Духовная значимость Арцаха для лезгинского народа

Шери Пашаева
Духовная значимость Арцаха для лезгинского народа.


Являясь военнообязанными, как граждане Азербайджанской республики, лезгины призывались с 1992 года на этническую войну за национальные интересы правящих политических элит Азербайджана, и принудительно отправлялись на войну в Нагорный Карабах (Арцах). В результате, лезгины невольно становились стороной конфликта на стороне Азербайджана. Гибель военнослужащих лезгинской национальности позволял официальной азербайджанской власти максимально втянуть лезгин в собственный этнический конфликт за обладание территорией Нагорного Карабаха (Арцах). Каждой лезгинской семье, которая по вине азербайджанской власти потеряли сына, внушается ненависть к армянам и идея, что «мы находимся в состоянии войны с Арменией». Тем самым сводится на нет настоящая национальная идея лезгинского народа о своём историческом воссоединении, которая является судьбоносной. Не удивительно, что особо невежественные слои лезгин, особенно молодые и средние слои, плохо знающую историю и культуру своего народа, зачастую абсолютно не понимающие, что на самом деле происходит, легко ведутся на эту идею, перенимают её и распространяют. Идея «мы в состоянии войны с Арменией» довольно приятная для «азербайджанской» лезгинской среды, так как моментально делает лезгин с подобной риторикой «своими» для азербайджанских националистов, за что их усиленно ласкают и хвалят, жизнь сразу играет в розовых тонах, в то время как настоящая лезгинская национальная идея о необходимости воссоединения народа и получения конституционных прав горских народов наравне с азербайджанцами, наоборот, моментально отторгает своего носителя от азербайджанского общества, делает жизнь некомфортным во всех отношениях. Потому более слабые характером и духом представители народа, не чувствуя себя способными нести тяжёлый во всех отношения крест национальной идеи, перебегают на сторону азербайджанских националистов и всячески показывают им свою лояльность. Мы знаем, что такая категория лезгин существует и она никуда не денется, как итог перманентной ассимиляции и постоянной государственной пропаганды. Однако, одновременно существуют сильные духом лезгины, которые, даже невзирая на оголтелую националистическую пропаганду, остаются со своим народом и в горе, и в радости, преданны своей земле, пусть она бедна и ничего им не может пока дать, избегают повторять антиармянские и пантюркистские лозунги.

Азербайджанская власть решает серьёзные задачи, переформатировав «азербайджанских» лезгин на азербайджанские национальные интересы, дав в лезгинские массы ложную идею о том, что лезгины находятся «в состоянии войны с Арменией». При этом по официальным данным Азербайджана, например, в 1-ой карабахской войне погибло 27 тысяч человек (по неофициальным данным: 30 тысяч человек и более высокий % участия лезгин) из них 12 тыс. военнослужащих, из которых 4-х тысяч представителей лезгинского народа. Т.е. даже по официальным данным Азербайджана 30% из всех погибших в 1-ой карабахской войне были не азербайджанцы, которых 6 миллионов, а лезгины, которых было около 171 тысяч. В 1989 году по статистике в стране лезгин, по данным властей, насчитывалось 171,4 тысячи человек или 2,4% населения республики от 6 млн. общего населения Азербайджана. Эти данные были опубликованы официально в самом Азербайджане. В четырёхдневной войне 2016 году погибло, так же по официальным данным военного министерства Азербайджана, около 5 тысяч лезгин. Во второй карабахской войне 2020 года официальная численность погибших лезгин до сих пор так и не установлена. Но то, что это было самое большее количество с 1992 года, становится ясным, изучая разного рода сведения на эту тему. Например, в октябре 2020 году пресс-секретарь главы непризнанной Нагорно-Карабахской республики Ваграм Погосян выступил с заявлением, что Вооруженные силы Азербайджана в ходе военных действий только в одном бою потерял 148 лезгин, не говоря уже о других направлениях.



