Харц майн, тебе так хочется покоя!

Татьяна Латышева
"Ох ты, сердце!" / Еврейская комсомольская – Мужской Русский хор Йельского университета..."

 Сколько НЕСЛУЧАЙНЫХ эпитетов в одном видео, однако!.. МУЖСКОЙ, РУССКИЙ, КОМСОМОЛЬСКАЯ, ЕВРЕЙСКАЯ!... Нет тут часом профессоров-выпускников Йельского универа?..

 А для тех, кто не в курсе: "Композиция, состоящая из двух песен, «Ох ты, сердце» и «Еврейская комсомольская» (муз. И. Дунаевского, ст. В. Волженина), написанных к к/ф 1936 года «Искатели счастья», исполнена Русским хором Йельского университета на юбилейном концерте, посвященном празднованию 65-летия хора. В состав хора вошли студенты и выпускники разных лет

Аранжировка Дениса Мицкевича, дирижера-основателя Русского хора Йельского университета.
Дирижер: Джон Стюарт

https://www.youtube.com/watch?v=9oIsj2lH-6M


... Про еврейское СЧАСТЬЕ... В День Сердца, в канун праздника Суккот. А там и День комсомола не за горами!  Впрочем, жить в палатках и шалашах  не привыкать, нам, туристам (позавчера как раз был -  Всемирный день...) и евреЯм славянского розлива. Кстати, про "розлив" и "Разлив"...
  Однако опасаюсь - не из цензурных соображений: щас у всех такое воспаленное воображение, смешная обидчивость, "ч.ю." притупилось", как одна барышня  из нашей школы на себя наговаривает. Раньше эта шутка (про Ильича в Разливе и шалаш - "За что я люблю праздник  Суккот") за милую душу воспринималась, независимо от политических- идеологических и проч. взглядов.

Прям  как по заказу видео! Оно у меня давно было, и  писала - и  про фильм, и про Ейльский хор... На разных "площадках". Ну хоть разорвись Саре-Акулине с комсомольским костром в...! -  Слоган дня в альбоме у меня сегодня был от Макса Фрая: "Все через жопу, зато от сердца!".. Впрочем, "сейчас не об этом!.." Хотя и о том не раз писалось...
 
«Искатели счастья»
Другие названия
"Евреи в Биробиджане"
"Семья"
Год
1936
Страна
СССР

 Еврейская комсомольская
музыка И. Дунаевский слова В.Волженин
=============================================
На рыбалке у реки тянут сети рыбаки,
На откосе плещет рыба, словно глыба серебра,
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.

Над рекою, под водой плавал месяц молодой,
Не меня ли ты ласкала, называла "Милый мой".
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.

На рыбалке у реки тянут сети рыбаки,
Тянут, песни распевая, а милая не со мной,
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.
Больше дела, меньше слов, нынче выпал нам улов,
Будет селам и столицам вдоволь рыбы, е-о-о.

ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
муз.И.Дунаевский, сл.В.Волженин

Ох, ты сердце,
Ох, ты девичье,
Не видать мне с тобой покою!
Пел недаром за рекою,
За рекою соловей
Приходи вечор, любимый,
Приходи и обогрей.
Пел недаром за рекою,
За рекою соловей

Ох ты ночка,
Ночка темная,
Разгони ты печаль -заботу,
А на зорьке за работу,
За работу веселей.
Приходи вечор, любимый,
Приголубь и обогрей.
А на зорьке за работу,
За работу веселей!

 Мне еще очень это "йо"! нравится. "Прям в душу" - в СЕРДЦЕ, -  как говорила одна знакомая про мои опусы, -  заглянули."

 И слова-то, рифмы какие все: "соловей", "обогрей"!.."Работу-заботу"!

Ё-о-о!...("...хо-хохо! и бутылка рому"!...)
С сайта "Кино-Театр." Комментарии...

 - "С удовольствием посмотрела! В молодости как-то не пошел,тогда хотелось чего-то шпионского, детективного, комедии веселой. А сейчас-самое  то. Смотрите,очень уютный и добрый фильм!.."

