Святослав Храбрый

Равиль Байбурин
О, Святослав, бич древних лет,
  Се твой полёт орлиной.
  «Погибнем! Мёртвым срама нет!» -
   Гремит перед дружиной…
В. А. Жуковский.

         Сын Игоря и Ольги, великий князь Киевский Святослав Храбрый был выдающимся полководцем и крупным политическим деятелем своего времени.
Его походы и деяния современники сравнивали с делами и подвигами Александра Македонского.
         Всю жизнь князь провёл в бесконечных военных походах и кровавых сечах и почти не знал поражений. Под его руководством дружины руссов успешно воевали на огромных пространствах от Оки до Кавказа, и от Волги до Адрианополя.
Правил Святослав Игоревич недолго (964-972 гг.) – всего 8 лет. Но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века,
Князь Святослав оставил яркий след в русской истории. Он стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей. И остался в летописях как яркий романтический герой.

***

Первый раз имя его прогремело в русской летописи в 946 году.
Ещё ребёнком он принял участие в своём 1-м сражении.
Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа - князя Игоря.
Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав.
 Он - тогда 3-х летний мальчик - первым начал битву с восставшими древлянами.
Когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то Святослав бросил копьё в сторону древлян. Святослав был совсем маленьким, поэтому копьё, брошенное некрепкой детской рукой,  улетело недалеко. Оно пролетело между ушей коня и упало на землю перед ногами его же коня.
Но уже тогда этот поступок Святослава означал очень многое.
 Не княжич, но князь!
Не мальчик, но воин!
И символично звучат, записанные летописцем, не нуждающиеся в переводе слова старых рубак-воевод:
«Князь уже почал. Потягнем, дружино, по князи!».
Таков был древний обычай руссов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

***

Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин.
Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд.
Он учил юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи.
Он учил Святослава законам воинского мира -  равнодушию, часто презрению к богатству, материальному достатку, уважению к оружию.
Учил рисковать жизнью, но не для добычи, а ради славы, чести, Отчизны.
Святослав, по словам русского летописца и прямых врагов византийцев, равнодушно отказывался от богатых даров, но с радостью принимал оружие.
 По всему видно, что лучшего наставника, чем дядька Асмуд, княгиня Ольга не могла найти своему сыну — он воспитал его настоящим воином.
Святослав, конечно, как и его сверстники, тоже играл деревянными мечами и луками, в «ножички», «коняшки», «царя горы», брал приступом снежные городки. А повзрослев, сходился в кулачных и борцовских поединках, учился биться в «стене».
Он учился стрелять из сложного лука, владеть мечом и топором, бегать на дальние дистанции, ездить и сражаться на коне.
Охотился, постигая тайны леса и маскировки, читая следы, становился выносливым и терпеливым, добывая зверя. Схватка со зверем воспитывала смелость, умение убивать.
 Юный князь постигал науку быть князем и воином.

Полководческому искусству обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд.
Несомненно, что этот варяг, лишь огранил незаурядный талант князя, объяснив ему хитрости воинской науки.
Святослав был ярким, самобытным полководцем:
• интуитивно чувствовавшим высокую симфонию сражения,
• умевшим решительным словом и личным примером вселить мужество в своих воинство,
• предугадывающим действия и поступки врагов.
И ещё один урок извлёк Святослав из наставлений своих воспитателей-воевод — быть всегда заодно со своей дружиной.
По этой причине отверг он предложение матери — княгини Ольги, в 855 году принявшей христианство и захотевшей крестить и сына.
 Киевские дружинники, почитавшие Перуна, были настроены против новой веры, и Святослав остался со своими витязями.
Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга.

С середины 60-х годов X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава.

1. Личность Святослава.

 Великий князь земли Русской был среднего роста, необычайно широк в плечах.
От стройной крепкой фигуры его исходило ощущение уверенности и несокрушимой силы.
На сильной, могучей шее горделиво посажена чисто бритая голова с единственной прядью русых волос (оселедец), спадавший до шеи.
Голубые глаза из-под насупленных широких, густых бровей смотрят грозно, выдавая в нём суровую и решительную натуру, привыкшую повелевать, и смело идти к намеченной цели.
Подбородок брит, и лишь усы, густые и тоже русые, нависают над плотно сжатыми губами князя.

Наверное, вот за такую внешность известный украинский историк М. Грушевский назвал Святослава «первым запорожцем на Киевском престоле».
         
Летописи изображают князя как гордого русса, мужественного и стойкого воина, который пренебрегает личным комфортом ради дела – быстроты передвижения своей дружины.
Он был неутомим в походах, неприхотлив в пище, непритязателен в быту. Спал на земле, войлок был его постелью, седло – подушкой, грубое мясо диких зверей – его пищей, простая вода – питьём.

• Борис Васильев:
         «Спал на попоне, положив голову на седло, а меч – под правую руку. Вставал с первыми проблесками утренней зари, когда его дружина ещё досматривала манящие утренние сны. Раздувал костёр, чуть поджаривал на угольях тонкие куски конины, ставил на рогатину над костром котёл с хлебовом. А пока варилось это хлебово, неистово, до седьмого пота занимался приёмами ручного боя. Потом снимал рубаху, окатывался холодной водой…»
(Из книги «Князь Святослав»).

В обиходе князь Святослав был доступный, простецкий и задушевный в общении человек. Можно сказать, демократ природного толка. Дружинников называл по именам, будто добрых товарищей. Поощряя отличившегося воина, князь  с размаху хлопал тяжёлой ладонью по его плечу. И весело смеялся, если тот не мог удержаться на ногах от этой могучей ласки.

• Наталья Павлищева:
         «И впрямь князь умел и нападать лихо, и передвигался быстро, и хитёр был не в пример многим другим. Часто поступал так, что все только диву давались. А потом затылки скребли, что снова обманул врагов. Точно знал наперёд, как будет… Но больше всего его любили не за блестящие победы, а за то, что был прост, держал себя с дружиной на равных, хотя и приказать мог твёрдо, и наказать жестоко. Верили князю безгранично, потому и подчинялись».
(Из книги «Княгиня Ольга»).

Любил сидеть вечерами у костра и слушать песни гусляров о подвигах предков, а на заре ходить босиком по утренней росе.
Одевался в простую белую рубаху с вышивкой по вороту, рукавам и подолу. Широкие атласные шаровары заправлял в простые, из грубой кожи, сапоги.
Он вообще с пренебрежением относился к роскоши, предпочитая ей простоту и удобство.
Не зря его называли «Древнерусским спартанцем».

         Святослава любили и уважали. Удачлив был князь в воинских делах. И слава о его победах летела на гордых крыльях по всему свету.
Говорили, что «он скор, как молния, яростен, как барс, и смел, словно беркут».
«Князь – пардус» (т.е. гепард) – так современники называли Святослава Игоревича за его стремительные походы и внезапные сокрушительные удары по врагу.
Подобно барсу, он перескакивал с одного конца русских земель на другой, побивая врагов.
 Победы молодого военачальника изумляли всех скоротечностью битв и быстрым поражением противника, который в большинстве случаев превосходил силы Святослава в два, а то и в пять раз.

Имя русского князя – витязя с невольным уважением и страхом произносили варяги, хазары, печенеги, византийцы.
Вспоминая об этом отважном воителе, «урусском  коназ -  пардусе», враги говорили:
«Пусть дети наши будут похожими на него!»

         В сражениях Святослав был беззаветно смел и решителен.
В трудные минуты проявлял большую твёрдость и редкое самообладание.
Дружинники восхищались мужеством и удалью князя. Они готовы были за него в огонь и воду. А если умирали, то только с мечом, устремлённым вперёд – на врага!
В ответ на клич своего предводителя отвечали они громогласно:
«Князь! Где усмотрим стяг твой, там и мы обнажим мечи наши!»
         Отвага и рыцарская честь соединились в князе. Вопреки законам своего времени, он не нападал на противника тайком, неожиданно, исподтишка.
С подлинным благородством рыцаря, которому чужды хитрость и коварство, Святослав бросал врагам гордый вызов, предупреждая их о своём нападении и вызывая врага на честный поединок:
 «Иду на вы!»

