Движение маздакитов Ирана в борьбе добра со злом

Аникеев Александр Борисович
     Маздакизм (маздекизм; зендицизм) — религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака, сына Бамдада — руководителя маздакитского движения (хотя само учение возникло ещё в конце III века под влиянием распространявшегося соединения разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния разных религий в их историческом развитии). Основателем учения является зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан из города Фесы провинции Фарс, отсюда и другое название этого учения — «зардуштакан».

     В основу маздакизма легли идеи гностиков Карпократа и римлянина Бундоса, переселившегося в Иран в 300 году. Главный постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым и добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, которое развивается от хаоса и беспорядка в жизни людей, и что эта борьба неизбежно завершится победой добра над злом и порядка над хаосом.

     Маздакизм содержал распространённые в ряде сект Ирана и Римской империи идеи о необходимости взаимопомощи и взаимовыручки в социально-экономических взаимоотношениях! При равенстве прав всех граждан перед справедливостью добрых и мудрых законов после того, как они будут приняты объединёнными сторонниками нового общинного движения против распространения зла и стремления к наживе, что разобщает людей и не способствует развитию учения Благой Веры в добро и справедливость.

     Призывая к борьбе за уничтожение разрастающегося социально-экономического неравенства, отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», к насильственному осуществлению «данного богом» всеобщего равенства перед божественной мудростью справедливости и равноправия, маздакизм стал в конце V века идеологией маздакитского движения крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов (начало 490-х годов — конец 520-х годов).

     Маздакитское движение было поддержано царём Сасанидского государства Кавадом I, стремившимся использовать его для ослабления позиций крупной аристократии и зороастрийского жречества. В 488 году шахиншах Кавад I занял трон и в том же году в субботу 21 ноября Маздак начинает проповедь своего учения. При нём сторонники движения заняли важные административные посты, а сам Маздак был назначен на один из высших постов в государстве. Маздакиты стали захватывать имущество знати и передавать его нуждающимся. Несогласные с реформами были объявлены приверженцами зла и подверглись террору со стороны маздакитов.

     После отмены Маздаком в 497 году закона о нерушимости традиционных браков знать устроила заговор и в 499 году свергла Кавада, который был заточён в крепости Анхуш, а иранский трон занял его младший брат Джамасп. Однако Каваду удалось бежать из заточения, после чего он в 501 году вернулся в страну с наёмниками-эфталитами, сместил своего брата Джамаспа и казнил знатных заговорщиков. После возвращения на трон Кавад стал постепенно дистанцироваться от маздакитов, хотя не имел достаточно сил для открытого разрыва.
 
     Опасаясь неограниченной диктатуры маздакитов, знать и зороастрийское духовенство пошли на союз с шахом. На сторону Кавада встало и иранское войско, вернувшееся с победой из Малой Азии. В 528 году во время религиозного диспута Маздак, верхушка его секты, а также большое число рядовых маздакитов были схвачены и зарыты заживо в землю вниз головой. Инициатором этой расправы, во время которой был казнен принявший маздакизм царевич Кавус, старший сын Кавада и наследник престола, был младший сын шаха царевич Хосров Ануширван, при негласной поддержке отца.

     Общины маздакитов некоторое время сохранялись в Иране, Средней Азии, Закавказье вплоть до XIV века. Идеи маздакизма использовались во многих народных движениях средневекового Востока.

     Близкое по теме -

     http://proza.ru/2015/04/22/1042

     http://proza.ru/2023/09/25/945