Кольцо Саладина, часть 4, Последнее воскресенье, 5

Лариса Ритта
- Позвольте полюбопытствовать, откуда у вас эта вещь?
Никак я не думал, что наш разговор начнётся с этого вопроса. Что значит, намётанный взгляд. Я-то сам, только в подъезде, целуя напоследок её пальчики, заметил своё кольцо. То есть, не своё, конечно. Её…
Мы сидели втроём за уже знакомым мне длинным столом с уже знакомой мне закопчённой пепельницей в виде кленового листа. Старый ювелир и пани – напротив друг друга, глаза в глаза.
- Откуда кольцо? – переспросила она и мельком взглянула на меня особенным мягким взглядом. – Это… это подарок.
- Вы разрешите взглянуть?
- Конечно. Пожалуйста.
Без усилия она сняла кольцо и положила на стол.
Старый ювелир взял его аккуратно, профессионально, тонкими, хотя уже узловатыми пальцами и сначала положил на ладонь, словно взвешивая. А может, и правда, взвешивал. Поднёс к глазам и долго разглядывал, щурясь, крутя головой и хмыкая.
- Это имитация, - поспешила заверить пани, следившая за ним, затаив дыхание.
- Я вижу, - кивнул ювелир. - Неплохая работа. И я даже, кажется, догадываюсь, чья… Нуте-с, нуте-с…
Он взял со стола обруч с увеличительным стеклом, надел его на голову.
Я покосился на пани. Они сидела очень прямо и кусала губы.
В лупу ювелир разглядывал кольцо недолго, но пристрастно. Потом снял обруч со лба и взглянул на пани весело.
- А колечко ваше не поворачивается, - с лукавинкой подытожил он, аккуратно кладя кольцо перед ней.
Значительно он это сказал, веско, хотя и с юмором.
Она неуверенно улыбнулась. Я видел, что она не знает, как правильно отреагировать, и мысленно выругал себя. Идиот. Надо было в подъезде не целоваться, а договориться о линии поведения, может, придумать какую-то версию на всякий случай. Что-то знал этот старый, хитрый ювелир. Не зря же он сказал в прошлый раз: «Камень не поворачивается, а должен». Эти слова застряли у меня в памяти и сейчас то и дело всплывали в голове.
- А можно спросить? - кинулся я на выручку. – В прошлый раз вы сказали, что камень в кольце не поворачивается. Но если камень не поворачивается, тогда почему вы решили, что должен?
Мне показалось, что я задал тонкий и коварный провокационный вопрос, и теперь припёртому к стенке ювелиру придётся увиливать, отвечать уклончиво, наводить тень на плетень, и пани успеет сориентироваться.
Но ювелир и не подумал уклоняться и припираться к стенке.
- Видите ли, друзья мои, - охотно начал он, - я на своём веку множество ювелирных украшений с секретом имел счастье лицезреть. Так вот, устройство вашего колечка такое, что камень не закреплён в касте жёстко. То есть, всё сделано для того, чтобы его можно было повернуть. Причём, в разных плоскостях.
Он придвинул к себе по столу большую коробку, достал оттуда несколько массивных штуковин.
- Вот, извольте посмотреть моменты крепления. Это кольца с перламутровыми, коралловыми, яшмовыми вставками.
Штуки, которые положил перед нами ювелир, на мой взгляд, меньше всего походили на кольца, а походили, скорее, на заколки для волос, причём, не для девушки, а, например, для лошади. Для молоденькой такой лошадки, жеребёнка-девочки. Настолько они были массивные и прочные. Но у пани сразу глаза загорелись, и я понял, что ничего не смыслю в женских украшениях. Короче, это был просто металлический, возможно, серебряный, стержень, на который были нанизаны маленькие круглые диски, похожие на крылышки. Диски были укреплены так, что могли подниматься и опускаться. Ювелир показал, как они движутся – вверх-вниз, именно, как крылья бабочки.
- А теперь представьте себе, - сказал он, что каждая вставка помимо этого ещё и вращается вокруг своей оси. Но и этого мало. Ещё представьте, что вставка вращается ещё и внутри своей оправы.
- И вот так должно было быть в том кольце? – недоверчиво спросила пани. – Но как? – она с недоумением посмотрела на свою руку. - Для него же на пальце нет такой свободы вращения. Если камень и мог вращаться, то только в двух плоскостях - по горизонтали и вокруг себя.
Она подняла глаза на ювелира, но он только руками развёл.
- Я не помню, чтобы там было что-то, похожее на вот эти крепления, - с сомнением сказала пани, аккуратно разглядывая кольца-бабочки.  Но… я же не брала то кольцо в руки – она искоса посмотрела на меня, и я понял, о чем она молчит: конечно же, в своих снах она брала кольцо в руки и, конечно же, должна была понимать, как оно крепится.
