7. 2 Развитие речи у детей

Лариса Болотова
 «Из множества качеств и признаков предмета или явления, заключённых в слове-понятии, ребёнок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

Процесс формирования понятия начинается у ребёнка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребёнок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

Интеллект  - качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации.

Речь человека может быть сокращенной и развёрнутой как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развёрнутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, представленных языком. Сокращённое речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке.

Лингвистика – языкознание, языковеденье, наука изучающая язык».

                Как происходит процесс формирования речи у детей?

«Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребёнка имеется врождённая потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения».

Звук – колебания – физическое явление, представляющее собой распространение упругих волн в газообразной, жидкой или твёрдой среде.

Фонема – минимальная единица языка (буква?), а звук минимальная единица речи. Фонема относиться к звуку как абстрактная единица к её конкретным проявлениям.

Морфема – это мельчайшая несамостоятельная единица языка (часть слова?). Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столу, стола, на столе). Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень – это значимая часть слова. Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова.

  Слово – Единица языка, служащая для наименования понятий предметов, лиц, действий, состояний признаков, связей, отношений, оценок.

Части слова в русском языке – это приставка, корень, суффикс, окончание. В корне заключено значение слова, приставка и суффикс помогают образовывать новые слова, окончание изменяет форму слова.

                Какое слово было самым первым в написании?


«Данная  теория (научения), однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребёнок осваивает речь.  Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайне мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а так же те моменты в развитии речи ребёнка, которые не имеют аналогов у взрослых, то есть такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребёнка не столько грамматически правильное, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

 Семантические – с вязанные со смыслом, значением.

Автором следующей теории речевого развития является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в её основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным для формирования речи.

Сензитивный – чувствительный, восприимчивый.

В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети».

                Значит, что в человеке происходит помимо физиологического развития и развитие чего-то ещё, даже помимо самого сознания. Это происходит от года до трёх.

«Ещё одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи  зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж.Пиаже). Установлено – и  это  одно из основных исходных положений данной теории, - что первые  высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают.  Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребёнка.

Развитие речи можно рассматривать и с  психолингвистических позиций, в плане становления всё более совершенной структуры речи».

                Как происходит восприятие речи и её превращение в мысль?

«Звуковые сигналы - (распознавание) – фонемы - (соединение в) – морфемы и слова – (соединение в) - предложения и фразы – (мысль, выраженная в словах ) -  внутренняя речь – мысль (чистая).

                Как происходит зарождение мысли и её превращение в слово?

«Мысль (чистая) – (мысль, выраженная в слове) - внутренняя речь – (формирование) - предложения и фразы – (разбивка на) - морфемы и слова – (разбивка на ) - фонемы – (произношение) - звуковые сигналы».

                Под внутренней речью, думаю, следует понимать чистую мысль, выраженную словом. Сам процесс мышления происходит не в мозге. Мозг выступает в роли интерфейса (переводит чистую мысль в слова и формирует предложения, и осуществляет обратный процесс). Как происходит сам процесс мышления? Возможно, как в компьютере, в двоичном коде. Чтобы человек произнёс любое слово, мозг должен определить все звуки  в нём. Где находится программа для этого? В мозге человека, но она должна быть задействована до определенного возраста, иначе человек не сможет говорить. Импульсом для пробуждения этой программы является человеческая речь, вибрации (колебания) определенной частоты.

«Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся всё более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается по вертикали и по горизонтали.

Последнее движение характеризуется расширением возможностей представления мысли в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой речью.

 Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связанная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли идёт в обратном направлении».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немова (стр. 266).