3. 16. 1 Речь ангельская

Лариса Болотова
«234. Ангелы разговаривают между собой совершенно, как и люди на земле, и подобно им  беседуют о различных предметах, как то: о делах домашних и гражданских, о том, что относится к их жизни нравственной и духовной и т.п.; с тем только различием, что они говорят умнее, чем люди, потому что мысль их течёт от более внутреннего источника. …»

                Каким образом это происходит? Человек произносить звуки с помощью гортани. А как это делают ангелы? Получается, что тело их подобно человеческому, с той только разницей, что тела их созданы из эфира, то есть ангелы имеют эфирное тело, способное произносить звуки?

«235. Речь ангельская, равно как и человеческая, состоит из слов и так же звучно произносится и слышится; ибо у ангелов, как и у людей, есть уста, язык и уши,  есть и воздух, в котором звук их речи внятно раздаётся, но этот воздух духовный (эфир?), приспособленный к ангелам как существам духовным: в этом воздухе своём ангелы дышат и посредством дыхания произносят слова точно так, как и люди в земном воздухе своём».

                Получается, что ангелы как люди, только без физического тела?

«236. На всех небесах и для всех ангелов язык один; из какого бы общества они ни были, из близкого или из дальнего, они друг друга понимают; этому языку они не учатся, но он врождён каждому из них, ибо истекает прямо из их любви и мысли.

Общий звук их речи, соответствует их любви, а отдельные сочетания звуков, то есть слова, соответствуют понятиям их мышления, основанным на их любви; а так как речь их соответствует чувству и мысли, то она духовна, ибо, в сущности, она не что иное, как чувство и мысль, облечённые в звук и слово».


                Чем характеризуется звук? Звучанием (особой вибрацией), громкостью и интонацией (чувствами с какими произносится).

«Кто внимательно размышляет, тот знает, что всякое мышление исходит от чувства любви и что отдельные мысли или понятия мышления суть разные образы, в коих проявляется общее чувство; ибо не может существовать ни мыслей, ни понятий без чувства: оно для них жизнь и душа.

Вследствие  этого ангелы по одной речи другого знают, каков он: по общему языку узнают его чувства, а по отдельным звукам или словам узнают его ум; а более мудрые ангелы могут даже из нескольких слов узнать господствующее в ком-нибудь чувство, ибо они на него в особенности обращают внимание своё.

Известное дело, что в каждом человеке любовь его или чувства различны: иное чувство овладевает им, когда он в радости, иное, когда он в горе, иное, когда он кроток и милостив, иное, когда он чистосердечен и правдив, иное, когда он  в состоянии любви и благости, иное, когда он в состоянии ревности или гнева, иное, когда притворчив и лукав, иное, когда он ищет чести и славы, и так  далее; но господствующее чувство или господствующая любовь, остаётся во всех состояниях одна и та же; вследствие чего более мудрые, постигающие качество любви этой по одной речи человека, узнают вместе с тем и всё, относящееся к его состоянию. …»

          То есть, одновременно несколько чувств человек не может испытывать, а только одно господствующее. Запрограммированы ли чувства?

«Язык ангельский не имеет ничего общего с человеческим, земным, разве только в некоторых слова, в звуке которых слышится чувство; но и тут сходство не с самими словами, а только с их звуком. … Что язык ангельский не имеет ничего общего с человеческим земным, это ясно из того, что ангелам невозможно произнести ни одного слова человеческой речи; они пытались это сделать, но не смогли, ибо они могут произносить то, что вполне согласно с их чувствами, а что несогласно, то противно самой жизни их: жизнь их есть жизнь их внутренних чувств (affectionum), и от них истекает и речь их. … первая человеческая речь на нашей земле походила на ангельскую, потому что люди заимствовали её с небес и … в еврейском языке сохранилось несколько такого сходства.

238. Если речь ангельская соответствует чувствам любви их и любовь небесная есть любовь к Господу и любовь к ближнему …, то понятно, сколь речь их изящна и приятна, ибо она поражает не только слух, но и всю внутренность духа (mentis) слушателя. Случилось ангелу говорить с каким-то жестокосердным духом; дух этот до того был тронут речью ангела, что стал плакать, говорить, что не может удержаться, ибо слышит речь самой любви, а что дотоле он никогда не плакал».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 108).