Лёгкий пар иронии

Павел Труханов
Наваждение какое-то. Вот уже без малого полвека подряд, как полоумные, мы залипаем у  экранов в преддверии каждого Нового Года.
Разве не чудо, что у нас столько лет не возникает  рефлекса отрицания на старинное кино «Ирония судьбы или с лёгким паром».
Когда мне лично  совсем невмоготу, я не брезгую принять его, как пилюлю, в любое время суток и  время года, включая июльское  пекло.  И исцеляюсь.
Непостижимо! Этому должно быть хоть какое-то объяснение.
Давно уж терзает меня эта странность. Вот какими мыслями я хочу поделиться с вами.
Сдаётся мне, что секрет этого феномена, как и в случае с таблицей элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, заключается в том, что каждому кадру и каждому сюжету, каждому нерву и звуку в этой ленте  отведено персональное место в пространстве. Эта лента является аналогом  периодической таблицы по системному подходу к расположению отдельных элементов кинематографа.  Ведь кино, это своего рода такой же химический обменный процесс между зрителем и экраном. Тот же валентный принцип сопряжения элементов и распределение элементов по нарастающей массе ядра.
А потрясающая музыка Таривердиева, его песни, запоминающиеся с первого мгновения?
 Его «Снег над Ленинградом» вообще способен сердце остановить! Уж не аналог ли это того самого эфира, удалив который из таблицы Дмитрия Ивановича, кто-то «обезжирил» великое открытие.
 И что мне кажется крайне важным, есть там свободные дырочки для ещё не открытых, новых элементов, для новорождённых мужчин и женщин, для иных надежд и ожиданий, необычных встреч, неожиданных расставаний и ожидаемых любовей, для ещё не открытых признаков человеческого счастья и горя. Это возможность любому зрителю сверить собственный фасон с конфигурацией эталона, в котором совсем нет пошлости. Именно это захватывает и увлекает, на мой взгляд.
Как я не пыжился,  не нашёл фильма, альтернативного этому, с такой же  непостижимой периодичностью просмотра, с такой же тёплой и нежной эмоцией.
А может быть Рязанов, Таривердиев вместе с Брагинским, как и Менделеев – просто коснулись Коренных Таблиц мироздания?
Я могу воспроизвести по памяти с любого места текст  «Иронии» почти дословно. Я знаю, могу сыграть и спеть любую из этих песен без запинки. И нас таких, если не 100%, то полстраны. 
Не потому ли длится это чудо, как дополнительное неотменяемое время года, где стрелки часов каждый год переводятся на полвека назад,  что это кино -  Азбука Нескотского Существования, периодическая таблица лёгкого пара и иронии.
Где всё уместно, всё подогнано без щелей,  как в идеальном кедровом срубе. И что удивляет сегодня?
 Что стоил этот «сруб» государству всего полмиллиона, 500 000 рублей, то есть 89 Жигулей выпуска 1975 года, по цене 5620 за штуку. Расходы на реквизит, да денежное довольствие съемочного коллектива и актёров. Одна квартира, один подъезд, старые черёмушки на общем плане, полбани, салон самолёта, десяток хороших отечественных актёров и одна дорогая импортная, на которую и ушла, как я подозреваю, основная часть бюджета.
Минуло 32 года и в 2007 страна увидела то ли ремейк, то ли кавер или по-новомодному «сиквел», с бюджетом 5 000 000 зелени. Переводить в автомобили мне как-то в падлу. Одно скажу. По канонам рентабельности был резон. «Шедевр» принёс создателям одинадцатикратную моржу. Теперь не важно, что второй раз смотреть это не очень хочется.
Всё же вернёмся к подлиннику.
Просто беда.Туда непрерывно тянет. Хочется жить по соседству, рядом с ними, делать мелкие глупости, влюбляться и размножаться хочется.

В этой связи, о самом тревожном сегодня. Сегодня мы размножаться просто вынуждены.
Боюсь, что Эта война, в самом начале которой мы сегодня находимся – единственный шанс нам выгрести из водоворота того циклопического мирового скотства, в горловину которого нас едва не засосало.



29.09.2023
ПВТ