         Как и всякий завоеватель своей эпохи, Святослав бывал суров, и даже жесток.
Например, взяв приступом город Филиппополь, он пересажал на колья 20 тысяч пленных болгар и греков.

***

         Святослав принял власть в трудные для Руси времена:
• Византия, желая оттеснить русичей от Чёрного моря, постоянно натравливала на них кочевников - печенегов.
• Хазарский каганат угрожал самому существованию древнерусского государства. Хазары захватили устье Волги и Дона, отрезав Руси торговые пути на Восток.
• Волжская Болгария препятствует экономическим отношениям Руси с Закавказьем, арабами, персами.
• Печенеги уже в IX веке захватили причерноморские степи. Южные границы Киевской Руси отодвинулись на север почти до самого Киева.

Потому Святослав вынужден был воевать. Потому как узел международной политики дипломатическими средствами развязать было невозможно.

         Великий князь Киевский Святослав продолжил политику своих предшественников, стремясь:

;   Увеличить территорию древнерусского государства.
;   Защитить его границы.
;   Обезопасить Волжский торговый путь.
;   Взять в свои руки весь великий торговый путь «из Варяг в Греки».

2. Походы Святослава.

; Ему удалось то, что не сумели сделать предшественники.

Князь подчинил себе вятичей, живших в междуречье Оки и Волги.
И тем самым завершил объединение восточнославянских земель вокруг Киева.

; Продолжил он усилия Олега и Ольги по централизации власти.

Олег Вещий посадил своих наместников лишь в городах по верховью Днепра – в Смоленске и Любече. А в остальных землях сидели местные князья, хотя и подчинявшиеся ему.
Ольга Мудрая направила управителей (тиунов) в пункты сбора дани.
Теперь Святослав, уходя на войну, послал в наиболее важные земли Руси своих сыновей:
• Старшего сына Ярополка он оставил в Киеве.
• Второго сына – Олега - отправил управлять Древлянской землёй.
• А младшего – Владимира - послал с его дядей известным воеводой Добрыней управлять Новгородом Великим.

Был сделан важный шаг в деле консолидации государства: сыновья великого князя в прежде полусамостоятельных  княжествах по существу становились его наместниками.

; Продолжил Святослав и внешнюю политику своих предшественников.
Но он придал ей такие масштабы, вдохнув в неё такую силу и страсть, что поразил воображение и современников, и потомков.

***

Прежде чем начать рассказ о легендарных походах Святослава Храброго, хотелось бы напомнить о 1-м его подвиге.
В учебниках по истории об этом ни слова, ни полуслова.
Речь идёт вот о чём.

В 959 году послы княгини Ольги (в крещении Елена) прибыли во двор главы Священной Римской империи – Оттона I.
Послы «Елены, королевы ругов»  (ругами, по старой памяти, на Западе называли варягов-русь) попросили «епископа и священников» наставления в истинной вере. В те времена такая просьба означала признание себя вассалом.
Надо сказать, что в этот момент в центре Европы кипела жестокая битва между:
• языческой западнославянской цивилизацией (её частью были варяги-русь) и
• христианским Римом, который поддерживали ростовщики, купцы-евреи, контролировавшие прибыльную работорговлю.
Именно тогда был начат «натиск на Восток», который продолжается и в наши дни.
Римский престол и работорговцы руками немецких рыцарей вели наступление на славянский, языческий мир.
В 961 году в Киев прибыла миссия архиепископа Магдебургского Адальберта.
Он  прибыл не один, а с воинами, клиром и прислугой.
Адальберт развернул в русской столице бурную деятельность, которая не была бы возможной, если бы он не имел согласия княгини Ольги.
 Адальберт практически не бывал в своём германском подворье, но часто бывал в усадьбах видных бояр, купцов, на великокняжеском дворе у княгини-христианки.
Он склонял киевскую элиту к необходимости принятия христианства из рук «самого христианнейшего правителя» в Европе – германского короля Оттона.
По его мнению, только Священная Римская империя, в противовес погрязшей в пороках греческой державе, может претендовать на великое наследие Рима, стать первой державой мира, так как только в ней жива вера христова.
Пытался Адальберт читать проповеди и простым жителям города.
Но отклика не видел. Те мрачно слушали, а потом шли славить своих богов.
Надо сказать, что в Киеве уже не долгое время существовала христианская община, но она не имела большого значения, так как подавляющая часть населения была верна родным богам.
При этом с каждым днём немцы становились всё увереннее и наглее.
Епископ Адальберт уже вёл себя как глава местной христианской общины, хотя эта община была больше связана с Константинополем, чем с Римом.
 Адальберт уже именовался «епископом Руси». Немецкие миссионеры вели себя как полноправные духовные хозяева и наставники Руси. Пошёл ропот среди простых горожан против обнаглевших «крестоносцев».
Но как он ни старался, как он ни  пел соловьем, а кроме враждебного отношения со стороны молодого князя Святослава ничего не получил.
 Святослав, видя радения матери, официально  не запрещал никому креститься.  Но  делал всё, чтобы никакого христианства в его землях не было.
Потому как, по его разумению, оно разрушало всё мировоззрение, мораль, нравственность, главные устои, традиции славян.
 «Ибо для неверующих христианская вера юродство есть».
Это из «Повести временных лет»  о князе Святославе.
 В летописи хорошо видно негативное отношение князя к христианству.
Причём не только в вопросах личного крещения, но и в отношении любого другого человека, решившего креститься:
«Аще кто хотяше волею креститися, не браняху, но ругахуся тому», «Онъ же не послуша матери и творяше норовы поганьскыя».
 Молодой князь сам не принимал христианство, следовал языческим обычаям вопреки постоянному давлению матери, и считал уместным ругать христиан.
 И в самом деле:
• Ему ли, воину, мечтающему расширить границы государства и покорить мир, говорить «не убий»?
• Ему ли, будущему грозному собирателю дани, говорить «не возжелай ни вола его, ни осла его»?
• Ему ли, наречённому от роду победителем, подставлять другую щеку?
• Ему ли, сыну бога Свентовита, называть себя рабом иудейского бога?
Странная, лишающая силы, религия – она для потенциальных жертв и рабов, а вовсе  не для Победителя и воина.
Для него такая вера  и вправду либо юродством будет, либо лицемерием и ложью.
И потому Святослав насмехался («ругахуся») над теми, кто принимал эту странную, обрекающую на поражение веру.
Ни сам он не понимал её, ни дружина его.
• И когда  мать чрезмерно наседала со своими уговорами, то отвечал ей терпеливо:
«Како азъ хочю инъ законъ одинъ язъ приняти? А дружина моя сему см;яти начнут» («Как мне одному принимать иную веру? Дружина насмехаться будет»).
• А она ему в ответ:
 «Если ты крестишься, то и все сделают то же».
 Но Святослав был неумолим.
К тому же в его планах было идти на хазар, исповедующих иудаизм, из корня которого произрастало христианство. 
А тут еще этот Адальберт зудит над ухом.
Князь Святослав советовал матери изгнать немецкую миссию.
Христианство было отвергнуто Святославом, так как он и его ближние бояре отлично понимали, что за крещением последует вассалитет в отношении Византии или Рима. И очередной басилевс или кайзер охотно будет называть его «сыном» в феодальном смысле. Христианство тогда выступало в роли информационного оружия, порабощавшего сопредельные регионы.
У Святослава была мощная опора:
• языческая партия,
• мечи варягов-язычников верных Перуну и истово ненавидящих христиан, топивших их земли в крови,
• мощная народная традиция.
Очевидно, переворот не был бескровным.
Сторонники Адальберта были перебиты. Видимо, включая и представителей христианской партии в Киеве.
Сам Адальберт еле унёс ноги, и вернулся назад не солоно хлебавши.
Он ещё долго жаловался на коварство руссов.
• В «Хронике продолжателя Регинона» сообщается:
«В 962 году возвратился Адальберт, поставленный в епископы ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными. На обратном пути многие из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Святослав отстоял концептуальную и идеологическую независимость Руси.
Из ненадёжных рук Ольги бразды правления взял князь «вскормлённый с меча».
За этот подвиг Святославу стоило бы поставить огромный памятник.
 К сожалению, история и борьба западных славян с Римом в России малоизвестна.
А ведь она могла бы стать поучительным примером тем, кто восхищается Западом. Им стоило бы знать, что на обширных территориях Центральной Европы славян «зачистили» практически под корень.
От них осталось только одни названия рек, озёр, лесов, гор, городов, посёлков.
 Это:  Эльба-Лаба, Одер-Одра, Любеч-Любек, Бранденбург – Бранибор, Рюген – Руян, Яромарсбург – Аркона, Штеттин – Щетинь, Старград – Ольденбург, Берлин – град Бера, Росток (сохранил название), Дрезден – Дроздяны, Австрия – Острия, Вена – от одного из названий славян «вены, венеты, венеды», Лейпциг – Липицы, Рацибург – Ратибор…
Совершив этот свой 1-й подвиг, Святослав Храбрый спас Русь из когтей папского Рима, изменив историю одним ударом своей дружины. Русь и русский народ не попали под власть Западного мира и его тогдашнего центра управления – Рима.
Таким образом, Святослав спас наш народ и всю Русскую цивилизацию от полного уничтожения и растворения.
Спас от католизации и западнизации, которая, скорее всего, завершилась бы так же, как для могучих союзов племён Западной Руси - лютичей, ободричей и массы помельче - полной ассимиляцией, массовым геноцидом…

