Какую должность при османах занимал Давуд ал-Мушку

Али Албанви
Какую должность при османах занимал Давуд ал-Мушкури?

Важной, ранее неисследованной частью биографии правителя Ширвана Давуд-хана ал-Мушкури, являлась причина его [Давуд-хана] непосредственной «подчинённости» османскому визирю Мустафа-паше. Ответ на этот вопрос мы находим в сочинении «Каиме», ‘Али-бея Бадр ад-дин-заде. Известно, что ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде был чиновником высшего ранга административной единицы Зарушад Карской провинции Османской империи. Его сочинение «Каиме» (тур. «Повествование») — это сведения о Персидском государстве, подготовленные по поручению Высшего совета [Диван] Османской империи.

«Наконец, в [I]132 году, в пятнадцатый день благословенного месяца реджеб, в ночь благопожелания [23—24 мая 1720 г.] они захватили крепость Шемаху [арестовали] правителя области Хусейн-хана, убили его детей и родственников, полностью ограбили в упомянутом городе постоялые дворы, рынки, дома, дворцы, имущества местных жителей, купцов и торговцев. В упомянутом эялете, в такой же степени обширной, как [эялет] Эрзерум и подведомственные [ему земли], [Сурхай Мустафа-бей Кумыклы и Уцмий Ахмед, султан] не пощадили просящих помилования ши’итов и искоренили их род.

А община суннитов хоть и представлена лезгинами, выбрала каим-макамом Эльхадж Давуд-бея, который с давних пор постоянно проживает в нахийа Мюскур, находящегося в районе пристани Ниязова. Лезгинские беи же [после выбора каим-макама] вернулись со своими людьми в свои края. И поныне упомянутый Давуд-хан является владыкой Ширвана и правит знатными людьми Джара, а купцы и торговцы, будучи в период его правления в спокойствии и безопасности, идут туда и обратно [т. е занимаются торговлей]».

Из приведённого отрывка становится ясно какую должность по представлениям османов занимал Давуд-хан ал-Мушкури, в тексте говорится о «каим-макаме». В свою очередь, должность «каим-макам» в Османской империи подразумевала государственного сановника [крупный чиновник], который исполнял в т. ч. обязанности великого визира, находящегося в действующей армии. Здесь же автор «Кайме» применил этот термин к ал-Хаджжи Давуду, видимо, с учётом событий более позднего времени, когда в 1722 г. Ширван во главе с ал-Хаджжи Давудом был принят в Османский протекторат.

Давуд-хан ал-Мушкури, получивший от османского султана Ахмада III (1703–1730 г.) титул «трёхбунчужного паши», должность «бейлербея» [букв. «бек всех беков»], становился, таким образом, исполнителем решений Дивана (Совета), возглавляемого великим визирем. Если добавить, что в Османской империи в XVI–XVIII вв., в соответствии с традициями управления страной, бейлербей эялета (провинции) рассматривался, как глава местного аппарата управления, выполнявший поручения великого визира, и одновременно, отчитывающийся перед великим визирем о проделанной работе, то, бесспорно, что бейлербей был помощником великого визира в эялете, именно в значении «помощника» великого визира употребил ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде слово «каим-макам» применительно к ал-Хаджжи Давуду.

Таким образом Давуд-хан ал-Мушкури в лезгинском Ширване фактически был «каим-макам» — «беглярбек [бейлербей] эялета» (букв. «глава провинции или области»), «глава местного аппарата управления», отчитывающийся перед великим визирем, т. е. перед главным министром султана Османской империи.

Автор: ‘Али Албанви

Литература / источники

1. «Кайме» Бедреддинзаде Али Бея [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/hCLSm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.09.2023). — Яз. рус.