Проводы

Виктор Клименко Вк
Проводы.

В СССР служба в вооружённых силах, являлась почётной обязанностью и долгом, каждого гражданина, не зависимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения. В то время бытовало мнение, кто не служил, тот - не мужик. Белобилетниками были единицы. Вспомните фильм «Максим Перепелица», там главного героя, на торжественном мероприятии колхоза, хотели лишить почетной обязанности, службы в армии, за его шалости. В этом конечно, просматривается пропаганда той политики, с точки зрения нашего времени. Но, я вас уверяю, так было на самом деле. Существовали исключения для людей с физическими недостатками, психическими отклонениями. Также не брали на службу, молодых отцов, имеющих двое и более детей, тех, кто являлся единственным кормильцем у родителя-инвалида т.д. Но, как я писал выше, это малая часть процента. Откупиться было не возможно, за уклонения была уголовная ответственность.
В Вооружённых силах, было множество родоввойск, куда призывали не сильно физически развитых, не очень образованных, но, вменяемых, трудоспособных молодых людей призывного возраста. Это в первую очередь, инженерно-строительные войска, «Стройбат», «Чайники», последних называли из-за эмблем в петлицах, похожие на чайник. Выходцы из Средней Азии, служили в основном во Внутренних войсках, это охрана тюрем, зон. Были льготные категории, спортсмены, артисты, дети высокопоставленных чиновников, служба по охране и обслуживанию государственных дач, министерств и т.д. Тем не менее, многие проходили карантин, курс молодого бойца, до присяги, на общих основаниях.
Проводы призывника в армию, были торжественным мероприятием, праздником и событием, с которым могла сравниться только свадьба. Проводы делили жизнь парня, жирной чертой на две половины, до армии и после. Это два совершенно разных периода жизни мужчины, до того ты был пацан, а потом мужик.
Я пошёл не со своим призывом, мне дали отсрочку на полгода, для окончании учёбы и получения диплома. Двадцать шестого апреля диплом, а седьмого мая прибыть с вещами. И я за этот отрезок времени, должен был нагуляться, на все два года службы, впрок. Но, как всегда, всё время ушло на помощь родителям, в организации банкета в мою честь.
Для родителей проводы сына в армию, это дело чести, проявление любви и экзамен благосостояния перед обществом. Что даст повод для обсуждения, не на один год.
Приглашены были все многочисленные родственники, хотя Донбасс не Кавказ, сослуживцы родителей, руководство, соседи, кумовья, знакомые, нужные люди, друзья будущего солдата, однокашники по учёбе.
Жили мы в частном доме с большим двором, который был накрыт брезентовым тэном, столы взятые у соседа, которые бы-ли дежурными на всех уличных мероприятиях, были установлены буквой т.
С продуктами проблем не было, мама работала в гастрономе, поэтому, деликатесы и вкусности, украсили и до того богатый стол, который ломился от изобилия мяса, рыбы, овощей, солений. В прохладном погребе в огромном количестве минеральная вода, ситро, домашний квас, сок, и домашний, сваренный компот. А на полу, в погребке, возле бочек, с оставшимися после зимы солений, стоял спецзаказ, пятидесятилитровый деревянный бочонок пива. Тару, то есть бочонок, нужно было вернуть на пивзавод, после употребления содержимого. Вино было в ограниченном количестве, для женщин, стариков и некоторых любителей попробовать всё. Главным продуктом торжества, была конечно-же водка. Это тоже был особый спецзаказ. Моя крёстная мать, тётя Надя, работала на Луганском ликёро-водочном заводе, начальником цеха готовой продукции.  В те годы, продукция Луганского завода была одной из лучшей в Украине, да и в Союзе. А чём говорили медали и дипломы, грамоты, которые были завоёваны за свою продукцию этим предприятием. Завод выпускал большой ассорти-мент продукции, разного качества, крепости и цены. Но, тара, то есть бутылки имели два, три вида. Поэтому в бутылки, с наклейками дешёвой настойки, под контролем моей крёстной, была залита отборная, элитная водка, которая шла только на экспорт. Ящики были помечены,
и оплатив по накладной дешёвую настойку, на моих проводах в армию, стоял продукт высшего качества, после употребления которого, конечно в умеренных количествах, почти не бывает неприятных последствий. Усевшись за стол, гости внимательно изучали ассортимент угощений, один из торговых коллег моей мамы, ехидно заметил:
- Ты что Шура, на водке я вижу сэкономила?
- А вы налейте и попробуйте, а я посмотрю, разбираетесь вы в водке или нет.
Гордо и уверенно, ответила мама, на замечание гостя.
