Дочь адмирала флота

Валерий Раппопорт
 
                Валерий Раппопорт
               

                Ленинград 1967 год.

На самом деле отец главной героини был не адмиралом, а званием чуть пониже – контр- адмиралом.
                ***

У Казанского собора часто собиралась молодёжь. Там было много скамеек, расставленных вокруг красивых клумб с цветами. Здесь же продавали прохладительные напитки и прочие кондитерские изделия.

Однажды (по рассказу моего друга) они шли по Невскому проспекту и, проходя мимо Казанского собора, решили присесть на скамейки.  Был июнь месяц – пора выпускных экзаменов в школах.

Неподалеку от них разместились молодые девушки. От их компании раздавался весёлый смех. Они разглядывали парней, сидевших не далеко от них, а парни, в свою очередь разглядывали их. И там, и там, переговариваясь, все весело смеялись.

Андрей (мой друг) приметил одну стройную девушку с красиво распущенными волосами. Она чем – то отличалась от всех остальных. Но смеялась так заразительно, что её нельзя было не заметить. Она была одета в дорогое платье по тем временам и на плече у неё была красивая сумочка. Но ногах туфли на высоких шпильках.

В той и в другой кампании о чем - то спорили. Вдруг Андрей встаёт и направляется к компании девушек. Подходит к той, что заразительно смеялась и отзывает её в сторону. Он называет своё имя. «Элла» -отвечает она. Андрей продолжает: «Элла, мы с парнями поспорили, что я сейчас подойду к тебе и попрошу тебя пойти со мной в ЗАГС и расписаться». Элла заливисто рассмеялась.

 «Представь себе» - говорила она, что мы с девчонками поспорили о том же самом на тебя, что я пойду и предложу тебе то же самое. «Я уже собиралась вставать и идти к тебе» - закончила она, приподнимаясь и протягивая ему руку. «Красиво» - сказал ей Андрей.
 Он взял Эллу под руку, и подошли к парням. «Мы сейчас уходим и направляемся в ЗАГС расписываться. Соберёмся здесь же через неделю в это же время. Наврём что –нибудь, чтобы нас быстрее расписали. Парни! Уговор дороже денег». Парни загудели, уверяя его, что деньги будут собраны. У Эллы был такой же уговор.

Они удалились в сторону Обводного канала и скрылись. Случайно или не случайно, но паспорта у обоих были.  Подойдя к ЗАГСу, они ещё раз посмотрели друг на друга и, молча, полные решимости, вошли в помещение. Очереди почти не было.
 
Сели, заполнили заявления и, как раз, подошла очередь к работнице ЗАГСа. Женщина  стала говорить им о сроках  регистрации, чтобы они хорошенько подумали. Но Элла сказала, что её отец уходит в дальний поход, что он командующий подводным флотом. Видимо на служащую ЗАГСа это произвело впечатление, и она пригласила их прийти через три дня.
 
Через эти три дня они были расписаны, вообще не зная друг друга. Более того, каждый из них выиграл приличные деньги за пари!!!
В ту пору это была «Золотая молодёжь» Ленинграда.

На этом рассказ о моём друге и его настоящей жене заканчивается. Андрей исчезает из моего поля зрения, я уезжаю к себе в Волгоград.
                ***
Наступил год 1968. Мы с женой и двумя детьми трудились по местам своего распределения: я – на Телецентре, она – на междугородной телефонной станции, двое наших детей учились в школе. Жизнь давно наладилась. Мы жили с женой хорошо и весь двор нашего дома всегда восхищался, когда мы вдвоем и двумя детьми шли вместе домой. Особенно улыбались бабушки, сидевшие на скамейках и одобрительно качавшие головами.  «Какая хорошая семья!» - иногда доносилось нам вслед. Так оно и было.
                ***
В конце августа 1968 года я получаю повестку из Военкомата нашего города: «… Вы призываетесь, как офицер запаса, в кадры Советской армии. Вам в двухдневный срок необходимо явиться в штаб шестой армии ПВО в городе Ленинграде. Да, я окончил институт с военной кафедрой с присвоением мне звания лейтенанта и получил зелёный офицерский билет.

