Осада Дербента Давуд-ханом ал-Мушкури в 1722 году

Али Албанви
Осада Дербента Давуд-ханом ал-Мушкури в 1722 году

В течение четырех недель [с июля по август 1722 года], русской армией была занята территория от Аграханского залива до р. Милюкент [ныне река Рубас] за Дербентом. Столь быстрое её продвижение объяснялось не только многочисленностью, боеспособностью и оперативностью предпринимаемых командованием мер, но и феодальным разбоем, политическими неурядицами, произволом коррумпированной шахской администрации, царившими в державе Сефевидов. Казалось, что обстановка как бы способствовала дальнейшему победному продвижению российской армии. Однако гибель в бурю на Каспии флота с провиантом и артиллерией внесла свои жесткие коррективы в судьбу предпринятой Россией внешнеполитической акции.

В срочно построенных с юга и с севера от Дербента укреплениях и в самом городе были оставлены гарнизоны, а главные силы армии 6 сентября 1722 г. повернули обратно вслед за императором, выступившим днём ранее. Отход императора послужил как бы сигналом для всех недовольных появлением и действиями императорских войск в регионе и показал, как быстро может меняться ситуация на Кавказе, где только что горская элита «все вели себя смирно» и демонстрировала «приятность». Со всех сторон начались нападения горских владетелей на Дербент, город напоминал в буквальном смысле осажденную крепость.

20 сентября 1722 г. дербентский комендант полковник А.Т. Юнгер докладывал кабинет-секретарю А.В. Макарову, что отряды Давуд-бека ал-Мушкури, уцмия Кайтага Ахмада ал-Кайтаки, Сурхай-хана ал-Газигумуки и Султан Махмуда ал-Утамыши три дня подряд атаковали ретранжемент [ретраншемент] на реке Дарваг-чай «и сего сентября 19 дня нападение неприятельское было сильное, что уже и во рву наших побито многих».

Дагестанские отряды неоднократно подходили к Дербенту со своими отрядами и производили нападения на город, но успеха не имели. Вот как об этом писал дербентский наиб Пётру I 27 сентября 1722 г.:

«Доношу вашему императорскому величеству, что по возвращении вашего величества отсюда построенную по указу вашего величества крепость на реке Дарбаге изменник уцмий, собравшись по имевшем бою, взял и пред тою крепость найдено убитых три человека, а прочие все убиты в городе, только спаслось три человека, которые выехали прежде той баталии, и хотя было мы по совету с полковником и собрались к ним на помочь, но получив ведомость, что уже оная крепость от изменников взята, о чем я и напредь сего вашему императорскому величеству доносил, а которая крепость на Рубасе и к той собравшись майсум через три дня приступал и бился, в которой баталии человек с четыре из казаков убили и восемь человек из солдат ранили, а неприятелей побили очень много и как мы слышали, что Дауд-бек собравшись многолюдством намерен к тому городу приступать, о чем я тако ж вашему величеству доносил».

С 23 по 27 октября 1722 года Давуд-бек ал-Мушкури и уцмий Ахмад ал-Кайтаки держали в блокаде город Дербент, который защищал гарнизон численностью в «1500 солдат и 300 малороссийских казаков», занятый русскими ранее в ходе Персидского похода. Посланец ал-Хаджжи Давуд-хана ал-Мушкури убеждал коменданта полковника А.Т. Юнгера сдать город, поскольку, по его словам, в штурме участвуют более ста тысяч горцев, «а ежели не отдадите, то возмем сильно и вас всех вырубим». На самом деле, как удалось установить [по архивным документам] дагестанскому исследователю Ш.А. Магарамову, их численность была около двух тысяч. Отряды горцев, так и не решившись на штурм город, отступили. При этом были уничтожены сады и огороды дербентцев, расположенные за южной городской оборонительной стеной. Отступление отрядов Давуд-хана ал-Мушкури было связано с неустойчивостью их положения в лагере и мятежом в столице повстанцев.

Нередко от набегов горских отрядов страдали и горожане, выходившие за городские оборонительные стены на полевые работы на расположенных поблизости земельных наделах. Не только солдатам, но и «дербенским жителям из города выходить нельзя, разве для дров на гору с ружьем, и то собрався многолюдством», — докладывал 15 октября 1722 г. комендант города А.Т. Юнгер генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину. В ответ дербентский комендант А.Т. Юнгер также организовывал походы отрядов драгун и казаков в близлежащие к Дербенту владения, откуда неоднократно совершались нападения горцев на город. Прибывший из деревни Нюгди в Дербент армянин Афанасий Неязов [Ниязов] доносил, что Давуд-хана ал-Мушкури стоит со своим отрядом в деревне Хачмас, которая расположена на расстоянии в день езды от города, и «которые войска были с ним на приступе у Дербеня, сказывали ему, Даут-беку, что служили мы тебе три года, а жалованья нам от тебя нет и разошлись де все по домам».