***

В 964-966 годах Святославом был предпринят Восточный поход — против огромной хищной Хазарии — «тёмного царства Кащея» (так называли её в русских былинах), владевшего землями от Кавказских гор до заволжских степей.
 
Главной целью его явилось сокрушение старинного врага – Хазарии.
Это паразитарное образование - «Чудо-юдо»  - выпило массу русской крови:
• брало с подчинённых славянских союзов племён дань людьми, «по белой девице от дыму»;
• проводило жесточайшую политику геноцида и тотального подчинения в отношении славян, которые были жителями самой Хазарии (по арабским источникам, они составляли значительный процент от населения Хазарии);
• уничтожили княжеские роды в союзах вятичей, радимичей, северян;
• совершали набеги в свободные земли славян, уводя для продажи тысячи людей.
Хазары отняли у восточных славян легендарную Тмутаракань, закрыв им тем самым выход к Чёрному морю.
 Кроме того, Хазария контролировала Волжский речной путь, мешая торговле Руси со странами Востока.

• Русской митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал:
«Славянские земли в 9-10-м веках стали для иудейских купцов (Хазарии) источником «живого товара». Русские рабы и рабыни во множестве отправлялись в страны исламского мира, где юношу высоко ценились за здоровье и силу, а девушки – за красоту.
Но главная цель славянской политики Иудейского Великого Хазарского Каганата  была иной.
Собственно цели были две. Ближайшей – являлось всемерное политическое и военное ослабление русского государства, его превращение в младшего партнёра и данника, чьё войско можно было с успехом использовать против ненавистной православной Византии.
Конечной же целью было разрушение Киевского славянского княжества с последующим включением его земель в состав каганата…»

 Таким образом, поводов к войне с Хазарским каганатом имелось предостаточно. Как говорится: «Вагон и целая тележка».
Надо сказать, что ещё в 914 году в хазарских владениях на Волге погибла рать князя Игоря - отца Святослава, пытавшаяся обезопасить Волжский торговый путь.
 Отомстить неприятелю и завершить дело, начатое отцом — возможно именно это и бросило в дальний поход молодого киевского князя.
Причём поход этот был продуман и осуществлен безукоризненно.
Удар был нанесён в удобный для Руси момент.
В это время Византия и Хазария вели ожесточённую борьбу в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе.
Собираясь в поход против хазар, Святослав заключил союз с печенегами и Византией.
       
• В 964 году русское войско двинулось в междуречье Волги и Оки -  в землю вятичей, плативших дань Хазарскому каганату.
         Руссы прошли сюда давно знакомым сухопутным путём – от Киева в район современного Воронежа.
 А далее через лесостепные пространства в район Пензы и южнее Тамбова.
Затем через Мордовские леса и степи вышли к правому берегу Волги.
Дружина Святослава вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племён, бывших в ту пору данниками хазар.
Не тронув вятичей и не разоряя их земли, лишь повелев им платить дань не хазарам, а Киеву, Святослав двинул свою рать против старинных врагов Русской земли: волжских болгар, буртасов, и самих хазар.

• Пройдя через Окско-Волжские леса и земли вятичей, свой 1-й удар Святослав обрушил на  Волжскую Булгарию – союзника Хазарии.
Армия булгар была разгромлена.
 А столица Булгар (современный Казань) и другие города были взяты и население разогнано.

• Попутно князь Святослав разгромил живших в окско-волжских лесах, и враждебных Руси  буртасов (мордву).
 Захватил и пожёг их города, а население рассеял.

***

         Затем русская рать спустилась вниз по Волге и вступила во владения Хазарского Каганата.
         Главная битва произошла 5 июля где-то в низовьях Волги, на ближних подступах к столице каганата Итилю.
Сам каган (хазарский царь) Иосиф вышел с огромным войском навстречу руссам.

И взвыла степь славянским кличем.
И сшиблись в сече рать на рать.
Над пыльным смерчем копья свищут.
И кто – кого, не разобрать.
– Мы за отцов! – катилось валом.
– Мы за отцов! – звенела сталь.
И к горизонту уползала
В куски изрубленная даль.
Вкруг Святослава рваной раной
Зияла лютая резня.
Он вился в битве без охраны
На белом облаке коня.
Косил направо меч двуострый,
Налево резал полукруг.
Красиво и победоносно
Рубился князь с обеих рук.
То перехватывал поводья,
То – рукоятку налету.
Глаза пылали исподлобья.
Кольчуга плавилась в поту.
Любил он бой самозабвенно.
Но если что не так в бою,
То крыл с припевкою военной
Не «мать твою», а – «рать твою».
В крови тонул копытный цокот.
И ворог милости просил.
Сверкал на русских шлемах сокол
С герба ведической Руси.
Булатным сполохом обвитый,
Князь зарубался в ближний бой,
Но всю при этом видел битву
И войско радовал собой.
За ним дружина острым клином
Хазар до сёдел рассекла.
К исходу дня наполовину
Победа нашею была.
И взят Итиль. И смята свита.
                Леонид Корнилов.

• Как сообщает летопись:
 «Победа руссов над хазарами была полной».