Думаю, почему в кадры? Спросить не у кого. Тем не менее беру билет на самолёт, прощаюсь с женой и детьми и вылетаю в Ленинград. Через день я уже шёл по Невскому проспекту и где-то нужно было повернуть направо. Пришёл, оформился и получил направление в Выборг войсковая часть такая-то.
 Мне ещё предстояло заехать в Гатчину и получить на складе офицерское обмундирование. Делал всё на автомате. Обмундирование привёз к тётке, в то время жившей ещё в Ленинграде. Долго пришивал погоны, знаки различия и много всего ещё.

Через день вышел на Московский проспект уже в форме. Встречающиеся солдаты и патрули отдавали мне честь, я отдавал им тоже. На другой день поездом с Финляндского вокзала выехал в Выборг.

Признаюсь, я не совсем отдавал себе отчёт в том, что я призван в армию. Я не служил срочную службу. Меня не взяли тогда, так как я весил пятьдесят килограмм в восемнадцать лет – блокадник. И тогда врач мне сказал: «Годам к сорока ты только наберёшь полую силу и достаточный вес». Так оно и случилось.
 Первый ребёнок у нас родился в 1963 году. Я не мог пронести его на руках и двести метров, когда нёс его в ясли. Он тогда не хотел идти сам. А тут на комиссии в Выборге сказали, что я абсолютно здоров и к службе годен. А весил я почти столько же.
                ***
Но уже в штабе войсковой части, куда я прибыл из Выборга, я начинал понимать, что тут в игрушки не играют. После доклада командиру части меня направили в гостиницу для офицеров.
 Комната была на двух человек. На одной из кроватей спал мужчина прямо в форме. Когда я вошёл, то удивлению моему не было предела.

Это был Андрей. Да, тот самый Андрей, учившийся со мной в институте и который тогда возле Казанского собора в Ленинграде в 1967 году предложил девушке Элле на спор пойти и расписаться с ним. И они это сделали.

После этого я уехал к себе домой. Я долго ничего не знал о них. И, вот теперь он был передо мной, и нам предстояло служить вместе. Семьи пока оставались дома. Моя – в Волгограде, его – в Ленинграде. У них родилась дочь. Ей был годик.  Началась служба.
                ***
На другой день поздно вечером меня вызывают в штаб и говорят: «Лейтенант, у тебя сломался передатчик на первом радиоцентре, дойди и проверь!». В армии принято отвечать «Есть!». Было уже темно. Андрей сказал, что мы должны ещё принимать присягу и ты можешь не ходить. Но я ответил командиру «Есть». У сержанта своего взвода я попросил нарисовать план как туда дойти.

 Надел плащ - палатку и пошёл.

Зашёл в лес – кромешная тьма. Сердце стучало где –то в пятках. Плащ-палатка шуршала и не давала различать другие звуки. Но я дошёл до станции за три часа. Все передатчики работали. Меня разыграли.
 Обидно было до слёз. Но это была наука.

Через пару месяцев я вообще уже ничего не боялся, ночами идя по этому лесу. Утром командир вызвал меня к себе. «Молодец, лейтенант, я понял, что служить ты будешь хорошо!».  Утром позже мы принимали присягу в штабе.
 Я стал командиром взвода радистов, Андрей – командиром взвода телефонистов. Нужно было проводить занятия с личным составом по технике, по строевой подготовке и всем видам уставов. Построил взвод на плацу. Все команды мои исполнили как нужно. Солдаты и сержанты представлялись по фамилиям.
                ***
Разговорились с Андреем как-то вечером. Они поженились с Эллой. У отца с мамой была шести комнатная квартира. Им предоставили большую комнату. Медовый месяц, несмотря на абсолютное отсутствие встреч, прошёл отлично. И, казалось, что они будут хорошей парой.

 Но не тут –то было. Элла была взрывная, а Андрей был ничуть не хуже. Он никак не мог привыкнуть к этикету завтрака, обеда и ужина. Вестовые матросы в белых перчатках подавали различные блюда, которые нужно было есть различными приборами. Андрей в их комнате бесился, и ждал, когда это кончится. Элла успокаивала его, говоря ему, что он привыкнет.

