Чем велик Великий Григорий - Двоеслов

Людмила Хаустова
 (Из цикла «Азбука Рима»)

«И это вменено ему в праведность  во веки». (Псалом 105)
   
   Со времени появления в Вечном городе святых апостолов Петра и Павла началось подспудное, катакомбное распространение христианских заветов и наставлений. Первыми на них откликнулись женщины, более чуткие к зову горних веяний. Отрадно было слышать, что смерти нет, что однажды мы все возродимся к новой жизни, в которой нет ни боли, ни слез, ни страданий. Надо  только не грешить, исполняя простые, всем понятные законы: не убивать, не красть, не лгать, то, что заповедал Христос. И молиться за всех…Сколь непостижимы и благостны были слова о том, что «нет ни эллина, ни иудея, что солнце одинаково восходит над злыми и добрыми, что Господь посылает дождь на праведных и неправедных». Надо просто стараться понять и любить всех. Но как это трудно - любить всех, даже врагов твоих и проклинающих тебя. И всё-таки, если это принесет мир, если не будут гибнуть в бесконечных войнах родные и близкие, мужья и сыновья… Разум и душа трудились над постижением этих неисповедимых слов.
    Через несколько веков христианство распространилось настолько, что император Константин, предугадавший могущество  новой веры, принял в 313 году Миланский эдикт, обеспечивающий свободу исповедания христианства по всей Римской империи.
    Однако сама великая империя постепенно слабела,   и бескрайняя громада её стала распадаться. К тому же император Константин покинул Рим и в 330 году перенёс столицу в Константинополь Вслед за тем  император Феодосий в 395 году  разделил империю на две части. Да и столицу западной части  римской империи перенесли из Рима  в окруженную болотами, неприступную для неприятелей Равенну, куда невольно потянулись из Вечного города власть имущие.
    На заброшенный, сиротливо пустеющий Рим   сокрушительными лавинами накатывались полчища галлов, готов, остготов, вестготов… (См. «Разграбления Рима»).    В  довершение всех бед, Одоакр, провозглашенный королем войсками наёмников-варваров,  убил в 476 году последнего императора Римской империи - Ромула Августула, и отослал императорские символы власти в Константинополь… за ненадобностью.   Это печальное событие считается датой падения западной Римской империи.
     Дальше хуже. Теперь вооруженные столкновения уже случались даже между двумя частями Римской империи. Вместо исполнения простых библейских наставлений,  начались  религиозные споры о том, кто верует правильно, а кто неправильно. Заканчивались эти разномыслия войнами, которые вкупе с непрекращающимися набегами варваров привели к крайне горестному  опустошению Рима. От  некогда миллионного населения в Вечном городе осталось всего 30-50 тысяч жителей. Императорские дворцы опустели, великолепные сооружения лежали в руинах. Поддерживать порядок в городе было некому, система управления была разрушена. На опустевших и заросших сорняками площадях горожане сеяли хлеб и пасли свиней, а сами ютились по берегам Тибра, в районе Марсова поля и в Трастевере.
     Дальнейшее  уничтожение Вечного города  остановил  Папа римский Григорий I.    Согласно римским преданиям, Григорий родился около 540 года.  Был он выходцем из благородного и древнего рода Аничи, предки которого служили едва   народившейся  христианской церкви. Гордиан, отец Григория, всеми силами старался поддерживать порядок в оскудевающих церковных владениях, а мать Сильвия помогала больным и обездоленным римлянам, стекавшимся к их дому на холме Челио. Единственный сын благонравной четы сызмальства отличался кротким и сердобольным нравом. Со временем он так преуспел в обучении, что современники писали о нем: «Григорий был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что во всём Риме не было равного ему человека в  красноречии и учености». Ценя  образованность и благоразумие Григория,  жители Вечного города в 574 году  избрали его  префектом. Однако почетная должность и жизнь в  миру никак  не увлекали Григория. После смерти отца, оставившего ему немалое наследство, Григорий, следуя христианскому завету,  распродал и отдал всё на уход за неимущими и обездоленными горожанами. Сам же основал в родительском доме  на холме Челио обитель Святого Андрея,  скромное монашеское сообщество, помогавшее отстраивать монастыри и обители,  больницы и странноприимные дома.
