Дикий плющ. дзэн мастер Хакуин

Владимир Болсун
Один мудрец древности сказал, что "практика дзэн предполагает три основы: великий корень веры,
чувство великого долг
а и великое, яростное стремление.
Будь недостаток одной из них, и ты уподобишься треножнику,
одна из ножек которого сломана".

Великое, яростное стремление!!!!!! -
 является самым важным из всех этих трех.

 Когда нет яростного стремления, не может развиться великая и чудесная сила исцеления, и воля не способна будет излечивать болезни,
 держащие людей в своих тисках, а также спасать живые существа.

 Это невежество, страсти, а также рождение и смерть - те,
что являются корнями кармы.

 Что такое великое, яростное стремление?
Напряженное бдение сознания в бесстрашной решимости двигаться
 вперед к избавлению от кармы.
Поэтому говорится: "достижение буддовости приходит в едином моменте
мысли к живому существу, которое бесстрашно и не знает ужаса;
у того же, кто ленив и недвижим, путь к нирване может занять три долгих кальпы".
 
Кто ленив и недвижим?
 Они - величайшие и сильнейшие враги всех, кто странствует и стремится совершенствоваться в практике трех колесниц.

В двух словах, это сказано о тех злых демонах дзэн "молчаливого озарения".
Здесь говорится в известной степени также о том, что сам Будда много лет назад вложил в своислова , когда говорил о "вмешательстве".

 Анируддха, его ученик, потворствовал спящему демону, и Будда напомнил ему: "Моллюски, живущие в раковинах, и другие подобные существа, погруженные в сон, дремлют в течение тысяч лет, теряя таким образом возможность встретиться с Буддой, когда он появляется в этом мире".

При этих словах великое, яростное стремление начало разгораться в душе Анируддхи. Семь дней и семь ночей он посвятил усердной практике, не ложась ни для сна, ни для отдыха. Внезапно наружу прорвался великий глаз мудрости. Анируддха на время лишился способности видеть, однако получил награду гораздо большую, чем новое рождение в мире богов.

Если это замечание самого Будды было верным, тогда не правы те счастливые во сне люди, сидящие полумертвые на своих подушках. Если же нынешние счастливые во сне правы, тогда замечание Будды было ошибочным. О, посвященные в глубины таинств! Вам следует трижды поклониться Будде и подвергнуть его слова тщательному изучению и глубокому осмыслению. Все, все, старайтесь прилежно! Не позволяйте себе удовлетворяться малыми достижениями. Взбираясь на гору, доходите до вершины! Если вы вошли в океан, исследуйте его глубины! Продвигаясь на этом пути, вы окажетесь у последних, самых трудных препятствий. Они таковы: Башня памяти Су-шаня, Смерть Нань-цюаня, Тысячи покрытых снегом вершин, Ветхий парус Янь-тоу, Водный буйвол проходит через окно, коан Чжао-чжоу о том, что собака не имеет природы будды, Трижды увеченный, Два вида света, Старая женщина сжигает обитель, Чжао-чжоу видит сквозь старую женщину, Конопляный халат Цзин-чжоу, Молодая женщина покидает самадхи, Опахало единорога и Убийство кота. Эти [коаны] известны как ядовитые клыки и когти пещеры Дхармы. Их называют также божественными, отнимающими жизнь заклятиями. Вы должны пробраться через них, один за другим. Поистине, такова ваша практика после сатори. Чем бы вы не занимались, никогда не отправляйтесь в путь ради пустяковых целей!