Солдатики ушли

Евгений Скоблов
Однажды мама наводила порядок в квартире после небольшого ремонта. Необходимо было всё вымыть, вычистить, пропылесосить, словом, привести дом в жилое состояние. Среди многих нужных, но мешающих уборке вещей и предметов оказалась и моя коллекция солдатиков.
Я собирал их с самого раннего детства, и в моей «армии» было великое множество оловянных и  пластиковых воинов, представляющих самые  разные эпох и  сражения. Традиционная оловянная серия из восьми рядовых, знаменосца и офицера Советской армии, пластиковый набор пехотинцев и всадников времён гражданской войны, пулемётчики и артиллеристы Великой Отечественной, русская дружина и немецкие рыцари Ледового побоища и многие другие. Некоторые из наборов были редкими, мне их привозил папа из командировок. А ещё  были «старинные», наверное, выпуска 40 - 50-х годов… Я очень любил своих солдатиков, часто играл с ними, показывал ребятам из нашего двора.
Но в ходе ликвидации последствий ремонта, вся моя коллекция оказалась в тазике для стирки белья, который мама выставила за дверь, на лестничную площадку нашего пятого этажа.  Несколько раз я пытался вернуть их в «место постоянной дислокации», но мама строго настрого распорядилась: «Пока не будет наведён полный порядок, пусть там полежат». Я был послушным мальчиком и спорить не стал. К тому же соседи иногда тоже держали свои вещи на площадке, в случае необходимости. Каждый день я смотрел на тазик с моими солдатиками, уходя в школу, или приходя домой со двора, но ничего поделать не мог, слово мамы было законом.   
А однажды тазик пропал. Вместе со всей  моей армией, кто-то её увёл. Кто-то, кто оказался более умелым и заботливым полководцем, чем я. Нет, их не украли. Они ушли сами. Ушли, потому что я не смог за них заступиться. Я не смог убедить маму в том, что нельзя просто так выставлять за дверь то, что имеет для тебя ценность. Даже, если это просто игрушки. Потому что любимые вещи имеют свойство обижаться на своих хозяев за ненадлежащее к ним отношение. В сущности, так  произошло ещё и потому, что я не смог или просто поленился принять правильное решение и найти место в квартире, на время наведения общего порядка.
Я был очень расстроен. Плакал и не находил себе места. Ещё и оттого, что  искать было бесполезно, потому что никто из ребят нашего двора (а я был уверен, что это точно кто-то из них), никогда бы не признался в том, что это он взял солдатиков. Ребят во дворе было много, но из тех, кто иногда поднимался на пятый этаж, чтобы, например, позвать меня погулять, всего лишь несколько. Они и были моими лучшими друзьями. А лучшие друзья никогда бы этого не сделали. Опрашивать соседей было тоже бессмысленно, потому что, во-первых, в нашем подъезде кроме меня не было ребят моего возраста, а во-вторых, уж слишком несерьезной была пропажа в понимании взрослых и не следовало тревожить занятых людей по пустякам. Ведь иногда, правда очень редко по тем временам, случались и серьёзные кражи, и милиция не могла найти ни воров, ни вещей, а тут какая-то ерунда!
В общем, я тяжело переживал потерю, но даже и не подумал обидеться на маму, потому что знал, что она тоже очень сожалеет, что так вышло. Впоследствии, я много чего терял в жизни, и когда размышлял почему так происходило, приходил к выводу, что случалось это  в первую очередь потому, что допускал сам. Поэтому именно я был виноват в том, что солдатики ушли и точка.
Впоследствии мы с мамой (папа, к сожалению, покинул этот мир слишком рано и совсем молодым) никогда не вспоминали о моей первой коллекции солдатиков. Потому что тогда, как только мне удалось немного успокоиться, я тут же стал собирать новую армию. Она быстро пополнялась, хотя разнообразием, к сожалению не отличалась. В основном это была «советская оловянная серия», та самая – восемь рядовых, знаменосец и командир, но многократно повторяемая…  Чтобы «подразделения» хоть как-то отличались друг от друга, мы с папой съездили на рынок, где купили зелёную и коричневую  масляные краски,  и очень увлеклись раскраской моей новой армии…
Прошли годы, потом и десятилетия. Жизнь вырвала меня из дома и увлекла в дальние страны, но я неизменно возвращался. Сначала раз, а потом и по два раза в год. Однажды, в один из своих приездов, я встретил Олега-Олежку, одного из моих друзей детства. Другие ребята, с которыми играли во дворе, мне никогда больше не встречались, а может быть и встречались, но изменились настолько, что узнать друг друга мы не могли. Что касается Олега, я бы узнал его и через миллион лет, мы подружились, когда были ещё очень маленькими, как только  мои родители получили квартиру в нашем доме. Теперь мы уже были мужчинами, что называется, «очень старше» среднего возраста, лысыми и седыми.
Мы зашли в кафетерий, чтобы пропустить «по маленькой» за встречу. Вспомнили детство, некоторых наших ребят, обсудили и прошлое, и то, кто мы сейчас. И вдруг, после пятой или шестой «маленькой», Олежка сказал, что знает, кто взял тазик с лестничной площадки у нашей квартиры. Честно говоря, я сначала не понял, о чём он говорит. И он пояснил, что речь идет о солдатиках из моей первой коллекции, что лежали в тазике. Той самой армии, которая из-за бездарного командования полегла вся, до последнего бойца в неравной битве с Обстоятельствами. Олег говорил об этом спокойно, с грустной, и совершенно трезвой улыбкой. Однажды он пришел, чтобы позвать меня гулять, и увидел у дверей квартиры тот самый тазик, полный самых разных, смелых и отважных ребят.
– Да, это был я. Я тогда забрал твоих солдатиков, вместе с тазиком, – окончил он свой короткий и грустный рассказ.
Честно говоря, я почувствовал облегчение. Оттого, прежде всего, что одна из неразгаданных тайн моего  детства, всё же, дождалась своего решения. К тому же, Олег пронёс эту тайну, можно сказать, почти через всю жизнь. Может быть даже, он страдал от этого не меньше, чем я.

Разумеется, я простил своего друга, ведь это было так давно… И мы продолжили наш разговор. Время притупляет остроту боли детской потери, время освобождает нас от пережитых маленьких (и больших) трагедий, иногда не полностью, но всё же... Мы обнялись на прощанье, уже достаточно нагруженные коньяком, и вскоре выяснилось, что навсегда.
Вторая армия, та, что подверглась покраске, просуществовала гораздо дольше, но уже без моего непосредственного командования.  Потом она  уехала в город Ростов-на-Дону, вместе с двумя моими племянниками, что гостили у мамы, пока я покорял новые высоты в разных частях необъятного и прекрасного мира.
Теперь, когда я побывал уже на всех своих  высотах, узнал почти всё, что хотел узнать, и с Прошлым меня разделяет Вечность, я собираю свою Третью армию. Она уже перевалила за сотню и  состоит из прекрасных оловянных солдатиков из серии «Наполеоновские войны». Новая коллекция занимает достойное место в моём доме. Вместе со мной солдатиков собирает жена, кроме того, она следит за тем, чтобы Армия содержалась в порядке и своевременно пополнялась.
Еженедельно один из солдат «заступает в караул» у компьютера  на моём письменном столе. Он выполняет очень важную задачу – хранит, или, во всяком случае, помогает сохранять память о Былом.