Один день из жизни вали

Олег Крымцев
  Валя родилась в дружной семье. Детство её проходило в основном в Подмосковном городе, но,
когда ей исполнилось несколько лет, прабабушка стала брать её с собой на летний отдых в деревню, где она сама родилась. Маленькую Валю всё поражало в деревне: и куры, и гуси и домашний скот, который водился у хозяев избы, где они с прабабушкой расположились. Кстати, хозяйкой этой избы была дальняя родственница прабабушки. Эта женщина осталась одна с сыном, потеряв мужа во время Великой Отечественной войны с фашистами. Удивляло девочку и то , что почти полдеревни оказались родственниками прабабушки и носили одинаковую с ней фамилию, а также то, что все встретившиеся там люди здоровались со встречными, хотя и не знали встретившихся порой.
  Изба, в которой они разместились у племянницы прабабушки, как и почти все в деревне, оказалась с земляным полом. Он приятно холодил ноги ребятам, особенно когда на улице стояла жара. Вале понравилось и скисшее молоко, которое хозяйка делала каждый день, подоив корову и положив в кувшин или горшок со свежим молоком кусочки испечённого только что чёрного каравая. Это делалось для ускорения скисания свежего молока. А чёрный хлеб они выпекали в русской печи сами, положив на деревянную лопату сформированный кусок теста из своей ржаной муки, а под него положив свежий капустный лист. Тесто клалось на деревянную толстую и широкую доску. Подобный изжаренный каравай бывал вкуснее покупного хлеба и становился очень ароматным и пахучим.
  Деревенские девчонки почти не играли в куклы, которые нельзя было купить в деревенской лавке, поскольку её во многих небольших сёлах не было. Если только иногда родители, ехавшие в город, покупали своим детям куклы. Но это делалось не часто. Даже за хлебом многим детям приходилось проходить несколько километров до ближайшей деревни, где стоял продуктовый магазинчик. Он обычно строился и при заводе, расположенном в сельской местности. Потому местные дети часто играли в подвижные игры типа «салочки» или «прятки». Часто они, отдыхая,
Приносили на уличное место сбора своей компании шерсть и вязали спицами шапочки, кепки и тому подобные вещи, чтобы занять руки. Они же на улице часто зашивали иголками порванные
вещи и свою одежду. Они также любили придумывать различные истории с участием ведь, леших и прочей нечисти, с которой им якобы приходилось сталкиваться. Здесь они брали пример со взрослых, придумывающих всяческие небылицы. А чтобы избежать контактов с такой нечисью, они придумывали всевозможные амулеты и обереги и носили их с собой на шее или в кармашке
своей одежды. Всякая мистика вообще была очень популярна среди деревенских обитателей.
  Как – то Вале рассказали про одну деревенскую старуху, жившую на отшибе деревни, в самой высокой её части. Рассказывали, что она пьёт коровье молоко прямо у тех из сосков, забираясь в стойло к хозяевам. С тех пор Валя стала побаиваться этой старухи и старалась впредь никогда не появляться рядом с её домом, опасаясь, как бы чего у неё потом не вышло. То был первый день пребывания Вали в деревне, а потому он сильно врезался ей в память. Этот день хорошо запомнился и тем, что она в тот раз в этот день услышала и увидела.
  Как потом оказалось, эта пора оказалась самой счастливой в её детстве. Она запомнила и дворового петуха, яростно нападавшего на всех не знакомых ему людей, взрослых и дерей. Он норовил клюнуть в лицо, не сумевших с ним справиться.
  Понравилось Вале и то, когда её сводили в ржаном поле и около края леса васильки и другие цветы. Из этих цветов они плели букеты и помещали их в свободные, в основном, глиняные сосуды. Когда цветы собирали около леса, никто в него не углублялся из опасения заблудиться и
встретить «кикимору». Около того же края леса с найденного кустарника собирали ягоды малины и ежевики, звавшейся, по местному, куманикой. Даже когда, собравшись вместе, шли к речке купаться, боялись встретиться с жившими там, по их мнению, русалками, способными утащить человека в воду или защекотать до смерти. Поэтому, когда Валя возвращалась в город, её родители вначале прикладывали много усилий, чтобы отучить дочку от появившегося у той деревенского акцента, привыкшей было говорить медленно растягивая слова и говоря «о», там где московские жители напирают на букву «а». Затем они разъясняли Вале, что страшная нечисть не существует реально, а придумана деревенскими жителями от их неграмотности, а у их детей
эта вера возникает также и потому, что они стараются запугать своих подружек или своей выдумкой выделиться среди них.
  Однако, были и положительные стороны во влиянии на неё деревенского быта.  Там при рассказах  о страшном они занимали свои руки вязкой шерстяных и других изделий: носки, шапки, кепки и т.д. или штопкой своей одежды. Благо, что шерсть у них находилась под рукой: родители
Периодически подстригали своих овец и шерсть шла на вязание. Так они научили Валю пользоваться спицей и иголкой. Поэтому, когда она сама в условиях города зашивать у себя на платье какую – то дырку, то мама была страшно поражена, что её дочь умеет это делать. Ведь она пока ещё не учила этому Валю. Наконец, вначале после возвращения из деревни мама часто напоминала своей дочери, что, выходя из дома на улицу, надо в городе обязательно одевать какую – то обувь. А Валя привыкла, что деревенские дети обоих полов гуляют без обуви и фактически закаляют этим свой организм, редко простуживаясь и болея. Валя привыкала к такому обычаю и потому и в городе пыталась применить этот способ поведения. Она также реже стала
заболевать, но мама прекратила такой способ закалки.
   Как потом рассказывала Валя своим городским подружкам, деревня её многому научила и физически закалила помимо прочего. Также она преподала урок культурного воспитания, обязав здороваться даже с неизвестными. Да и сам  отдых в деревне ей понравился, и она с радостью несколько лет подряд бывала там со своей прабабушкой. Как пример, в деревне ей рассказали, что к крупным животным надо подходить по разному. Так, к лошади надо всегда подходить спереди, а к корове сзади. Это следует делать для избежания возможного испуга животного и удара с его стороны копытом или рогами. Эти животные очень хорошо чувствуют, боится их человек или нет. Ещё один факт её поразил: в день её приезда соседка с девочками пригласила её на близко расположенную речку покупаться там. Когда они подошли к берегу, вдруг стая плавающих там домашних гусей испугалась и поднялась на крыло. Птицы полетели в подворья
Невысоко на высоте около 5-7 метров над землёй. Вид летящих домашних птиц, которых в стае было 30-40 штук, ошеломил Валю, ничего подобного до того не видевшую нигде. Стая по мере
посадки части гусей в свои подворья, над которыми птицы пролетали, становилась всё меньше.
К тому же до их деревни расстояние составляло около 500 – 600 м. Немало лет прошло с той детской поры, но первый день знакомства с деревней врезался в память этими особенностями
деревенского быта. Вспоминалось и то, что местные ребята часто ловили рыбу, далеко не уходя от
своих изб. Они удили с моста или берега в местах с заросшей травой. Что – то им иногда                попадалось, но это уже не интересовало девочку.