17 ноября 1722 года сын уцмия Кайтагского, «подъехав к Дербенту, побил на пашне дербентских жителей до смерти 4 человек, ранили двух, в полон [плен] взяли 2». Тем не менее, Пётр I отметил храбрость коменданта А.Т. Юнгера и находившегося в его подчинении гарнизона в распоряжении о выдаче его жене 100 рублей.

Нападения российских войск на антироссийски настроенных дагестанских владетелей были введены в систему. Император Пётр I обязал генерал-лейтенанта М.А. Матюшкина действовать силами Дербентского гарнизона против непокорных горских владетелей, и при этом надлежало разорять их владения. Как отмечал комендант А.Т. Юнгер в письме от 13 ноября 1722 г. генерал-адмиралу Ф.А. Апраксину, не оставались в стороне и дербентцы:

«Сего ноября 9 дня ездили из Дербеня жители сто тритцать человек конницы к реке Миликент и которой стоят караул от даутбекова войска с 400 человек, оной дербенцы розбили, и скотины всякой мелкой Даут бекова владения у мужиков отогнали с 3000, и побили до смерти даутбековых людей 6 человек, да ранили 11, а когда приехали в Дербент привезли с собою 4 головы отрубленных, а дербенцов ранено 2 человека».

3 и 5 января 1723 г. дербентские жители в отместку за нападение людей уцмия на дербентцев ездили в уцмийские деревни, откуда угнали скот, а 8 января «привезли две головы отрубленные, в том числе одна голова племянника уцмия, также и скотины с 700» голов.

29 января 1723 г. жители Дербента численностью в 200 человек во главе с неким Имамсеем ночью пришли к деревне Горчах [вероятно, ныне село Карчаг в Сулейман-Стальском районе Республики Дагестан] за рекой Милюкент [ныне река Рубас-чай] и рано утром с пастбищ угнали стадо овец местных жителей. После чего за дербентцами началась погоня, в которой участвовал и старшина той деревни Имамгулов. Дербентцам удалось отбить атаку преследователей, вступив в бой с саблями. Когда дербентцы подошли к деревне Марага в Табасаране, им преградил путь со своими людьми некий Аслан, чтобы вернуть награбленное имущество жителям деревни Горчах. «Тогда дербенцы бросились с саблями и помянутого Аслана прежде всех срубили. И голову отрубя, взяли с собою. Потом долго была у них та стрельба». В конце концов, дербентцы отбились от преследователей и привезли с собой в город стадо овец и 12 отрубленных голов преследователей. По указу командующего Низовым корпусом генерала М.А. Матюшкина дербентский комендант А.Т. Юнгер в последующем организовывал походы отрядов драгун и казаков в 1 тыс. человек с офицерами в близлежащие от Дербента владения, откуда неоднократно совершались нападения горцев на город.

15 сентября 1723 г. была разорена деревня Митаги. Комендант А.Т. Юнгер вначале предложил жителям сдаться без боя, но те отказались. 10 июля 1725 г. крупный отряд драгун, казаков, армян, грузин и дербентской конницы численностью около 2 тыс. человек во главе с полковником фон Лукеем предпринял поход против «бунтовской» деревни Марага. Устрашенные жители начали просить прощение. Полковник фон Лукей получил письмо от них с заверением, «что, будучи во оной деревне от моей команды обиды им никакой не учинено», и решено было вернуть жителям угнанный у них дербентцами, армянами и грузинами скот.

О бригадире [звание выше полковника и ниже генерал-майора] фон Лукее известно немного, с 18 марта 1728 г. по январь 1729 г. [по новому стилю] он занимал должность военного коменданта Дербента, и в этой должности подавлял различные вылазки горцев-лезгин в регионе. Известно, что отряд подполковника фон Лукея [состоящий из 900 солдат, 470 казаков, 300 дербентских конников и столько же пеших армян, и грузин, всего 1885 человек] в 1725 году отобрал захваченный скот, ограбил и сжег деревню Марага [ныне село в Табасаранском районе Дагестана]. Устрашенные жители «били челом» — полковник получил от них письмо с заверением, «что, будучи во оной деревне, от моей команды обиды им никакой не учинено». Потери отряда Лукея составляли семь раненых; со стороны противника в деревне насчитали 15 погибших, и ещё шесть человек были сожжены в домах.

«В начале 1725 г. шамхал Абдул-Гирей, восстав против России, прервал на время сообщение Дербента с крепостью Св. Креста. В начале того же года подполковник Лукей с отрядом в 1885 чел. совершил из Дербента за нападение на жителей его экспедицию против деревни Мараги, которая была сожжена и жители обращены в бегство».

