Баба Маля

Лариса Наталенко
   - Жену нужно держать так, чтобы по одной плашечке ходила, на другую не смотрела! Как я свою Малю, - учил Дмитрий Сидорович моего отца, когда тот женился.

Баба Маля (Маланья Спиридоновна) приходилась родной сестрой моей бабушки по отцовской линии, то есть тётей моего папы. От первого брака она имела дочь Галину, а от Дмитрия Сидоровича родила дочь Александру и сына Александра. Строг был Дмитрий Сидорович, ох, строг.

Доставалось от него бабе Мале, но, когда умер, - плакала, жалела, поскольку привыкла, прикипела. Похоронила она и свою дочку Шуру, от которой осталась маленькая Светланка, сирота (отец её покинул этот мир ещё раньше). Растила внучку с любовью и заботой, учила, воспитывала. Выросла она умница и красавица.

Как-то раз приехала в гости к матери старшая Галина. Затопили баньку, и Светлана пошла мыться. Баба Маля с Галей хлопотали на кухне, разговаривали, и вдруг баба Маля ойкнула, изменилась в лице и выбежала из избы.

    - Мама! Ты куда?! Мама! – крикнула ей вслед Галина.

    - Света там! Света! – донеслось уже из сеней.

Галя бросилась за ней через весь двор в баню. Баба Маля оттаскивала внучку от пылающей печи. Она упала в обморок, угодив виском прямо на раскалённую заслонку. Не поспей они во время…. Но есть Бог на свете! Огромный страшный ожог, больница, операции, в том числе пластические.

Слава Богу, всё пережили, со всем справились. Красавица и умница Светлана вышла замуж, родила дочку.

Под старость лет бабу Малю забрала к себе Галина. Её сын с семьёй уехал на север, а муж давно умер. Так и стали они жить вдвоём. Обе рукодельницы, на все руки мастерицы.

 Баба Маля даже в девяносто с лишним лет ещё делала ковры, ткала, пряла, вязала, вышивала, хлопотала по хозяйству.

    - Не выходи без меня на улицу! Упадёшь ещё там! – предупреждала Галина.

    -Ладно. Я подожду тебя, - соглашалась баба Маля.

Но однажды всё же не утерпела и, спускаясь с крыльца, упала и сломала шейку бедра. Людям помоложе делают операции, вставляют штыри, но в таком возрасте!… Галина ухаживала за матерью, как только могла.

Мне удалось повидаться с бабой Малей в это время. Заглянув в комнату, где она лежала, я увидела маленькую, сухонькую фигурку. Мы не виделись много лет, и за это время она уменьшилась больше, чем наполовину, надо сказать, что бабушка и раньше была очень стройной, но сейчас она казалась просто невесомой. Глаза её прикрывала дрёма, а лицо светилось, как у ангела. Я не ожидала таких перемен и в растерянности отпрянула назад.

    - Тётя Галя, она спит, - ответила я на вопрос Галины.

    - Мама! Ты спишь что ли? – спросила она, войдя в комнату.

    - Нет. Я не сплю, - прозвучал бодрый голос.

    - К тебе тут гости, - сообщила она и пропустила меня в комнату.

О! Ларисонька! Матушка ты моя, проходи сюда.

Баба Маля плохо слышала, а я не могла громко кричать, не хватало дыхания, да и как тут прокричишь, что ты мол вылитый ангел. О себе рассказывать нечего, она итак всё знала, а вдаваться сразу в подробности моих проблем было неуместно. Подбодрить её тоже было нечем, мол ничего, скоро поправишься.

Хоть она и бодрилась, но таинственное дыхание смерти начинало уже окутывать её.  Я держала ее руку, нежно поглаживая и отчетливо понимая, что видимся мы в последний раз.  Через несколько месяцев, едва не дожив до 97 лет, баба Маля покинула наш бренный мир. Светлая Душа вернулась в свой Небесный Дом. Царство Божие и вечная память!