Наша культурная травма

Ььььь
С каждым годом становится всё очевиднее — казавшиеся прежде незыблемыми для русского культурного поля этические и эстетические нормы, чем дальше, тем больше будут подвергаться переоценке и мутировать, возможно до полной неузнаваемости. Раньше считалось как: вот есть культура высокая, элитарная, а есть — народная культура, низкая. То и другое кровно связано с историей и традициями определённой общности, а значит — носит ярко выраженные черты нацпринадлежности. Но с поступью прогресса и ростом глобализации возникло новое разделение. С некоторых пор над всем властвует уродливый мультикультурализм, так что любые последки исконной эстетики, если они ещё на слуху, и продолжают использоваться, и несут в себе хоть какой-нибудь внятный смысл, автоматически занимают нишу, принадлежавшую прежде высокой культуре.
Как появилось это новое разделение? Традиционная культурная доктрина взращивалась долго и трудно, она связана даже с ландшафтом и климатом той местности, что была домом для праотцов; она связана с их религией, их бытовым укладом, самой их генетикой. Она с молоком матери передавалась от поколения к поколению. Словом, она совершенно естественна.

Новая мультикультуралистская эстетика стоит на технологической платформе. Она смогла оформиться и укрепиться в сознаньи людей, прежде всего, за счёт обещанья свободы, за счёт мнимого раскрытия человеческой индивидуальности в отрыве от средовых факторов. Суть её хорошо выражена девизом телемской обители: «Делай, что хочешь, таков весь закон». Последние 50 лет эта концепция активно внедрялась в быт. Её гумусом стало ТВ и кино, но в полную силу она о себе заявила лишь с появлением соцсетей. Тут явно речь идёт о противоестественном новообразовании, и не только потому, что оно зачастую предлагает прямо враждебные традиционным стандарты «красоты», но главным образом потому, что предлагаемые эти стандарты не имеют никаких связей с реальной средой обитания, но лишь с виртуальной. В общем, мульткультурализм беспочвен и связан лишь с ублажением собственного эго. Строго говоря, и концепцией-то его называть некорректно. Так, нагромождение глупостей...
Сегодня мы лицезреем, что может быть, когда по заветам Рабле и де Сада за ось частной и общественной жизни берётся бессовестное «Хочу!». Например:

Около 20 лет назад во Флориде какая-то тупая хамская рожа отпустила на волю азиатских питонов, которые самостоятельно попасть в дикую природы юга США, конечно, никогда не смогли бы. Не имея естественных врагов, змея быстро прижилась на местных болотах и за короткий срок в разы сократила популяции многих видов животных. Уже в 2023 году в том же штате были обнаружены южноамериканские червяги, которые тоже очевидно были выпущены аквариумистами. Другая угроза биоразнообразию объявилась в Канаде — это золотые рыбки. Твари подчистую объедают местную фауну. Причина всё та же: безмозглые потребители в безумном стремлении поразить всех вокруг покупной индивидуальностью сначала заводят, а после выпускают в водоёмы своих питомцев. Воистину люди без вкуса — угроза планете Земля! Берут в хату свиней, медведей, скорпионов... Бьют татушки на лбу, на белках глаз, режут уши, уже не одни сиськи, но и ягодицы вставляют. Это ж так просто — заплати и ты уже отличился: выдающимся человеком стал! Ох, уж эти миллионные толпы оригиналов, один оригинальней другого...
И ведь в упор не замечают, что в погоне за индивидуальностью сливаются в однородную массу, на фоне которой даже цыгане выглядят самобытнее. Цветущая сложность культур, которую так любил Константин Леонтьев, медленно исчезает, все границы стираются, полным ходом возводится новая Вавилонская башня...

И этак везде, почти в каждой стране, у нас — в числе прочего.
