Без внимания к журналистике

Олег Таценко
О журналистике писатели писали мало. Если и уделяли внимание журналистике, то мельком и отрицательно. Похоже, эти писатели натерпелись от журналистов. Например:

«Случалось, мы с Софи спорили. Она хотела, чтобы я получил постоянное место.

- Кто вы по профессии?

— Если это можно назвать профессией — я журналист...»

                Жорж Сименон "Человек, обокравший Мегрэ"

Или так, очень похоже:

   «- Да, но это заставит меня бросить теперешнюю работу.

   - А какая у вас работа?

   - Журналистика.

   - О, плюньте на это, никакой будущности...»

           Джон Дос Пассос "42-ая параллель", второй роман из трилогии "США".

А вот произведений, целиком посвященных журналистике, мало. Есть знаменитое "Как я редактировал сельскохозяйственную газету". Еще ему не быть знаменитым, написано самим Марком Твеном. Считается пародией, но поверьте, проработав более тридцати лет в прессе, я не вижу в "Как я редактировал..." никакого гротеска и пародии. Журналистов в редакции меньше, чем тем, поэтому часто приходится писать о вещах, в которых ничего не смыслишь, более того, тебе они не интересны или вызывают отвращение. Поэтому пишешь чушь, лишь бы отписаться. И появляются невероятные перлы. О подобных пишет Марк Твен:

"Тыква - единственная съедобная разновидность семейства апельсиновых, произрастающая на севере, если не считать гороха и двух-трех сортов дыни. Однако обычай сажать тыкву перед домом в качестве декоративного растения выходит из моды, так как она дает мало тени".

"Брюкву не следует рвать руками, от этого она портится. Лучше послать мальчика, чтобы он залез на дерево и осторожно потряс его".

"В настоящее время, когда близится жаркая пора и гусаки начинают метать икру..."

Более ста лет прошло, как Твен написал свой шедевр, но актуальности он не утратил. Особенно по части редакторов. Сейчас таких «специалистов» хоть пруд пруди во многочисленных Интернет-изданиях. Знаний нет, зато апломба и энтузиазма хоть отбавляй. 

 "Я четырнадцать лет работаю редактором и первый раз слышу, что человек должен что-то знать для того, чтобы редактировать газету". Это очень справедливо для многочисленных Интернет-изданий. Там таких "редакторов" пруд пруди.

Журналисты не лучше редакторов, как оказывается. Выдержка из все того же "Как я редактировал..."

"Кто пишет театральные рецензии в захудалых газетках? Бывшие сапожники и недоучившиеся аптекари, которые смыслят в актерской игре ровно столько же, сколько я в сельском хозяйстве. Кто пишет отзывы о книгах? Люди, которые сами не написали ни одной книги. Кто стряпает тяжеловесные передовицы по финансовым вопросам? Люди, у которых никогда не было гроша в кармане".

Тут приходит на ум Паниковский из "Золотого теленка": "Городовой (т.е. полицейский) следил даже, чтобы меня не обижали. Хороший был человек! Фамилия ему была Небаба, Семен Васильевич. Я его недавно встретил. Он теперь музыкальный критик".

2.

Еще один автор, писавший о журналистике и писавшим много. Это Карел Чапек, знаменитый чешский писатель и ведущий журналист одного из пражских изданий. Писал он перед Второй мировой войной, но его книга "Как делается газета", актуальна до сих пор. Это кладезь наблюдений из редакционной работы. Как вам такое наблюдение:

"Если вы придете в редакцию утренней газеты часа в два дня, вы, возможно, застанете там двух-трех сотрудников. Один что-то сонно выстукивает на машинке, другой, задрав ноги на стол, читает журналы, третий просто сидит с видом крайнего отвращения ко всему".