• Наталья Павлищева:
          «Царь Иосиф тоже был доволен тем, что сражаться придётся сразу со всеми силами русичей. Это хорошо, меньше возни, можно в одном бою уничтожить этого выскочку князя, который, видно, забыл, как удирал тайными тропами из Хазарии его отец. Иосиф считал образцом для подражания арабские войска, а потому и свои построил подобным образом. Ну кто, скажите, может осилить целых четыре линии, каждая из которых отлично вооружена, отлично выучена и готова стоять насмерть? Царь с удовольствием оглядывал выстроенные для боя ряды конников, латников и самых достойных – арсиев, личную охрану царя. Заносчивому киевскому князю будет дан хороший урок. Он надолго запомнит этот бой, если, конечно, выживет, усмехнулся Иосиф.
         Было от чего. Первыми русичей встретят кара-хазары, это «утро псового лая», быстрые, лёгкие наездники, вооружённые только луками и дротиками. Они даже не носят доспехов, чтобы не стеснять движения. Кара-хазары действительно похожи на свору быстрых псов, налетающих, как ветер, и вносящих неразбериху в строй врага. Их задача расстроить порядок вражеских рядов.
         Дальше за дело возьмётся «день помощи» - тяжеловооружённая и хорошо защищённая доспехами конница, состоящая из белых хазар, беков, гордых своим правом служить царю таким образом. «День» всей своей мощью наваливался на расстроенные наскоком «утра» ряды врагов и разил их мечами и боевыми топорами. Тех, кто всё же сумел пробиться через боевые порядки конных хазар, встречал « вечер потрясения». Этот ряд был так назван не зря. Нападавшие, прошедшие тяжёлую панцирную конницу, натыкались на непреодолимый заслон из сплошной стены щитов и выставленных в сторону врага копий, древки которых были для крепости упёрты в землю. Пройти такой заслон невозможно, потому царь не очень беспокоился, что в бой придётся вступать арсиям – его личной защите, наёмным арабам, готовым положить головы за своего хозяина и не дать отступить всем предыдущим линиям.
         Но в случае с князем Святославом всё пошло не так, как привык делать царь Иосиф. Русские не бросились в атаку очертя голову. Наоборот, они двигались медленно, очень медленно, точно специально устрашая врага. Иосиф даже подумал, что, увидев мощь хазарского войска, князь засомневался в успехе и размышляет, не предложить ли мир. Но русы приближались, вытягиваясь клином, печатая шаг, отчего дрожала земля. На острие клина шли богатыри, сплошь закованные в броню, покрытые кольчугой до самой обуви, а потому непроницаемые для стрел. Их руки в железных рукавицах сжимали огромные секиры, способные разрубить не только «псов». Вправо и влево от богатырей двигался сплошной ряд красных щитов, прикрывавших воинов за ними почти целиком, только вверх поднимались острия копий.
         На крыльях этого клина так же неторопливо двигалась конница: справа – светлая, переливающаяся блеском доспехов; слева – тёмная, это были печенеги. Царь Иосиф понял, что именно там слабое звено, если разогнать пешую рать, то печенеги сбегут сами. Но ливень стрел, выпущенных кара-хазарами, не дал никакого  результата. В строю руссов не было заметно павших, только красные щиты ощетинились застрявшими в них стрелами. Строй руссов не распался. А «утро псового лая» сгинуло бесполезно.
         По сигналу ревущих труб кара-хазары расступились, пропуская «день помощи». Конница докатилась до красных русских щитов и остановилась, напоровшись на выставленный ряд копий. Задние конники напирали на передних. А тем было просто некуда деваться. Всё смешалось, только видно,  как мерно  поднимаются и опускаются огромные боевые топоры руссов, раскалывая шлёмы белых хазар, а заодно и головы под ними, как орехи, разрубая черепа коней и ломая им ноги. «День помощи» рассыпался на глазах!
         Теперь остановить руссов мог только « вечер потрясения». Но клин русского войска вонзился в ряды пехотинцев с копьями на удивление легко именно благодаря тем же страшным секирам. Руссы просто вырубили часть первого ряда, и дальше пошла уже рукопашная схватка.
         Когда стало понятно, что руссов не удержать, царь Иосиф решился на последнее. Он послал гонца за каганом, появление которого на поле брани должно было поднять дух хазар и устрашить врагов. В это же время князь Святослав приказал печенежской рати, стоявшей в засаде, перекрыть пути отступления хазар к крепостным стенам Итиля. Хазарский царь рассчитал всё верно: появись каган на поле, все мусульмане бросились бы на врага. Забыв о собственных жизнях. Но для русских воинов каган был таким же хазарином, как и остальные, русы не испытывали священного трепета при его появлении, и стрела из боевого лука русского дружинника  оборвала жизнь  властителя хазарских дум. Смерть кагана превратила хазарское войско в толпу растерявшихся людей, только царь Иосиф со своей последней защитой – арсиями – смог прорвать строй печенегов и, потеряв много людей, всё же уйти в степь под покровом ночи».
(Из книги «Княгиня Ольга»).

 Город Итиль был захвачен Святославом и стёрт с лица земли.
  Этим ударом, в самую сердцевину каганата, Святослав срубил голову «Змею», нарушил систему управления всем государством. Теперь он мог давить другие гнёзда «Змея», не опасаясь встретить общего войска Хазарии.
После этого огненным смерчем, огнём и мечом прошла русская рать по всей хазарской земле, оставив позади себя одни разрушения и пепелища.

• Продолжая движение на юг, руссы нанесли удар по северокавказским владениям каганата.
 -   Там было разбито войско царя Салифана.
-     После этого взят и сожжён город Семендер (современный Махачкала).
-      А затем – сильная крепость Семикар.
-      Оттуда Святослав двинулся к Дону.
-     Разбил по пути, враждовавшие с Русью и союзные Хазарии, племена ясов и касогов (предков нынешних осетин и черкесов).
 
• Преследуя отступающего врага, дружина Святослава по Северскому Донцу вышла к мощной хазарской крепости Саркел, расположенной в среднем течении Дона.
Здесь, под стенами старой крепости, произошла ещё одна битва, в ходе которой войско хазар было окончательно разгромлено. Сам каган вместе с немногими уцелевшими бежал в горы.
Когда Саркел пал, его защитники были беспощадно побиты. Жители разбежались. А сам город был сожжён до основания и буквально был стёрт с лица земли.
На его месте Святослав заложил русский форпост Белая Вежа.
Разрушив Саркел, Святослав устремился дальше на юг и вышел к Таманскому полуостров.
И тут - на берегах Керченского пролива - в захваченном хазарском селении Таматархе он основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань - центр будущего Тмутараканьского княжества.

Разгром угнетавшего Русь паразитического рабовладельческого Хазарского каганата является величайшим подвигом Святослава и его войска!

• В. М. Клыков – народный художник России о разгроме Хазарского каганата Святославом:
 «В ряду наших побед это событие занимает особое место – без него не было  бы вообще России – ни как Московской Руси, ни как православного государства, ни как Российской империи». 


***

         В результате Восточного похода:

-  Святослав сокрушил векового врага – «Змея», «Чудо-юдо», «тёмное царство Кащея».
 Были освобождены тысячи славянских рабов, в том числе подданные хазарского кагана – славяне Дона и Кубани.
Под ударами непобедимых полков Святослава Храброго рухнул и навсегда исчез исконный враг Руси – огромный и могущественный Хазарский Каганат, внушавший современникам ужас.
Русь вернула себе независимость, освободилась от дани, и от дани войском для Хазарских походов.
Наступил конец работорговле в регионе и конец набегам хазар  на Русские земли с целью захвата рабов.
Конец Хазарии означал объединение в едином государстве - Киевской Руси -  большей части восточнославянских племён.

-   Во время этого похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов.
Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на её окраинах.
Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье.
Русь открыла себе свободную дорогу на Восток.
Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.

-   Были расчищены торговые пути в страны Востока, а в сферу русского влияния попали Северный Кавказ и Крым.
Русь утвердилась на Волге («Русской реке») и на Северном Кавказе.
 Так что, русские утвердились на Северном Кавказе не в 19-м  столетии, а на тысячу лет раньше.
 Арабские источники (ибн Хаукаль) стали называть «Русской рекой» уже не Дон (как аль Масуди), а Волгу.
 Выходит, что и Иван Грозный, только вернёт нам «Русскую реку».  И здесь помыслы и дела Святослава Игоревича были первыми.

-   Сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения - порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения - духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

-   Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье.

-   Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю.
Святослав смог заключить союз с народами степи, в том числе с печенегами, которые помогли сокрушить Хазарию.

-  Однако, разгром хазар имел и отрицательную сторону.
 Открылась дорога для набегов печенегов и других кочевых народов, что вынудило тратить значительные силы и средства на борьбу  с ними.

Таким образом, почти полутора столетняя освободительная война восточных славян против Хазарского каганата была завершена походом князя Святослава.
Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом, и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического существования.
Хазарское царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой...