    Но смиренная и непритязательная  жизнь  Григория была прервана  в 579 году. Папа Пелагий II  сначала поставил его диаконом, а потом отправил посланником к императорскому двору в Константинополь. Чтобы преодолеть  нежелание заниматься мирскими делами, Григорий убеждал себя, что этим он «приносит жертву послушания Богу, подобную монашескому подвигу, и совершенствует свой дух, сохраняя благоразумие, добродетель и душевное равновесие». Впрочем, и в Константинополе   Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители Святого Андрея, которым в часы досуга он толковал библейскую «Книгу Иова».
       Выполняя поручение, Григорий обращался к византийскому  императору  с просьбами   защитить Рим от варваров-лангобардов, обосновавшихся в северной Италии и подступающих к Вечному городу. Однако византийскому правителю в то время самому приходилось воевать с соседними персами.
    Не рассчитывая получить помощь от византийцев, Папа     отозвал своего посланника  обратно в Рим, где в ту пору сложилась катастрофическая ситуация. В 589 году Тибр вышел из берегов и затопил половину города. К осени начался голод, а  на следующий год  разразилась жесточайшая эпидемия чумы,  которая тысячами косила людей. Не уберегся и  Пелагий II. Он  умер  7 февраля 590 года, и его приемником римляне  единодушно избрали Григория.   Почитая себя недостойным занимать высокую должность, Григорий  бежал из города, скрываясь по пустынным местам и пещерам. По преданию, найти его  помог  нисходящий с  неба столп света  и парящая в его сиянии голубка. С той незапамятной поры Григория  стали изображать с этим символом  Святого Духа, нашептывающим   Папе мудрые решения и сладкозвучные напевы.
   Вняв просьбам римлян, Григорий взошел на папский престол в 590 году,  и незамедлительно взялся  бороться с чумой.
Для начала он  организовал первый в римской истории  крестный ход по Вечному городу.  От семи главных храмов, семью потоками, с покаянными молитвами и гимнами, по охваченному жестоким недугом городу потекли процессии богомольцев.  Возглавлял крестный ход сам Григорий. Выйдя  из Латеранской базилики, где тогда обретался папский двор, понтифик  направился к месту захоронения Святого  Петра. Высоко в руках он держал икону Богоматери,  написанную евангелистом Лукой и привезенную с Востока царицей Еленой.
   По легенде, в момент, когда понтифик  ступил на мост, ведущий к мавзолею Адриана,  ему привиделся парящий над императорской усыпальницей Архангел Михаил, вкладывающий в ножны  пылающий  меч. Он  медленно  опустился на крышу мавзолея и исчез.  Папа Григорий  уразумел смысл небесного знамения:  Господь услышал мольбы верующих и ниспослал своего вестника,  давая  понять,  что эпидемия закончилась.
    (Много позже, в память о чудесном событии, на крышу мавзолея Адриана поместили  статую Архангела Михаила, а мавзолей со временем стал называться замком Святого Ангела. Нередко возникает вопрос,  как Папа узнал, что Ангел вкладывает,  а не вынимает карающий меч из ножен.  Ответ  очень  прост: доставая оружие,  за ручку меча хватаются, не глядя,   а,  вкладывая меч,  приходится непременно смотреть на ножны. Высящийся на замке Ангел,  слегка склонив главу,  следит, чтобы  меч попал в отверстие ножен.
     А знаменитая чудотворная икона, с которой Папа возглавлял первый крестный ход,  хранится теперь в капелле Боргезе  в  церкви  Санта Мария Маджоре. К святой иконе всегда обращался народ Рима, моля об  избавлении от эпидемий, поэтому она получила название Salus Populi Romani,  то есть  дарующая здоровье народу римскому.
    Очистив город от смертельной заразы, Григорий  вынужден был заняться  его защитой. Лонгобарды,  не оставлявшие  попыток захватить и разграбить Рим, в 593 году  осадили Вечный город. Григорий обратился за помощью к равеннскому  экзарху, правителю западной части римской империи. Не получив никакой поддержки, Григорий   решил вступить в переговоры с королем лонгобардов  Агилульфом.  Навыки переговоров, полученные в Константинополе,  помогли заключить перемирие. Получив богатый выкуп, лонгобарды отступили.