 -"Выдающийся фильм, и юмор, и мудрость, и любовь, и жизнь. А как актёры играют естественно, от души, смотришь и веришь. Идеологию даже не беру в голову при просмотре таких старых фильмов. Но это настоящая художественная кинокартина сделанная мастерами."

-"Пиня, конечно, тот еще фрукт, но как-то не вызывает никакой симпатии и  правильно идеологически подкованный советский человек Лева, сразу несущий бутылку "куда следует"."
 
 Каменоградский:

 - "Хороший фильм, с множеством контрастов, каламбуроёмкий, музыкальный, с добродушной атмосфЭрой.
Первый контраст - фильм с еврейской тематикой снят режиссёром не еврейских корней, хотя и при консультировании Соломона Михоэлса (что указано в титрах).
Далее, евреи, да ещё и из кап.забугорья, едут искать счастья в глуши соц.строительства. И таки находят его.
По сюжету, лирические отношения возникают между представителями разных народов, и опять же, складываются ровно.
Мария Блюменталь-Тамарина (тётя Двойра) здесь уже во всей красе звукового кино представлена."

- "Николай Вальяно (Лева) понравился, этакий оптимист, мудрослов. Хорошо, что его персонаж выжил после приступа Пининой золотой лихорадки. Итого, финал стал не грустнючим, а вполне оптимистическим. Пиня, видать, через некоторый срок присоединиться к колхозникам, уже имея рабочую специальность.
За музыку (простите за мой одесский) отдельная песня, таки сам Исаак Дунаевский приложил свой талант."


- "И еще цитата:"Тетя Двойра, я так люблю Вашу внучку. А зачем Вы мне это говорите? Скажите ей".



 И ПРОФИ -  Анатолий Козак («Берегите женщин» (1981); 2. «Макар-следопыт» (1984); 3. «Джек Восьмёркин – «американец» (1986); 4. «Собака, которая умела петь» (1991), сценарист,  кинодраматург, писатель, публицист, фронтовик - о том  фильме:

....

НЕ ТОЛЬКО ОДЕССКИЙ ПАРАДОКС....

   "...Надо отметить, на мой взгляд, очень значимую деталь: «Искатели счастья» смотрели не только евреи, фильм сводил с ума всех – русских, украинцев, молдаван, немцев, которых в городе и особенно в его окрестностях было немало, – всю разноплеменную Одессу. Я не помню ни одного одессита, который отозвался бы непочтительно о фильме и его персонажах, и герои биробиджанской истории буквально вошли в одесскую жизнь. Помню, в школе у нас был мальчишка-украинец, которого после этой картины прозвали «Пиня», а к моей соседке по лестничной площадке пристало прозвище «тетя Двойра». Словом, эта уникальная в своем роде комедия явилась прекрасным интернациональным призывом к еще большему объединению всех рас и народов, населявших тогда СССР. В конце концов, в этом не было ничего странного: Одесса вообще в те годы не знала словечка «жид», более того, смешанные браки отошедших от иудейских традиций евреев с христианами стали повальным явлением. Я прекрасно помню деревни под Одессой, где украинцы, жившие бок о бок с евреями, свободно говорили на идише.

Но парадокс не в этом. Всего-навсего пять лет спустя не обожаемого артиста, блестяще сыгравшего роль в прославленном фильме, а одесских евреев погнали по Ришельевской улице в сторону вокзала – в концлагерь. Вдоль всей улицы стояли, как это бывало во время демонстраций, те, кому жить при гитлеровцах было разрешено, и наблюдали, как их соседей гонят неведомо куда...

Жалкие, насмерть перепуганные еврейские женщины тянули за руку ребятишек, узелки с пожитками мешали крепче удерживать детей, поддерживать стариков; некоторые своих больных, немощных родичей волокли на матрасах...

