Быть тренером... Часть 44

Оля Сома
*** что-то новенькое ***

- Что происходит? Почему все так оживились?

- Соревнования.

- Ну и?..

- Набираем команду для подготовки к первенству и чемпионату России.

Сангер сказал это быстро скороговоркой и растворился в воздухе... а в зале послышался его привычно громкий голос.

Я стояла осознавая происходящее медленно снимая ботинки. Еще пол часа назад в автобусе гадала что же встретит меня сегодня в клубе. Предположения было много - поход, дискотека, встреча со старыми друзьями которые иногда заходили в клуб... Но первенство России!.. Это уже серьёзный уровень, ответственная подготовка... Наверное он шутит. Да, решил пошутить надо мной и посмотреть на реакцию. Вот ведь... опять ему скучно похоже.

Решив не верить сразу в услышанное занялась обычными делами - переоделась и побежала на занятие.

Тренировка старшей группы прошла в плановом режиме и ничего особенного мной замечено не было. Он точно пошутил.

Занятие группы взрослых вообще сегодня мало напоминало физические нагрузки и больше походило на психологический тренинг. Кого он готовит к соревнованиям? Эх... вот зачем так обнадеживать? А я и поверила.

Когда последняя группа расходилась по домам в клуб пришли несколько ребят из нашей "старой гвардии", быстро переоделись и молча направились в зал, откуда почти сразу послышались звуки ударов.

Папуля заметил мой удивленный взгляд и ответил -

- Что? Я ж тебе сказал - готовимся к чемпионату России.

- Ночью? Они готовятся ночью? 

- Когда им удобно тогда и встречаемся и готовимся. Сегодня с 10 вечера. И это не ночь.

Вспомнилось что в этом городе понятие "ночь" не такое как во всех нормальных городах. Всплыли воспоминания о записи музыки для выступлений до 3 часов утра... вспомнились ночные "посвящения" с возвращением в город уже утром... Нет, этот город никогда не спит. Сумасшедшие.

Не то чтобы точно хотела готовиться ехать туда, где скорее всего побьют и не слабо... Ноги сами привели в зал. Ну... больше из интереса посмотреть на эти самые тренировки. Еще никогда не видела как готовятся к соревнованиям подобного уровня.

И практически сразу стало понятно почему на это согласились всего несколько человек.

Вся тренировка была направлена только на отработку техники. Силы ударов, скорости перемещений, выносливости. Минут через десять после начала все уже вытирали пот. На передышку между заданиями Сангер давал всего тридцать секунд. За это время боец должен успеть восстановить дыхание и сосредоточиться на новой цели.

Усталость и боль?.. о них вообще не было разговоров. Это не обсуждалось как ненужная информация.

Упал?.. пять секунд тебе чтобы встать и продолжить то что делал.

Попить воды?.. Ребята, это новая шизоидная мода таскать с собой воду в спортзалы! Мы пили воду после тренировки, и то немного чтобы не было теплового удара от перегрева... кстати для этого лучше умыться а не пить.
По воспоминаниям из детства, из спортивной школы, нам вообще запрещали пить воду и на тренировке и сразу после неё! Представьте, занятия с 7 утра, заканчивались в 12. И только тогда по пути домой нам разрешалось... съесть одно яблоко чтобы не хотелось пить. Воду мы пили уже дома не раньше чем в 12:30. И представьте себе, во всей огромной спортшколе за все эти годы без воды по 5-6 часов и с хорошими спортивными нагрузками НИКТО НЕ УМЕР и на здоровье это никак не сказалось. Это просто привычка - пить воду во время занятий. Обычная привычка ничем не подкрепленная, кроме как мифами продавцов воды и спортивных бутылок. И как ни странно от нее очень быстро можно отказаться. Через месяц занятий без "фитнес сосок" вы уже не будете испытывать желание выпить воды каждую свободную минуту. Раньше к этому просто не приучали.

Продолжим... Синяки или ссадины на этих занятиях не учитывались как повод отдохнуть или что-то не делать. Они - побочный эффект упражнений, а значит всё по плану.

И вот еще... Впервые я увидела Сангера таким. Внутри него как будто проснулся зверь. Он готов был сам порвать и грушу и макивару и раскидать всех на ковре. Видеть в таком состоянии человека весящего сто килограмм... довольно внушительное зрелище. Азарт и цель - вот две составляющих локомотива который уже не остановить и не повернуть.