Первая карабахская война –      1992–1994.
Конфликт низкой интенсивности – 1994–2016,      2016–2020.
Четырёхдневная война – 2016.
Вторая карабахская война – 2020.
Пограничный кризис – с 2021.
Блокада — с 2022.
«Антитеррористическая» военная операция      Азербайджана — 2023



Многие южные лезгины до сих пор не понимают причины 1-й карабахской войны, повторяя пропагандистские обвинения в сторону Армении. На самом война была начата не Арменией, а Азербайджаном и тогда. Являясь неизменным зачинщиком всех карабахских войн, Азербайджан объявлял всегда виновником Армению.
Постсоветская история конфликта начинается с горбачевской перестройки 1980-х годов. В составе Азербайджанской ССР Нагорный Карабах имел статус автономной области, но был населен преимущественно армянами. Еще в конце 1980-х годов арцахское население, боясь геноцида со стороны Азербайджана, обратилось к руководству СССР с просьбой перевести их под юрисдикцию Армянской ССР. Имело место желание мирного объединения Нагорного Карабаха (Арцаха) с Арменией. Никто войны не хотел и даже избегал. В первую очередь, оно было обусловлено страхом перед азербайджанцами, которые в той или иной форме, везде, где могли угрожали населению Нагорного Карабаха (Арцах). Именно чтобы избежать возможных кровавых расправ со стороны Азербайджана, мирное население региона обратилось с просьбой отдать регион в состав Армении. Если обратить внимание на градус националистической истерии в Азербайджане, агрессивности высказываний многих азербайджанских представителей, которые угрожали физической расправой не только населению Нагорного Карабаха (Арцах), но даже народам внутри республики, пытавшимся тогда бороться за свои национальные права, то становится понятным, почему Нагорный Карабах (Арцах) боялся Азербайджана. Именно тогда и появилось определение «сепаратисты» не только в отношении населения Нагорного Карабаха (Арцах), но и в отношении лезгин, которые также не видели своего будущего в составе унитарного пантюркистского государства, боясь этого государства и его национал-шовинистических принципов. Можно понять, почему в 1991 году простое население Нагорного Карабаха (Арцах) жутко боялось, что его оставят в составе Азербайджана. Все понимали, что если в СССР Азербайджан сдерживался хоть как-то советскими законами, хотя и тогда проводил национал-шовинистическую и дискриминационную внутреннюю политику в отношении нетюркских народов, то но после распада СССР у него полностью развязались руки, он мог делать, что хочет с народами внутри своей республики, и делал, что хотел.

В декабре 1991 года в Нагорном Карабахе был проведен референдум, большинство участников которого высказалось за независимость от Азербайджанской ССР. Азербайджан не был готов признать демократическое волеизъявление населения Нагорного Карабаха (Арцах), имевшее равное право наряду с тем же Азербайджаном на свой выбор пути после развала СССР. Целью Азербайджана была полная тюркизация Нагорного Карабаха (Арцах), благо, «научно-историческая» основа уже была создана и Нагорный Карабах (Арцах) давно уже был объявлен собственностью древних тюрков, якобы «аборигенов» этих мест. Нежелание Азербайджана мирно отпустить область, населённую иным народом с иным вероисповеданием и с иной ментальностью, область, которая хотела сохранить себя как она есть и не желала стать частью пантюркистского Азербайджана и раствориться в азербайджанской нации, и стало главной причиной начала вооруженного конфликта. Распад Советского Союза  1991 году спровоцировали односторонние выходы советских национальных республик, образованных и территориально оформленных в составе СССР, потому с неопределёнными национальными границами (Например, в отношении незаконно разделённого лезгинского народа граница между РСФСР и Азербайджанской ССР была официально объявлена навечно «прозрачной», лезгинскому народу было дано на высшем политическом уровне обещание вечной «прозрачности» границы. Это было сделано с целью, чтобы лезгины в СССР не бунтовали  и избежать таким образом необходимости проводить новую границу, как того требовал лезгинский народ, включив всю этническую территорию лезгин в состав РСФСР в качестве отдельной автономии – чего категорически не желали советские партийные руководства Азербайджана и Дагестана, которые с середины XX века после ВОВ объединились, чтобы совместно воспрепятствовать решению лезгинского вопроса в СССР, что им и удалось).

