О так называемой фетве Давуда ал-Мушкури

Али Албанви
Уже несколько лет в сети распространяются фото фетвы Давуд-хана ал-Мушкури, обнаруженной в библиотеке И. Каяева. Однако, на самом деле те фотографии т. н. фетвы являются другим историческим документом под названием «Перечень повинностей, которые получали шамхал и крым-шамхал (редакция 1-й половины XVII в.)».

Документ этот записан по-арабски черными чернилами, каламом, почерком насх на том же листе бумаги, на котором зафиксирован и «Перечень доходов кумухского кадия Мухидина-хаджи», но на оборотной стороне. «Перечень» этот, имевшийся в руках знатных и амбициозных кумухцев середины XVII в., известен в гораздо более полной редакции, датируемой XV в.

Перевод текста:

«Это – разъяснение тому, что причитается шамхалу, будучи наложенным на его подданных (раиййа). Является это, причем, обязательным для названных подданных и выполняется ими ежегодно. Разъясняется здесь также и то, что поступает с гор, по причине использования их для пастьбы скота.

1) На общину (джамаат) карахцев (къарахъ) наложено в пользу шамхала пятьсот овец, а в пользу крым-шамхала (хъириб-…) – четыреста овец.
2) С каждого дома, который стоит в ал-К-л-буке. Можно читать Гулебук. Не исключено, что это – община даргинского сел. «Гулебки» (в Акушинском районе), входившего в «общество» Сюрги], взимается по одной овце, что делается, однако, лишь раз в четыре года. 3) На общину Тленсеруха (КIессерухъ > Кьенсерухъ) наложено триста овец в пользу шамхала и четыреста овец – в пользу крым-шамхала. В Тленсерухе имеется также гора, с которой поступают одна тысяча овец и тридцать коров, что следует [им обоим –?] за [совершенные людьми] преступления (джурм). Конец выделенной фразы («что следует за преступления-джурм») имеет, возможно, какое-то особое, на данный момент не понятное значение. Разобраться с этим удастся, может быть, после обнаружения иных, чем разбираемый здесь, рукописных списков «Перечня повинностей»].
4) В Чамалале (ЧIамахьи) взымается пятьсот овец.
5) В Тинди (ТIиндиб) взимается двадцать быков.
7) В Арчи (Арчуб) взимается в пользу шамхала сто тридцать овец; в пользу же крымшамхала (хъириб-…) – тридцать баранов, а также десять овец, но это берут лишь раз в два года.
8) В Хулисма взимается тринадцать овец.
9) В Бурши взимается десять овец.
10) В Сумбатле (СунбатI) взимается пятьдесят овец за использование горы.
11) В Кули (Ккулиб)*[*Можно озвучить иначе: Хьилиб «Шалиб»; речь идет об аварском селении Чародинского района] взимают одного коня, но – лишь на погребение [знатного] покойника.
12) В Чираге (Хьургъиб) взимаются конь, кобыла и тридцать овец.
13) В Буркихане взимаются один бык и двенадцать ягнят, причем, ежегодно.
14) В Дуакаре (Даяхъар) взимается тридцать буккури*[*Буккури // муккури означает по-лакски «ткань из растительных материалов», например, из конопляных ниток или из льна].
15) То же самое взымается в Нахки (Нухъи), Наци (Нуци), Гуладты (Гъуладди), Урари (Уръяри), Цугни (Цугуниб) и в Мулебки (Буламук).


Локализация топонимов: Карах – северная часть Чародинского района РД; Тленсерух – южная часть Чародинского района; Чамалал – участок в Цумадинском районе РД, левобережье; Тинди – участок в Цумадинском районе, правобережье; Арчи – селение в Чародинском районе; Хулисма – селение в Лакском районе; Бурши – селение в Лакском районе; Сумбатль – селение в Кулинском районе; Кули – селение в Кулинском районе; Чираг – даргинское селение в Агульском районе; Буркихан – селение в Агульском районе РД; Дуакар – селение в Дахадаевском районе РД; Нахки – селение в Акушинском районе; Наци – селение в Акушинском районе; Гуладты – селение в Дахадаевском районе; Урари – селение в Дахадаевском районе; Цугни – селение в Акушинском районе; речь идет о селении Верхнее Мулебки, которое стоит в Акушинском районе]. 16) Шамхалу принадлежит также гора, которую называют Чубаку (ЧубакIу). В лакском языке есть слово бакIу «холм»], с которой поступает [ему] ежегодно по пятьдесят овец».

Автор: ‘Али Албанви

На фото: так называемая фетва Давуд-хана ал-Мушкури.


Литература

1. Айтберов Т.М., Каяев И.А. Документы XIV–XVIII ВВ. по истории Лакии (эпоха шамхалов и ханов Казикумуха) // Вестник Института ИАЭ. 2014. №3. С. 25–37.