У хама вошло в привычку, показывая на русского, ставить в упрёк, что тот, дескать, не улыбается яко европеец, не склонен одеваться в кричащие наряды и крыть крыши черепицей вырвиглазного цвета. А люди как дети — податливы на упрямую критику, и они ведутся на это, может не сразу, но всё же ведутся. Если 1000 раз упрекнуть человека в идиотизме, однажды из его рта начнёт течь слюна. Словно из-под земли являются фрики, апостолы дурновкусия. Их зовут на реалити-шоу, у них берут долгие интервью, приглашают на съёмки рекламы. Фрики во многом диктуют молодёжи воззренья на жизнь, которая, глядя на них, покупает гламурные шмотки, лезет в ванночки с газировкой, задирает на камеру окружающих... Такой круговорот дури в природе, знаете ли...
Если традиционная эстетика передавалась от старших — младшим, от родного — родному, и несла благой пафос, то эстетика глупости передаётся меж сверстников, от чужака — чужаку, и не несёт с собой ничего кроме дури. Этим даже гордятся... Дескать, вот дошёл же прогресс... Тупые, тупые, тупые аборигены с дешёвыми бусами... Уже начинаешь сочувствовать тем, кто бьёт петухов с чересчур ярко выкрашенными волосами или торчащим из всех возможных мест пирсингом. Люди интуитивно чувствуют, что идёт какое-то нарушение общего правила, но только не в состоянии нормально выразить, в чём, собственно, заключается нарушение. Нарушение ж в том, что огромные множества неокрепших умов, насмотревшись на этих ублюдков, начинает им подражать; козыряют всем встречным и поперечным, вот, взгляни мол, какой я продвинутый. Тащат, тащат — на улицы, в школы и к алтарю — своё дурновкусие... И это не безобидно, потому что весь уклад жизни ломается. Именно так и выглядит ментальная война. Открываешь ютуб:
Ксения Собчак — «Новая этика! Харассмент, подавление и власть»
Окстись, Ксюша, ты и старую-то еле освоила, на 3 с минусом;
Данила Поперечный — «Я КУПИЛ ТЕСЛУ 2023 ГОДА И ВОТ, ЧТО С НЕЙ НЕ ТАК...»
Срочно! Болван взял машину, а с ней что-то не так! Посвяти этому час своей жизни!
Нежный редактор — «Я в 38 поняла важность секса \ Оля Кравцова про Португалию, Кубик в Кубе и счастье после депрессии»
Ой, всё...

У нас было достаточно времени для того, чтобы видеть, как виртуальное побеждало реальное, как дурновкусие рвалось на улицы. Сначала стыдливо, конфузливо так... Ещё в серых пятиэтажках СССР присутствовал стиль, пусть убогий, но он всё ж был лучше, чем Москва-сити. А как постучался капитализм, хлынуло во всю силу: Panasonic, Snickers, BMW... Спустя 10 лет дикой свободы, вдруг поняли, что нагроможденье рекламы в столице — это не стиль. Но лучше б реклама осталась на улицах, ибо то, что раньше вывешивалось на фасадах, отныне копится в головах. Раньше выходишь на улицу, смотришь — баннер «Рepsi: Бери от жизни всё!» А под ним Катя с Димой обнимаются. И Цой в плеере. А сейчас смотришь — баннер «Всё только начинается! Росгосстрах!» А под ним Lerch_ik aka Merch_ik с Кори Элмосом сидят, и оба в смартфонах...
И обязательно — пыль в глаза: облицевать мрамором переход — это нам нужно; а вот всерьёз озаботиться судьбой инвалида, просящего милостыню в переходе, — дело десятое... Такое искажение приоритетов — один из нагляднейших признаков деградации мировоззренческих установок, показатель действительной диспропорции в восприятии двух природ: внешней/материальной/профанной и внутренней/духовной/сакральной...