Сначала 30 августа 1991 года независимость провозгласила Азербайджанская Республика, а 2 сентября — непризнанная Нагорно-Карабахская республика, а 23 сентября 1991 года Армения официально объявила о выходе из Советского Союза. Все три бывшие советские республики были на равных и имели равное право на свой собственный путь. Пока в регионе присутствовала советская армия, никто не смел нарушать ничьи права. Но к концу 1991 года СССР распался. Советской армии просто не стало. 27 декабря Внутренние войска МВД России полностью покинули регион, ситуация в регионе стала неконтролируемой. Вот тогда и начались страшные кровавые события в регионе. Советские военные склады попали в руки националистов, которые развязали межнациональную бойню, принудительно втянув в него абсолютно бесправные горские народы Азербайджана, которых заставляли воевать против Армении и непризнанной НКР.

Изначально с 1992 года большой военный перевес был на стороне Азербайджана: вооруженные силы Азербайджана значительно превосходили армянские и карабахские подразделения — как по численности, так и по техническому оснащению. Используя исламские лозунги (при этом правящие элиты весьма далеки от ислама в принципе, а сам Азербайджан официально является светским государством), Азербайджан искусно спекулировал на мусульманском факторе (и продолжает это делать поныне). По установленным данным, в 1992 году на азербайджанской стороне воевали украинские националисты, афганские моджахеды, боевики из мусульманских республик постсоветского пространства и Ближнего Востока. На стороне Азербайджана, поначалу, были даже известные чеченские боевики Салман Радуев и Шамиль Басаев, арабский наемник и полевой командир Хаттаб, которым было обещано, что после своей победы Азербайджан примкнёт к антироссийской войне. Вскорости, поняв лицемерие и двуличие высшего азербайджанского военного командования, безжалостно бросавшего в пекло простых азербайджанских солдат, особенно, призывников, зачастую не умеющих даже держать в руках оружие, когда сами командиры никогда не появлялись на поле боя, отдавая приказы на безопасном расстояние (См. интервью Ш. Басаева о том, почему он прекратил воевать на стороне Азербайджана, в первую очередь, он говорит о спекуляции на исламе, отсутствие истинной веры, что его серьёзно оттолкнуло, а далее, возмущался, что сами азербайджанские командиры никогда не воюют на поле боя наравне с солдатами, которых не жалеют и кидают везде, пытаясь подавить противника численным превосходством и тд.). Действительно, не имея столько вооружения и солдат, которые имел Азербайджан, Армения берегла своё вооружение и солдат. Армения тогда победила именно правильной тактикой и военным искусством. Переломным моментом в годы войны 1992-1994 годов стал захват армянскими подразделениями города Шуша, который стал неприступным региональным форпостом.

Исход 1-й карабахской войны в 1994 году в пользу непризнанной НКР стал началом страшного периода преследования национальных меньшинств внутри Азербайджана. Обозлённые проигрышем в войне, не имея возможности достать своего военного противника, азербайджанские военные и спецслужбы обрушились, в основном, на лезгинское население Азербайджана, обвиняя его в сепаратизме, в симпатиях к армянам и к непризнанной НКР, в желании разрушить территориальную целостность Азербайджанской республики. Дела фабриковались из воздуха. Вся юридическая и военно-полицейская машина Азербайджана была брошена на выполнение государственного заказа относительно лезгин: сделать лезгин виноватыми в собственных военных поражениях и дать азербайджанскому народу выпустить пар на лезгинах, отводя его внимание от власти. Было арестовано большое количество лезгин, некоторые пропали без вести и не вернулись домой после ареста, некоторые отсидели сроки по сфабрикованным обвинениям. На севере Азербайджана в лезгинских районах начались этнические чистки под предлогом антитеррористических операций и проверок. Подобные проверки происходили одновременно и по всему Южному Дагестану. Дагестанская полиция ловила лезгинских беженцев, пытавшихся перейти границу, и сдавала их назад Азербайджану. Начался исход лезгинского населения из Азербайджана в Россию, бегство части лезгинского народа куда угодно, бросая свои селения, дома, хозяйства, но только чтобы подальше от Азербайджана. Тогда опустело множество лезгинских селений. Именно с 1992 года началась самая интенсивная эмиграция лезгин из Азербайджана в Российскую федерацию. Пик преследования лезгинского народа в Азербайджане пришёлся на 1994 год.