Всё первое занятие этой группы любовалась процессом. Настолько бешеный темп и азарт царили в это время там. Казалось сам воздух пропитался энергией и желанием победить.

В каком смысле "А вдруг проиграют, и что тогда?" Слова "проиграть" вообще там не было. Его не должно быть. Если занимаешься с такими мыслями, будь уверен - проиграешь. В голове должна быть только одна цель - ...

Да вот опять не угадали. Что значит "Выиграть"? Выигрывают в шахматы. А у нас дрались. В современном мире это называется словами "спортивный бой", но что творилось тогда на ринге иногда трудно было назвать этим чудным словосочетанием. Мы дрались. Так вот. В голове должна быть только одна цель - побить соперника и пропустить как можно меньше ударов.

Не всегда получалось честно. Зато всегда от души, без подтекста.

Иногда смотрю на наставления тренеров в перерывах между раундами, слышу: "Не срывайся, он специально выводит тебя из равновесия, хочет тебя разозлить"... И понимаю что стратегии боя уже совсем другие.

Наш тренер обычно орал - "Бей его! Он тебя чуть не убил только что! Уходи от удара и контратаку в голову! Разозлись уже наконец!

Вот. Разозлиться сразу и с таким настроем идти в бой получалось не у всех. Но кто умел это делать, обычно выигрывали бои сразу с первой же серией атаки выносили противника в нокаут.

Но только не я. Мне вообще всегда было жалко бить девчонок. А по правилам соревнования могла выйти на ринг только с ними. Поэтому почти каждый бой начинался одинаково - мы осторожно изучали друг друга и я ждала первый удар. Но как только я его пропускала... адреналин попадал в кровь и тут уже было не важно кто передо мной стоит, трындец наступал всем без разбора пола.

Не представляю как бы я выжила с наставлениями типа "Держи себя в руках". Да и бог с ним. Сейчас о том что было...

Это занятие шло час. Всего час. Но этого времени Сангеру хватило чтобы "укатать" до тошноты несколько здоровых взрослых и не слабых парней.

Когда они довольные медленно выползали из зала в направлении раздевалки, папуля вдруг обратился ко мне -

- Ну что? Будешь в нашей команде?

Вдруг подумалось что я не выдержу всего того что только что происходило. Но чёртик в моей голове радостно бегал и кричал - Соревнования! Там же будет много участников! Тебе точно найдется пара! Соглашайся!!!

Дурной он у меня конечно. Но с возрастом у человека растет не только нога, увеличивая размер обуви... Стабильно растет и чувство самосохранения. И вот сейчас глядя в кружку с чаем я погрузилась в свой внутренний мир и наблюдала как Чёртик бьётся о стену чувства самосохранения. Забавно. Стабильность стены радовала. Ведь еще год назад Чёртику удавалось легко её проломить, уронить или перепрыгнуть. А сейчас вот нет.

Сангер понял, что мой подростковый максимализм уже в прошлом, и данное решение для меня сейчас представляется серьёзным.

- Ладно, завтра ответишь. Мне домой пора.

Входная железная дверь с привычным скрипом закрылась, ключ щелкнул в замке. Мир и спокойствие разлились по этому неспокойному клубу. Долго сидела в звенящей тишине вдруг свалившейся. Минут пять. Куда еще дольше?!

В зале привычно зажгла свет. Наступило моё время. Мои тренировки. 

Что они там сегодня отрабатывали на груше? Маваши? Ну ладно... попробуем...

Вспоминая нагрузки, интервалы и силу выполнения, пыталась повторить хотя бы приблизительно.

Под ударами Сангера большая сто килограммовая груша прогибалась до угла почти в девяносто градусов. Парни били конечно слабее, но... мои удары эту грушу явно не впечатляли. Она издевательски ровно висела и грустно покачивалась время от времени. Да, конечно, хлопки от ударов были. И если бы они попали по голове кому угодно, это довольно сильный удар, но не нокаут. А нужен он.

Вздохнув начала анализировать какие мышцы надо подкачать для этого удара. Еще какое-то время вспоминала и делала подходящие упражнения. Потом еще что-то там повторяла из увиденного час назад. Хотелось ли мне на эти соревнования? Безумно. Но смогу ли подготовиться?

Еще пару ночей занималась сама, пытаясь понять пределы своей выносливости в данное время. Наивны люди полагающие, что если человек мог что-то сделать год назад, может этого добиться снова и сейчас. Фигушки.