Нормальные эстетические предпочтения, вообще культура в целом, как уже сказано, растут из народной традиции, из векового уклада. Если на среднерусских равнинах нет ярких красок, если у нас полгода зима и тусклая хмарь, это означает, что русский человек должен быть ровно таким, каков он есть: сдержанным на эмоции, скромным, часто тоскующим, а главное — вечно ищущим правды, не показной, а естественной. Нужно чувствовать связь с корнями, чтоб ценить русскую красоту... Конечно, можно быть и несдержанным, злобным, брезгливым... да будь, каким хочешь! но не отбрасывай рамок традиции... преступно считать свои тупые хотелки каким-то якобы раскрытием индивидуальности, краеугольным камнем жизнестроительства. В этом и есть натуральное свинство.
Но только хамью ничего не докажешь... «Хочу!» — и всё тут! Начнёт упираться, иронизировать... Вообще, тотальная ирония — основной инструмент квазимышления у приверженцев этой новой эстетики. Когда у человека нет стройной системы ценностей внутри, он склонен всё подвергать осмеянию. Кто не умеет ценить себя, тот и других ни во что не ставит. Казалось бы, при концентрации внимания на себе любимом человек должен ценить себя. Но в жизни этого нет, поскольку существует большая разница в том, чтоб ценить себя как ретранслятора личных хотелок и ценить себя как носителя древней культуры. В первом случае это вонючее хамство (всегда с чувством тревоги на заднем плане), а во втором — ощущение действительного внутреннего достоинства.
Философ Василий Розанов, раздумывая в 1918 году о крахе Российской Империи в качестве одной из главных причин, называет неспособность к самоуважению: «Мы не уважали себя. Суть Руси, что она не уважает себя...»
Он имел ввиду не только простонародье, но всё то разномастное, всеядное и бесхребетное отребье, что позволило подряд двум империям рухнуть в небытие. В наше дни неуважение облекается в другие, ещё более заношенные одежды. И если вспомнить о причинах распада СССР, то слова Розанова окажутся прорицанием, а значит, при существующем сегодня неуважении к самим себе, в будущем можно ожидать нового распада страны... Не дай Бог, конечно...

Вообще, об этом надобно говорить чаще и, что называется, — с погружением...
Суть традиционной красоты русской — целомудрие, неприязнь всяческого лицемерия, страстность, доходящая иногда до жестокости, но при том всеоткрытость, великодушие. Эти качества связываются в тугой узел, который можно охарактеризовать как стремление к правде. Если вспомнить, что в стремлении к правде (прежде всего к правде в отношениях с самим собой, со своей совестью) есть основа нашей ментальности, то получим резонный вывод, что оно и сейчас должно быть в душе каждого русского человека.
Проблема в том, что в настоящий момент она, эта основа души, брошена, осуждена и проклята самим же русским человеком...
Кровавые революции, несколько жутких войн, наконец, распад государства и все потрясения последних 100 лет для нас не прошли без следа. Однако, сильнее всего сказалось открытие, сделанное в середине прошлого века — травматическое открытие о самих себе. Это открытие состоит во внезапно обнаруженном факте нежелания основной массы населения расти над собой нравственно и интеллектуально. Ведь Модерн с чего начался? Было сказано: давайте освободим человека от постоянной борьбы за выживание, чтобы он рос над собой. Давайте дадим ему время, достаток и знания. Этим и занимались по большому счёту все революционеры. Но в 20 веке с получением минимальных житейских благ выяснилось, что подавляющая часть общества ради сбережения и преувеличения этих благ готова отказаться не только от своей культурной традиции, не только от саморазвития, но и вообще от Высшего Идеала как такового. Ни семьи, ни Родины не нужно. Жить, чтобы жрать! Прогресс дал великовозрастным детям столько разных услад да игрушечек, что в какой-то момент они поняли: заменив подлинную жизнь в духе всяческой чепухой, можно и не взрослеть вовсе...
Это открытие — почти что всемирное. Но только русским оно далось кровью. Поскольку в стремлении к правде вся наша суть. Будучи брошенной в глубинах натуры, будучи лишённой света, тяга к правде не может вдруг пойти в рост, но она всё ж таится в любом из нас, так как без неё существование народа немыслимо в принципе.