С 1997 по 1998 год длился суд над 5-ю лезгинами, которых без всяких доказательств обвинили в организации взрывов в Бакинском метро. Сфабриковали «армянский» след: якобы группа из 33 лиц лезгинской национальности прошла обучение в Ереване «подрывному делу», при этом оставались открытыми вопросы кто были остальные 28 «подрывника» и где они, почему тогда судят лишь пятерых, показывал фальшивость всего процесса, главная цель которого была деморализация лезгинского народа, на которого перевели стрелки в качестве мести за свой военный проигрыш в Нагорном Карабахе (Арцах) в 1-й карабахской войне. Удобнее карать заведомо беззащитный горский народ внутри Азербайджана, откуда лезгинам деваться некуда и всегда являются удобной жертвой, на которой можно вымесить всю свою озлобленность. Закрытость процесса и непредоставление СМИ доказательств вины обвиняемых убедительно доказывал причастность самого режима к терактам в Баку.

У многих исследователей существует объективное мнение, что взрыв в метро был нужен режиму для переключения внимания азербайджанского народа с причин поражения в 1-й карабахской войне с собственной власти на беззащитный горский народ, который впервые тогда обвинили в сепаратизме. Ныне часто услышать от представителей лезгинских коммерческих элит Азербайджана, что лезгинский народ тогда «опозорился» и еле «восстановил свою репутацию», став первыми шахидами Азербайджана в последующем. То есть, лезгинский народ был поставлен в самое унизительное положение после 1-й карабахской войны, его преследовали по любому поводу, а чтобы «восстановить репутацию», лезгинам предлагалось искупить «позор сепаратизма» своей кровью в новых азербайджано-армянских столкновениях в НКР, что и пытался делать, как мы наблюдаем, все последующие годы.

Любые попытки бороться за свои национальные права в Азербайджане подвергаются самым суровым наказанием, расцениваются как более худшее преступление, нежели любое тяжкое уголовное. На самом деле, не все лезгины ратовали за территориальное воссоединение в составе России, а были такие, которые верили в Азербайджан и в азербайджанский закон (такие есть и сейчас), выказывали свою преданность Азербайджану, выступали всего лишь за облегчение положения горских народов в Азербайджане путем правового урегулирования противоречий такого плана, улучшения состояния языка, культуры, сохранения своей идентичности, также, например, получения лезгинским языком официального статуса второго государственного языка в Азербайджане и прочее. Но и они подвергались столь же суровым наказаниям, как те, кто ратовали за воссоединение народа.

Для пантюркистского государства нет разницы в степени патриотизма и неважно, где заканчивается патриотизм горских народов, а неприемлемо само наличие патриотизма как явления в неазербайджанском сегменте. Потому любые носители национальной идеи, как радикальные, так и умеренные, считаются одинаково опасными. По разным данным, в том числе и по официальным данным правозащитников, 45 лезгин отбывают пожизненный срок в качестве политзаключённых за «сепаратизм». Несколько десятков лезгин, задержанных по политическим мотивам, отбывают срок в Гобустанской тюрьме. Большинство же идейных лезгин, попавших в поле зрения азербайджанских спецслужб, даже если ни на чём предосудительном их поймать было невозможно, тем не менее задерживалось и осуждалось по сфабрикованным уголовным делам, якобы при обыске при них находили оружие или наркотики. Причём абсолютно правильные люди с прозрачной жизнью и исключительной репутацией становились обвиняемыми. Носитель национальной идеи считается преступником в Азербайджане, как и любой уголовник. По иронии судьбы, в азербайджанской тюрьме, уголовники имеют лучшее отношение и больше шансов выйти из тюрьмы, чем политические. В тюрьмах Азербайджана были замучены большое количество идейных лезгин, вся вина которых заключалась в неосторожном высказывании где-то об уравнении конституционных прав лезгинского и других горских народов наравне с азербайджанским народом и прочее.