Так много условностей, изменений и мотиваторов проносятся с годами. Так сильно мы меняемся даже за год не всегда замечая этого.

Наверное самым важным для начала любого пути - это найти ту самую "кнопочку" отвечающую за азарт. Желания мало, поверьте. С желанием можно только танцевать на дискотеке или складывать оригами. А чтобы драться и побеждать нужен азарт. Чтобы побеждать нужен азарт. Сомневаетесь? Посмотрите в глаза спортсмена перед стартом... он может быть в какой угодно форме - сильнее или слабее своих соперников, но... если в его глазах вы прочитаете готовность ко всему, готовность оставить здесь и сейчас все силы чтобы добиться лучшего результата... он точно не проиграет.

Соревновательный процесс - это нервы. И у кого они крепче - тот победит. Возможно не сразу, но в итоге да. Умиляют тренера и родители успокаивающие такими словами - "Главное не победа, а участие" или "Ты уже попал на эти соревнования, а это уже круто." Они не понимают что просто льют воду в огонь желания победить.

Да, конечно, это переживания. Да, дети и даже взрослые от нервного напряжения могут даже плакать... но... их эмоции помогут им победить. И не нужно отговаривать их от победы и заставлять смириться с просто участием. Тупиковый путь.

Хотите помочь? Помогите собраться и настроиться на победу. "Ты всё знаешь, ты всё делал много раз и у тебя получалось. Ты можешь сделать это круто! Соберись, настройся, иди и делай!" - и всё это спокойным тоном уверенно и бескомпромиссно. И неважно что мы в это время сами можем сомневаться в своих словах. Не наши чувства сейчас важны. Важно помочь человеку справиться с собой, сконцентрировать всю энергию на победе.
А не эти мамины сопли - "Я тебя и так люблю". Их расскажете когда он проиграет. А до выступления - никакой сентиментальности. До выхода на старт он не ребенок, не сын, не муж, не ваш воспитанник которого вы знаете с 4 лет. Он - боец.

О... прямо слышу чьи-то мысли в ответ - "Нужно беречь нервы! Нервные клетки не восстанавливаются!"

Ох уж мне эти психологи - любители ))) Кто вам сказал что спорт это гуманное мероприятие?! Нет! Гуманна физкультура и оздоровительная гимнастика, но никак не спорт!

Спорт это травмы, боль, стресс. Это другое питание, недосып, это строгое ограничение себя почти во всём. Спорт это сплошная школа выживания. Но те кто проходят через неё становятся выносливее и стрессоустойчивее во всём.

"Он вчера не выспался, поэтому сегодня мы решили пусть поспит и не ходит на тренировку..."

"А вчера у дедушки был день рождения и мы не пришли на занятие, зато ребенок ел всё что не прибито гвоздями к столу..."

"Но у нас был выпускной из 4 класса, поэтому ваши городские соревнования (к которым тренер активно вел ребенка целый год!!!) мы пропустим, ведь выпускной жеж всё таки..."

"Ну я устала... и мама говорит если не хочу больше заниматься, то и не надо..." А вот тренер пол года каждый день готовил ребенка на индивидуальных занятиях... абсолютно бесплатно, на собственном энтузиазме, забирая это время у своих собственных детей! Потому что спортсменка перспективная, сильная, талантливая и может всё!

В таких случаях хочется посмотреть в глаза таким мамашам... нет, слов обычно не подобрать в таких случаях, просто посмотреть на них и запомнить, что с такими больше не стоит общаться. Забыть и идти на следующее занятие к другим детям.

Да, от родителей многое зависит. И жаль что не все понимают куда они ведут своих детей. И жаль что не всем тренер может это объяснить. И жаль если ребенок золото, а родители... (тут цензура не пропустит слов, поэтому - пииииииии...).

А насчет "нервные клетки не восстанавливаются"... ребят, ну эта фраза из прошлого века, когда один сказал и все тупо поверили... красивая жеж фраза. Сейчас есть интернет, поинтересуйтесь, они восстанавливаются.

Зал. Ночь.
Бью грушу, копаюсь в подсознании, ищу "кнопку" азарта. Со временем понимаю, что эта кнопка давно нажата. И на ней пляшет Чёртик. Но... я сама строю дамбу, сдерживающую этот шквал.
В шестнадцать лет мне бы и в голову не пришло это делать. Но сейчас в организме активно развиваются логика, чувство самосохранения и... рассчет? Как назвать это? Планирование жизни?
Короче, зависла на вопросе - зачем мне это надо.

