Ноктюрн

Вера Бакова
         Окончив музыкальное училище при консерватории с красным дипломом, я

    я поступила на службу  в Государственную  Академическую капеллу Ленинграда.

    Проживала с бабушкой и дедом в шестнадцатиметровой комнате коммунальной

    квартиры близ Смольного.
   
   До войны эта  не большая четырёхкомнатная квартирка принадлежала
 
   семье деда, в которой было четверо детей- два сына и две дочери. После войны
   
   состав семьи изменился- погиб на фронте старший сын,и в  освободившуюся
   
   семиметровую комнатку въехала пожилая женщина с сыном- инвалидом, у которого

   не было правой ноги выше колена.

   Пустая брючина складывалась пополам и закреплялась сзади обыкновенной

   булавкой.
 
   На людях молодой человек  держался молодцом-весело насвистывал, а когда

   молчал,это означало, что он курит.Ловко перебрасывая языком смятую папиросину
 
  из одного  угла рта в другой, он прищуривал тот глаз напротив которого
 
  она оказалась. Таким образом защищал глаз от едкого дыма.

  Громко "костылял" по кухне и коридору весь окутанный  клубами  густого дыма.
 
  Мой дед ненавидел курящих.Соседи это чувствовали, а потому добрых отношений 

  между семьями  не сложилось.
 
  Каким-то образом стало известно, что ногу он потерял, попав под трамвай.
 
  За стеной нашей комнаты, занимая пространство в девять квадратных

 метров, проживала семья моей тёти-маминой младшей сестры, с мужем и дочерью.

 Четвёртую комнату в четырнадцать квадратов занимала дедова старшая сестра. 


  Моя бабушка, на долю которой выпала Первая Мировая,Революция,Гражданская война

  и  Блокада города, потерявшая первого мужа в Революцию,второго в тридцатые
 
  годы   и сыновей-подростков в блокаду, была уже очень больна и за пределы
 
  квартиры не выходила.
   
  Вскоре слегла совсем и весной 1971 её не стало.
 
  Об утрате любимой жены дед очень горевал, но,как оказалось,
 
  недолго. Часто посещая кладбище, встретил неподалёку от нашей могилы

  симпатичную женщину,горько оплакивающую кончину мужа.Это  случайное знакомство

  очень быстро завершилось новым браком.
 
  Оставаться в одной комнате с молодожёнами я посчитала неприличным, а проситься
 
  на постой к тёте в их узкую,как пенал  тесную комнату,в которой между
 
  кроватью и и шкафом нужно было протискиваться боком, было-бы, с
 
  моей стороны, наглостью.Больно было видеть,как через пятнадцать лет,получив
 
  отдельную "хрущёвку" в Кировском районе,она,какое-то время, передвигалась по

  ней  исключительно боком,не  осознавая того,что дома можно передвигаться

  иначе.

  Мне же в сложившейся ситуации, предстояло решить проблему с поиском

  пристанища.
 
  При капелле имелось небольшое общежитие. Шесть узеньких одноместных комнат

 занимали артисты с подходящими для капеллы голосовыми данными, но иногородние.   
 
 Комната в торце коридора была больше и вмещала в себя три кровати. Шансов

 получить место в общежитии у меня почти не было. Дирекция прекрасно знала,что я

 живу у родных. Но вопреки всем ожиданиям, директор капеллы, Евгения Дмитриевна

 Выходцева, предоставила место в большой комнате ни о чём меня не спросив.

 Благодарность ей храню до-сих пор. Большую комнату уже занимала молодая
 
 артистка, обладательница очаровательного колоратурного сопрано,приехавшая из

 Москвы. Мы быстро коротко сошлись,имея общие интересы. Она,как и я, планировала
 
 поступление в консерваторию, а именно в класс Галины Александровны

 Ковалёвой.Народная артистка СССР,солистка Кировского театра,профессор, имеющая

 голос редкой чистоты, в котором слышны "серебряные колокольчики"имела вокальный
 
 класс на вокальной кафедре консерватории.И если моя коллега в своих вокальных

  данных не сомневалась,мне же,как человеку не уверенному в них, требовалось   

  стороннее мнение. С этой целью я решила собрать мнения профессионалов и

 просила прослушать меня и  высказать своё мнение  в отношение моих вокальных

 возможностей  профессоров кафедры: Г.В. Селезнева, бывшего солиста капеллы, а
 
 последствии солиста Большого театра, народного артиста России,з.артистку РСФСР
 
 В,Г.Сопину,з.артистку РСФСР Н.А.Серваль,народную артистку РСФСР  Т.Н.Лаврову.

 К моему удовлетворению каждый из них одобрил мои намерения.
 
  Попутно я выпросила возможность посещать занятия мэтров со студентами в
 
  качестве вольнослушателя.   И на это получила согласие каждого из них.
 
  Таким образом, мой рабочий день составился  из двух частей.Первая- репетиция в

  капелле, вторая - посещение консерватории.               
 
  В начале очередного концертного сезона в коридорах капеллы были замечены

  посторонние люди. Они деловито сновали,теснились в приёмной дирекции с какими-

  то папками. "Вероятно,какая-то комиссия"- подумалось мне.

  Через пару дней эти же  люди "взяли меня в кольцо" в проходном фойе.

  Общение было кратким. Меня просили назвать своё имя и фамилию и буду ли я дома

  завтра вечером.Об адресе дома  вопроса не было -он им был хорошо известен.

  Учитывая моё дневное  расписание, сказала,что часам к восьми буду дома. 