Если более сознательная часть лезгин любыми способами уезжает навсегда из Азербайджана, становится национал-патриотами своего народа уже за пределами Азербайджана, то существует другая часть, которая осталась в Азербайджане на условиях режима. Оставшаяся часть вынуждена открыто придерживаться противоположной позиции, основанной на прислуживании режиму и получения одобрения со стороны азербайджанских националистов. Есть и категория лезгин, которые осознанно выступают против любых проявлений лезгинской национальной идентичности, например, отвергают лезгинский народный флаг, отказываются разговаривать на своём родном языке, чутко следят за своими соплеменниками, чтобы они «не сбились с пути», не стали брать пример с российских лезгин, выступают везде в дискуссиях на стороне пантюркистов, громко выражая свою любовь к Азербайджану. Это апологеты пантюркизма в лезгинском обличье, вещающие азербайджанский национальный флаг и провозглашающие лозунг «мы в состоянии войны с Арменией», сознательно сделавшие свой выбор.

Обрушив карательными действиями поднимавшееся в лезгинской среде Азербайджана после распада СССР патриотическое движение за свои национальные права, азербайджанская власть, посредством как своих сил, так и лезгинских коммерческих элит, осознанно выступающих на стороне режима, заменила здоровую патриотическую идею лезгинского народа на нездоровую идею войны лезгин с армянами. Лезгинам в Азербайджане активно внушается, что лезгинский народ в историческом прошлом всегда был в состоянии конфронтации с армянами. Придумана история о геноциде лезгин в Кубе, что якобы вооруженными отрядами, возглавляемыми Шаумяном, Амазаспом и Лалаяном, в 1918 – 1919 годах уничтожались лезгины и евреи. То есть классовая борьба и гражданская война, бушевавшая на всей территории бывшей Российской империи, выдаётся в учебниках истории Азербайджана за этнический конфликт между армянами и другими народами региона. Переворачивается с ног на голову вся история региона с целью обмана горских народов и направить их эмоции против армян. Эта недостоверная история придумана с целью обосновать перед новыми поколениями лезгин необходимость активного участия в современной войне с армянами как бы в «отместку», является пропагандистским трюком современных мусаватистов (пантюркистов) Баку, чтобы снять с лезгинского народа моральные оковы, характерные для лезгинского народа, в менталитете которого справедливость играет ведущую роль. Лезгин по своей сути ментально всегда в поиске истины, потому и надо дать ему «новую историю», в которой его народ якобы подвергался геноциду со стороны армян, отвести внимание в сторону от настоящей истории лезгинского народа, где нет ни одной лезгино-армянской войны или даже единичного конфликта.

Все постсоветские карабахские войны оказались на руку правящей азербайджанской элите, то врем как простой народ понёс невосполнимые потери. В отличии от 6-миллионого азербайджанского (тюркского) народа, лезгины, как и другие горские народы, во много раз малочисленны. Потеря даже одной тысячи лезгинских военнослужащих моментально сказывается на численности народа. Не удивительно, что численность лезгин в Азербайджане только снижается. Здесь играет роль не только перманентная ассимиляция лезгин, когда многие лезгины официально считаются «азербайджанцами», но и военные потери в Нагорном Карабахе (Арцах) с 1992 года по сей день. То обстоятельство, что военное командование Азербайджана совершенно не считаются с численными потерями своей армии ради продвижения и побед, знают все военные аналитики России. Об этом писало много военных историков и международных наблюдателей. Азербайджан, точнее, его национал-шовинистическое руководство, с 1992 года не считается при этом с собственными жертвами. Так как население Азербайджана более 6 миллионов и власть абсолютно не волнуется по поводу того, что какая-то часть азербайджанского населения сократится в результате войны, а тем более, абсолютно безразлично к убывающей численности горских народов. Этим обстоятельством объясняется многое.