 Андрей скоро понял, что он попал не в ту семью. Он вырос в простой семье и это ему категорически не подходило. Ссоры возникали каждый день. Андрей в порыве от того, что она не хочет уйти с ним на съёмную квартиру, взрывался, и часто в одних трусах выбегал из подъезда, от которого до Финского залива было сто шагов. «Я пошёл топиться» - кричал он, и, не взирая на людей у дома, шагал в трусах к заливу. Элла бежала за ним. Он, хоть и был слишком простой, но в постели он был королём, и она не хотела бы его потерять просто так.
Так они и жили до повестки из военкомата.
                ***
Наш батальон входил в бригаду ПВО Шестой особой армии ПВО, охранявшей воздушную границу рядом с нейтральной зоной шириной сто пятьдесят километров. Подлетное время до Ленинграда при нарушении границы составляло пять минут. Поэтому наша войсковая часть всегда была в готовности номер один.

Все радары работали день и ночь. Андрей и все офицеры, кроме меня, находились под землёй на командном пункте. А я находился на радиоцентре в десяти километрах в лесу. На ночь заступала другая смена. Офицеров на площадку возил автобус и привозил обратно в часть. Я же шёл туда к себе пешком и возвращался тоже пешком.

На площадке стоял радар дальнего обнаружения «Лена» с большой мощностью в импульсе, несколько высотомеров ПРВ-11, насколько я помню, и система «Алтай» - мощнейший радар по низколетящим целям.

 От этого набора высокочастотной техники лес вокруг был жёлтый, птиц не было. Зрелище было неприглядное. Но люди были под землёй. Большой радар вращался шесть оборотов в минуту, посылая мощный импульс.

Рано утром с норвежских аэродромов взлетали американские и норвежские истребители и следовали курсом на Калининград. Параллельно им взлетали наши истребители с соседнего с нами аэродрома, и следовали вдоль разделительной полосы до самого Калининграда и потом возвращались обратно. На командном пункте все это отслеживалось на экранах мониторов. И так всегда и каждый день. Через мои радиостанции информация о летящих самолётах шла на командный пункт армии.
 Такая была работа.
                ***
Месяца через три меня и Андрея вызвал командир части. «Вот вам трёхкомнатная квартира на две семьи: Тебе –указал на Андрея – одна комната, у вас с женой один ребёнок, а тебе – указал на меня – две комнаты – у вас с женой двое детей. Даю трое суток на перевоз семьи Андрею из Ленинграда, а тебе, указывая на меня, пять суток на перевоз семьи из Волгограда».
Мы взяли под козырёк и пошли в спецчасть выписывать документы и получать деньги. К тому времени мы уже в Выборге сшили парадные формы.

 На другой день с войсковым автобусом мы выехали в Выборг, а далее Андрей уехал в Ленинград, а я в Волгоград.

Я шёл по зимнему Волгограду в новенькой парадной форме. Женщины и девушки засматривались на молодого офицера. Радость моей семьи трудно было передать. Стали собираться. Заказали контейнеры и вызвали родного брата жены, чтобы он пожил в нашей квартире.

В части солдаты разгружали наши контейнеры, детей мы устроили в круглосуточный детский сад в Выборге, а жена устроилась на работу на телефонной станции тоже в Выборге.
Жизнь и служба потекли в установленном порядке.

 И, если у нас с женой всё было нормально, то Эллочка – жена Андрея скоро заскучала. Маленькой Регине шёл второй год, а Эллочка не привыкла возиться с ребёнком – дома родители нанимали ей няню, а она развлекалась по полной.

 Прошло несколько недель и, несмотря на радостные ночные крики Эллы, она сказала Андрею, что уезжает к маме отдохнуть от этой каторги: быть мамой и кухаркой.
 Ругались каждый день. Через несколько дней она с дочкой уехала и вернулась только к Новому году. Её надолго не хватало, и после каждой серьёзной размолвки с мужем она подхватывала дочь и снова уезжала к родителям.
                ***
Весной ближе к маю начались учения войск ПВО всей страны. В это время были сильные грозы.
 В один из дней ударом молнии у меня выбило пять передатчиков, остался один, а у Андрея пробило командный кабель, идущий в штаб армии. Мой передатчик работал без всякого резерва и лампы в нём раскалились.