Мысли заняли долгое время, не выспалась. Конечно это заметил Сангер на утренней тренировке. Не так... после утренней тренировки. Обычно утром он начинает занятие сам будучи в полу-сне, поэтому что-либо заметить не очень может. Просыпается к середине и начинает оживать, радуясь жизни. И очень удивился обнаружив меня не проснувшейся к этому времени.

- Чего не спалось ночью? Опять о мальчиках думаешь?

- Ага...

Думала я конечно о мальчиках... которые вчера на последней тренировки разносили в щепки снаряды и спарринговали как в последний раз...

- Надеюсь они не из клуба...

- Почему? Как раз из клуба.

- Доча!..

- Ой, пап, отстань. Про тренировку вчерашнюю думаю. Вот вроде и хочется на соревнования, и уже чувствую что смогу успеть подготовиться, но...

Посмотрела ему в глаза чтобы понять искренне ответит или нет -

- ... зачем мне это?..

- Если сомневаешься, то точно не надо.

- Хочу...

- Хочешь - делай. Не хочешь - не делай.

- У тебя всё так просто.

- В жизни вообще всё просто. На самом деле нет ничего по-настоящему важного. Делай что хочешь, и будь что будет.

Улыбнулась. Уже не раз слышала эту фразу от него. Эту надпись он сделал на кожаных ножнах походного охотничьего ножа, подаренного мне несколько лет назад. Тогда я восприняла это как веселую шутку. Сейчас приходит понимание - не шутка это.

И вдруг я осознала что со мной происходит. Нелепо. Только не со мной. Но оно происходит...

- Хочу, но похоже... боюсь. Поддержи меня, скажи зачем мне всё это. Я подготовлюсь, поеду и сделаю что надо, но какой мотив? Перевесит ли он этот нелепый страх самосохранения?

- Что за ерунда у тебя в голове?! Ты вообще тренером собираешься стать или нет? Если да, то это очередная ступенька, которая поможет тебе идти к цели. Очень важная ступенька. Вот и решай.

- Быть тренером?.. конечно. Другое мне и в голову не приходило. Конечно.

- Так чего мне морочишь голову? Иди и делай! Ждать тебя сегодня вечером на тренировку?..

- Да. Приду.

Он убежал по делам, хлопнула железная дверь тишина и запах кофе перемешанный с запахом боксерских перчаток...

Да, однозначно я буду готовиться и участвовать.

Как у него это получилось? За пять минут он собрал хаос моих мыслей, нашел нужное, встряхнут и упорядочил всё вокруг. И стало так легко, прозрачно и понятно. Всё-таки иногда человеку нужен тренер чтобы задать правильные вопросы и помочь разобраться в себе.


*** подготовка ***

Надо ли рассказывать, что быть постоянно на пике спортивной формы невозможно... Поэтому последнее время мы занимались больше для души, технически совершенствуясь и не особенно утомляя себя силовыми упражнениями. Не то чтобы совсем мы были слабы, сто отжимание никто не отменял... но этого не достаточно чтобы драться с лучшими спортсменами страны. Поэтому...

Поэтому начался новый этап восстановления и подготовки. Уже не с "нуля", но подниматься нужно было на следующую ступень своих возможностей. И такой я еще не была ни разу.

Заставлять заниматься было не нужно. Слишком отчетлива была дата на календаре и отсчет дней стремительно приближался к ней. Через пару недель занятий поняла что не справляюсь со скоростью и силой ударов. Моя форма опять не устраивала меня. Ведь в мечтах мелькали кадры с Брюсом Ли. И то, что это самый скоростной боец в мире нисколько не успокаивало меня. Я понимала насколько быстрыми могут быть удары. А если один человек смог это сделать, то и я тоже буду стремиться к этому.

Назвать в тот момент меня его фанаткой наверное нельзя. Не сильно интересовало какую одежду он носил, что ел и кто была его жена... Интерес был только к его возможностям. Как он тренировался уже примерно представляла. В этом помогли прочитанные о нем книги и год занятий джиткундо еще в школе. Собственно эти навыки и выручали всегда на соревнованиях. Брюс плохого не придумает!

Отдохнув пол часа после общей тренировки, как обычно шла в зал и вспоминала упражнения с тех далеких занятий. И еще как минимум час проводила уматывая себя отработкой скорости.

