На экзамен под ручку

Лев Сосонкин
Заниматься дома условий не было, посещаемость и хороший конспект были основой успеваемости. Моё место на лекциях в первом ряду по центру напротив доски и преподавателя. Был внимателен и замечал описки на доске. На лекции по физике приезжал старший преподаватель из ЛЭТИ Игорь Валентинович Пищер. При каждой паузе он смотрел в мою сторону: если на доске все правильно, я кивал утвердительно, если описка подсказывал где. Так сложилось мнение о сильном студенте.

У меня была хорошая зрительная память и в день экзамена я дополнительно прочитывал весь конспект с 6 до 9 утра. На экзамен приходил не раньше 10 часов. Так было и с первым экзаменом по физике. Поднимаюсь на третий этаж. В коридоре меня встречает Пищер: Вы сдавать, берёт меня под руку, подводит к столу, берите билет посмотрим, что там. Ну какой билет этот?

Я ошарашен напором, торможу, он берёт билет, читает: билет лёгкий давайте без подготовки. Я не успеваю реагировать, он начинает подсказывать. Давайте посмотрим задачу, как будем решать? Что можно определить сначала? Таким образом с его вопросами и моими репликами мы рассмотрели билет, он поставил в зачётку пять. Ну вот видите, а Вы боялись.

Экзамен за второй семестр сдавал молодой преподавательнице, Пищер был занят другим. Вероятно, она знала об особом отношении ко мне и доложила ему: по билету ответил, задачу решил. Ну и поставь ему пять.

На третий итоговый экзамен приехал ещё с одним преподавателем из ЛЭТИ. Я за столом ответ подготовил, они на сцене, слышу их разговор: здесь тоже есть сильные студенты, вот прими у него. Подходит, отвечаю по билету, показываю решение задачи. Задаёт дополнительную задачу: много разнообразно соединённых источников, определить напряжение между заданными точками.

И я погряз в сложных расчётах. Подошёл, посмотрел, слышу их разговор: по билету хорошо. а дополнительный вопрос завёл его в дебри. Ну и поставь ему четыре. Принёс мне зачётку.
2023