Так как среди присутствующих, были опытные торговые работники, да и просто люди знакомые с культурой пития водки, после первой рюмки, в адрес моей мамы посыпались комплименты. А гость, задавший неуместный вопрос, выразил свои извинения, за голословные замечания. Мама весело ответила гостям на комплименты:
- Для вас старались, гости дорогие. Наливайте, кушайте, чтобы служба у сыночка была лёгкой.
Весь день и вечер, выслушивал я тосты и наставления от присутствующих. Сосед принёс баян, и уже захмелевшая компания устроила танцы, и пения народных застольных песен. Молодёжь ритмично дергалась под песни Тухманова, Антонова, ита-льянскую эстраду, не обошлось и без Пугачёвой. Только месяц назад, на получение диплома, мне родители на базе, за магарыч, купили стерео магнитофон Юпитер-203, с колонками. Это была последняя новая модель, такой аппарат среди моих знакомых, на тот момент, был только у меня.
Так как любимой девушки, в это время у меня не было, ночь я провёл с малознакомой, перезревшей, двадцатипятилетней, безотказной Машей. Благо она оказалось не страстной, скорее фригидной, поэтому я выспался. Утром меня разбудил шум, прибыла весёлая компания друзей, вчерашних гостей, на завтрак. Завтрак был ранним, с горячим супом и холодными закусками из холодильника, холодным пивом из бочонка. Кое кто просидел всю ночь, моментами засыпая, прямо на лавке, у стола. Компания сократилась втрое, после сытного завтрака, переодевшись, с рюкзачком на спине, я возглавил торжественную процессию, по дороге в военкомат. Пункт сбора находился, примерно в километре от дома. Баянист разбудил своей игрой спящих, шумная толпа, угощала по дороге водкой всех, кто этого хотел. На нашем пути, был продуктовый магазин, который был сборным пунктом, для всех нуждающихся в опохмеле. Так как, он открывался в семь часов утра, это было место сбора отпускников, тунеядцев, людей которые, заходили сюда перед началом рабочего дня. В народе, это место называли «Планёрка». Когда весь этот контингент, увидел весёлые проводы с баяном, на лицах этих людей загорелись глаза, как у людей, нашедших клад.  В миг, в мой адрес, посыпались напутствия и пожелания, за что всем наливалась водка и предлагались бутерброды. В моём рюкзаке появились подарки, обереги, которые представляли собой, зажигалки, монетки, счастливые карманные расчески, канцелярский ножик, точилку для карандашей, ключик восемь на десять и т.д. Подходя к военкомату, моя компания провожающих, обросла новыми неизвестными членами, которые усердно пили и закусывали,
за здоровье и успешную службу, будущего защитника отечества.
Площадь перед сборным пунктом, мне напомнила картину Сурикова «Утро стрелецкой казни». Вся разница, лишь в том, что на картине семьи провожают своих мужей, сыновей на казнь, со слезами и печалью. А здесь, как цыганский
праздник, с музыкой и танцами, хотя есть и слёзы. Трезвыми были только водители автобусов, которые, должны нас отвез-ти в областной военкомат. По приезду нас построили, распределили по командам, потом, нас передали «Покупателям», так называли представителей воинских частей, куда мы ехали, для прохождения службы.
Перед отправкой на вокзал, я увидел одного ублюдка, с которым учился в одной группе. Даже имя его, брезгую называть - гнида.
После получения дипломов наша группа по традиции, перед распределением, решила отметить это событие в ресторане. Этот тип, который и раньше вызывал подозрение в нечистоплотности, вызвался организовать это торжество.
Все собранные деньги, передали ему. В середине банкета, он исчез, оплатив только первый заказ, половину. Мы конечно, сложились с парнями и продолжили праздник, так, чтобы девчонки наши не догадались, зачем из-за одного ублюдка портить праздник. Мы пытались его найти и наказать, но, он прятался, а времени оставалось до армии неделя, не до него. А он этим воспользовался, такая вот мразь. Увидев его, я успел только, сказать одному парню из его команды, что собой представляет этот будущий боец. Попади он в мою команду, мне кажется, он бы выпал пьяный из вагона. Больше я о нём не слышал, надеюсь жизнь его наказала.
После погрузки в пассажирский вагон, мы ехали очень весело, с комфортом, продолжая в пути праздновать. Появились новые знакомые, друзья. На утро, сильно уставшие, будущие воины, с сумками и рюкзаками, в которых ещё теплились домашние пирожки, вывалились из вагонов на перрон, надпись на станции под Киевом гласила - «Буча».
И как говорит ведущий, популярной передачи, Леонид Каневский: - Впрочем, это уже, совсем другая история.