А что значит это стремление к правде?
В человеке заложен потенциал. Человек сущностно отличается от животного. У каждого есть самосознание, свобода воли, талант к духовному созерцанию, есть разум, в конце-то концов. Человек — самоорганизующееся начало. Он обладает способностью видеть то, что его ограничивает и выходить за эти границы. Но нужно любить этот потенциал в человеке, представление о нём должно быть идейным базисом всего общества.
Мне думается, что крах СССР состоялся именно по причине отказа от фиксации на этом потенциале... Объяснение здесь примерно такое: ведь замысливали фантастическое государство, почти рай на Земле, где «так вольно» дышится, как нигде больше... это крайне амбициозная цель, утопическая, соразмерная русской страстности... других у нас быть не могло, но вот с какой-то поры начали лгать себе, что приемлем лишь эту высокую цель... потому на банальщине и надорвались в итоге, на любови к вещичкам... и когда поняли это, тотчас со всей оголтелостью начали презирать себя, что доныне и длится...
Поэтому-то, начиная с 1991 года так позорно быть идеалистом, не в смысле проповеди философского идеализма, а в смысле абсолютной приверженности каким-то высоким ценностям. В СССР это ещё оставалось, сегодня же просто необходимо быть продажной обособленной мразью: нельзя быть искренним, а нужно быть ироничным, то есть ни во что не верящим. Я спрашиваю себя, в какой сфере упадок национального самосознания проявился наиболее радикально? И отвечаю: больше всего обрушилась нравственность, этическая доктрина. Какая модель ушла и какая пришла? Ушло доверительное братское отношение друг к другу. В один миг стало модно быть циником, а это залог обособленности, атомизации общества. Сегодня за любую искренность, за любую апелляцию к совести вы мгновенно получите жестокий и максимально циничный ответ. В этом есть что-то невротическое. При проявлении кем-нибудь высших чувств окружающие чувствуют жуткий стыд... Не странно ли? Не все сами могут понять до конца корни такой реакции: за что стыдно-то? Почему стыдно, так скажем, рвануть на себе рубаху, пасть на колени и высказать правду, о происходящем? Ведь с некоторых пор высокий пафос стал стыден. А пафос — это эмоции, а эмоции крепко связаны с волевой сферой. Где нет эмоций, нет воли к действиям...
На деле же окружающим будет стыдно и не за вас даже, а за себя, как будто этим порывом вы прикоснётесь к саднящему, заросшему плесенью осколочку русскости, этой жажды правды в душе. И они, чтобы прекратить эту боль, в сотый раз его оплюют, как привыкли за 30 лет, потому что проект СССР потерпел неудачу, потому что, забывши себя, тянулись на Запад, потому, наконец, что тот, кого много обманывают, уже ни чему не способен довериться по-настоящему. И вот, когда они почувствуют этот стыд о преданном и оплёванном идеале правды, они не в себе — они в вас (как в том, кто тревожит им старую рану) попытаются его заглушить...
Если мы присмотримся к выходцам из традиционных обществ — к примеру, с Кавказа или из Средней Азии, мы увидим, что они тоже пользуются в общении апелляцией к совести. Это стандартная рабочая схема для традиционных обществ. К примеру, если при походе в стоматологию, врач ради заработка решит «вылечить» несчастному заодно парочку здоровых зубов (что часто бывает сейчас), то, прознав об этом, человек традиционного общества устроит скандал, не преминув воззвать к совести: «Разве так можно? Ни в какие ворота не лезет!» Его монолог будет развиваться примерно в таком духе. Современный же человек, (мультикультурный хам) не будет апеллировать к совести, ведь он хорошо сознаёт, что в современном обществе нужно апеллировать не к совести, а к закону, но так как и закон у нас не работает, он, скорее всего, вообще ничего не скажет: проглотит обиду и просто уйдёт...
Итог всего этого страшен. И данные демографии, если сравнить традиционные и т. н. «цивилизованные» общества, тому превосходная иллюстрация.