***

Нестор, древнейший русский историк, называет прародиной восточных славян земли по течению Дуная, на которых раскинулось Болгарское царство.
Вероятно, и Святослав считал так же.
Мысли воинственного князя постоянно обращались в ту сторону.
 И однажды во сне он увидел себя властителем тех земель.
Тогда-то, наверное, у него и зародилась мечта создать собственную империю со столицей в Переяславце, у устья голубого Дуная.
Святослав, лёгкий на подъём, собирался недолго.
Князь отправился в новую военную экспедицию - на Балканы, стремясь овладеть Болгарией и ослабить Византию.
   
Летом 967 года русская рать (10 тысяч человек) появилась на Дунае.
Военные походы Святослава на Балканы были обусловлены стремлением киевского князя:
• Укрепить позиции своего государства на Дунае.
• А также создать могучую славянскую державу под самыми стенами Константинополя.

***

Точка зрения.

• Олесь Бузина:
         «Дунайский поход – гениальное прозрение Святослава, как вспышка молнии, озарившее всю последующую судьбу Руси, России и нынешней Украины. Из него родится и «греческий проект» Екатерины Великой, и русско-турецкая война Александра II Освободителя, и славянофильская мечта о кресте над святой Софией. Последнее особенно парадоксально. Сам Святослав как убеждённый язычник ни о каком кресте не мечтал, но похозяйничать в тех местах, где византийцы его водрузили, был не прочь – в конце концов, геополитика всегда первичнее идеологии.
         Блестящая Святославова идея – перекрыть путь всему европейскому товарообороту на Дунае  («Тут все блага сходятся!»)_ - слаба лишь в том, что не воплотилась. В противном случае мы получили бы совершенно фантастическую Русь, захватившую все главные восточноевропейские речные пути – по Днепру, Дону и Дунаю. Венгрия, Чехия и Византия были бы для этой сверхимперии всего лишь сателлитами. Святослав знал, что делал, - оголяя свой тыл против степи, мобилизуя все силы в одном месте против греков, он шёл ва-банк. В случае удачи ему всё бы простилось. Но, видимо, в ином был промысел Божий.
В Киеве Святослав, в отличие от христианской партии мира, возглавлял языческую партию войны. Христиане считали, что с Византией следует дружить и торговать. Князь настаивал на том, что дружить можно и потом. Но сначала следует отобрать на Дунае наиболее выгодное место для дружбы. Вот тогда и продиктуем условия!»
(Из книги «Тайная история Украины-Руси»).

***

Осенью 967 года 10-тысячное русское войско, спустившись на ладьях по Днепру, вышло в Чёрное море и направилось к устью Дуная.
Верный своей молниеносной манере ведения военных действий, Святослав прорвался через болгарские форпосты и в чистом поле разбил 30 -тысячное войско болгарского царя Петра. 
 А их царь Пётр, поражённый позорным бегством своей армии с поля боя, впал в сильнейший эпилептический припадок и вскоре умер.
По свидетельству летописи, 80 болгарских городов присягнули на верность новому властителю, после чего Святослав стал полновластным хозяином Северной Болгарии.
За короткий срок он овладел всей Восточной Болгарией.

         В результате этого 1-го Балканского похода (967-968 годы) к Руси были присоединены Нижнее Подунавье с крепостью Переяславец (нынешний город Тулча в Румынии).

• Как писал академик Б. А. Рыбаков:
«Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до Балканских земель Византии. Побеждена была Волжская Болгария, полностью разгромлена Хазария, ослаблена и запугана Византия, бросившая все свои силы на борьбу с могучим и стремительным полководцем. Замки, запиравшие торговые пути руссов, были сбиты в двух концах Русского (Чёрного) моря, возникли военно-торговые форпосты – Тмутаракань на востоке у Керченского пролива и Преславец на западе близ устья Дуная. Святослав стремился приблизить свою столицу к жизненно важным центрам X века и придвинул ее вплотную к границе одного из крупнейших государств тогдашнего мира – Византии. Во всех этих действиях мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного в возвышении Руси и упрочении ее международного положения. Серия походов Святослава была мудро задумана и блестяще осуществлена».

***

Успехи Святослава в Болгарии вызвали в Константинополе серьёзную тревогу.

Тайное византийское посольство прибыло в кочевья печенегов и золотом, обещаниями склонило вождей степняков совершить нападение на Киев, который остался без княжеской дружины.
Так император Никифор II Фока направил печенегов на русские земли.
         Весной 968 года  печенежские орды осадили Киев.
Они стали опустошать его окрестности.
В отчаянной, кровавой сечи изнемогали киевляне, но печенежский натиск не ослабевал.
Лишь ночная атака небольшой рати воеводы Претича, принятую печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева.
С этой историей связано первое в нашей летописи описание героического деяния, свершенного оставшимся безымянным киевским отроком.
 Когда «осадили печенеги город силой великой — было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогли люди от голода и жажды. И собрались (ратные) люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали печалиться люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и передать им: если не подступите утром к городу — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь». И ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и пробежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ничего с ним сделать. На том берегу заметили это, подплыли к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдёте завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришёл сам князь, и побежали от города врассыпную».

• Далеко на Дунай полетел призыв киевлян, с трудом отбившихся от нападения врагов:
 «Ты, князь, чужую землю ищешь и бережешь её, а свою покинул, чуть было не забрали нас печенеги, и мать твою, и детей твоих. Коли не придёшь и не защитишь нас,  так  нас возьмут, - разве не жаль тебе твоей отчизны, детей своих и старухи матери своей?».
Не мог не услышать этот призыв Святослав.
         Пришлось Святославу спешно покинуть Болгарию, чтобы спасти столицу от погрома кочевников.
 Печенеги были наказаны за свою дерзость.
Вернувшись с дружиной в Киев, он настиг и разгромил печенежское войско и далеко в степь прогнал его жалкие остатки.
Тишина и покой воцарились тогда в Русской земле.
 После победы над печенегами, выслушав справедливые упрёки бояр и матери Ольги, Святослав задержался в Киеве.
В это время тяжело занемогла Ольга, и Святослав остался около заболевшей матери. Княгиня Ольга, больная и старая, уговаривала сына прекратить заморские авантюры и остаться в стольном Киеве.

• Но не выдержал ищущий битвы и ратного подвига князь мирной жизни и взмолился матери:
«Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все доброе: от греков — золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров — серебро и кони, из Руси — меха, воск и мёд».

• Выслушала горячие, запальчивые слова сына княгиня Ольга и лишь одно промолвила ему в ответ:
«Ты видишь, что я уже больна, куда же ты хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, то иди куда захочешь...»
Через 3 дня она умерла. Случилось это 11 июля 969 года.
Похоронив мать, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями:
• Ярополка посадил княжить в Киеве,
• Олега послал в Древлянскую землю,
• а Владимира — в далёкий Новгород.

При этом в Киеве Святослав распорядился сжечь христианские храмы и их атрибутику. Жестоко преследовал тех, кто принял новую веру.
Сам же поспешил в свои силой оружия завоёванные владения на Дунае.
Спешить его заставляли приходившие оттуда известия — новый болгарский царь Борис, вступивший на трон с помощью греков, напал на русский отряд, оставленный Святославом в Переяславце и овладел крепостью.

Князь вновь повёл свое войско на Дунай, имея целью создание могущественной Дунайско - Днепровской державы.

***

 Начался 2-й Балканский поход (969-971 годы).

Подобно стремительному барсу бросился русский князь на врага.
 Разгромил его.
Он овладел столицей Болгарии Великой Преславой.
 Пленил царя Бориса и остатки его войска.
 Овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор.
Вскоре он узнал о смерти Никифора Фоки, убитого своим приближённым Иоанном Цимисхием -  армянином по национальности, объявившего себя новым императором.
       