Ой сейчас посыплются комментарии молодых "опытных и всезнающих" тренеров, начитавшихся спортивной литературы...))) Да, тренировала скорость, да после силывых и уставшая, да ночью после напряженного дня, да не высыпалась и не могла полностью восстановиться. Молодцы какие. По книжкам учили правильно. Но ваши книжки не учитывают одного - если Оля Сома чего-то хочет, она это получит. И мои навыки скоростных ударов и перемещений неизменно росли.

Запомните, двадцатилетние всезнайки - если человек чего-то очень хочет добиться - он это сделает. Пусть дольше, пусть труднее, пусть с большими энергозатратами и нервами... НО - если очень хочется, то всё достижимо. Несмотря на все ваши расчеты и "это невозможно" и "так не тренируются" и "не рационально". Пофиг.

В подобных случаях всегда вспоминается золотое правило нашей учительницы математики: "Для бешеной собаки семь вёрст - не крюк!" Идти к цели любыми путями, пусть даже не самыми рациональными.

Хочу, умею, буду!
И всё получается.

В то время меня не могли остановить методики, рекомендации и угрозы. Была цель, был адреналин, было одобрение и моральная поддержка тренера. Было время... ах да...

Времени всегда не хватало, поэтому пришлось применить ценный навык "финт хвостом" из школьной юности.

Когда до поездки на чемпионат оставался месяц, обратилась в поликлинику за больничным. Конечно у меня ничего не болело... В смысле болело всё, но это от тренировок. В смысле простуды ничего не болело. Но применив в нужном порядке необходимые подручные препараты (дабы вызвать кратковременный насморк, температуру и покраснение горла), с легкостью получила этот самый больничный лист. Хотя написав "с легкостью" конечно погорячилась.

Для начала пришлось найти взрослую поликлинику к которой теперь относилась по прописке. С момента прощания со школой впервые за несколько лет обратилась туда. Потом пришлось вернуться в детскую поликлинику и забрать оттуда карту. Потом меня долго оформляли в регистратуре, потом искала кабинет участкового. После знакомства с ней она долго удивлялась что я так долго не болела и не обращалась в поликлинику. И конечно уже потом больничный был без труда получен. Видимо по логике врачей если долго не болеешь, а потом приходишь, то ты уж точно болен. Даже проверять не нужно. Чудная логика. Своевременная.

Больничный был взят как раз на время командировки нашей цирковой группы, а больше и не надо. И теперь у меня целый месяц свободы чтобы подготовиться к соревнованиям!

В этот месяц я не приезжала домой совсем. Жила в зале. Лишь изредка выходила в город прогуляться и сменить обстановку. Изредка потому что днем обычно тоже спала. Не знаю стоит ли рассказывать подробности, они не очень интересные... занятие, сон, занятие, занятие, занятие, сон, спарринги, борьба, ударная техника, спарринги, сон, офп, спарринги...
Иногда ела правда. Но "подгоняя" вес к нужной весовой категории первые две недели жила на аптечной глюкозе... пока не заметил тренер.

Выслушав лекцию о том что я убиваю своё сердце и желудок, кивнула и сразу легла спать. Проснулась от толчка в бок. Сангер стоял в куртке с аптечным пакетом.

Высыпав содержимое на стол кивнул -

- Умеешь?

Две упаковки ампул и патронтаж одноразовых шприцев. Может зря проснулась... не люблю когда в меня иголки втыкают.

- Что это? Всё так плохо?

- Умеешь себе уколы делать?

Покачала головой. Нет конечно, в школе нас этому не учили... в садике тоже. Откуда?!   

- Понятно. Ложись.

- Что это? Зачем?

- Витамины. Так теперь будешь их принимать. Там дозы нормальные.

- А можно не надо?.. я витаминки и так съесть могу...

Протест принят не был. Хотя и звучал не очень убедительно и вяло... ибо заранее понималось что бесполезно. Ежели Сангер что-то решил, так и сделает.

- Учись сама себе ставить уколы...

Он протер руки спиртовой салфеткой и набирал из ампулы жидкость в шприц. Я смотрела на иглу и думала, что ко всем мышечным болям вот только этого мне еще не хватает сейчас для счастья...

- Куда колоть будем?

- А куда надо?

- В мышцу. Любую. Выбирай.

