо сдвинутой в край простенка бледно-розовой шторы, вздрагивающей при легком движении воздуха.  Смотрел на лесистый склон, раскрашенный в краплак заката и изумрудную зелень вечерних деревьев. Мне было хорошо.

Я видел, как густо темнеет, погружаясь в холод, пространство по ту сторону открытой баллонной двери. Видел, как напрягся бледно-теплый свет комнатной лампы. Видел, как из-за вершины темного силуэта горы, показался  краешек  восходящей луны, точь-в-точь такой же оранжевый, как скомканный тюбик «кадмия оранжевого», лежащего возле чашки с остатками чая. Краешек увеличивался в размере как-то незаметно, но неудержимо. Вот он стал большим, затем очень большим, а далее та часть лунного диска, которая всё ещё цеплялась за огромный черный хребет горы, подобно капле, готовой сорваться с мокрого карниза, стала постепенно утоньшаться, пока не превратилась в тонкую нить. И наконец, она лопнула как струна, и свободный огромный красно-оранжевый диск луны полетел, только не как капля вниз, а вверх.

Я, наблюдавший это великолепное действо, какое-то время был заворожен, околдован и недвижим. Затем, поднявшись с кровати, выскочил на балкон. Решив, что такую красоту должен увидеть каждый, во всю глотку заорал:
— Мужики, посмотрите какая луна! — Мой вопль был адресован, конечно, художникам. На балконы вывалили не только художники, но все мужики, жившие на этом этаже! Какое-то время мы все, как истуканы с острова Пасхи, недвижимо молча, смотрели в небо. Насытившись зрелищем, я оглянулся по сторонам и, к удивлению, увидел, что на балконах нет ни одного художника, а водилы все как один, не отводя глаз, стоят и смотрят на пламенеющий диск Луны на темно-синем небосводе! Смотрят так, как будто за всю свою нелегкую трудовую жизнь видят его впервой!

Может, так оно и есть? ...