Людям милой. Людмиле Маяковской

Надежда Зернова
"Твоих штрихов судьбы нетленные листы
И строк лирических заветные слова -
Как светлой памяти горящие кресты
И задушевных слёз янтарная смола.

Порой мне боязно в них снова заглянуть,
Чтоб не обжечься жаром вечного огня,
Чтоб грёз и тайн девичьих вспыхнувшая суть,
Как молния, не поразила бы меня…

В них боль и сладость миновавших светлых дней
Заглянут в душу ярким взглядом синевы,
Сжимая сердце с каждой строчкой всё сильней
В кольцо мучений нитью чувственной строфы.

И вновь дыханьем нежных уст и пряных трав,
Морей, лесов, долин и пламенных ветров
Любовь повеет мне в лицо, опять восстав
Из трепетных и опалённых чувством слов…

И хоть уводит жизнь всё дальше к новым дням,
Где сбудется финал -  «отцвесть и умереть»,
Твоих штрихов судьбы немеркнущим огням
Навек завещано в моей душе гореть".



 ...“Европейская известность пришла к ней после смерти, когда на выставках в Оксфорде и в Италии  были представлены образцы тканей из ее личной коллекции. Выставки в Италии проходили в 1987 году — в Риме, Флоренции, Пезаро и Турине.

Итальянцы назвали выставку “Одежда революции”.
Известный модельер Д. Армани из всех материалов отметил коллекцию тканей Л.В. Маяковской”.


Воспитанница “Строгановки”, художник по тканям, 40 лет руководила сложным аэрографическим отделом и мастерской “Трехгорной мануфактуры” и “Красной Розы”.


Трудная, поистине мужская работа, где ответственные посты в этой отрасли занимали мужчины.

Лишь одной женщине — талантливой, прекрасно образованной и волевой Людмиле Маяковской доверили дело, где, помимо сильного характера, требовался вкус, одаренность и богатое воображение.


Умная, загадочная, таинственная смотрит на нас с обложки своей книги.
Жанр издания определил составитель А.П. Аксёнкин —  альбом-каталог творческого наследия старшей сестры великого поэта Владимира  МАЯКОВСКОГО — Людмилы .

Поистине сокровище — письма самой Людмилы, ее дневниковые записи. В них — радость любви, горечь разочарования и робкая надежда встретить любящего человека. Эти романтические видения и ожидания достойны отдельной книги, столько в них искренности, ума, глубины понимания человеческих судеб.


В письмах, в дневниковых откровениях терзается одинокая душа, раненная неискренностью и фальшивыми признаниями.

Через столетие воспринимаешь остро и сочувственно ее тоску по взаимной любви.

Вся ее жизнь — жертвенное служение семье. После трагической смерти отца Владимира Константиновича вся семья — мать и трое детей — остались без средств. Она старшая. Ее поступки, ее выбор определил судьбу семьи.

В Москве, ютятся по чужим углам, учатся, зарабатывают гроши. Но никогда не отходят от высоких принципов, внушенных отцом и матерью, Александрой Алексеевной.



..."Людмила Владимировна Маяковская, красивая девушка, с твердым, волевым характером, всецело отдавала свою жизнь семье и имела большое благотворное влияние на младших: брата Володю и сестру Олю. Много раз я слышал, как Оля и Володя говорили между собой:
– А ты спрашивал Люду, она разрешила тебе это?
Оля, веселая девушка делалась тихой, серьезной, говоря о своей старшей сестре. В затруднительных случаях Володя и Оля шли к Людмиле Владимировне и всегда получали добрый совет".

Людмила Владимировна кроме учебы выполняла много частных заказов и своим заработком облегчала положение семьи.

Случались дни, когда у Маяковских утром к чаю НЕ было хлеба, тогда ОНА доставала монеты из аванса, выданного ей на покупку материала, и хлеб появлялся на столе. Не помню, чтобы Людмила Владимировна пошла хотя бы в кино или погулять, она только посещала выставки по искусству. Остальное время все работала, работала", - вспоминал Николай Иванович Хлестов.