Ага! А вот это, точка в точку обо мне:

"Журналистом человек становится обычно после того, как он по неопытности напишет что-нибудь в газету. К немалому его изумлению, заметку печатают, а когда он приносит вторую, человек в белом халате говорит ему: "Напишите нам что-нибудь еще". Таким образом, в большинстве случаев человек становится журналистом в результате совращения; я не знаю никого, кто с детства тянулся бы к журналистике. Каждый журналист в детстве, наверное, мечтал стать машинистом, моряком или владельцем карусели, но получается как-то так, что мечты его не сбываются, и он попадает за редакционный стол".

Любопытно, но что было тогда, то происходит и сейчас:

"Погоня за новостями чаще всего ограничивается телефонными звонками и лихорадочным перелистыванием других газет".

Вот как в те годы выглядел отдел спорта (точно так же и сейчас):

"Этим отделом обычно ведает человек, который в прошлом действительно усиленно занимался каким-нибудь спортом, например, футболом. За это он расплачивается сейчас тем, что должен быть знатоком конькобежного и лыжного спорта, фехтования, бокса, тенниса, бега, метания диска, плавания, планеризма, гребли, баскетбола, стрельбы, скачек, хоккея, велосипедной езды, автомобилизма, авиамоделизма, стрельбы из лука и нескольких десятков других видов спорта. Такой широкий спортивный диапазон заставляет его проводить бoльшую часть времени в редакции, толстея и принимая визиты ярых спортсменов..."

Ещё такое:

"Отдел «Из зала суда" должен печататься и в период судебных каникул, иначе читатели останутся недовольны. Поэтому появляются вымышленные судебные казусы, которые отличаются от подлинных тем, что они интереснее".

Судебные казусы мне выдумывать не приходилось, но, бывало, без вымысла, пусть маленького, не обходилось. Иначе скучно читать.  Бывают, правда, исключения. Вот тут я не выдумал ни слова.

И, наконец, рассказ Карела Чапека "Интервью". Мастерски обыграна разница между тем, что журналисту рассказывает интервьюируемый и в каком варианте интервью появляется в газете

    "- Когда вы начали заниматься музыкой, маэстро? - спрашивает он (журналист) далее.

     - С детства, - говорю. - Учился игре на фортепьяно. Молодой человек усердно пишет.

     - Ваша родина?

     - Маршов.

     - Где это?

     - В Чехии. В Крконошах.

     - Ага, - говорит молодой человек и поспешно что-то строчит. - Не можете ли вы рассказать о своем детстве? Например: кем был ваш отец?

 - Учителем. Играл в костеле на органе. Это были мои первые музыкальные впечатления, - говорю, чтобы поскорее добраться до музыки. - Знаете, старый чешский педагог, музыкант по призванию, самородок - это у нас семейная традиция. Молодой человек пишет и удовлетворенно кивает головой. Как раз то, что нужно его газете. Браво, маэстро!"

А вот так рассказ музыканта выглядит в газете:

"Пилат взъерошил седеющую шевелюру, и его смуглое лицо омрачилось. "Мое происхождение, - сказал маэстро, - окутано тайной. Рассказать о себе я почти ничего не могу. Знаю лишь, что родился в Венгрии, неподалеку от Варшавы, на лоне диких гор-великанов. Кругом шумели леса и, словно органы в храме, гремели водопады. Это первое мое музыкальное впечатление, запомнившееся еще с детства. Скажу вам по секрету: мой отец - старый цыган. Он был дитя природы, как его предки. Браконьерство, свобода и страстная игра на скрипке и цимбалах - все это вошло в их плоть и кровь. Я и теперь еще люблю укрыться где-нибудь в таборе своих сородичей и ночью у костра играю, на скрипке старинные песни, памятные мне с детства".

Короче, я бросился в редакцию газеты, разыскал шефа. В кабинете у него я, вероятно, стукнул кулаком по столу или выкинул еще что-нибудь: Во всяком случае, этот господин снял очки и с удивлением воскликнул: "Послушайте, мы пишем для газеты! Нам же необходимо преподнести факты увлекательно! Не понимаю, чем вы недовольны?"

Может быть вы, читатели, знаете ещё какое-нибудь литературное произведение в котором упоминается работа журналиста или газетной редакции? Наверняка такие ещё есть, какие выпали из моего поля зрения.