Ромашки

Вадим Светашов
                Ромашки.

Дочка, пританцовывая, забежала в дом.
-- Папка, мы завтра идём в поход!
-- Кто это мы?
-- Почти вся наша тургруппа!
-- И куда же вы это собрались?
-- Точно не знаю, но на какой-то светлый ручей. Утром выходим, вечером возвращаемся.
-- Какой же это поход, без ночёвки, без песен у костра,  без палаток? Прогулка какая-то или экскурсия…
-- Ну, папка, как же ты не понимаешь? Это так и называется: поход одного дня!
-- Нет, не знаю…
-- Мама бы точно отпустила! (Мать на всё лето уехала работать в Турцию, в детский лагерь).
-- Тю! А я разве против? Да ради Бога! Я бы и сам с удовольствием пошёл.
-- Ты уже  старенький!
Я даже поперхнулся. Мне ещё нет  пятидесяти! Не фига себе, ну и доча…
-- Взрослые-то хоть с вами будут?
-- Обязательно. Сейчас без этого нельзя. С нами идут два старших парня, пионервожатая, и учительница географии.
Утром я проводил дочь до ворот, помахали друг другу руками, а вечером, около шести часов, едва я вернулся с работы, она уже вернулась, немного усталая, но довольная.
-- Как сходили?
--  Прекрасно! Погода была отличная и  даже устала только чуть-чуть. Шли по старой лесной дороге. Обо всех растениях и птичках, которых мы встречали, нам рассказывали что-нибудь интересное учительница или вожатая. Получалось очень даже познавательно. Через каждый час отдыхали по пятнадцать минут. К ручью пришли как раз к обеду. Ручеек не большой, но вода в нем прозрачная и холодная. Видимо, люди бывали здесь не раз. Недалеко от берега, на краю поляны, обнаружилось старое кострище с рогульками, а вокруг него буквой «П» уложены ошкурённые сухие брёвна. На них мы и расположились на обед. Каждый достал свой припас. Воду пили из ручья. Кое-кто даже набрал воды домой, а я не стала. В нашем ключике вода вкуснее. Для обеда нам выделили час. Поев, все расположились в тени ивовых кустов. Некоторые успели даже подремать.
Обратный путь был такой же познавательный. Нам старались рассказать обо всём, что мы видели. Конечно, многое запомнить мы не могли, но было очень интересно.
Недалеко от посёлка вожатая свернула на еле заметную тропинку и вывела нас на ромашковую поляну. Она была вся белая от цветов. Все нарвали по букетику, даже мальчишки. А я нарвала целую охапку. Учительница спросила, зачем мне столько, и я объяснила, что мама просила, если я встречу ромашку, то обязательно нарвать и посушить. Географичка только плечами пожала.
-- И где же твоя охапка?
-- На крыльце оставила. Сейчас немного отдохну и займусь ими. Мама сказала, что нужны только цветочные головки, а сушить их надо на противне в тени.
Я выглянул в кухонное окно и улыбнулся. На крыльце действительно лежала большая охапка цветов.
-- Боюсь огорчить тебя, доча, но это не ромашки. Вернее, это не лекарственные ромашки,  а их родственники. У этих цветов два названия: поповник и нивяник. Лекарственными свойствами они не обладают и годятся только в букет или на красивый венок. То есть он используется как декоративное растение. От лекарственной (аптечной) ромашки поповник отличается тем, что имеет единственный прямой стебель высотой до 60 см, на вершине которого расцветает единственный цветок-корзинка, диаметром до 6 см. листья у него одиночные, цельные. Обычным местом, где его можно встретить являются лесные поляны, луга или огороды с увлажнённой почвой.
Лекарственная, или как её ещё называют, аптечная ромашка напоминает поповник только цветком-корзинкой, который значительно мельче, чем у поповника, едва достигая 3 см в диаметре. Кроме того ромашка имеет множество боковых побегов, на которых, как и на верхушках, располагаются цветы. Листья у лекарственной ромашки не цельные, а перисто-рассеченные, как бы мохнатые. Растёт на более сухих почвах, вплоть до обочин автомобильных и железных дорог, на пустырях.               
Мама правильно говорила: в лекарственных целях используются только сушёные головки, остальные части растения бесполезны. В медицине они используются в качестве отваров и настоек. Хороши как антисептики, болеутоляющие, противовоспалительные, кровоостанавливающие, потогонные и желчегонные средства. В сборах же помогают бороться с многими болезнями. Используются даже в косметике в мазях и экстрактах. Да что я тебе рассказываю, мама приедет намного лучше объяснит. А сейчас покажу аптечную ромашку в натуре.
Я перешёл в большую комнату, окно которой выходило на улицу. Между домом и дорогой располагался полисадник, огороженный забором из штакетника.
-- Вот, смотри между штакетинами на улицу. Видишь белые точки? Это и есть цветы ромашки.
Дочь выбежала из дома, сорвала и принесла растение домой.  – Теперь-то я уж буду точно знать, какая такая из ромашек лекарственная. Ни за что не ошибусь!