Талантливый полководец и государственный деятель Иоанн Цимисхий, отличавшийся, кроме того, большим государственным умом, невероятной хитростью и коварством,  потребовал ухода русской рати из Подунавья.
Его послы грозили, что император сам пойдёт на него войной с огромным войском.
 
• Ответ Святослава был гордым и презрительным:
«Не вижу никакой необходимости для императора совершать столь трудное путешествие. Мы сами скоро поставим шатры перед Цареградскими воротами, храбро его встретим и покажем, что мы – мужи крови, оружием побеждающие врагов, а не ремесленники, в поте лица зарабатывающие на хлеб!»

На все угрозы Иоанна Цимисхия начать против русичей войну, Святослав ответил в присущей ему манере: «Хочу на вы идти и взять город ваш».
Вслед за этим русские войска вторглись на территорию империи…

***

         Началась русско-византийская война (970-971 годы).
 Князь Святослав перешёл через заснеженные горные кручи Балкан.
 Широкие военные действия разгорелись на просторах Фракии и Македонии летом 970 года.
Руссы вместе с союзниками - болгарами, венграми  и печенегами - штурмом взяли город Филиппополь (ныне Пловдив).
Князь посадил на кол 20 000 пленных болгар и греков.
• Лев Диакона:
«...Объятых ужасом испуганных мисян [болгар] он умерщвлял с природной жестокостью: ...с бою взяв Филиппополь, он... посадил на кол двадцать тысяч оставшихся в городе жителей и тем самым смирил и обуздал всякое сопротивление и обеспечил покорность».

Дальнейшее продвижение вглубь Византии Святослав вёл 2-мя армиями:
• одной, состоявшей из лучших русских воинов, закалённых в боях дружинников, он руководил сам,
• другая – руссы, болгары, венгры и печенеги – находилась под началом киевского воеводы Сфенкела.

Коалиционное войско столкнулось с основной армией греков под Аркадиополем, где состоялось генеральное сражение.
Рассчитав, что слабым звеном в армии союзников являются печенеги, византийский полководец Варда Склир направил основной удар войска на их фланг.
Печенеги дрогнули и побежали.
Исход битвы оказался предрешён. Руссы, венгры и болгары бились упорно, но оказались в окружении и потерпели поражение.

Битва Святославова войска у  Адрианополя оказалась не менее тяжёлой.
10-ти тысячной дружине князя противостоял отряд под командованием патрикия Петра.
 Как и прежде, Святослав сумел переломить ход битвы в критический для себя момент.

• Вот как повествует об этом Нестор-Летописец:
«И пошёл Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их, - сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «нам некуда уже деваться, хотим мы или не хотим, - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые сраму не имут. А если побежим же, - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас:  если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь».
И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».
 И исполчились головы русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали».

Победив и в этом сражении, Святослав, находясь уже на подступах к Константинополю, однако, не пошёл далее.
 А, взяв с греков «дары многие» вернулся назад в Переяславец.
Это была одна из немногих, но ставшая роковой ошибка прославленного русского воителя.
По условиям мира, заключённого с Цимисхием:
• Руссы сохраняли за собой территорию Болгарского царства.
• Византийцы обязались выплачивать, как и прежде, Руси дань.
• Сохранялись условия прежних договоров.
После этого Святослав ушёл на Дунай.
При этом, надеясь на заключённое перемирие, Святослав не занял горные проходы через Балканы, не выставил заслоны в устье Дуная.
 Русские силы были рассредоточены:
• Князь с главными силами находился в городе Доростол.
• Другой большой отряд расположился в Преславе.

***

        Иоанн Цимисхий оказался хорошим учеником и способным полководцем.
Отозвав из Азии лучшие византийские войска, собрав отряды и из других частей своей империи, он всю зиму учил и муштровал их, сплотив в огромное обученное войско.
Также повелел Цимисхий собрать новый флот, починив старые и построив новые боевые корабли: огненосные триеры, галеи и монерии. Число их превысило 300.
 Уже весной 971 года  император Иоанн Цимисхий вероломно нарушил соглашение и вторгся в пределы Болгарского царства.

13 апреля был взят Преслав, при обороне которого полегли почти все воины находившегося там 8-тысячного русского гарнизона. Лишь немногим воинам во главе с воеводой Сфенкелем удалось прорваться в Доростол.
Там, в Доростоле (современный город Силистрия) - последней русской крепости в Болгарии - поднял Святослав свой стяг, готовясь к решительной битве.
Город был хорошо укреплён — толщина его стен достигала 4,7 м.
Приблизившись к Доростолу 23 апреля 971 года в день Святого Георгия, византийцы увидели перед городом русское войско, выстроившееся для битвы.
Сплошной стеной стояли русские витязи, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». И не думали отступать.
Кровопролитное сражение под стенами города длилось с утра до самых потёмок.
 Раз за разом руссы отбили за день 12 атак врага.
 Лишь ночью отошли они в крепость.
Наутро византийцы начали осаду, окружив свой лагерь валом и частоколом с закреплёнными на нём щитами.
А греческий флот блокировал город с Дуная.
Войска греков в несколько раз превосходили по численности осаждённых в Доростоле русичей.
При этом византийцы имели очевидное преимущество в вооружении и экипировке. Ими руководили опытные командиры, изучившие все премудрости военного искусства по древнеримским трактатам.
Началась изнурительная осада Доростола,  длившаяся с 24 апреля по 22 июля 971 года (65 дней). 

***

Во время этой осады руссы проявили чудеса храбрости и большое упорство.
Они неоднократно предпринимали смелые вылазки, уничтожая осадные машины противника.
 Вот один из таких эпизодов.
Однажды в тёмную ночь, при сильном дожде с градом и блеске молний, Святослав усадил 2 000 воинов на суда и спустился по Дунаю добыть хлеба, пшена и других продуктов. На обратном пути заметили они на берегу большое скопление греков. Святослав незаметно высадил своих воинов, провёл их лесом и неожиданно ударил на греков. Избив многих, русские благополучно вернулись в город.
         
Однако припасы в городе быстро истощались: замаячила угроза голода.
Тогда Святослав попытался прорвать кольцо блокады и вышел из крепости на последнее сражение (22 июля 971 года).
Он призвал всех воинов к героизму и мужеству в решительной схватке с превосходящим в силах врагом.

• Византийский историк Лев Диакон цитирует это обращение князя к войску:
«Погибнет слава, спутница оружия руссов, без труда побеждавшего соседственные народы и без пролития крови покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим ромеям. Итак, с храбростью предков наших и с той мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою».
 
• Андрей Серба:
         «Тронув коня с места, князь Святослав медленно ехал перед рядами киевской дружины, пристально всматривался в суровые, застывшие в ожидании предстоящего боя лица воинов. Перед ним стояли те, с кем он прошёл сквозь десятки битв от Итиля и Кавказа до Дуная и Балкан, с кем сражался на суше и воде и никогда не знал поражений. Это были те, чьё оружие и отвага заставляли дрожать врага лишь при одном упоминании русского имени, кто с молоком матери впитал священный обычай воинов-русичей: жить со славой или умереть со славой, и никогда не изменял сему завету. Лучшие из лучших, краса и гордость русских дружин, отборные витязи всей необъятной русской земли, собранные под великокняжеским стягом, ждали сейчас обращённого к ним слова Святослава.
         Великий князь остановил коня, приподнялся в стременах. Был он в полном воинском облачении, под шлёмом, в стальных рукавицах и боевых латных сапогах. Поперёк седла лежало тяжёлое длинное копьё, на левом плече висел продолговатый червленый щит. Словно порыв ветра пронёсся по рядам дружинников, все головы обратились в сторону великого князя. Кое-где в задних шеренгах звякнуло оружие, и снова повисла тишина.
         - Русичи, верная дружина моя! – раздался громкий голос Святослава. – Там, за Дунаем – Русь, Киев! Здесь, пред нами – Новый Рим, легионы Иоанна! И дабы не стояла империя на берегах Славутича встали мы с вами на Дунае! Недруга много больше, но мы – русичи, и слава – спутник нашего оружия! Так не посрамим земли Русской, ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут! Станем насмерть, други, а я пойду перед вами! Вперёд, братья!»
(Из книги «Мёртвые сраму не имут…»)