  Назавтра, придя из консерватории, я занималась на кухне стиркой белья,
 
  замоченного накануне.Радовалась,что мои новые знакомые долго не идут

  и,вероятно уже не будут, учитывая довольно позднее время.

  Но они всё таки пришли. Мне было предложено быстро переодеться
 
 и спуститься вниз.Во дворе ждала чёрная "Волга".Садиться в машину с незнакомыми

 людьми было не безопасно. Но памятуя о том, что этих людей знает наша
 
  дирекция, решила,что ничего дурного они в отношении меня себе не позволят.

  Рассадка в машине отвечала классическим правилам детективного жанра.Меня

 поместили в центре на заднем сидении, по обеим сторонам сопровождающие.Главный
 
 из них на сидении рядом с водителем.Осуществляя крутой вираж вокруг

 Александровской колонны,Главный резко обернулся и произнеся мужское имя,
 
 впился стальными глазами в моё лицо.Думаю,что никаких эмоций он на  нём не
 
 обнаружил, так как, это имя мне было совершенно не знакомо. Ехали недалеко. У

 Дворцового моста, напротив Адмиралтейства, долгое время успешно функционировал
 
 ресторан-поплавок "Чайка". Напротив него машина остановилась. Вся группа   
 
 проследовала в зал. Столик был зарезервирован и расторопный официант быстро
 
 принёс необходимое. Мне было предложено место за столом лицом к входной
 
 двери и настоятельно рекомендовано следить за каждым входящим, а при
 
  условии, если  увижу знакомого, дать об этом знать. Только теперь  мне
 
 разъяснили почему я здесь."Некий молодой человек, мой хороший знакомый, моряк
 
 загранплавания не вернулся из очередного рейса,но меня терять он не хотел.Не
 
 легально вернулся в город и назначил встречу в этом месте". Меня потрясла эта
 
 нелепица. Я горячо объясняла этим людям ,что они жестоко ошиблись.Приняли меня

 за другого человека.Никогда у меня не было знакомых моряков и вся эта история

 совсем не про меня. На это кто-то из них парировал, что нас вдвоём видели на
 
 Невском.
      !?
  Прождав часа полтора и, конечно же не встретив никаких знакомых,я рассчитывала

  на то,что они убедившись в своей грубейшей ошибке  немедленно отпустят
 
  меня, дабы до дома совсем близко. Но у этих людей были свои планы. 
 
  Покинув ресторан опять сели в машину и ехали на этот раз долго.Куда-то на юго-
 
  запад в новый спальный район.Типовые многоэтажки,какой-то подъезд,какой-

  этаж,какая-то квартира. В указанную квартиру попросили  позвонить. На долгие
 
  звонки отклика нет.

  Тогда один из присутствующих легко открывает замок. В однокомнатной
 
  квартире обитателей нет. Предложено чувствовать себя ,как дома, расслабиться и

  ожидать хозяина квартиры.
 
  Вскоре двое из них куда-то исчезают, оставив меня в компании       
 
  с самым несимпатичным из них. С молодым, но очень полным, рыхлым и к тому же,

  совершенно рыжим. Воспользовавшись отсутствием коллег, тот начал "психическую
 
  атаку", уверяя,что если соглашусь связать свою судьбу с ним, то никогда и ни в
 
  чём не буду нуждаться. Для пущей убедительности над моей головой веером

  подбрасывалась вверх иностранная валюта. К моменту возвращения остальных,весь

  пол комнаты был покрыт банкнотами. Вернувшиеся пожурили товарища, заметив ему,
 
  что тот, как всегда, в своём репертуаре. Видимо, такой спектакль коллега
 
  проделывал не однажды.

   Совсем расцвело. Наша "облава" на хозяина квартиры закончилась крахом.

   Больше ждать, вероятно, не имело смысла. Вся группа вернулась к машине и
 
  отправились в обратный путь. Я была возвращена во двор капеллы до
 
  начала репетиции. Прощаясь, мои "партнёры" пообещали навестить меня ещё и

  довольно скоро. Это обещание придавило меня ещё сильнее. Пережив колоссальное

  напряжение и абсурд ситуации, нервы мои не выдержали и, покидая машину,я

  разрыдалась.

  Очень скоро ситуация в стране  изменилась.
 
  Граждане , желавшие поискать удачи на Западе, спокойно отъезжали, забрав с
 
  собой семьи. Никто  и не думал преследовать их самих или оставшихся на Родине

  близких. Это явление не могло не затронуть и капеллу.
 
   Артисты выезжали на ПМЖ в ФРГ, Францию, Голландию, кто-то из них добрался

   даже до Канады.
 
  Проследить судьбу каждого из них невозможно. Понятно только то, что
 
  кому-то удалось сохранить профессию кому-то нет.

  Известие об одном из отъехавших, неожиданно прогремело на весь мир.
 
  Во время гастролей по Германии наш бас  так покорил немцев, что по окончании
   
   командировки ему был предложен контракт с условиями,  от которых он не смог

   отказаться.
 
   Оставив квартиру, город, страну выехал с женой и двумя сыновьями. В
 
  2015 году весь мир облетела новость о том, что во французских

  Альпах потерпел катастрофу самолёт, совершавший рейс  из Барселоны в
 
  Дюссельдорф. Погибло 150 человек. Был обнародован весь список пассажиров.

  Этим же рейсом  возвращался с гастролей  по Испании замечательно-талантливый 
 
  бывший солист Санкт-Петербургской певческой капеллы.