- В общем, я не помню, чтобы там были крепления, бросающиеся в глаза, как здесь, - закончила она.
- А они и не бросались в глаза, - спокойно сказал ювелир. – Весь механизм там достаточно миниатюрный. Всё то же самое, но уменьшенное во много раз.
- Ну, хорошо, - сказал я. – Был механизм. Но почему тогда он не работает? Вы же сказали, что камень не поворачивался.
- Абсолютно! – подтвердил ювелир с подъёмом, даже как будто радуясь. – Как заговорили. Всё должно работать. Но не работает.
- Заржавело от времени, - усмехнулся я.
- Ни боже мой, - поднял руку ювелир.
- Но вы отгадали загадку? – с надеждой спросил я.
- Почти, - сказал Густав Иванович, - но сначала я хочу послушать вашу прекрасную подругу. Вдруг она что-нибудь знает о механизме поворота.
- Скорее нет, чем да, - сказала пани, и я успокоился: понял, что она скажет всё, как надо. – Я не ювелир, я историк, - начала пани, - Кольцо меня интересует прежде всего, как фактологический объект. Как артефакт. Мы делали свои выводы не на основе визуального осмотра, а на основе документации и художественной литературы, где фигурировало кольцо. Первые сведения и предположения я получила из Керченского музея древностей зимой этого года. Кольцо тогда направлялось в Москву в составе закрытой экспозиции. Дальнейшие исследования я проводила… мы проводили уже в Москве.
- И что вы можете сказать о кольце, как историк? Если, конечно, это не секрет? – поинтересовался Густав Иванович.
- Не секрет, - спокойно сказала пани. - Я пишу работу, связанную с историей кольца в военное время. Есть предположение, что оно находилось среди экспонатов так называемого «золотого» чемодана Керченского музея древностей. Пропавшего бесследно.
- Пропавшего бесследно во время войны, - подхватил ювелир. – Совершенно верно, «золотой» этот чемодан директор музея Юлий Юльевич Марти с громадным риском переправил в Краснодар. Был приказ партии: спасти груз любой ценой. Марти переправил его на катере через пролив и сдал в краеведческий музей Краснодара. После чего с сердечным приступом попал в больницу. Чемодан несколько месяцев хранили в подвалах музея. Кажется, сделали невозможное. Но за сокровищами охотились. У Гитлера были наполеоновские планы насчёт Крымского полуострова. Немцы, как известно, считали Крым своей исторической прародиной, во время оккупации интенсивно искали следы пребывания готов. Шастали по Бахчисараю, по Чуфут-Кале. Чего-то там ковыряли, раскапывали. Ничего не нашли. Они ж по всей нашей стране рыскали ещё с довоенного времени со своей маниакальной идеей наследия предков. В Карелии искали нибелунгов, в Крыму - готов. По пятам золотого чемодана шла специальная зондеркоманда. Немецкие историки, археологи, сотрудники «Аненербе». У них было задание Гиммлера: вернуть золото готов во что бы то ни стало. Чемодан спасали буквально в последнюю минуту, прямо из-под носа у гитлеровцев. Вообразите: немцы входят в Армавир с одной стороны, а с другой – выезжает грузовик с чемоданом.
- Спасли? – с надеждой воскликнул я, совершенно захваченный рассказом.
- Чемодан-то спасли. Сокровища не уберегли, - сокрушённо сказал ювелир. – Переправили их из Армавира в партизанский отряд, полагая, что это единственное безопасное место. Там-то следы его и потерялись. К моменту прихода Красной армии чемодан был пуст. Какие-то мелочи у кого-то находили, монетки, змейки… Расспрашивали людей, да всё без толку, - он сокрушённо махнул рукой.
Я расстроенно взглянул на пани. Она неотрывно смотрела на ювелира, глаза у неё были огромными.
- Густав Иванович, вы совершенно неоценимые сведения мне сообщили, - сказала она проникновенно. – Я теперь понимаю, в каком направлении надо мне искать. Можно я ещё вас навещу? Я внесу вас в список консультантов по теме доклада, если вы не против. Вы не будете против?
- Да хоть горшком назови, да в печку не ставь, - пошутил Густав Иванович. - Вносите, куда вам надо, бога ради. Рад буду пригодиться на старости лет.
- Если у вас есть какие-то сведения или даже просто догадки… Я бы очень была вам благодарна…
- Догадок полно, даже не буду их озвучивать, - объявил Густав Иванович. - Война, мои дорогие, – он по очереди обвёл нас ясными, всё ещё молодыми глазами. – А на войне бывает всё. Все, что угодно. И разграбить могли этот чемодан, и убить могли из-за него, и предать могли из-за него. Я войну прошёл и могу сказать со всей ответственностью – на войне может быть всё. Не приведи господи снова.