В этот день русские начали свой последний бой.
Натиск руссов, предводительствуемых самим князем, был столь стремителен, что греки дрогнули и попятились.
Византийский историк рассказывает, что у Святослава состоялся рыцарский поединок с могучим богатырём Анемасом, сыном критского эмира, убившим накануне русского воеводу Икмора.
 Анемас выбил Святослава из седла, но после поединка русские воины окружили гиганта и убили его.
Русское войско уже одолевало врага, когда внезапно все изменилось. Разразившаяся буря засыпала песком глаза русичам, и они ослабили натиск.
 Так природа вырвала из рук Святослава уже почти одержанную победу.
Воспользовавшись помощью стихии, византийский император лично возглавил контратаку своей тяжёлой кавалерии – своих «бессмертных».
Одновременно с флангов ударили отряды Варды Склира и стратопедарха Петра.
Святослав был ранен в бою. Многие русские и греческие начальники были убиты. Бой продолжался до самого вечера. Силы русского войска были на исходе.
С тяжёлыми потерями отступили дружинники назад в крепость, унося с собой израненного стрелами Святослава.
• В этих условиях великий князь киевский  решил заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной:
«Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань – этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград».
 И воины согласились, что князь их говорит правильно.
Святослав предложил византийцам начать мирные переговоры, на которые греки с радостью согласились.
Историческая встреча Святослава с Иоанном Цимисхием произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора.
Цимисхий в окружении приближённых ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо.

• Лев Диакон:
«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными усами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государём об условиях мира и уехал».
       
 По условиям мирного договора 971 года, скреплённого личной встречей Святослава  и Иоанна Цимисхия:
• Руссы должны были покинуть Дунай.
• Они обязались не нападать более на здешние земли.
• Но за Русью сохранились завоевания в Причерноморье и Поволжье.
• Восстанавливались условия старого русско-византийского договора.
• Император обеспечил русичей на обратный путь продовольствием.

• А. Д. Чертков писал в 1843 году:
 «Так кончилось великое предприятие Святослава, имевшее целью перенести владычество Руссов с хладного севера на берега Чёрного моря и на плодоносные равнины Болгарии, Фракии и Македонии. Последствия этого важнейшего происшествия X века могли быть столь неисчислимы для Руси, и в особенности для всех южных словен, что теперь трудно представить себе даже приблизительный очерк всего, что могло произойти от счастливого исполнения великого подвига киевских руссов».

***

Приплыв на ладьях на острова Руссов в устье Дуная (осенью 971 года), войско Святослава разделилось.
Основная часть войска во главе с воеводой Свенельдом на конях двинулась сухим путём по степям и лесам в Киев.
А князь с малой дружиной на ладьях двинулся вверх по Днепру, имея на судах большое число раненых и больных воинов.
Но у днепровских порогов все пути домой были перерезаны подкупленными византийцами печенегами.
 Византийцы известили кочевников-печенегов:
«Пойдут мимо вас русы, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа».
Подкупленные послами вероломного Цимисхия, печенеги устроили засаду на днепровских порогах.
 Это было самое удобное место для нападения. Ведь пока русичи будут перетаскивать свои ладьи берегом, им можно нанести внезапный удар в спину, перебить малочисленную дружину и завладеть всей добычей.
И когда Святослав подошёл к Днепровским порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти.
 Князь  понял, что ему не прорваться через печенежскую конницу.
 И он приказал повернуть назад, чтобы перезимовать на островах в Белобережье.
 Но зимовка выпала очень тяжёлой – питаться приходилось преимущественно одной рыбой без соли. Воины съели все запасы продовольствия, и начался голод. Местное население, пребывавшее в крайней нищете, не могло прокормить голодную дружину. И скудные продукты питания приходилось покупать за невероятно высокую цену.
Так, например, конская голова стоила полгривны серебра.
Наступила весна 972 года. Но подкрепления из Киева так и не подошли – жителей стольного города, которых киевский князь покинул ради чужих земель, мало заботила его судьба.
Тогда Святослав решил пробиваться к Киеву с боем.
 Но у больших днепровских порогов, недалеко от острова Хортица, где руссы перетаскивали свои ладьи берегом, минуя бурлящие водовороты, печенежская орда подстерегла их.
 С мечом в руках повёл Святослав своих воинов в последний бой.
 Полегли русичи в той жестокой сече все до единого.
 И сам князь сложил тут свою удалую голову.
Так героически погиб князь Святослав Игоревич - Освободитель, великий сын Земли Русской, выдающийся воин и полководец…

• Летопись так передает рассказ о смерти Святослава:
 «Пришёл Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него».

По преданию, печенежский хан Куря, торжествуя победу, отрубил мёртвому Святославу голову. И приказал сделать из черепа этого прославленного воителя украшенную золотом и драгоценными камнями чашу с надписью:
 «Чужого желая, своё погубил».
Из неё затем с превеликим удовольствием пил хан лучшие греческие вина, щедро присылаемые ему византийским императором. Завещал её своим детям, надеясь, что пьющие из этой чащи обретут дух непобедимости великого воителя.
 
• В одной древнерусской летописи есть упоминание, что:
 «Есть чаша сия и доныне хранима в казнах князей печенежских, пьют же из неё князя со княгинею в чертоге, егда поимаются, говоря так: «Каков был сей человек, его же лоб есть, таков будет и родившийся от нас».

Вот так прервался земной путь великого воина.
И нет ни могилы у Святослава, ни точной даты смерти.
Никто из сыновей, которым он оставил огромное государство, не нашёл  его кости и не похоронил с почётом и  миром.
И не было никакого плача по Святославу, никаких могильных курганов в его честь, никакой похоронной тризны.
 Ни капли сожаления о таком великом воине не слышится и в повести киевского  летописца Нестора. 
   И всё, что нам осталось от могучего воина, сравнимого по масштабам завоеваний и  расширения славянской «ойкумены»  с Александром Македонским, это 3 знаменитые фразы его:
• «Иду на вы».
• «Да не посрамим земли Русской».
• «Мёртвые сраму не имут».


***

Точка зрения.

• Александр Бушков:
         «Многие историки давно уже соглашаются, что убийство князя Святослава печенегами у днепровских порогов – история гораздо более сложная и загадочная, чем официальная версия, согласно которой Святослав, возвращаясь после войны с ромеями, чисто случайно напоролся на превосходящие силы степняков…
         История, в самом деле, загадочная и грязненькая. Судите сами. После продолжавшихся два месяца схваток у болгарской крепости Доростол Святослав заключил с византийским императором Иоанном Цимисхием, в общем, довольно почётный мир. И поплыл с дружиной в Киев, поздней осенью. Согласно летописям, русским стало известно, что у порогов печенеги устроили засаду…
         И вот здесь что-то происходит! Что-то, навсегда оставшееся загадкой. Б о л ь ш а я  часть дружины с воеводой Свенельдом во главе уходит в Киев по суше, степью – и благополучно добирается до города!
         Что касается князя Святослава, он вдруг начинает вести себя более чем странно. С меньшей частью дружины остаётся… зимовать то ли на берегу, то ли на одном из днепровских островов. Зима выдалась лютая, еды почти нет, летописцы подчёркивают, что русские бедствовали несказанно: «…по полгривны платили за конскую голову, врагом были болезни». Весной Святослав, даже не пытаясь пройти степью, по которой благополучно ушёл Свенельд, вновь плывёт по Днепру. Печенеги, что странно, отчего-то зимовали здесь же – они по-прежнему подстерегают князя. И убивают…
         Странностей выше допустимого. Почему Святослав не ушёл в Киев степью? Означает ли уход Свенельда, что в русском стане произошёл  р а с к о л? Почему печенеги столь упорно ждали несколько месяцев? В истории вроде бы не отмечены какие-то действия Святослава, внушившие печенегам непреодолимое желание за что-то отомстить князю…
         Тёмная история. И потому её не единожды назвали «заказным убийством». Полное впечатление, что Святослав прекрасно понимал: в Киев ему идти  н е л ь з я. Почему? Что там могло случиться?
         … Святослав остаётся зимовать на Днепре, потому что прекрасно сознаёт грозящую ему из Киева угрозу – но исходит эта угроза не от христианской партии Ярополка, а от языческой Владимира. К каковой принадлежит и бросивший Святослава Свенельд, и, возможно, Претич. В Киеве готовится антихристианский переворот, а потому Святослава, как ревностного и влиятельного сторонника христиан, необходимо убрать…
         И убирают – руками печенегов. Имя их кагана присутствует в разных толкованиях – Куря, Курей, Кур…»
(Из книги «Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы».)