Среди погибших солдат во всех карабахских войнах нет сыновей правящих политических элит и финансовой олигархии Азербайджана, как нет и сыновей прислуживающих им горских элит, активно пропагандирующих, по приказу выше, идею войны с Арменией за национальные интересы огузской власти среди лезгин и других горских народов, численность которых падает с каждой военной компанией такого рода. Виноватой при этом делается Армения, которая с 1992 года была вынуждена воевать с Азербайджаном и отвечать в ответ, а не сама азербайджанская власть, целенаправленно посылающая военнослужащих лезгинского происхождения, как и всех других горских аборигенных народов с критически малой численностью, иногда в пару тысяч человек всего этноса, в пекло конфликта. Одновременно горским народам объявлен исторический враг в лице Армении и армянского народа, с которым они находятся якобы «в состоянии войны». При этом замалчивается тот факт, что когда в зону активных военных действий приходит вооружённый азербайджанский военнослужащий, лезгинского ли происхождения или иного, по приказу стреляющий в сторону Армении или НКР, то он рискует быть убитым в ответ. Если военнослужащие лезгинского происхождения в военной азербайджанской форме за интересы Азербайджана стреляют в сторону Армении и НКР, то это никак нельзя считать состоянием войны лезгин и армян, это исключительно только использование лезгин в азербайджано-армянской войне и ничего более этого. Вся остальная лирика,  что убитые становятся якобы «шахидами», героями Азербайджана и прочая военная пропаганда всего лишь пустые слова, а остаётся только факт гибели конкретного человека конкретной национальности, род которого прерывается навсегда, соответственно, наносится непоправимый ущерб его народу, численность которого соответственно убывает.

С 1992 года мы наблюдаем в Азербайджане тенденцию, что в следствии убыли лезгинского мужского молодого населения в результате карабахских войн, лезгинские молодые женщины в большей степени вынуждены выходит замуж за азербайджанцев, становясь частью чужой нации, дети которых считают себя уже азербайджанцами, в итоге, лезгинская нация хиреет и сокращается. Потому столь громкие и шумные победы Азербайджана в последних карабахских войнах являются несомненной трагедией для лезгинского народа, так как катастрофически уменьшилась численность мужского молодого лезгинского населения, способного родить детей и дать жизнь новым поколениям народа.

Если взглянуть на происходящее с духовной стороны, то Нагорный Карабах (Арцах) является (и останется) такой же неазербайджанской территорией Азербайджана с абсолютно иной культурой и историей, как и северный Азербайджан является лезгинской этнической территорией с иной культурой и историей. Падение Арцаха это духовная трагедия не только арцахского народа, но и лезгинского народа. Для лезгинского народа падения Арцаха и прекращение существования непризнанной Нагорно-Карабахской республики – это такая же огромная трагедия и потеря, как и для арцахского народа. Это, если хотите, экзистенциальная угроза – угроза, которая ставит под сомнение существование лезгинского народа в Азербайджане как отдельной нации со своими национальными интересами в своём качественно ценностном состоянии, а не как ассимилируемый и размывающийся этнос, которому уготована печальная участь – растворение в азербайджанской нации. Потому что для многих национал-патриотов лезгин Арцах (Нагорный Карабах) играет идеологическую роль настоящей духовной крепости, последнего осколка Кавказской Албании, который не поддался тюрко-огузскому влиянию и сохранил себя. Пусть даже в таком виде, как сейчас, но тем не менее сохранил свою национальную и религиозную идентичность. И именно в такой своей духовной ипостаси вдохновлял лезгин на стойкость на пути борьбы за свой собственный народ и национальную идентичность. Ведь Арцах действительно пережил полные трагизма страницы истории. Но не потерял своей национальной и культурной самобытности, не растворился в окружении тюрко-огузского культурного пространства. Арцах не только выжил, но сохранил для своих потомков огромный пласт культурных ценностей, накопленных за многие столетия их героическими предками.

