Отнять конфету

Алиса Атабиева
  - Он первый отнял у меня конфету!
Мальчики дрались – мама разнимала: одного поставила в один угол, другого... увела за собой.
  - А я? – кричал рассерженный сын из другой комнаты.
  - Потом ты! – крикнула мама строгим голосом.
Через некоторое время она привела заплаканного Серёженьку, поставила в свободный угол и увела Сашу "для разбирательств". Как разбиралась мама? Как научила её соседка.
  - Никогда не ругай их, Ольга Николаевна, когда они вместе, уводи в сторону, чтобы не слышали, как ругает их мама. Почему я сама так делаю? Мать научила. Видела как она сестрёнку ругает, мне обидно стало, что меня ударила, а ей только пригрозила. Потом, когда дети стали взрослыми, стали на мать кричать: "Вон, твоя любимица...". Или: "Ты всегда её покрываешь". Маме горько было это слушать, она сказала: "Если вы такие умные, начните воспитывать своих детей по-другому". "Как?" – спросили мы обе в голос. "А вот как: не ругайте их, даже за простой проступок, когда они вместе – хвалить можете..." Мы совет матери запомнили. Я воспитала по её совету своих детей. Теперь они взрослые. Раз один спросил: "Мама, как ты ругала братишку? Ну, всё-таки?" Я посмеялась: "Я не ругала Коленьку никогда, ведь он маленький, а ты виноват был всегда, говорила: "Когда ты вырастёшь большой, ты поймёшь, что старшим нужен покой, им заниматься надо, а ты можешь пойти в свою комнату и поиграть с игрушкой, я тебе её там положила". Он уходил расстроенный, что к брату нельзя, а ты думал, что я его наказала: так ведь? Вот и благодарят меня дети, что я не рассорила их, когда они были маленькими.
Ольга Николаевна запомнила рассказ соседки и стала следовать её совету. А с конфетой вышло вот какое продолжение. Конфеты раздавали поровну, но один съел их быстрее – именно Серёженька, он был младший и имя его звучало на тон мягче. Саша, Александр, был старше и не "горячился" в поедании конфет, оставлял на потом. И вот, когда это "потом" настало, он достаёт из стола свою конфету и начинает разворачивать на глазах у братишки. Серёженька посчитал себя обделённым и устроил драку. Кто виноват? Выходит – оба, но старший больше: зачем он дразнит младшего брата? Не видел? Другое дело, а если нарочно? Мама разобралась – и то, и другое: братишка надоел, пристаёт – дай это, дай то. Саше не до него, хотя разница в возрасте у них небольшая – всего два года. Мама урезала порции обоим и стала давать ровно столько, сколько они съедали за один раз – ссоры прекратились. Однажды, это было когда дети почти были взрослыми, Александр заканчивал старший класс, из дома исчез старинный сундучок с инкрустацией.
"Так себе безделушка, – сказал бы каждый, увидев её на столе, – что в неё войдёт? Она слишком маленькая". Но это был подарок, подаренный деду мальчиков какой-то дамой. На ней дед так и не женился, но память хранил всю жизнь, а шкатулка-сундучок передалась по наследству сыну. И вот эта драгоценность для покойного дедушки "ушла" со стола в неизвестном направлении. Отец места себе не находил: вещицу хранил как память об отце.
Мальчики стояли вытянувшись во фрунт: отец их отчитывал, сердился, даже топал ногами. Мама, сохраняя спокойствие, вывела обоих, сказав, что сама поговорит и найдёт виновного.
  - Ну, давай, найди сама, – муж сел за письменный стол и принялся читать газету, но пока держал её вверх ногами: волновался.
Разборка была недолгой: краснел только Александр – с него и начала. Увела в другую комнату, Серёже сказала пока тут посидеть, скоро выйдут. Саша сознался сам.
  - Да, мама, это я взял. Видишь ли, у Наташи Метельской были именины, я ей вручил этот подарок. Ты же не против?
Ольга Николаевна была в растерянности.
  - Что ты, Сашенька, это не моя вещь, это подарок, который хранил твой дедушка и передал твоему отцу. Что мы ему скажем, сынок?
  - Я скажу ему сам.
Александр решительно отправился в кабинет отца, теперь он будет говорить только правду.
Отец за дверью пошумел и успокоился, потом позвал всех домочадцев к себе. Расстроенные мама и Серёжа вошли в кабинет, плотно притворив за собой дверь, ожидая продолжения гнева. Однако отец казался успокоенным, он обратился к сыну:
  - Александр, теперь им расскажи, что было на этих именинах.
  - Мама знает, я ей рассказал. Я был приглашён на именины к Наталье Метельской, мы с ней хорошие знакомые, – Серёжа улыбнулся: о романе брата он знал, – я подарил ей этот сундучок, ей он очень понравился. Наташа сказала: "А у меня такой же есть, от бабушки достался, вот... – она принесла сундучок точь-в-точь как мой, – а вот ключик", – показала, а у нашего ключик был потерян, но её подошёл и к нашему замку – Наташа так обрадовалась. Ещё оказалось – на шкатулках были инициалы: на бабушкином сундучке нашего деда, а на нашем – её бабушки. Так выходит, они любили друг друга, так ведь?!
  - Ты правильно сделал, что подарил ей эту вещь, только надо было сказать об этом сразу.
  - Сразу ты бы не дал.
Разговор продолжался до вечера, вспоминали семейные байки, смеялись, грустили. В конце разговора папа сказал:
  - Если любишь, женись, не теряй судьбу как твой дед.
  - А то шкатулка пропадёт, – сказал остроумный Серёжа.
  - Да, чуть не забыл, – добавил папа, – это только после того, как поступишь в университет.
  - Ну вот, испортили праздник, – сострила уже мама.