***

Точка зрения.

• Анатолий Членов:
         «Отдав по договору пленных и Доростол, Святослав, очистив Болгарию, поспешно отплыл со всей своей армией в отечество.
         Плыть до Руси было всего 250 км. Как и сейчас от Силистры до советской границы. Дело в том, что в X веке Русь владела большим участком северного берега Дуная. Этот длинный участок северного берега Дуная входил в состав двух юго-западных земель Руси – Уличской и Тиверской.
         Сюда и причалили ладьи возвращавшейся армии к долгожданному русскому берегу. Здесь воины Святослава могли немного отдохнуть после недавних испытаний. И затем спокойно направиться в Киев. И как раз где-то здесь Свенельд и расстался со Святославом. Оба направились в Киев, но разными путями.
         Кратчайший прямой путь с русского Дуная на Киев лежал по сухопутью, но тогда проходил целиком по русской территории (Тиверскую, Уличскую, Полянскую земли). Но Святослав почему-то направился с Дуная в Киев через Хортицу. Но это же совсем в другую сторону от Киева! Ведь до Киева через Хортицу около 1450 км, вдвое дальше, чем напрямик.
         Выбирая этот путь, Святослав зачем-то покинул русскую землю и углубился на несколько сот км в глубь печенежской. Почему же он избрал такой роковой маршрут? Это возможно только, если прямой путь на Киев внезапно оказался перерезанным!
         Святослав повёл армию днепровским путём, а Свенельд отправился прямо на север.
         В результате Святослав попал со всей армией в западню, а перерезанный печенегами путь с Дуная на Киев внезапно снова открылся, и хозяином в Киеве стал вместо Святослава Свенельд.
         Что же Свенельд посоветовал князю?
         По долгу воеводы Свенельд докладывал государю обстановку, которая внезапно стала катастрофической: гонцы доложили ему, что печенеги прорвались в глубь не только Уличской. Но и Тиверской земель. Прямой путь на Киев перерезан и большинство отходных тоже. В этой обстановке Свенельд предлагает князю отправиться со всей своей армией в дальний обход – маршрутом столь кружным и неудобным, что его там наверняка не ждут. Это единственный шанс на спасение.
         Далее Свенельд предлагает отвлекающий манёвр своего варяжского отряда. Он сам поведёт его прямо на север, симулируя прорыв армии Святослава на Киев. Пока печенеги заметят ошибку, время будет выиграно и Святослав будет далеко.
         Святослав одобрил отъезд Свенельда на север, а всю армию повёл на Днепр и беспрепятственно дошёл до самой Хортицы.
         И только там, когда от русского Дуная пройдено без малого тысяча км, Святослав убеждается, что попал в ловушку. До русской границы на Суле остаётся всего 300 км, но пороги перекрыты печенегами. Здесь стоят, против ожидания, не дозоры, а главные силы печенежской армии. Прорыв невозможен, а выручки из Киева нет, хотя она, конечно, была обещана Свенельдом в случае, если кому-либо из варягов удастся пробиться до Киева.
         Только на Хортице Святославу становится ясно, что совет Свенельда, казавшийся таким безупречным и даже благородным, был на самом деле предательством!
         Предательством было не только то, что Свенельд заманил Святослава в ловушку, но и то, что он уже из Киева, не прислал на выручку Святославу своих войск.
         Давая свой замаскированный предательский совет, Свенельд знал, что произойдёт на самом деле…
         Чем заплатил Свенельд Куре за голову Святослава и уничтожение русской армии?
         Уличской и Тиверской землями Руси!»
(Из книги «По следам Добрыни»).

***

Итоги деятельности князя Святослава:

•    Значительно усилился международный авторитет Руси.
•    Расширилась территория в результате удачных походов и подчинения вятичей. Территория Руси увеличилась от Поволжья до Каспия, от Северного Кавказа до Черноморья, от Балканских гор до Византии.
•   Усилилась княжеская  власть, как в результате реформ, так и вследствие введения системы наместничества. Однако внимание к внутриполитическим вопросам с его стороны было недостаточным. В основном политику внутри страны проводила Ольга.
•   Многочисленные походы повлекли истощение, ослабление экономики, что свидетельствует о том, что Святослав не всегда проявлял политическую дальновидность.
•    Были потеряны дипломатические связи с ведущими христианскими государствами, связи, налаженные Ольгой.
•   Со смертью Святослава в истории Киевской Руси завершилась эпоха далёких военных походов. Преемники князя сосредоточились  на освоении завоёванных земель и развитии государства.

***

       Великий князь Святослав, вошёл в историю как крупнейший государственный деятель эпохи, величайший полководец Средневековья, сравнимый по масштабам деятельности с Александром Македонским, Ганнибалом и Цезарем.
Короткая жизнь русского героя поражает предельной насыщенностью событий. Всего за 8 лет он успел совершить Восточный поход и 2 Балканских похода, разгромить Хазарский каганат, завоевать Болгарское царство, отразить натиск на Русь печенегов и в течение двух лет вести упорную войну с могущественной Византийской империей. За это время, по подсчетам современных историков, Святослав прошел походами не менее восьми с половиной тысяч километров!

  Историки дают разные оценки личности князя Святослава:

• Одни называли его авантюристом, искателем приключений, безрассудным предводителем удалой дружины, который был занят только войной, не заботясь о родной земле.

• Другие (Б. А. Рыбаков, А. Н Сахаров) считали его великим полководцем, дальновидным политиком, дипломатом, который заботился об укреплении своей державы.
        Они  отмечали тот факт, что военная деятельность Святослава полностью соответствовала военно-стратегическим и экономическим интересам Руси.

• Н. М. Карамзин  писал о князе Святославе так:
 «Сей Александр [Македонский] нашей древней Истории, который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и всё ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка».

• Историк С. М. Соловьев так оценивал жизнь и деяния князя Святослава:
 «Олег и Ольга соединены в предании одним характером: оба представляются нарядниками земли, мудрыми, вещими; Игорь между ними является воином неотважным, князем недеятельным, вождём дружины корыстолюбивым. Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдалённых, славных для него и бесполезных для родной земли».

Лично я считаю, что военный гений князя Святослава дал не только силу и могущество Русской земле, но и вывел её на широкую дорогу мировой истории. Соседи признали Русь могучим государством.
Его победы прославили русское имя и русское оружие в веках.
 Святослав и его воины вошли в историю как пример мужества. Даже враги отмечали храбрость русских.

• Греческий хронист Лев Диакон донёс для нас одну из речей Святослава:
 «…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей».

Ну а для потомков он остался образцом и примером воина и полководца, который не жалел сил для Отчизны и сложил голову, защищая её от врагов…

И в Славянской Душе
Твоё Имя Живёт,
И Славянское Сердце болит о Тебе,
Помнит Русь о Тебе,
Помнит старая Мать,
Это память Земли и её не отнять!
Святослав!

Память о Святославе Игоревиче живёт до сих пор.
Образ князя-воина использовали в художественной литературе, искусстве, в кино.
 Ему поставлены памятники.