- Значит, чемодан и искать не стоит? – упавшим голосом спросила пани.
- Ну, почему же, искать стоит всегда. Надеяться надо всегда. Отчаиваться нельзя никогда. Такой вот девиз.
- Да, я знаю, - сказала пани. – Есть у нас такой девиз. Но как мне повезло с вами, вы даже не представляете! Повезло, что вам известна эта история.
- Да из первых рук, моя дорогая, - подхватил Густав Иванович. – Первее уж не бывает. С Юлий Юльевичем, как вот с вами, сидели, и всё это я от него самого и слышал. В пятьдесят шестом году это было. А через три года его не стало. Образованнейший человек был, пять языков знал…
- А вы не помните, он не упоминал отдельно это кольцо? - спросила пани. – Ведь я исхожу из предположения, что оно было в «золотом чемодане».
- У вас есть основания так предполагать? – заинтересованно спросил Густав Иванович.
- Кольцо нашли рядом с предметами Марфовского клада.
- Но оно не золотое, - возразил ювелир. – У вас есть официальный документ о нахождении кольца?
- Конечно! Его же совсем недавно нашли. Прошлым летом.
- Я вам посоветую перепроверить сведения. Как раз именно потому, что они свежие. Знаете, как бывает: по первости, сгоряча, одни выводы делаются, а потом через время специалисты собираются - и на тебе, всё с ног на голову ставят. Так что проверьте всё повнимательнее.
- Спасибо вам большое, - пани взялась руками за сумочку на коленях, и понял, что нам пора заканчивать визит. – Вы меня просто… просто окрылили. Правда.  Сейчас с новым настроением побегу обратно в архив. Нет, на крыльях полечу, – улыбнулась она.  До конца дня может успею ещё что-нибудь. Кое-что приходится в библиотеках заказывать, ждать. А время идёт, и хочется успеть к докладу. А можно я ещё приду? Наверняка придётся мне что-то уточнять.
- Буду только рад.
- Но нам очень нужно увидеть кольцо, - сказала пани, вставая. – Во-первых, интересно их сравнить. Конечно, это не имеет никакого научного значения, но это просто интересно. Во-вторых, сфотографировать. Если можно. Вы нам не могли бы устроить свидание с этим кольцом?
- Пока не обещаю, моя дорогая. Но возможно. Мне только надо кое-что проверить. Как только проверю на днях – сразу устрою вам пропуск. Позванивайте.
Уже возле самой двери я спохватился.
- Густав Иванович, вы говорили, что разгадали загадку кольца? Или я вас неправильно понял!
- Да! – подхватила и пани. – Самое главное чуть не забыли! Вы сказали, что почти разгадали.
- Не могу сказать, что совсем разгадал, но путь нащупал, - покивал Густав Иванович. -  Понадобится ещё пара дней. Оборудование специальное нужно, я таким не располагаю дома, это в лабораторных условиях нужно производить.
- В лабораторных условиях? – подняла брови пани. – Какие-то опыты с кольцом вы проводили? Эксперименты?
- Можно сказать, что проводил, - засмеялся ювелир. - Проверил одну догадку, она оказалась верной.
- Ой, расскажите же! – воскликнула пани. – Густав Иванович, пожалуйста!
- Ну, два-три дня-то ещё подождите, - предложил ювелир. - Чтобы уж наверняка.
Пани с отчаянием взглянула на меня, но и у меня, наверное, вид был обескураженный, Густав Иванович опять засмеялся.
- Ну, вы хоть намекните, - пани умоляюще сложила руки. - Пожалуйста, я ж не выдержу столько ждать, ночи не усну. Мы с этим кольцом так намучались, оно мне во сне снится. Намекните хоть, я буду думать в этом направлении.
- Ну, ладно, - сдался ювелир. - Худа не будет, намекну. Кольцо ваше, дорогие мои друзья, и правда, заколдованным оказалось. Должно работать, а не работает. Так дело вот в чём. Не будет оно у нас работать.
- У нас? – переспросила пани и опять посмотрела на меня огромными глазами. – Вы сказали: «У нас?»
- Да, моя дорогая. Чтобы механизм работал, нужны специальные условия.
- И вы их создали? – чуть ли не одновременно воскликнули мы.
- И я их создал, - кивнул ювелир. - Поместил кольцо в вакуумную камеру. Откачал воздух. Максимально, насколько возможно. Проверил манипуляторами. Крутится камешек-то ваш… вот так-то...

--------------------------------------------
На фото кольца "бабочки" работы наших друзей, ювелиров Саши и Наташи Дзюба, которые послужили прообразами описанных в эпизоде колец.