Вот почему лезгины, по-своему, любили Арцах и восхищались им. И падение подобной духовной крепости для многих лезгин сродни личной трагедии. Это начало нового витка переосмысления всего вокруг для лезгинского народа. Это начало необходимости выработки новой национальной стратегии с учётом падения последнего осколка Кавказской Албании, которое произошло в последние дни этого года.

Можно понять стремительное бегство арцахского народа со своей родной земли. Не только вспоминая историю, но и видя плачевное положение лезгинского народа в Азербайджане. Потому что лезгины находятся, по сути, в том положении, в котором будет находится Арцах, войдя в состав современного Азербайджана. Зная, что их ждёт в этом пантюркистском государстве одной нации и одного языка, арцахское население бежит в Армению, возможно, понимая, что и там они не обретут покоя, но это лучше, чем попасть в состав Азербайджана. В принципе, азербайджанскому режиму это на руку. Ведь давным-давно уже есть план переселения азербайджанских тюрок на территорию Нагорного Карабаха (Арцах) с целью плотного заселения. Азербайджанский режим построит новый Арцах, но для азербайджанских тюрок, не для кого более. Потому что всё, что строит и делает Азербайджан в самом Азербайджане, делается исключительно только с прицелом на будущее заселение этих территорий самими азербайджанцами. Строится не для лезгин, удин, талышей и других горских народов, а исключительно для азербайджанских тюрок.

Переломанный надвое по своему национальному хребту лезгинский народ, страдающий и замученный, но ещё с несломленным духом не лучший пример для арцахского народа, чтобы они пожелали для себя такую же участь. Потому тоже арцахцы бегут сейчас куда угодно, только бы не попасть в Азербайджан. Только те народы, которые понимают разницу между свободой и неволей, могут понять, что такое жизнь иного народа в Азербайджане, если он не готов к полному и безоговорочному растворению в азербайджанской нации. Никакие декоративные оформления «счастливой» жизни не могут привлечь свободные народы в такую духовную и физическую западню, как Азербайджан.

Любой адекватный исследователь при анализе происходивших событий между Азербайджаном и Арменией с 1992 года по сей день, увидит огромную разницу в подходе к этой войне со стороны Армении, непризнанной НКР (павшей окончательно 20 сентября 2023 года в ходе нового азербайджанского военного нападения, обозначенной «антитеррористической операцией») и Азербайджаном. Армения и непризнанная НКР берегли жизни своих военнослужащих, пытались избегать серьёзных эскалаций, не будучи готовыми кидать десятки тысяч солдат ради победы, а Азербайджан не считался с жертвами и не станет считаться и в дальнейшем, так как численность населения большая, а, тем более, есть горские народы, которые не угодны как отдельные нации государству, потому их в первую очередь отправляют на передовую. Азербайджан выиграл в карабахских войнах со всех стороны: идеологически власть сплотила азербайджанскую нацию в ядовитом националистическом угаре; на поле брани решается вопрос с непослушными горскими народами – как мы много раз подчёркиваем, убывается мужская здоровая часть горских народов (остаются женщины, которые становятся активными пропагандистами войны с армянами в отместку за гибель своих сыновей и братьев, то есть слепыми невежественными орудиями власти против своих национальных интересов собственного народа, не осознавая того факта, что сам Азербайджан целенаправленно и намеренно посылает на гибель представителей малых народов, исчисляемых тысячами по сравнению с 6 миллионами самих азербайджанцев, не осознавая, что не Армения враг, а то государство, которое посылает лезгин на войну, зная, что они не вернутся) – в результате все эти малочисленные народы беспрецедентно ослабли и не поднимают головы, в том числе, и лезгинский народ.