Закрыла глаза и начала "слушать" своё тело. Болело всё, но с разной силой. Последние несколько дней больше уделяла внимания технике ног, поэтому всё что ниже пояса однозначно нет. Руки по плану сегодня ночью...

- Левое плечо.

Второй раз повторять не пришлось, шприц уже воткнулся в плечо и витамины начали штурм моего уставшего тела.

- Тебя кто научил уколы ставить?

- В армии. На полевых учениях.

- Зачем?

- На случай если обезболивающее при травме колоть придется.

- И себе можешь?

- Конечно...

Последний вопрос был задан зря, он уже закатывал себе рукав и готовил второй шприц.

- Что? Решил что мне витамины тоже будут не лишние. Уматываюсь с вами, сил никаких уже...

Без эмоций он привычным движением с размаху воткнут иглу себе в плечо и медленно выжимал поршень.

- Ну вот... убери остальное в шкаф. Одна упаковка тебе, другая мне.

Так и жили.

Дни тянулись медленно, от слова "тренировка" уже начинало подташнивать. Навыки улучшались не смотря ни на что ))) К нашей группе решила присоединиться еще одна девочка. Хорошо.

Правда позже выяснилось, что вставать со мной на отработку и в спарринг она не собирается. Продолжала бить парней. Ужасно не интересное занятие. Все они выше, больше весят... надежда была только на скорость ударов, быстроту контратак, технику ног. Никакие броски не получались... естественно у меня. У них да.

На любых соревнованиях разница весовых категорий 4-5 килограмм. А у нас разница была минимум 20 ! Это 4-5 весовых категорий. И хорошо что они это понимали и могли контролировать свои удары. Убивало в этом процессе одно - полноценного боя не было и не будет до дня соревнований. А значит непонятно на каком уровне подготовка. Ощущение подвешенности и неуверенности.

Нет, оно конечно огорчало, но не останавливало. "Перестраховываясь" занималась еще больше. Теперь уже и у меня груша прогибалась и летала из стороны в сторону. Серии атак практически прижимали её к стене. Нокаут - вот реальная стратегия. И нужно быть готовой провести такую серию и в первом, и во втором, и в третьем раунде... как представится возможность. А значит выносливость должна быть велика. Работаем.

Видя мои тренировки на груше девочка всё больше была уверена что не хочет со мной вставать в спарринг. Думаю она права. В азарте могла не сдержаться и налететь как на грушу. Хорошо что она оказалась умной. 

*** скоро ***

Соревнования через неделю. Пора покупать билеты в Москву. И... выяснилось что спонсоров не нашли. Это был неприятный сюрприз... С моей зарплатой и отсутствием подработок в последний месяц (всё время было отдано подготовке) оплатить билеты и гостиницу было не реально...

Последние несколько дней тренер почти не появлялся в клубе, он искал спонсоров... В результате вопрос с проживанием был решен. Но где взять деньги на билеты?

Это сейчас вы катаетесь в гости по несколько раз в году на поезде, летаете на самолетах в отпуск за границу и живете в отелях... В начале двухтысячных лишь единицы могли себе позволить такой отпуск. А чтобы купить билеты на поезд нужно было откладывать заранее. А вот заранее никто не сказал...

Билет до Москвы равнялся моей месячной зарплате чтоб вы понимали. Такие вот цены были... Ну и зарплаты... А еще нужно обратно. И потом жить на что-то когда вернемся обратно...

У родственников таких денег не оказалось. У мамы денег никогда не было. Для бабушки это огромная сумма, с пенсии откладывать долго нужно.

Была надежда на отца. К нему и отправилась.

Он как обычно только приехал с вахты и пребывал в традиционном запое. Судя по "батарее" стеклотары на его кухне запой приближался к кульминации и денег у него еще вполне себе достаточно. Но случилось непредвиденное.

Шла к нему в полной уверенности, что порадуется за меня и поможет. Но...

- Зачем тебе это нужно?

- Что значит "зачем"??? Это соревнования! Я к ним давно готовлюсь.

- Ты работаешь в цирке, зачем тебе нужно ехать драться?

- Да как "зачем"??? Ты разве не понимаешь? Затем же зачем и ты боролся!

- Я пацаном был, а ты девочка.

- Не сходи с ума! Я занимаюсь этим несколько лет! Не помню чтобы после очередного участия в соревнованиях ты говорил мне что не тем занимаюсь!

- Так это наши городские соревнования...