    Так в эпоху хаоса и безначалия Папе Григорию вдобавок к  постоянным духовным заботам пришлось взять на себя  бремя  защиты и управления Вечным городом. Не видя в этом противоречия, Григорий полагал, что церковная и светская власть,  «как глаза и ноги взаимно дополняют и смиряют друг друга». Как свидетельствуют древние летописи, за 13 лет своего пребывания  на  папском  престоле Григорий  неизменно  проводил миролюбивую и благоразумную политику.   Обретаясь в Латеранском дворце,  Григорий по-прежнему жил в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни. Рассказывают, что из домашних вещей он оставил себе только серебряную миску для еды. Однажды ему встретился потерпевший кораблекрушение купец, просивший милостыню. Григорий отдал ему  серебряную миску, и почувствовал, что «с той поры стал совсем свободным».  Деликатно, но решительно Григорий провел реформу нравов и обычаев духовного сословия, борясь с «суетностью тщеславного духовенства, его гордыней, разрушающей правопорядок». 
   Вместе с тем ему приходилось следить,  чтобы монашеские общины, вместе с мирянами и церковными чиновниками обеспечивали снабжение Вечного города и помощь его жителям. На средства, полученные от церковных владений  в Италии,  Африке,  Галлии и Далмации, на островах  Сицилия, Корсика  и Сардиния, Григорий не только обеспечивал сограждан продовольствием, но и оплачивал  охраняющие Вечный  город войска, откупался от варваров, давал приют беженцам, выкупал пленных.
    Как гласит предание, увидев однажды на невольничьем рынке красивых белокурых и голубоглазых  юношей,  Григорий задался вопросом, откуда взялись эти «ангелы в телесном обличье». Узнав, что они родом из Англии, Григорий в 597 году направил  на далекий остров 40 монахов во главе со  своим посланником, которому удалось обратить в христианскую веру Кентского короля  Этельберта  вместе с подвластным ему  народом.     Дипломатические навыки помогли  Григорию устранить существовавшие на ту пору разногласия между церквями  Италии, Франции и Испании.  Ему  даже удалось крестить лонгобардского  принца.
     Наводя порядок в Вечном городе, Григорию пришлось   расчищать площади,  ремонтировать мосты и строить монастыри. Нередко монастырские обители устраивались в домах, подаренных  владельцами. Сам папа Григорий I основал один из монастырей на месте родительского  дома   на Челии.
     Спустя века на взгорке напротив Палатинского холма появился великолепный храм, посвященный Григорию Великому.  Здесь можно увидеть  мраморный епископский трон Папы Григория, мраморный алтарь работы Андреа дель Бреньо с изображением возглавляемого Папой крестного хода,  когда ему явился Ангел на Замке. В уходящем наискось углублении стены сохранилась  древняя фреска с ликом Богоматери, которая, по преданию, разговаривала со Святым Григорием. В соседнем монастырском дворике находятся знаменитые Три капеллы. Как гласит известное римское предание, в оратории святой Варвары сохранился большой мраморный стол, за которым Святой Григорий каждый день кормил двенадцать бедных пилигримов, по числу 12 апостолов на Тайной Вечере.  Однажды ему пришлось поставить дополнительный прибор для ангела, который  в виде паломника спустился с небес,  чтобы разделить трапезу с   обездоленными.
     Последние годы Григорий  был прикован к постели «иссушающими его тело болезнями», но продолжал соблюдать строгие монашеские уставы. Вставал он только для посещения богослужений по большим праздникам. В своих молитвах он не просил у Бога иного утешения, кроме вечного покоя.  Папа Григорий Великий почил вечным сном 12 марта 604 года.   Похоронен Святой Григорий Великий в соборе Святого Петра в мраморной раке, сбоку от столпа с рафаэлевской картиной «Преображение Господне»
   Папа римский  Григорий I Великий  в православной    традиции  зовется  Святителем Григорием-Двоесловом за  его известное сочинение  "Беседы,  или  диалоги  о  жизни  и  чудесах  италийских отцов". В  этой книге  жития италийских святых описываются в виде диалога вопрошающего и отвечающего ему собеседника.  Многие труды Святого Григория с толкованиями библейских книг и наставлений переведены на русский и их издавна читали на Руси.
   Святому Григорию приписывают также строгую канонизацию церковных текстов и напевов, получивших название григорианских песнопений. После смерти  Григорий Великий был причислен к лику святых. Вместе со Святыми  Августином, Амвросием и Иеронимом,  Григорий рассматривается как один  из четырех отцов западной церкви. Григорий Великий  одинаково почитается как католической, так и православной церквями.
   В живописи  Григорий Великий изображается в папской тиаре, с голубкой, порхающим у его уха. Хотя сам себя он скромно именовал слугой Господним, «рабом рабов Божьих». Это  наименование вошло в  титулатуру всех последующих римских понтификов. Заключительной строкой.