Этот же эпизод у другого современного исследователя приводится в следующей хронологии:

«10 июля 1725 г. крупный отряд драгунов, казаков, армян, грузин и дербентской конницы численностью около 2 тыс. человек во главе с полковником фон Лукеем предпринял поход против «бунтовской» деревни Марага. Устрашенные жители начали просить пощады. Полковник фон Лукей получил от них письмо с заверением, об их лояльности российской власти. Решено было вернуть жителям угнанный у них дербентцами, армянами и грузинами скот».

Далее, историк Е.А. Козубский нам сообщает, что полковник фон Лукей был убит лезгинами в 1732 году [по другим данным в 1728 году]:

«В октябре 1728 г. уже полковник Лукей: ходил опять в экспедицию против курелов, на р. Самур, и покорил большую часть их; но в 1732 г. бригадир Лукей был убит курелами на пути между Низабадом и Дербентом».

Как правило, часть дагестанских владетелей не хотела мириться с присутствием российских войск в Дербенте, но, стремясь изгнать их оттуда, встречало ответные жесткие действия регулярных войск и мобильных иррегулярных казачьих и калмыцких подразделений. Следует отметить, что в походных условиях карательных экспедиций, направленных «для поиску и разорения» мятежников, реквизиции, а то и явное мародерство были явлением обычным.

В апреле 1725 г. командование и Низовой корпус «с великой горестию» узнали о смерти Петра I и принесли присягу его наследнице Екатерине I. Видимо, известие о смерти могущественного императора породило надежды на уход российской армии из региона. Как заявлял [достаточно категорично] шамхал Адиль-Гирей, «писал де я к генералу в крепость Святого Креста, чтоб он мой заклад на сто тысяч, которой у него обретается отдал, также и оманатчиков моих двух человек отдал же, а сам бы он генерал с войском отсюда пошел в свою сторону, а ежели он итти не смеет, то я ево провожу до самых Терек, как и сюды их привел, так и выведу…».

В Петербурге, узнав о «великих беспокойствах» в Западном Прикаспии, предприняли срочные меры, и к сентябрю 1725 г. русское командование располагало на юге внушительными силами. В общей сложности там находилось 30-тысячное войско. Однако нападения дагестанских отрядов на российские укрепления и казачьи городки продолжались. После безрезультатных увещеваний было решено приступить к карательным действиям «над супротивными и недоброжелательными ко империи Российской». В карательную экспедицию против шамхала Адиль-Гирея отправились команды во главе с генерал-майорами Г.С. Кропотовым и В.П. Шереметьевым в составе 11,5 тыс. чел., в том числе 7 421 «пригодных для отражения набегов и «поисков» трудноуловимого неприятеля казаков и калмыков». Поход продолжался с 27 сентября по 13 октября 1725 г.

По возвращении Матюшкин рапортовал об успехе: его подчиненные отразили неприятельские атаки, разорили и сожгли 20 деревень с 5 640 дворами, «а сверх того в разных местах сожжено дворов, а по басурманскому названию кутанов, где пригонялась скотина, а именно 1 000, мельниц 400. Под Тарками на море созжено полубусков — 2, лодок больших — 5, всего судов — 7». И тем не менее, горцы не только обороняли свои селения, но и крупными силами оказывали карателям упорное сопротивление, а то и сами переходили в атаку. Но все же поход не достиг главной цели — через три недели относительного спокойствия горцы опять стали нападать на караулы у крепостей.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Исторія города Дербента. Составилъ Е.И. Козубскiй, д;йствительный члень;секретарь Дагестанскаго статистическаго комитета. Съ рисунками. Темиръ;Ханъ;Шура. «Русская типографія» В.М. Сорокина. 1906. С. 85.

2. Исторія города Дербента. Составилъ Е.И. Козубскiй. С. 175. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33mq7Q, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2023). — Яз. рус.

3. Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722–1735) / И.В. Курукин. — М.: Квадрига; Объединенная редакция МВД России, 2010. С. 143; 178.

4. Магарамов Ш.А., Асваров Н.А. Дагестан в политике Российской империи в первой трети XVIII в. С. 18–19. // Вестник Дагестанского государственного университета Серия 2. Гуманитарные науки. 2022. Том 37. Вып. 3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33mimq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2023). — Яз. рус.

5. Магарамов Ш.А., Магомедов Н.А. Комендант Дербента А.Т. Юнгер (1722–1730 гг.): опыт управленческой практики. С. 132; 134. // Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура. Материалы VIII Международного форума историков-кавказоведов (г. Пятигорск, 14–15 октября 2021 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. — В 2 ч. Ч. 1. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2021. — 350 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33mq8f, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2023). — Яз. рус.

6. Магарамов Ш.А., Чекулаев Н.Д., Иноземцева Е.И. История Дербентского гарнизона Российской императорской армии (1722–1735). — Махачкала: Издательство «Лотос», 2021. С. 57; 58; 172–175; 176. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35ny9Z, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2023). — Яз. рус.

7. Наука прежде всего [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/288003, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.09.2023). — Яз. рус.