В дни своего 45-летия отчаянно напишет в дневнике: “…я одинока, нет у меня ни друзей, ни любящего человека. Чем больше любила я, тем меньше любили меня. От этой борьбы и ожидания я очень устала. Я хочу покоя и мира на душе без боли и обид”.

Большой радостью и смыслом в жизни было преподавание во ВХУТЕМАСе.

Посвятила  себя творческому наследию брата: издательству, популяризацией ЕГО творчества.

БЛАГОдаря ЛЮДМИЛЕ мы ЗНАЕМ, ПОМНИМ и  ЛЮБИМ сегодня и всегда  Маяковского.


"В стихах пиита возраст и года,
Как жизни соль, незримо растворятся…
Душе позволив юной быть всегда,
А сердцу - в вечную любовь влюбляться".


Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН


https://stihi.ru/2023/09/11/6009

https://stihi.ru/2023/09/08/6172

PS.

В музее Маяковского в Лубянском проезде открыта экспозиция, посвященная Людмиле Владимировне.

Среди множества архивных документов сияют красочные ткани, выполненные по эскизам Маяковской, где навеки поселился ЕЁ жизни последний  СЕНТЯБРЬ, наполненный теплом,золотом и  ЛЮБОВЬЮ к ЖИЗНИ.


СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ Любимой  сестры, ангела - хранителя великого  ПИИТА,

ЛЮДЯМ милой ЛЮДМИЛЫ  ВЛАДИМИРОВНЫ  Маяковской!


ПОСТСКРИПТУМ:



"Людмила и Ольга Маяковские помогали своему младшему брату Владимиру готовить плакаты «Окна РОСТА» — способ тиражирования плакатов по трафарету был схож с методами изготовления набивных тканей, и Людмила даже принесла с фабрики инструменты для работы, что позволяло выпускать до 150 плакатов с одного шаблона.
После смерти Владимира Маяковского целью жизни матери и сестер стала пропаганда его творческого наследия. Усилиями Людмилы Маяковской был открыт музей в Багдади, она входила в редколлегию по изданию полного собрания сочинений Маяковского и в состав жюри по возведению памятника поэту на Триумфальной площади. Благодаря ее письмам руководству страны было принято решение об организации музея в Лубянском проезде — доме, где находился рабочий кабинет поэта. Незадолго до своей смерти Людмила передала музею весь семейный архив. Кроме того, Людмила была консультантом при создании фильма «Маяковский начинался так» и автором воспоминаний о Маяковском - «Пережитое».

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за чудесное посвящение Людмиле Владимировне Маяковской и за обращение к авторской лирике!!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   23.10.2023 22:37


PSS:


ВАМ превеликое спасиБО за созвучие СОАВТОРА,недостающий информационный "пазл" отклика, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Имя ЕЁ входит в американский каталог «Женщины русского авангарда».

Великой художницей Людмиле Маяковской стать не удалось, но удалось увековечить своего покойного брата - ПОЭТА "Ледокола Революции".

Занять в нише истории место художницы-изобретателя, как первой женщины в искусстве русского авангарда, которая всего добилась сама( как "Неточка" Достоевская,любимая жена великого ФЁДОРА - первая в России женщина - ИЗДАТЕЛЬ).

... Людмила Владимировна, унаследовав от отца волевой характер и жизнелюбие - стояла у истоков формирования личности младших,взяв на СЕБЯ ответственность за трагически и рано ушедшего отца.

Привозила революционную литературу из Москвы в Кутаис,что сыграло большую роль в гражданском формировании мировоззрения Володи и Оли.


ВАШИ лирико - философские строки стиховТВОРЕНИЯ, уважаемый ВАЛЕРИЙ, стали изящными вспышками праздничного фейерверка в прозаическом повествовании о жизни старшей сестрёнки великого МАЯКОВСКОГО.(Так считают мои постоянные читатели, восхищаясь глубиной ВАШИХ мыслей и чувств, что расчерчивает поэтическая ДУША эти полифонические СТРОФЫ)!

Включаю в текст изложенное ВАМИ, отправляя в тираж.
Читателя нейронам на десерт... забытое старое.

Искренне, с признательностью и теплом сотворческой души.

Надежда  Зернова