Потому не может быть падение Арцаха победой и для лезгинского народа, пусть даже как части азербайджанского народа. А совсем наоборот, трагедия. Лезгинский народ никогда не имел ни одного военного конфликта с армянским народом, а, тем более, с арцахским народом. Арцахский народ как смесь албано-кавказского и армянского населения является отдельной этнической группой с отличающейся уникальной культурой, менталитетом, более тяготеющей к православной России, нежели к Армении, но вынужденный в современных трагических условиях бежать в Армению, чтобы не оказаться в составе Азербайджана. Лезгины в ничуть не лучшем положении в Азербайджане, чем арцахские беженцы, бегущие от пантюркистского режима куда глаза глядят, бросив свои дома, сады, хозяйства, что крайне нелегко любому крестьянину. Разница только в том, что, бросая свою землю, арцахские беженцы спасают себя от неминуемой ассимиляции и духовного слома, дают своим детям надежду на сохранения себя как нация. Они родят новые поколения, которые сохранят свою историческую память и идентичность. Становиться частью пантюркистского Азербайджана, подарив не только свои земли режиму, но и себя самих, ради всего лишь иллюзорного выживания и возможной «хорошей жизни», понимая прекрасно, что на самом деле цена будет в сто крат выше истинной стоимости гражданства такого государства как Азербайджан, что всех так или иначе выжмут как лимон и с них возьмут всё, как это сделали с горскими народами Азербайджана, как это сделали с лезгинами, это, действительно, самообман. Потому бегство – оправданное действие в сложившихся условиях.

Исход в Армению арцахских беженцев – вынужденное действие. Армения в лице своего руководства предала Арцах и ничего для него не сделала. Но между двумя огнями, Арменией и Азербайджаном, арцахские беженцы выбирают Армению. Это их испытание и судьба. Но для лезгинского народа это пример огромной мужественности и стойкости народа Арцаха. Когда мы смотрим кадры исхода арцахских беженцев в Армению, видим эти дороги с нескончаемой вереницей стареньких машин, груженных простеньким скрабом, скорбящие лица пожилых и молодых, глаза детей, непонимающих куда они двинулись, бросив любимые родные места, где они родились и были счастливы даже в бедности, то сердца нормальных людей наполняются огромным уважением, теплотой и сочувствием к ним.

Разве это можно считать победой в войне?

В войне, которой и не было, когда арцахский народ оказался предан всеми и брошен на произвол судьбы, как задолго до этого был предан всеми и брошен на произвол судьбы в Азербайджане и лезгинский народ? Поэтому, в духовной ипостаси, экзистенциально, трагедия Арцаха это и трагедия лезгинского народа. Но лезгины уже пережили свою трагедию, когда после развала СССР, оказались преданны всеми и отданы на милость азербайджанского режима, когда все обещания лезгинскому народу в СССР о «прозрачности границ» между разделёнными частями оказались обманом, политическим трюком, чтобы усыпить бдительность лезгинского народа и он перестал бороться за свою автономию, на которую имел все конституционные права в СССР, когда лезгинский народ был предан, помимо Баку, и руководством Дагестана, которое сделало всё, чтобы помешать консолидации народа. Лезгинский народ пережил и эту стадию национальной трагедии.

Арцахскому народу предстоит ещё пережить случившееся предательство, ложные обещания и испить горькую чащу своей судьбы. И остаться в духовном одиночестве, как и лезгинскому народу. Но пути Господни неисповедимы.
То, что не убивает, делает нас сильнее.

В связи с последними событиями, возникают вопросы:

Остановится ли Азербайджан на достигнутом успехе или продолжит военную экспансию в сторону Армении, пользуясь геополитической расстановкой сил и тем, что Армения не имеет ни одного военно-политического союзника? В случае, если Азербайджан продолжит военную компанию против Армении, не перестанет ли существовать лезгинский народ как нация в Азербайджане, учитывая катастрофическую убыль в ходе военных действий молодого мужского поколения, способного к воспроизводству нации, а этническая территория лезгин на севере активно осваивается и заселяется?

Также, каковы геополитические последствия для России (которая, понятное дело, задействовала все силы и средства в зоне СВО, ей не до Южного Кавказа сейчас), когда СВО закончится, а Южный Кавказ за это время перейдёт под турецкий контроль, то есть государства члена НАТО?



28. 09. 2023