После войны мне рассказывали, что некоторые из зрителей срывали с евреек кто шаль, кто кофточку, приговаривая: «Не обижайся, Сар-рочка, тебе это все равно уже не пригодится!» А ведь совсем недавно и те и другие вместе смотрели «Искателей счастья» и смеялись, и плакали сообща, искренне переживая все перипетии еврейской киноистории... Уверен, среди самых отъявленных негодяев-карателей, добровольно записавшихся в подручные оккупантам, были и те самые немцы-колонисты из пригородных сел, которым так полюбились песенки Исаака Дунаевского...

Как это совместить, как осознать?..

Но если б такое было только в Одессе!

Разве киевляне не провожали своих евреев свистом и улюлюканьем в Бабий Яр?..

Размышляя над этим фактом, я снова утверждаюсь в мысли, что значение воспитательной роли искусства сильно преувеличено. И в то же время я глубочайше убежден, что мои сверстники, ребята с нашего двора, тысячи и тысячи солдат, погибая в Великую Отечественную, сохраняли в душе прекрасные образы нашего кинематографа, среди которых были те евреи, ищущие счастья в таежных поселках Биробиджана...

 Между прочим, картину поставил русский режиссер, хотя многим евреям в те годы хотелось думать, что ее, конечно же, создал их соплеменник. Сегодня с колоссальным опозданием мы, евреи, должны низко поклониться Владимиру Владимировичу Корш-Саблину за его творческий подвиг. Я не оговорился: постановка еврейской картины в те времена – это был подвиг! Более того, режиссер всегда утверждал, что работа над «Искателями» была самой радостной в его творческой биографии, и он всегда считал, что это одна из его удач.

Я не случайно подчеркиваю «нееврейство» Корш-Саблина. История мирового кино насчитывает сотни фильмов на еврейскую тему. Трагедии еврейского народа в годы гитлеризма, борьбе евреев за создание Израиля и обороне государства посвящены картины выдающихся американских, немецких, венгерских, французских, английских мастеров. Но всех этих людей при всей разномасштабности их таланта отличает один общий признак: все они – евреи. Среди неевреев, взявшихся за «еврейскую тему» в зарубежном кино, известен только один человек – поляк Анджей Вайда, создавший фильм о подвиге доктора Януша Корчака. У нас такой белой вороной был Корш-Саблин.

Что подвигло режиссера заняться этой картиной, ни в его интервью, ни в исследованиях киноведов так и не рассказано. Проще всего списать все на «социальный заказ»: нужен был такой пропагандистский фильм, агитка о дружбе народов, и Корш взялся за эту задачу. Но почему он, а не Пырьев, Пудовкин, Александров?.. И «взяться» еще не значит справиться. Надо еще отлично знать народ, о котором ведешь рассказ, чувствовать всю гамму его души, ее нюансы, в конце концов, обладать тончайшим вкусом, чтобы в чем-то не переборщить, не сбиться на шарж, пародию, к которым евреи особенно чувствительны...

Я думаю, читателю будет интересно узнать, что дедом Владимира Владимировича был Федор Адамович Корш – известный русский театральный деятель, антрепренер, создавший некогда в Москве частный драматический театр, вошедший в историю как «Театр Корша»..."


...Остановлюсь. Канун Суккота и Шабат, однако. А про сукку(не то , что кому-то подумалось в перый раз)...

Вот думаю: палатку на балконе поставить, или моя лоджия без стекол ("профессора" предыдущие вырезали  и  при том торговались: "дай миллион, дай миллион"! -  куда нам евреЯм до тех "нейльских"!)-  и без того за нее(сукку) сойдет. Только украсить ветками какими-то нужно б.

"Сукка; — крытое ветвями временное жилище, в котором, согласно библейскому предписанию, евреи обязаны провести праздник Суккот."

Эк, меня понесло, "документалистку фигову"... Песнями на идише и иврите "в тему",  заглушая телефонные взвизги "труженниц тыла" под балконом - из соседнего магАзина... Пока меня не погромили среди березок Средней полосы... Желающих - дофига, далеко ходить не надо.

"harz meyn ir viln shlum azoy fil!" - Павел Дворкин поет то знаменитое танго на идиш. А это мой вольный перевод...

Хаг Сукккос Самеах, однако!

29.09.23. Бабье лето. Тишрей 5784-й.