Мухаммад ал-Мушкури - мушкурский богослов и поэт

Али Албанви
Мухаммад ал-Мушкури — мушкурский богослов и поэт [1652]

Мухаммад б. Малла Гулмир б. ал-‘Адил ал-Мушкури [аш-Ширвани] [тур. ;eyh Muhammed b. Molla G;lmir b. Adil M;sk;ri, ум. после 1063 г. х. /01.12.1652–20.11.1653] — южнодагестанский богослов и поэт. Переписчик сочинения за авторством Са‘д Аллаха ал-Барда‘и (тур. Mevlana Sadullah Berde;), в 1063 году по хиджре [01.12.1652–20.11.1653], в деревне Шайх Мансур (тур. ;eyh Mansur) для богослова Саййида Мухаммад-‘Амина (тур. Seyyid Muhammed Emin).

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-МУШКУРИ (азерб. el-M;sk;ri; el-M;sk;r;; M;skurl;; анг. Miuskiuri), АЛ-МУСКУРИ, АЛ-МУЬШКУЬРВИ (лезг. МУЬШКУЬР) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к исторической области Мюшкюр (Маскутк — в армянских источниках VII в.; ал-Маскат; ал-Маскут — в арабских раннесредневековых источниках IX–X вв.; ал-Мушкур — в Средвековье; совр. рус. Мюшкюр; лезг. Муьшкуьр); историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана и современного Северного Азербайджана. Соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент. Мушкур описан у И. Гербера как округ, населенный суннитами, говорящими по-тюркски. Между тем при описании событий 1711 г. ал-Хаджжи Давуд везде именуется лезгином, даже «лезгинским владетелем», его родное село Дедели фигурирует как лезгинское (как и окрестные села). Остается предположить, что между 1711 и 1727 гг. Мушкур пережил значительные перемены – с этим согласуется выше сообщение И. Гербера о том, что после 1724 г. ал-Хаджжи Давуд «перегнал» значительную часть жителей приморской равнины в Кабалу и Агдаш. О Мушкуре же И. Гербер сообщает: «Уезд невеликий... а через мятежников ныне, которые обитателей мушкурских частию в Шемаху и в другие места увезли, а частию убили и разогнали...». Примерно то же говорит он о судьбе жителей Шабрана и Бермека. Позже существовал Мушкюрский участок (магал), который по-видимому делился в то время на две части: Мушкюр Кубинский (южная половина;) и Мушкюр Дербентский (северная поло­вина, куда как часть входил и Карблухский район). Известно также о существовании ранее н. п. под названием «Miuskurly-Molla-Gadi [M;skurl;]».

АЛ-БАРДА‘И (азерб. el-Berda;; ;l-B;rd;i; el-Berde;; el-Berdei) — нисба «ал-Барда‘и» может говорить нам об отношении богослова к городу Барда (азерб. B;rd;, ныне город, центр Бардинского района Азербайджана), «название одного аула в провинции ал-Аррана». Биографический материал позволяет утверждать, что в IX–Х вв. в Арране сложились центры арабо-мусульманской образованности, в которых были представлены как традиционалисты (мухаддисы и законоведы), так и адибы. Арранские города, в первую очередь Барда’а, в этот период вступили в интенсивные сношения с культурными центрами Халифата. Среди всех биографических материалов, как по количеству упоминаемых жизнеописаний, так и по значимости отдельных персонажей первое место занимает столица Аррана — Барда’а. эта информация позволяет нам утверждать, что к середине Х в. Барда’а превратилась в самый крупный центр арабо-мусульманской образованности в пределах всех кавказских владений Халифата. Анализ сведений о принадлежности к определенной юридической школе показывает, что как в городе, так и во всем регионе преобладали сторонники аш-Шафи’и. Угасание Барда’а как Центра мусульманской учености вследствие разрушения города русами в 332/943 г. и дальнейшая эмиграция образованных лиц в центральные области и Мавараннахр, крайне негативно сказались на развитии духовной и культурной жизни мусульманской общины в Арране. В XI–XIII вв. мало сведений о выходцах из Барда’а, в то же время преобладают сведения об учёных, выходцах из Гянджи, к которому в этот период перешло главенство в политической, социально-экономической и духовной жизни Аррана. Известны имена ученых из Барда’а, которые в начале IX в. посетили страны халифата для продолжения своего образования, а после завершения обучения занимались преподаванием хадисов и фикха в родном городе и за его пределами. Некоторые из них стали известны как авторы произведений. Кроме Барда’а (значительно меньшим числом), в биографических сводках обнаружена информация о выходцах из Гянджи, Кабалы и Варсана.

Литература

1. Саидов З.А. Арабские биографические словари как источники по истории ислама и арабо-мусульманской культуры на Восточном Кавказе в VII–XIII вв. 07.00.06 история, источниковедение и специальные исторические дисциплины. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Киев–2007.

2. Kamran Abdullayev. ;eyh Muhammed b. Molla G;lmir b. Adil M;sk;ri [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.facebook.com/kamran.abdullah.980, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.09.2023). — Яз. тур.

3. The 1820 Russian Survey of the Khanate of Shirvan. A Primary Source on the Demography and Economy of an Iranian Province prior to its Annexation by Russia. Annotated Translation from the original 1867 Edition with an Introduction, Explanatory Remarks and Appendix by George A. Bournoutian. Gibb Memorial Trust. 2016.