- И в нашем городе, и в другом городе где сейчас мой клуб... и саньда и рукопашный бой... все соревнования были мои! Я дважды выиграла первенство и чемпионат области! И я там не танцевала знаешь ли. Я дралась.

- Не, на первенство России тебе не надо, там труднее намного.

- Да неужели? Еще раз говорю, я готовилась. И не одна, а с командой. И я готова!

- Ну допустим...

- Мне нужны деньги на билеты в Москву.

- Вас разве не командой везут? Нас везде возили командой. И мы сами билеты не покупали.

- Когда? при Брежневе? Так в то время спортшколы финансировали и билеты на поезд не были такими заоблачно дорогими. Вы и за границу ездили на соревнования, тоже за вас платили. Сейчас другое время.

- Ну если твоему тренеру не надо чтобы ты ехала, он и не нашел денег. Нашему надо было, он находил.

- Не так просто сейчас найти деньги чтобы вывезти команду на соревнования! Если даже родной отец "зажал" эту сумму на билеты! Как он должен уговаривать посторонних людей дать нам деньги?!

- А сама почему не заработаешь?

- Так если бы раньше сказали, я бы копила на билеты. Мы узнали о поездке всего за два месяца. Уже нет возможности.

- Ну значит не судьба...

- Ты что говоришь! Тебя в своё время возили бесплатно по всем соревнованиям! По многим городам! Неужели ты не помнишь как настраиваются и готовятся к таким поездкам? Там график тренировок расписан по часам и минутам, питание, нагрузки, сон - график жизни расписан без выходных и отдыха!!! Неужели ты не понимаешь меня? 

- Так я был пацан. Парням это надо. А ты девчонка. Не... денег на поездку не дам.

- Послушай... Я уже месяц живу в спортзале и готовлюсь как ненормальная. Я еду за победой. Не за участием. Мне это надо!

Он смотрел на меня через пелену сознания. Всё отлично понимал, но... вероятно просто пожалел денег. Похоже сопоставлял два билета на поезд и три ящика водки. Водка побеждала с большим преимуществом.

Я говорила ему что-то еще, пыталась доказать, но... нет.

По пути в клуб не знала как сообщить Сангеру что мой родной отец, многократный чемпион по борьбе, имея в кармане достаточно денег решил что на водку их потратить лучше чем дать возможность дочери чего-то добиться в жизни. А еще я думала о том, что водка превращает спортсменов в зависимое фуфло. Даже самых хороших. Даже из сборной. Даже для своих родных... Фуфло.

Сложно описать то состояние. У меня одним махом пропало всё. Ни цели, ни желаний, ни планов.

В итоге поехать смогли не все. Но те кто смог вернулись с медалями. И даже та девочка из нашей команды, что даже в спарринг со мной боялась вставать. Она привезла медаль. И... мы были с ней в одной весовой категории...

После их возвращения я осознала, что могла взять первое место на чемпионате России. Но мой отец не захотел.

Обстоятельства конечно подвели, знать бы раньше, всё могло произойти. Но так случилось, всё внезапно. И он предал меня, мою мечту.

Да... месяц я пыталась с этим смириться. Находясь в вакууме собственных чувств. Понимала, что родители не помогали раньше, не помогут и потом. Не беда, пора к этому привыкнуть и смириться. При всей физической силе и способностях в этом мире нужны еще деньги. И у кого они есть - тот может выбирать куда идти, чем заниматься и к чему стремиться.

Тренировки в клубе продолжались в старом "лайт" режиме. Они успокаивали и занимали время. Веселые игры и спарринги отвлекали от настоящей проблемы. Но ночью она повисала надо мной снова и снова.

Первый месяц Сангер даже не вмешивался в мою внутреннюю войну, понимая что "под танки" лезть не нужно. И лишь спустя время я с ним заговорила -

- У меня больше нет цели. Нет мечты. Я сделала всё что от меня зависело и даже больше. Почему всё так?

- Не переживай, через год снова будут соревнования. Копи на билеты, поедем если хочешь.

- Нет. Больше не хочу. Перегорело. Так готовиться я уже точно не смогу. А если хуже, то и ездить не стоит. Если не быть готовой ко всему, не разносить грушу в клочья атакой, то и... кому это надо тогда. Или всё или ничего. 

- Ну смотри, время покажет.

Кивнула. Наверное ему лучше знать. В том состоянии мало что могла адекватно оценить, и тем более строить планы.

Сделала что могла. И будь что будет.

***