Я боялся, что это все может взорваться. Об остановке передатчика не могло быть и речи. Приказано было восстанавливать повреждённую аппаратуру самим.

 Я сутками не выходил из КУНГов, паял, спал и питался там же. Андрей с несколькими солдатами ушёл в леса искать повреждение кабеля. Вся информация о нахождении в небе самолётов иностранных и наших шла через мой единственный передатчик. Американские самолёты находились в воздухе круглые сутки, отслеживая наши учения. Наши самолёты также круглые сутки сопровождали иностранцев в небе. Но никто границу не пересекал и провокаций не было.

В один из дней учений над лесом у меня зависли вертолёты. На тросах спускали новые радиостанции и новые КУНГи для них, а также новые антенны.

 День и ночь у меня на площадке работали солдаты из стройбата. Это были солдаты из Киргизии, Казахстана. Они вырубали в лесу новые площадки для строительства нового радиоцентра. Десятые сутки я не был дома. Но радиоцентр был построен и включён.
На пятнадцатый день ученья закончились и в ближайшую субботу в клубе состоялось офицерское совещание.
 Был зачитан приказ Главкома войск ПВО Батицкого П.Ф., в котором говорилось: «Лейтенантов Раппопорта В.И. и Сытника А.В. наградить грамотами Главкома войск ПВО за проявленные мужество и героизм при восстановлении средств связи во время учений и уволить в запас указанных офицеров на полгода ранее установленных сроков. Подписано: Главком войск ПВО Батицкий П.Ф. Май 17 1970 год».

Клуб гудел от удивления. Нас поздравляли и удивлялись.

 Молодые офицеры громко говорили: «Без году неделю прослужили и уже такие награды!». Мы с Андреем ликовали. Мы уезжаем. Служба закончилась.  Мы с семьями ликовали, собирали свои вещи, заказывали контейнеры. Главное для меня было, что мой сын должен был пойти в первый класс в сентябре 1970 года.

 Тем не менее, на протяжении все этой недели нас поздравляли и военные, и гражданские.

В день отъезда возле штаба был выстроен весь батальон и под звуки торжественного марша батальон прошёл мимо нас с Андреем, стоявшими возле командира части. Мы держали руки под козырёк. Чувство гордости переполняло нас. Вышел провожать нас весь военный городок.
                ***
В этом же году Элла развелась с Андреем и вышла замуж за ректора Ленинградского горного института. Она вновь обрела роскошь жизни, достаток денег и развлечений. Дочь воспитывала няня. Родители не жалели денег для избалованной дочери. Элла ездила в собственном автомобиле. Дочь Регина жила с ней.
                ***
Андрей после развода тоже долго не задержался в холостяках. Он женился на молодой армянке, и жили некоторое время на съёмной квартире. Я иногда в командировках заглядывал к ним. Не семья, а просто идиллия.
 Андрей через несколько лет устроился прорабом в компанию по прокладке волоконно-оптических кабелей для телефонии. Это были высокооплачиваемые работы. Он быстро заработал деньги на квартиру, и они с женой в очередной мой приезд уже жили в кооперативной квартире.
В те же семидесятые годы начались первые полёты российских граждан на курорты Египта. Андрей с женой рассказывал мне о них с восхищением. Путёвки тогда достать было очень сложно.
Я ещё несколько раз посещал их, детей у них пока не было. Постепенно наши встречи прекратились.

Январь 2023 год

PS. Я многого здесь не написал. Все, кто хочет прочитать подробности нашей службы во всех деталях и жизненных ситуациях читайте мои произведения «Войсковая часть» Часть1, Часть 2 и Часть 3 здесь же на Прозе. Автор.

Я повторяю это произведение, хотя оно написано недавно  январь 2023 год